Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западная Европа: факторы этноконфессиональной конфликтности




Этноконфессиональная карта Европы на современном этапе существенно усложнилась, что оттенило проблему сосуществования разных религиозно-культурных сообществ в рамках одного общества, по традиции называемого «светским». В результате исторических трансформаций, мощных миграционных волн, разнонаправленных процессов интеграции и дезинтеграции, которые привели к стиранию одних границ и появлению новых, Европа стала регионом в высшей степени поликультурным.

Полиэтноконфессиональная структура стран ЕС является результатом исторически длительного и сложного процесса, который все еще не завершен.[10]

Конфликты этнического и конфессионального характера есть ключевая особенность данного процесса. Большинство их них, за исключением, пожалуй, противостояния между католиками и протестантами в Северной Ирландии, так или иначе связано с исламской проблематикой, тесно переплетающейся с фактором этничности.

Как отмечалось выше, концепция конфликта цивилизаций далеко небесспорна. В то же время нельзя не признать стремительное распространение нового типа конфликтности по всему западному миру.

«Дело Рушди» в Британии, «дело косынок» убийства, совершенные во имя ислама Мохаммедом Мера в марте 2012 года, во Франции, волнения в населенных иммигрантами пригородах Парижа и ряда других французских городов 2005 г., погромы с поджогом автомобилей, бросанием бутылок с зажигательной смесью и боями с полицией в шведском Мальмё, убийство исламским фанатиком голландского режиссера Тео Ван Гога, снявшего фильм «Покорность» раскрывающего и осуждающего насилие над женщинами в исламском мире, превращение молодых британских граждан пакистанского происхождения в живые бомбы в лондонском метро, так называемый карикатурный скандал зимы-весны 2005-2006 гг., его продолжение, связанное с событиями вокруг журнала «Charlie Hebdo» в 2008 и 2015 гг., - вот неполный перечень событий, которые вызвали шок не только в европейском обществе, но и во всем мире. Побудив общественно-политические силы говорить уже о панъевропейско-арабском (или христианско-исламском) противостоянии, они не только подтвердили актуальность, но вдохнули новую жизнь в концепцию конфликта принципиально непримиримых и готовых вступить на защиту своих ценностей цивилизаций. Совместимость этноконфессиональных групп, культур и ценностных систем, влияние демографической динамики на облик западного мира, возможности и ограничения мультикультуралистской политики - эти вопросы напрямую затрагивают перспективы западной цивилизации. Новый для нее тип разрушительных внутренних конфликтов, по некоторым алармистским прогнозам, способен поставить под угрозу само ее существование. Такой угрозой становятся религиозные конфликты: конфликты в Европе между западным христианством, с одной стороны, и православием, с другой; конфликты западной и исламской цивилизаций, православных и мусульман в Европе и Евразии.

По утверждению российского историка В.Д.Соловья, речь идет о возможности определения социального пространства «других». Требования разрешить ношение хиджаба в школах и госучреждениях, ограничить свободу слова в пользу ислама, предоставить преференции в трудовых практиках по этническому признаку и т.д. – «суть стремления переформатировать социокультурную матрицу современного Запада, изменить его цивилизационную идентичность»[11].

Это обстоятельство радикально отличает конфликт между автохтонными европейцами и иммигрантами от этнических и конфессиональных конфликтов внутри Европы. Националистические, сепаратистские и сецессионистские движения европейских народов, в общем, остаются в рамках базового европейского ценностно-культурного консенсуса, в то время как иммигрантский активизм, не выдвигая формально политических требований, решительно пересматривает этот консенсус. Судя по введенному ЕС «запрету на слова» (на употребление терминов «исламский терроризм», «джихад» и т.п.) и ревизии европейского культурного наследия (например, из «Божественной комедии» Данте предполагается изъять сцену, где «лжепророк» Мухаммед помещен в один из кругов ада), иммигранты, по образному выражению того же исследователя, «постепенно выигрывают битву за дискурс»[12].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.