КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объекты религиозного паломничесвта 1 страница
Один из самых интересыъ моностырских комплексов расположен на островах Валаамского архипелага. Этот архипелаг находится в северо-западной части Ладожского озера, на территории Карелии. Состоит из о.Валаам (28 кв. км) и свыше 50 мелких островов. Общая площадь 36 кв. км. Берега шхерные, сильно изрезанные. Они сложены гранитами и диабазами, высоты достигают 70 м. Большая часть островов покрыта хвойными лесами. На острове Валаам есть поселок городского типа Валаам. С XII в. острова принадлежали Новгороду. Ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря был основан здесь в XIV в. В начале XVII в. монастырь заняли шведы, он был возвращен в состав России в ходе Северной войны в начале XVIII в. В 1918 г. архипелаг был захвачен белофиннами и в 1940 г. возвращен СССР. С 1979 г. здесь работает историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Действующий мужской монастырь - один из главных центров религиозного паломничесвта на Северо-Западе. Сохранились: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская церковь с трапезной, кельи, гостиница XIX в. Соловецкий архипелаг- знаменитые острова Русского Севера, являющиеся центром религиозного и светского паломничесвта. Расположенный здесь Соловецкий монастырь - первый форпост христианской и русской культуры в суровом Поморье, богатейший хозяин и торговец Русского Севера, военный страж русских берегов, хранитель памяти о трагическом этапе политических репрессий ХХ в., о подвиге советского народа в годы Великой отечесвенной войны. Архипелаг расположен при входе в Онежскую губу Белого моря. Территориально относится к Архангельской области. Площадь островов 347 км2. Состоит их 6 островов; еаиболее крупные - Соловецкий и Анзерский (с высшей точкой архипелага горой Голгофой высотой в 107 м). Острова сложены гранитами, гнейсами, отличаются неровной холмистой поверхностью. На них насчитывается около 500 озер, часть которых соединена искусственными каналами. Растительность предствалена хвойными лесами. В 1974 г. здесь был создан историко-архитеткурный и природный музей-заповедник. Помимо хороших оборонительных качеств, суровая и величественная крепость Соловецкого монастыря примечательна своей живописностью, удачным сочетанием с окружающей природой. История Соловков интересна и значима для России. В конце 20-30-х гг. XV в. монахами Кирилло-Белозерского монастыря Зосимой и Савватием в западной части Соловецкого острова, на берегу бухты Благополучия, был основан Спасо-Преображенский (Соловецкий, Зосимо-Савватиевский) монастырь, который в XV-XVI вв. стал одним из крупнейших монастырей страны, экономическим и политическим центром северного Поморья, центром христианизации на Севере. В XVII в. он превратился в оплот раскола, в 1668-76 гг. здесь произошло восстание, направленное против церковной реформы патриарха Никона, принявшее, по сути, антифеодальный характер. Соловецкая крепость расположена между двумя водными преградами – Святым озером и морем. Позднее, в начале XVII века, на подступах к ней с южной и северной сторон соорудили широкие рвы, которые были выложены крупными валунами. Строительным материалом для самих стен и башен также послужил валун (правда, с добавлением кирпича и известкового раствора). Мощные булыжники (залежами которых богаты Соловецкие острова) имеют хорошие противоударные свойства. Впоследствии, в XVII и XIX веках, когда Соловецкая крепость подвергалась обстрелу, грозные валунные стены оказались несокрушимыми.Наиболее высокими и мощными были стены южной и северной сторон, так как здесь к кремлю можно было подступить с суши. На этих участках стены достигали толщины шести метров, а высоты – до одиннадцати. Монастырь имел большое значение как пограничная крепость, успешно отражал нападения шведов в 1571, 1582, 1611 гг. Дважды посещал далекие северные острова Петр Великий. Впервые он побывал на Соловках в 1694 году, а затем – в 1702-м, в период Северной войны, накануне важных побед. Весной 1854 года, во время Крымской войны крепость выдержала оборону при девятичасовом обстреле монастыря анлийскими войсками. Героическая оборона Соловецкого монастыря способствовала росту авторитета северной обители. Издавна Соловки были местом ссылки. Уже в XVI- XVII веках туда направлялись в заточение представители движения нестяжателей, старообрядцы, противники политического строя. В более поздние времена в монастырской тюрьме томились соратник Петра I П.А. Толстой, член Верховного Тайного Совета В.Л. Долгорукий, последний атаман Запорожской сечи Петр Кальнишевский, а также многие менее знаменитые узники. В 20-х гг. прошлого века начался новый этап истории Соловецкого архипелага: здесь был создан лагерь особого назначения (СЛОН), в том числе для политических заключенных. На территории бывшей иноческой обители в 1920-1939 гг. находились лагеря принудительных работ, содержавшие сотни тысяч заключенных. В числе соловецких узников были знаменитый философ П.А. Флоренский, ученый Д.С. Лихачев. Многие погибли в результате тяжелых условий содержаия ссыльных. В 1990 г. монастырь был возвращен церкви. Восстанавливаемый ныне ансамбль монастыря включает: мощные стены (высотой 8-11 м, толщиной 4-6 м) с семью воротами и восмью башнями (1584-94 гг.), сложенными в основном из камней-валунов (длиной до 5 м); Успенский собор с трапезной (площадь 500 кв. м, 1557 г. постройки); Преображенский собор 1564 г., церковь Благовещения 1601 г., иконописную палату 1615 г., мельницу начала XVII в., колокольню 1777 г., Филипповскую церковь 1798 г. (перестраивалась), церковь Николая 1834 г., Троицкий собор 1859 г., жилые и служебные постройки XVI-XX вв. В окрестностях монастыря на других островах стоят скиты, культовые, жилые и хозяйственные постройки (в том числе на Соловецком острове – Макарьевская пустынь XIX в., Секирно-Вознесенский скит с церковью-маяком XIX в., Савватиевский скит XIX в.). На Анзерском острове располагаются святилища беломорских племен II-I тыс. до н.э. Здесь располагается также Троицкий скит XIX в., Голгофо-Распятский XVIII-XIX вв. скит. На острове Муксалма (он был соединен с Соловецким каменной дамбой в 1865 г.) – дома и хозяйственные постройки XIX в. На Больштм Заяцком острове интерес представляют каменные лабиринты II-I тыс. до н.э., часовня Андрея Первозванного 1702 г. У стен монастыря сооружен памятник курсантам школы юнг военно-морского флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
На территориии Вологодской области (129 км к северо-западу от Вологды), на берегах озер Сиверское и Долгое, соединенных протоками, расположен город Кириллов. Он возник как слобода при Кирилло-Белозерском монастыре, основанном еще в 1397 г. В XV-XVII вв. знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь играл видную роль в русской истории, основанный среди бескрайних вологодских лесов одним из духовных наследников Сергия Радонежского – преподобным Кириллом Белозерским. Из Кирилло-Белозерского монастыря вышли некоторые видные церковные деятели – основатели новых монастырей на Русском севере (в частности, Комельского, Ошевенского и Соловецкого). Кириллов - был важным религиозным и экономическим центром белозерского края. Крепостные сооружения Кирилле-Белозерской обители, создававшиеся на протяжении столетий, могли послужить и для отражения нападений внешнего врага, нередко использовались и в качестве застенков, в которых томились опасные для государя деятели. В ранний период своего существования Кирилло-Белозерский монастырь занимал видное место в колонизации необжитых еще просторов Русского севера, в просвещении этого края. В монастыре хранилась одна из крупнейших библиотек России, в 1601 г. насчитывающая 1065 рукописных и старопечатных книг, действовали оружейная и иконописная мастерские.
Все сооружения Кирилле-Белозерского монастыря первоначально были деревянными. Только с конца XV столетия началось каменное строительство, отмеченное возведением каменного Успенского храма (1496). Затем последовало создание трапезной с церковью Введения (1519). Щедрые пожертвования московских государей и представителей боярских фамилий позволили развернуть в XVI веке большое каменное строительство. В годы правления Василия III создаются церкви Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи, при Иване Грозном – церковь Иоанна Лествичника, Владимирский придел (пристроенный к Успенскому собору), храм над могилой преподобного Кирилла Белозерского, а также некоторые другие постройки. Во второй половине XVI века монастырская территория была обнесена каменной крепостной стеной (протяженность ее достигала около 1000 м, важными узлами обороны были 8 боевых башен, 3 укрепленных ворот). Семьсот тридцать пять бойниц крепости были рассчитаны на тяжелые пушки или ручное оружие, пищали. В годы польско-литовской интервенции в декабре 1612 г. монастырь выдержал штурм многочисленного польского отряда. В годы Смуты была сооружена дополнительная линия укреплений, получившая наименование Острога. Новая каменная крепость имела в плане форму треугольника и защищала участок на стыке стен Успенского и Иоанновского монастырей (возведение Острога завершенно к 1614 г.). Новый подъем строительных работ начался с 30-х гг. XVII столетия, когда благополучие Кирилло-Белозерской обители было восстановлено. К 1669 г. строительство новой линии укреплений было в основном окончено - новая мощная крепость охватывала монастырь с трех сторон. Так, Кирилло-Белозерский монастырь превратился в крупнейшую крепость России (потяженность новой крепостной стены достигала 732 м, они возвышались до десятиметровой высоты, а толщиной были около семи метров). В XVIII в. Кирилло-Белозерский монастырь утратил прежнее видное положение, при Петре I было прекращено каменное монастырское строительство. Оборонительные сооружения мощной крепости постепенно разрушались. К началу XIX в. оказались разобраны некоторые башни и стены внутренней линии оборонительных сооружений (были уничтожены укрепления Острога, участки ограды). Лишь в середине XX в. развернулись работы по спасению оказавшихся в аварийном состоянии памятников и по возвращению уцелевшим монастырским строениям первоначального облика. В 1924 г. Кирилло-Белозерский монастырь превращен в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Наиболее древние Большой Успенский и Малый Ивановский монастыри составляют территорию так называемого Старого города. В XVII в. к нему с северо-востока был пристроен «Новый город», ныне на его территории –располагаются памятники древней архитектуры: церковь Ризположения из села Бородавы 1486 г. и ветряная мельница из деревни Щелково XIX в. С 1992 г. Кириллов – центр национального природного парка Русский Север. Интерес для туристов представляют и местные памятники природы: гора Маура и Цыпина гора. В 7 км от Кириллова, на берегах реки Шексна расположен Воскресенский Горицкий девичий монастырь, основанный в 1544 г., до конца XVII в. он служил местом ссылки знатных русских женщин. Сохранились хозяйственные сооружения монастыря: ледники, хлебня, водопровод. В 20 км от Кириллова, между озерами Бородавское и Паское еще один - Ферапонтов Рождественский монастырь, основанный в 1398 г. В ансамбль монастыря входят: собор Рождества Богородицы 1490 г., на западном фасаде и ив интерьерах фрески работы Дионисия с сыновьями (1503 г.), церковь Благовещения 1534 г., колокольня XVII в., церковь Мартиниана 1641 г., <Святые ворота> с надвратными церквами Богоявления и Ферапонта 1649 г., так называемая Казённая палата середины XVI в. В настоящее время здесь функционирует Музей фресок Дионисия. Монстырь причислен к Списку Всемирного культурного наследия.В окрестностях Ферапонтово, у подножия Цыпиной горы, - деревянная церковь Ильи Пророка 1755 г.
Самое западное положение в пределах современной территории нашего государсвта занимает Печорский монгастырь. Он находится в пределах города Печоры Псковской области (52 км к западу от Пскова), практически на границе с Эстонией. Из саринных преданий известно, что близ Пскова в пещерах жил святой отшельник Марк. Основание Псково-Печерекой обители произошло после его смерти в конце XV века. Из горрода Юрьева (Дерпта) бежал в Печоры от преследований немецких рыцарей православный священник Иоанн вместе с семьей. Беглецы скрывались здесь в пещерах. После кончины супруги Иоанн постригся в монахи и получил имя Иона. В 1473 году построил в пещере первую церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы. Владелец земли, на котором находились пещеры, подарил подвижнику этот участок для основания монастыря. Так возникла у западных границ Руси Псково-Печерская обитель. После смерти своего основателя, монастырь в числе других псковских владений перешел в состав Московского государства. В начале XVI в. обитель была разрушена ливонскими рыцарями, восстановлена в 1516 г. В этот период монастырь был перенесен несколько ближе к воде и укреплен. Наибольший размах строительных работ в Псково-Печерской обители относится уже к середине XVI века, ко временам Ивана Грозного. В 1552-1565 годах приграничный монастырь получил мощные оборонительные сооружения. Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря выложены из местного известняка. Расположена иноческая обитель на неровной, сильной пересеченной местности, причем по ее территории протекает ручей. Такие условия в значительной мере определили особенности плана крепости, расстановки по периметру стен боевых башен. Последние имеют различные формы и размеры. Две башни расположены над ручьем, и вода протекает через специально устроенные решетки. Тогда же была возведена и каменная Никольская церковь, имевшая проездные ворота и соединенная с крепостью специальным переходом. Источники сохранили имя зодчего, построившего храм, - то был инок Печерской обители Пафнутий (в миру – Павел Заболотный). Псково-Печерский монастырь длительное время входил в систему укреплений рубежей Московского государства, причем имел постоянный военный гарнизон и был снабжен артиллерией. За крепкими монастырскими стенами в случае опасности могло укрыться окрестное население. Неоднократно Псково-Печерская обитель подвергалась нападению внешних врагов. В XVI - начале XVIII вв. монастырь- важный стратегический военный и религиозный пункт на западной границе Русского государства. В 1581-82 крепость выдержала осаду войск польского короля Стефана Батория, в 1611-16 гг. – польских войск Я.Ходкевича и А.Лисовского, шведских войск Густава II Адольфа, в годы Северной войны 1700 – 21 гг. осаду шведских- войск в 1701 и 1703 гг. По окончании Северной войны крепость утратила военное значение. В Печорах сохранилось немало замечательных памятников: церковь Николы Вратаря (1565), Михайловский собор (1827), Звонница (1523), Благовещенская церковь (1540) с пристроенной к ней в 1870 году Сретенской церковью, ризница (XVII в.), пещерный Успенский собор (в середине XVIII века надстроенный еще одной, Покровской, церковью, и получивший общий с ней фасад в стиле барокко). Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями. С 1920 г. город и монастырь находились в составе Эстонии (с 1920 по 1945 гг. назывался Петсери), с 1945 г. - в составе России. Ныне действующий мужской Печорский монастырь является одним из главных центров паломничества. На крупные христианские праздники сюда съезжаются тысячи людей (19 августа в Спас соершается главное в году праздничное богослужение). Верующие посещают пещерные храмы, в которых могут поклониться праху захороненных здесь монахов.
Широко известностью пользуются памятники военно-оборонительного профиля Европейского Севера России. Одним из крупнейших является Изборск (30 км к западу от Пскова). Село Старый Изборск, бывший древнерусский город Изборск, находится недалоеко от Печчор. Предание, известное из поздних летописных сводов, указывает, что Изборск был основан сыном легендарного посадника Гостомысла – Словеном, первоначально носил название <Словенск>, а затем был переименован в честь сына Словена – Избора. Изборск упомянается в <Повести временных лет>> под 862 г. как место, где жил Трувор, один из легендарных варяжских князей, призванных на Русь. Первоначально Изборск находился на высоком плато над Городищенским озером. Подступы к нему с одной стороны были защищены вплотную подступавшим к крутому склону озером, а с другой – глубоким и широким оврагом, по дну которого протекал ручей. Лишь с юга, где не было подобных естественных рубежей, пришлось возводить искусственные укрепления. Крепость оказывалась пригодной лишь для отражения внезапного удара, но не могла выдержать длительной обороны. За крепостной стеной располагались жилые постройки, в значительной части представленные полуземлянками. После Крещения Руси на территории города была возведена деревянная церковь. Войдя в состав Киевского государства в IX в., Изборск занимал видное место на русском северо-западе. Город стал центром развития ремесла и важным пунктом на водном торговом пути, ведущем в землю эстов.
В 1232 г. древняя крепость была захвачена Ливонским орденом, отвоевана псковичами и вновь взята немецкими рыцарями в 1240 г. Освобождена вместе со всеми псковскими землями князем Александром Невским в 1241 г. За сельским кладбищем Изборска расположено так называемое Труворово городище, сохранившее мощные земляные валы XI-XIII вв. Сохраняющаяся ныне как памятник истории каменная Изборская крепость была выстроена под руководством псковского посадника Шелоги к 1330 г. на новом месте - на мысу Жеравьей горы. Немецкие рыцари в XIV в. называли Изборск "железным городом". Эта территория, хорошо укрепленная самой природой, была обжита еще с X-XI вв. Прежняя же изборская крепость постепенно пришла в запустение (в XVII в. на территории заброшенной крепости была построена небольшая каменная церковь, посвященная наиболее чтимому в Изборске святому – чудотворцу Николаю, архиепископу Мурликийскому). Стены новой крепости и девять башен стоят без фундамента на природной известняковой плите. Внутри небольшой крепости сохранилась от прежней крепости небольшая башня "Луковка" или "Куковка" 1302 г. (в настоящее время на ней создана смотровая площадка), одноглавый Никольский собор 1341 г. Достоинства оборонительных сооружений Изборска со всей очевидностью проявились во время последовавших в 40-60-х годах XIV века неоднократных нападений ливонских рыцарей. В 1341 г. немцы предприняли осаду крепости, но вынуждены были отступить. Следующее нападение немцев на Изборск последовало весной 1349 года, но изборянам вновь удалось отстоять приграничный русский город. Не удалась попытка немцев по взятию Изборска и в 1369 г. В конце XIV в. в связи с распространением огнестрельного оружия укрепления первой половины столетия нуждались в реконструкции. Последовала новая перестройка изборской крепости, которая была усилена за счет утолщения стен и сооружения грозных каменных башен. Еще одна реконструкция крепости, заключавшаяся, главным образом, в дополнительной надстройке стен, была произведена в начале следующего, XV столетия. Так, в конце XIV – первой половине XV века, Изборск превратился в мощную цитадель. Сохранившиеся до нашего времени башни крепости сейчас известны под более поздними названиями: Талавская, Вышка, Рябиновка, Темнушка, Колокольная. По размерам и форме они не одинаковы (большая часть – круглые, суживающиеся к верху, проезжая Талавская башня - прямоугольная). В начале XVI в. Изборск вошел в состав Московского государства. Роль передового поста у северо-западных рубежей Российского государства перешла к Псково-Печерскому монастырю, и именно там в середине XVI столетия были сооружены мощные каменные укрепления. Изборск стал терять былое значение. Ранее бывший важный стратегический и торговый центр постепенно запустел, превратился в мирное селение. Его жители стали добывать себе пропитание уже не ремеслом и торговлей, а хлебопашеством. Запустела и утратившая оборонное значение крепость на Жеравьей горе, сохранившаяся с XIV-XV веков до наших дней без значительных изменений. ОднакоЮ и в наши дни старинные стены величественной крепости и находящиеся неподалеку могилы русских воинов, погибших в боях с внешними врагами в XIV-XVII столетиях, напоминают о далеких и грозных временах в истории Изборска. В туристском отношении представляет интерес и еще одна западная русская крепость, располагавшаяся в городе Порхове. Основание этого города относится к 1239 г. и связано с именем Александра Невского. Именно при нем на берегу реки Шелони для защиты от литовцев были срублены "городцы". Один из ткаких <городцов> явился предшественником Порхова. Он был расположен на мысу при впадении в Шелонь реки Дубенки и имел дерево-земляные укрепления (от которых к настоящему времени сохранились остатки рвов и валов). В 1346 году литовский князь Ольгерд опустошил побережье рек Шелони и Луги, но не пытался взять Порхов, удовлетворились откупом с этого города. В 1387 г. Порхов был перенесен на новое место – на остров, расположенный ниже по течению Шелоны, чем прежнее городище. Территория города увеличилась в несколько раз и бывла однесена каменными стенами. Примерно в этот же период была возведена каменная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу. В 1428 г. при осаде города войсками литовского князя Витовта, были повреждены одна из башен крепости и Никольская церковь, однако, Порхов выстоял. После этого события началась реконструкции укрепоений, которая должна была подготовить крепость к условиям <огненного боя>. К концу XV века сложенная из известковых плит Порховская крепость была достаточно мощной, хотя и сохраняла еще некоторые черты фортификационных сооружений доогнестрельной эпохи. После реконструкции порховской крепости уже не пришлось отражать нападение врага. В конце XV века новгородские земли вошли в состав Московского государства. В результате успешных войн при Иване III рубежи Московского государства оказались передвинуты далеко на запад. Порховская крепость из приграничного форпоста превратилась в тыловое укрепление, обороноспособность которого поддерживалась и в XVI в. Последующих реконструкций не производилось, поэтому порховская крепость сохранила характерные черты новгородского оборонного зодчества. Постепенно крепость Порхова разрушалась, однако, значительная часть оборонительных сооружений старинного новгородского городка сохранилась. Более длительную историю имеет Гдов, известный по летописям с первой половины XIV в. Этот городок находился на холме на берегу реки Гдовки и первоначально имел лишь дерево-земляные укрепления. В 1431 году была произведена постройка каменной стены. Постепенно все деревянные укрепления оказались заменены каменными. Гдовская крепость, от которой к началу XXI в. уцелели лишь фрагменты стен, была сложена из валунных камней и плитняка (ранее она имела несколько боевых башен и трое проездных ворот). За время своего существования город Гдов неоднократно подвергался неприятельским нападениям в XIV и XV вв. Заметна роль Гдова и во времена Смуты в начале XVII века: вокруг крепости развернулась напряженная борьба, и город неоднократно переходил из рук в руки. Лишь в сентябре 1614 г. шведам удалось овладеть городом. Лишь после заключения Столбовского мира в 1617 г. Гдов был возвращен России.
3.Объекты и комплексы культурного наследия. Музеи.
4.Места, связанные с жизнью выдающихся людей Немало мест на Севере Европейской части России связано с великими людьми. И все же есть на этой территории место, лидирующее в отношении возможности организации светского туристского паломничесвта. Это созданнй в 1922 г. на Псковщине Пушкинский заповедник в Пушкинских горах (в 112 км к юго-востоку от Пскова). Созданный в окрестностях Святогорского монастыря заповедник включает в себя несколько отделных музейных комплексов, объединенных как территориально, так и тем, что все они связаны с жизнью великого русского поэта. С 1936 г. в составе заповедника включена вся территория Святогорского монастыря, усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское и Савкино с городищами Савкина Горка и Воронич). Общая площадь заповедника более 700 га. Селе Михайловскле - родовое имение Ганнибалов – Пушкиных. Усадьба создана дедом поэта О. А. Ганнибалом. Она расположена в живописной долине реки Сороть и озере Маленец. А. С. Пушкин посещал Михайловское в 1817, 1819, 1935 и в др. годы. В период с 1924 по 1826 гг., находясь здесь в ссылке, он написал трагедию <Борис Годунов>, главы романа <Евгений Онегин> стихотворение, посвященное Михайловскому <Вновь я посетил>, <Я помню чудное мгновенье> - всего более ста произведений. В последний раз поэт побывал в Михайловском в апреле 1836 года, когда привез в Святые горы для погребения тело своей матери.
После гибели Пушкина Михайловское перешло в собственность его детей. В усадьбе долгое время никто не жил. Вдова Пушкина с детьми бывала здесь очень редко наездами. Дом, сад зарастали, постройки разрушались. В 1866 г. в Михайловском поселился младший сын поэта, Григорий Александрович. Он сломал старый ганнибаловский Дом, а на его фундаменте построил новый. В 1899 г. Михайловское было выкуплено в казну и передано в ведение псковского дворянства. Усадебный дом дважды поджигали. После пожара 1908 г. дом восстановили по проекту архитектора А.В.Щуко, в нем в 1911 г. была открыта богадельня для престарелых литераторов. В период революции усадьба сгорела. Через три года был учрежден Пушкинский заповедник, началось восстановление усадьбы. В годы Великой Отечественной войны усадьба была уничтожена. К 1949 году основная часть заповедника была восстановлена. Тогда же по проекту архитекторов Н.В. Яковлева и Л. И. Рожнова был выстроен ныне существующий господский дом. Воссоздание полного исторического облика имения продожается и в настоящее время. На территории усадьбы находятся несколько строений - господский дом, дом няни, управляющего, приказчика, кухня и людская, погреб, амбар. Сохранились: главная еловая аллея парка, которая заканчивается фамильной часовней Пушкиных, грот <Пушкинская беседка>, <аллея Керн>, <остров уединения>, пруды. В окрестностях Михайловского – любимое место прогулок поэта - городище Савкина Горка. Крастота ландшафтов поражает посетитель заповедника. К.Паустовский писал: <Я объездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское>. Недалеко от села Михайловское на берегу озера Кучане находится село Петровское. Здесь было имение П.А.Ганнибала –двоюродного деда А.С.Пушкина. В 1977 г. как Дом-музей Ганнибалов был восстановлен господский дом; воссозданы зеленые беседки, партер, аллеи, на берегу озера – беседка-грот. Пушкин неоднократно посещал Петровское (1817, 1824 - 26 гг. и др.). Обстановка имения отражена в повести <Дубровский>. Третья восстановленная усадьба, входящая в состав Пушкинского заповедника - село Тригорское. Оно отстоит на 3 км от Михайловского. А.Пушкин часто гулял по дороге, ведущей к имению своих друзей Осиповых-Вульф. Обитателям Тригорского поэт посвятил стихотворения <Простите, мирные дубравы>, <Цветы последние милей…>, <Если жизнь тебя обманет…>, <Признание>. В Тригорском был создан самый первый в России музей Пушкина. В специальной Пушкинской комнате помнившие и любившие поэта владелицы имения собрали вещи, связанные с Пушкиным, его письма. В 1918 году дом в Тригорском сожгли. В 1962 г. был восстановлен дом Осиповых-Вульф как Дом-музей с литературной экспозицией и мемориальными комнатами. Сохранился парк второй половины XVIII в., на территории которого - <скамья Онегина>, банька, <зеленая танцевальная зала>, <солнечные часы> <дуб уеденный> и др. Близ парка – городище Воронич XIV в. с семейным кладбищем Осиповых-Вульф. Святогорский монастырь расположен в городе Пушкинские горы (в 57 км к юго-востоку от железнодорожной станции Остров). Послеление было основан здесь в XVI в. первоначально как слобода Тоболепец (по названию местного озера) при Святогорском монастыре, позже переименован в село Святые Горы, с 1924 г. – в Пушкинские Горы. Святогорский монастырь был создан в 1569 г. Сохранились стены с Анастасиевскими и Святыми воротами, Успенский собор XVI в., братский корпус с трапезной. У алтарной стены собора – могила А. С. Пушкина и членов его семьи. Монастырь входит в состав Пушкинского заповедника.
В Псковской области находится небольшое село Карево - родина композитора М.П.Мусоргского. Впервые Карево упоминается в 1670 г. под названием Алексеевское. Эти земли в XVII в. получил в поместное владение служилый человек М.И.Мусорский – предок композитора. В Карево 9 марта 1839 года на свет появился Модест – будущий великий композитор. В Кареве Модест Мусоргский провел первые десять лет своей жизни. В раннем возрасте будущий композитор проявлял живой интерес к народным песням. Они оказали в последжствие влияние на созданные М.П.Мусоргским песни: цикл <Детская> (<С няней>, <В углу>, <Жук>, <С куклой>, <На сон грядущий>). Детство будущего композитора было связано с музыкой. Отец пел, играл на скрипке, мать – на фортепьяно. Сам Модест уже в семь лет играл сочинения Листа, а в девять лет в присутствии гостей в каревском доме сыграл большой концерт Фильда. В 1849 г. Модеста отвезли учиться в Петербург, в школу гвардейских подпрапорщиков. Для Модеста начался новый, петербургский период его короткой жизни. Последний раз он приезжал в Карево в 1868 г. – ненадолго. Покидая родные края, заказал в церкви поминание по матери. Усадьба Мусоргских не сохранилась. В соседней деревне Наумово почти в первозданном виде уцелела усадьба Чириковых. Ныне в ней размещается Музей-заповедник композитора М. П. Мусоргского, который часто бывал здесь в расположенном на берегу Жижицкого озера имении матери – Ю. И. Мусоргской (урожденной Чириковой). Воссозданы деревянный дом с мезонином начала XIX вв. кухня, людская, амбар, другие хозяйственные постройки начала XIX в.; парк. В 1968 г. в доме открыта экспозиция, посвященная жизни и творчеству Мусоргского. В состав музей-заповедника входит также село Карево (Торопецкий район Тверской области в 4 км от станции Жижица), где в имении отца родился и до 1849 г. жил композитор (усадьба не сохранилась); в 1989 г. здесь установлен памятник Мусорскому. Между Наумово и селом Карево – погости Пошивкино с фамильным склепом Мусоргских (похоронена мать композитора).
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |