Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для борьбы с терроризмом

Актуальность исламского идейного потенциала

ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

ИСЛАМСКАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Июня рп. Пушкинские Горы

По итогам прохождения курсов будет выдаваться свидетельство об окончании штурманских курсов.

В Пскове: 13 апреля с 18.00 до 21.00, 25 апреля с 11:00 до 14:00

В Великих Луках – 21 апреля с 18:00 до 21:00

В Пушкинских Горах (ул. Дорофеева, д. 4 на базе ДДТ «Созвездие») – 22 апреля с 18:00 до 21:00

График соревнований:

02 мая Печерский район, деревня Изборск

05 сентября Великие Луки

25 сентября Псков

Дополнительную информацию можно найти на сайте Федерации автоспорта псковской области: http://www.faspo.pskov.ru/

С вопросами и по вопросам предварительной регистрации обращайтесь по телефону: (811-2) 75-33-70

 

 

Исламский экстремизм, крайним выражением которого выступает терроризм под лозунгом ислама, с середины 90-х годов прошлого века оказывает заметное влияние на политическую жизнь многих стран и целых регионов современного мира, включая Россию.

Этой проблеме посвящено огромное число публикаций, появившихся в последние годы у нас в стране. Ее обсуждают не только ученые-исламоведы, но и политологи, религиоведы, журналисты, общественные и политические деятели. Оставляя за скобками сугубо миссионерские издания и теологические трактаты, можно прийти к выводу, что, в сравнении с иными материалами, касающимися современного ислама, указанная тематика пользуется, пожалуй, наибольшим вниманием российских авторов. Одни только их работы по вопросам исламского радикализма с трудом поддаются учету. Если к этому добавить исследования, принадлежащие перу мусульманских исследователей и западных экспертов, то литература по исламскому экстремизму оказывается, поистине, безбрежной.

На наш взгляд, можно выделить три основных направления в изучении обсуждаемой тематики в России. Первое из них касается анализа причин и факторов, рождающих и стимулирующих исламский радикализм. Второе представлено работами, авторы которых раскрывают политические, организационные, финансовые, информационные и иные стороны деятельности соответствующих экстремистских организаций и движений, а также угрозу, которую они представляют для безопасности и национальных интересов различных стран, в том числе и России. Наконец, третье направление нацелено на изучение идейных аспектов обсуждаемого феномена, непосредственно связанных с исламом.

Бросается в глаза, что не все стороны исламского экстремизма российские авторы изучают одинаково интенсивно. Наиболее глубоко они разрабатывают то из отмеченных направлений, которое нацелено на анализ деятельности различных группировок мусульманских радикалов. Здесь следует особо отметить исследования И.П.Добаева, Долгова, А.А.Игнатенко, Р.Г.Ланды, Д.В.Макарова, Р.М.Мухаметова.

Что же касается причин исламского радикализма и способствующих ему факторов, то они реже привлекают внимание российских авторов. Как правило, отмечается, что эта угроза объясняется комплексом обстоятельств, среди которых выделяет нерешенность острых социально-экономических, политических, национальных и некоторых иных проблем мусульманского мира, переживающего серьезный кризис. В обобщенном виде наиболее полно этот аспект проблемы раскрыт в статье А.М.Васильева[1], который привел немало аргументов в пользу оценки исламского экстремизма как выражения общего кризиса мусульманской цивилизации. К близким по смыслу выводам пришел и А.Ю.Умнов, который акцентировал внимание на оценке терроризма в исламских одеждах как реакции на процессы глобализации[2]. Сходную позицию обосновывает и А.Ю.Другов, рассматривающий экстремизм в качестве одного из результатов, обратной стороны глобализации [3].

Различные взгляды высказываются относительно того, какие политические силы стоят за этой угрозой и какие цели они преследуют. В частности, если одни авторы связывают распространение исламского радикализма в нашей стране преимущественно с внешними факторами, антироссийской деятельностью зарубежных террористических центров, то другие полагают, что корни данного явления надо искать внутри России.

Что касается исследования идейной составляющей исламского экстремизма и противодействия ему, то его актуальность трудно переоценить. Ведь в точном смысле данное явление может называться именно исламским, прежде всего, потому, что оно базируется на неких исламских догмах. Поэтому нельзя безоговорочно согласиться с часто повторяемым тезисом, будто у терроризма нет ни религии, ни национальности. На наш взгляд, такое суждение лишь означает, что экстремизм и терроризм не характерны только для какой-либо одной веры, государственной принадлежности или этнической группы. Однако в целом связь с ними является реальностью.

Наверное, с серьезными оговорками можно допустить, что в строгом смысле терроризм непосредственно не связан с исламской религией. Да и то, лишь в том случае, если сводить религию к догматике и культу. Но даже на этом уровне заметны признаки зависимости экстремизма от некоторых исламских догматических постулатов - например, от идеи «такфир» (обвинения в неверии). Тем более, ислам как система идей и правил поведения в мирской жизни, несомненно, имеет отношение к терроризму. Во всяком случае, влияние непосредственных руководителей и вдохновителей исламского экстремизма во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного шариата, борцов за воплощение в жизнь его идеалов, касающихся, прежде всего, политических и правовых вопросов.

Конечно, можно спорить о том, связан ли этот феномен с религией ислама, насколько собственно религиозные постулаты служат его идейной базой. Однако не подлежит сомнению тот факт, что исламские представления составляют стержень идейного обоснования экстремизма. Вывод об ориентации деятельности мусульманских радикалов на исламские идейные постулаты, в частности правовые концепции, трудно опровергнуть, поскольку практически любые проявления радикализма под знаменами ислама вплоть до террористических актов непосредственно опираются на исламские концепции. Более того, из всех составляющих терроризма под исламскими лозунгами непосредственное отношение к исламу как к религии или комплексу определенных учений и догм имеет, собственно говоря, только указанный момент.

Конечно, террористическая деятельность отдельных мусульман или исламских организаций может по-разному быть связанной с идеями ислама, но она практически всегда прямо подчинена исламской политико-правовому обоснованию. Исламских радикалов, вопреки суждениям некоторых западных аналитиков, мало беспокоит проблема отсутствия подлинной демократии в мусульманских странах, а если и заботит, то только с точки зрения получения дополнительных возможностей распространять свои идеи и свободно вести свою деятельность. Им даже неважно, является ли здесь власть тиранической или нет. Главное для исламских экстремистов – неисламский, по их мнению, характер этой власти и ее сотрудничество с неисламскими, атеистическими силами за пределами мусульманского мира. Да и Запад они ассоциируют, прежде всего, с неверием, а значит – с главным врагом ислама. Очевидно, для них не очень актуальна нерешенность социально-экономических проблем мусульманских стран, хотя именно она создает благоприятную почву для пополнения рядов террористов. Стратегической целью они, все же, считают не повышение уровня жизни мусульман, а осуществление некого проекта, который имеет, прежде всего, идейное измерение.

Интеллектуальные лидеры мусульманских экстремистов не всегда формулируют в четкой развернутой форме свои стратегические планы глобального масштаба. Но они, по крайней мере, обращаются к исламским постулатам как для определения общих целей (реальных или мнимых) и ближайших мишеней терактов, оправдания используемых при их совершении средств, так и ради мобилизации отрядов экстремистов, привлечения на их сторону новых союзников из числа мусульман

Иными словами, современный исламский экстремизм – это в значительной мере, а, порой, и преимущественно идейное явление. Ведь прочность позиций исламского экстремизма далеко не в последнюю очередь заключается в его теоретической базе, ориентирующейся на исламские политико-правовые концепции. Поэтому одной из самых важных сторон борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом является идейно-теоретический аспект. Противостоять исламскому экстремизму надо не только силами спецслужб, но и с помощью аргументации, основанной на исламских идейных концепциях.

Между тем, российские исследователи обращаются к анализу идейных аспектов исламского радикализма не так часто. Лишь А.А.Игнатенко подробно разработал эту тему в ряде своих публикаций. Многие из них вошли в отдельную книгу[4]. Другие авторы, чаще всего, ограничиваются повторением его выводов и оценок[5]. При этом бросается в глаза, что анализ этой проблемы, по сути, носит односторонний характер, поскольку сводится к изложению позиций идеологов исламского экстремизма. Что же касается взглядов их оппонентов, то они, как правило, детально не затрагиваются. Трудно отделаться от впечатления, что российские эксперты больше озабочены воспроизведением концепций исламских радикалов, нежели анализом альтернативных оценок, развиваемых современной умеренной исламской правовой и политической мыслью.

На такой вывод не могут серьезно повлиять отдельные публицистические материалы или подготовленные мусульманскими деятелями издания сугубо пропагандисткой направленности, а также документы, отражающие позицию исламских духовных центров по отношению к терроризму (например, принятая в 2002 г. фетва Совета муфтиев России и научное приложение к ней). Прежде всего, потому, что в этих материалах исламская идейная альтернатива радикальному исламу подается поверхностно, без необходимой подробной и, главное, убедительной аргументации. Содержащийся в них анализ отдельных тезисов, лежащих в основе идейных предпосылок исламского радикализма, не заменяет глубокой всесторонней разработки исламской позиции по отношению к указанному явлению.

Между тем, если взгляды исламских радикалов российские ученые анализируют достаточно подробно, то позиции их идейных противников, обосновывающих совсем иное прочтение исламских постулатов, редко становятся темой их работ. Конечно, каждый исследователь волен выбирать сюжеты для своих трудов. Поэтому нет оснований упрекать тех ученых, которые предпочитают отслеживать,
прежде всего, публикации, заявления и фетвы теоретиков исламского радикализма. Несомненно, показ исходных моментов идеологии исламского экстремизма (исламизма, ваххабизма, салафизма) – дело нужное. Такой анализ доказывает, насколько эти взгляды несовместимы с современным пониманием прав человека, демократии, гуманизма, цивилизованности.

Тем не менее, один подобный анализ, понятно, не позволяет составить целостной картины современной исламской мысли и ее позиций по отношению к экстремизму и терроризму под знаменем ислама. Ведь всем изучающим ислам хорошо известна такая характерная для него черта, как расхождения во мнениях, плюрализм взглядов. Но то, что отличало ислам на протяжении веков, остается его особенностью и сегодня. Поэтому, если закрывать глаза на иные исламские концепции и не противопоставлять их взглядам террористов, то у тех, кто не достаточно разбирается в этой проблеме, невольно складывается вполне определенное, крайне негативное, представление о современном исламе и мусульманах. Очевидно, по меркам научной объективности такое положение вещей нельзя считать нормальным. Да и соображения политической целесообразности заставляют уделить повышенное внимание объявлению идейной войны исламскому экстремизму.

Если по другим направлениям противодействия этому опасному явлению (военному, финансовому, организационному, информационному) уже предприняты достаточно эффективные меры, в том числе при опоре на широкое международное сотрудничество, то идейно-теоретическая сторона явления пока остается вне внимания российских властей – как на уровне ее общего осмысления, так и в плане принятия практических шагов. В итоге сегодня исламские политические и правовые концепции стоят на вооружении не у российского государства, а у сепаратистов, экстремистов и террористов. Поэтому без включения позитивного идейного потенциала ислама в арсенал государственных средств борьбы с терроризмом окончательно подорвать влияние исламских радикалов невозможно.

Актуальность этой задачи для нашей страны определяется также тем, что российские духовные управления мусульман и иные исламские центры не проявляют достаточной активности и умения в идейном противоборстве исламскому терроризму, уходят от прямой полемики с исламскими радикалами по ключевым проблемам мусульманско-правовой теории, ограничиваясь общими декларациями. В итоге серьезного спора на почве исламских постулатов с идеологами мусульманских экстремистов не получается. Активисты официальных центров российских мусульман, похоже, не очень озадачены необходимостью дискредитации идейных программ радикалов. Более того, нередко из уст мусульманских лидеров можно услышать, что ислам вообще не нуждается в защите от обвинений его в поддержке международного терроризма.

Следует также учитывать, что в идейном противостоянии исламскому экстремизму и терроризму власть не может ограничиться поддержкой так называемого традиционного российского ислама, который на Северном Кавказе представлен суфизмом, а в Татаро-Башкирском регионе ассоциируется с джадидизмом (исламским модернизмом). Как показывает практика, эти формы исламской мысли пока не готовы предложить действенную, убедительную, конкурентоспособную, основанную на правовой аргументации и, главное, разделяемую большинством российских мусульман идейную альтернативу взглядам исламских экстремистов.

Поэтому крайне важно анализировать позиции традиционной исламской юриспруденции и наработки современной исламской правовой и политической мысли, которые прямо противоположны идеологии исламского радикализма по принципиальным вопросам. Понятно, такой призыв имеет смысл лишь при условии, что данные позиции существуют. Как будет показано, они есть. При этом надо учитывать, что альтернативные идеологии экстремизма взгляды отстаивают не просто известные и пользующиеся влиянием мусульманские деятели, а самые авторитетные институты исламской мысли, коллегиальные центры, нередко международного уровня.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фотожалюзи | Об идейных истоках исламского экстремизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.