КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие № 2. Синтаксис как раздел грамматики
Текст для анализа Синтаксис как раздел грамматики. Предмет изучения синтаксиса. 2. Основные синтаксические единицы. 3. Синтаксические связи и отношения. 4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц. 5. Грамматическое значение синтаксических единиц. 6. Связь синтаксиса с другими науками. 7. Основные направления в изучении синтаксиса. Литература Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3 ч. Ч.З. Синтаксис. Пунктуация.- М.: Просвещение, 1987. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М.: Высшая школа, 2003. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка.- М.: Высшая школа. 1991. Грамматика русского языка. Т. 2.- М., 1960. Введение. Русская грамматика. Т. 2.- М., 1980. Введение. Краткий справочник по современному русому языку/ Под ред. П.А. Леканта.-М., 1995.- С. 332-335.
Практические задания 1. Выделите в приведенном микротексте основные синтаксические единицы: словоформы, словосочетания, предложения (простые и сложные), сложные синтаксические целые, охарактеризуйте их функции, структурные особенности. 2. Охарактеризуйте по схеме все случаи синтаксических связей, представленных в тексте: - сочинительная связь: а) сколько раз используется в данном предложении; б) какие синтаксические единицы соединяет; в) грамматические отношения между синтаксическими единицами; г) средства выражения связи; - подчинительная связь: а) сколько раз используется в данном предложении: б) какие синтаксические единицы соединяет; в) разновидность подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); г) средства выражения связи; - предикативная связь. Аспидно-черной была эта ночь поздней осени, и не хотелось выходить из дому, но я все-таки вышел. Долго я устанавливал свечку в фонаре, а когда установил и зажег, стекла на минуту затуманились и слабое пятнышко света мигало, мигало, пока наконец свеча не разгорелась, стекла обсохли и стали прозрачными. Свет в доме я нарочно не погасил, и освещенное окно было хорошо видно, пока я спускался по лиственничной аллее к Оке. Фонарь мой бросал вздрагивающий свет вперед и по сторонам, и я, наверное, похож был на стрелочника, только под ногами у меня глухо шумели отсыревшие к ночи вороха кленовых листьев и хвоя лиственниц, которая далее при смутном свете фонаря была золотистой, а на голых кустах рдели ягоды барбариса. Жутко идти ночью одному с фонарем! Один ты шуршишь сапогами, один ты освещен и на виду, все остальное, притаившись, созерцает тебя. (Ю.Казаков)
Словосочетание как синтаксическая единица. Типы подчинительных словосочетаний, их характеристика по структуре, морфологическому выражению главного слова и степени спаянности компонентов.
Литература
Практические задания 1. Определите, какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетаниями, какие - не являются и почему. В словосочетаниях обозначьте главное и зависимое слово, укажите способы их выражения. Без зазрения совести, в садах и лесах, работать оперативно, вопреки рассудку, первый среди друзей, узнал бы, похож на дым, бить баклуши, бить посуду, желание нравиться, возле дома, в правом кармане, и даже не заметил, свернув вправо, мы с братом, Красная площадь, в течение года, самый интересный, очень радостно, буду читать, сквозь сон, комиссия избрана, выйдя из вагона, живые и мертвые, расцвеченный огнями, пусть говорит; обещал, но не сделал. 2. Укажите лексико-грамматические типы словосочетаний: Вечно молодая, чистосердечное раскаяние, живущие в Брянске, глубоко вздохнув, открыть заслонку, любой из присутствующих, сильнее смерти, кто-то из вас, выше гор. первый сигнал, второй по списку, вернувшись с войны, сотня бойцов, шесть метров, болезненно нерешительный, сидел напротив него, удивительно трогательно, очень тепло, всегда загадочный, откуда-то из-за горы, прислали подучиться, досадно до боли. Задание для самостоятельной работы: 1. Разделите словосочетания на две группы по степени спаянности компонентов: 1) синтаксически свободные; 2) синтаксические несвободные (цельные). Большинство делегатов, он с матерью, отправлять письмо, человек высокого роста, время ожиданий, нечто детское, кто-нибудь из вас, храбрый в бою, цепь холмов, некоторые из присутствующих, закат жизни, чересчур громко, дело серьезное, мы с тобой, некто в армяке, три сестры, что-то неожиданное. 2. В приведенных предложениях выделите все возможные словосочетания. Охарактеризуйте словосочетания по структуре, по характеру главного слова, по степени семантической спаянности компонентов. Русло реки затейливо извивается по широкому дну каньона. Выбиваясь из-под слежавшегося снега, вода то расплывается изумрудными пятнами наледей, то пенится, кипит на голых каменистых порогах (И. Соколов-Микитов). 3. Из газетной статьи выписать все типы словосочетаний с подчинительной связью, дать их полную характеристику.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |