Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование кадрового потенциала и управление деловой карьерой

 

Анализ мероприятий, проводимых в ЗАО «Жилстрой» в направлении функционирования системы развития персонала, показал, что на данном предприятии нельзя вести речь о какой-либо системности данного направления. Существуют лишь меры, направленные на повышение квалификации работников, переобучение персонала.

По данным на 2010 год на ЗАО «Жилстрой» работают 561 человек. Из них инженерно-технические рабочие составляют 108 человек, а рабочие 453 человека. Среднесписочная численность на декабрь 2009 года составляет 602 человека.

Рассмотрим динамику численности рабочих и руководителей. На 01.012007 года численность рабочих составляла 654 человека, а на 01.012008 года – 707 человек. Причём в течении этих лет численность практически не изменялась, что нельзя сказать про численность рабочих ЗАО «Жилстрой» в течении следующего года. В 2009 года численность составила 704 человека, но этот год отличается тем, что в течение него численность очень сильно варьировалась в связи с финансово-экономическим кризисом. Причём численность рабочих на май 2008 года составляла 750 человек, но уже к концу декабря этого же года она снизилась до 704 рабочих. Так же в связи с финансово-экономическим кризисом снизилась численность и за 2009 год. Динамика численности рабочих и руководителей представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Динамика численности рабочих и руководителей ЗАО «Жилстрой» (составлена автором)

Год        
Численность рабочих, чел.        

 

В январе 2010 года на ЗАО «Жилстрой» было принято 9 человек, уволено 7 человек. Таким образом на 01.02.2010 год численность составила 563 человека.[1]

Важным направлением анализа деятельности предприятия в функционировании системы развития персонала является определение коэффициента выбытия, коэффициента текучести и коэффициента движения кадров. Показатели движения представлены в таблице 4.

Как показывают данные таблицы 4, на предприятии существует проблема текучести кадров, вызванная финансово-экономическим кризисом, а так же рядом других причин, связанных с управлением карьерой на предприятии (нестабильные заработки, плохие условия труда и другие).

 

Таблица 4 – Показатели движения рабочей силы за период 2006-2008 гг в ЗАО «Жилстрой» (составлена автором)

Показатели      
Коэффициент выбытия 15% 16% 18%
Коэффициент движения 15% 19% 21%
Коэффициент текучести 15% 16% 17%

 

Проанализировав поло-возрастной состав работников предприятия, рассмотрим качественный. Женщины на предприятии ЗАО «Жилстрой» составляют 110 человек. Такое количество женщин объясняется тем, что данное предприятие специализируется на строительстве. Поэтому мужчины преобладают. Но это не является проблемой для ЗАО «Жилстрой» (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Распределение работников и руководителей ЗАО «Жилстрой» по полу.

По возрастному составу большое количество рабочих в возрасте от 41 до 50 лет. Так же есть и рабочие в возрасте старше 61 года. Всего 15 % рабочих в возрасте до 29 лет. Это является одной из проблем развития предприятия. Так как в более старшем возрасте снижается восприимчивость к инновациям, в долгосрочном периоде – выпуск продукции, а так же у молодого коллектива больше идей и перспектив развития как личности так и предприятия. Массовый наем на работу немолодых людей тормозит выпуск продукции, если не прибегать к "увольнениям", порождающим проблемы. Возрастной состав работников и руководителей ЗАО «Жилстрой» представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Возрастной состав работников и руководителей ЗАО «Жилстрой»

По стажу работы можно отметить неблагоприятную тенденцию. Более 20 процентов сотрудников имеют стаж более пяти лет, 18 процентов - более 15 лет. Данное предприятие ориентировано на приёме на работу новых работников, не имеющих достаточно профессионального опыта, а это приводит к текучести кадров, что на этом предприятии считается проблемным. Не меньшее значение стаж имеет и для продвижения по карьерной лестнице. Данные представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Распределение работников и руководителей по стажу работы *

Количество проработанных лет Количество рабочих, чел.
До 1 года  
1-3  
3-5  
5-10  
10-15  
от 15 и более  

*Составлена автором на основании документа «Наличие рабочих, руководителей, специалистов и служащих и их характеристика по качественному составу по ЗАО «Жилстрой» на 01.01.2010 год»

По образованию 89 человек имеют высшее профессиональное, 97 – среднее профессиональное, 49 – начальное профессиональное, 305 – среднее, 21 – неполное высшее, причём обучаются на данный момент 25 рабочих в вузах и 5 – в техникумах. Это достаточно хорошие показатели.

 

Рисунок 6 – Распределение работников и руководителей в ЗАО «Жилстрой» по образованию.

Профессиональный состав ЗАО «Жилстрой» достаточно разнообразный.[2] На предприятии 14% каменщиков, что является избыточным, в то время как отсутствуют электрослесари и очень маленький процент кровельщиков, которых в данный момент не хватает на предприятии. Это является одной из проблем предприятия. Так как нехватка персонала ведёт к застою работы, а переизбыток рабочих определенной профессии, в данном случае каменщиков, приводит к тому, что не используется потенциал рабочих в полном объёме, предприятие в них не нуждается. Это является отрицательным фактором в функционировании предприятия. Оптимальное количество на предприятии электросварщиков – 6 %, бетонщиков – 4,4 %, слесарей -6,6%. Профессиональный состав предприятия представлен в таблице 6.

Таблица 6 – Профессиональный состав ЗАО «Жилстрой» (составлена автором)

профессия Численность, чел. Процент от общей численности, %
     
Монтажник по монтажу станков и ж/б конструкции    
Каменщик   14,5
Электросварщик    
Газосварщик   1,8
Электрогазосварщик   2,2
Плотник    
Рамщик   0,2
Штукатур    
Маляр   1,3

Продолжение таблицы 6

     
Бетонщик   4,4
Монтажник наружных трубопроводов    
Кровельщик   0,2
Электрослесарь    
Изолировщик на гидроизоляции    
Подсобный рабочий   4,2
Монтажник санитарных технических систем и оборудования   7,5
Электромонтажник   5,5
Слесарь   6,6
Заточник   0,2
Токарь   0,6
Фрезеровщик   0,2
Жестянщик   0,8
Кузнец   0,2
Электромонтёр    
Слесарь по ремонту двигателей   0,2
Слесарь по ремонту агрегатов   0,4
Водитель   6,2
Тракторист    
Машинист автокрана   0,8
Машинист экскаватора   1,6
Машинист бульдозера   0,4
Машинист компрессора   0,2
Машинист автопогрузчика   0,4
Машинист автовышки   0,2
Кладовщик   1,3

 

Продолжение таблицы 6

     
Уборщица   0,6
Курьер, оператор    
Контролёр-учётчик   0,2
Сторож   3,2
Слесарь по ремонту автомобилей   0,6
Вахтер, медсестра     0,8

 

Инженерно-технические рабочие составляют 108 человек, в том числе 60 руководителей, 45 специалистов, 3 служащих. В состав руководителей входят АУП – 15 человек, прорабы - 21 человек, мастера – 16 человек, начальники участков – 4 человека, директора производства – 4 человека. Динамика численности ИТР представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 – Структура ИТР в ЗАО «Жилстрой»

Существует проблема в привлечении руководителей, что говорит о не использовании собственного кадрового потенциала. Из начальников участка 3 человека и 2 человека из директоров производства являются привлечёнными. Это достаточно высокие показатели.

Из 108 человек 44 человека – женщины.

По образованию 65 % ИТР имеют высшее образование, 29% - среднее профессиональное, 3% - начальное профессиональное и 3% - среднее. Эти показатели являются положительными.

По возрасту, 50 % ИТР до 41 года и 50 % от 41 года до 61 года и старше. Средний возраст ИТР составляет 41,4 года (таблица7).

Таблица 7 – Распределение по возрастному составу ИТР в ЗАО «Жилстрой» (составлена автором).

Возраст, лет Количество лет
19-20  
21-21  
30-40  
41-50  
51-55  
56-60  
61 и старше  

 

По стажу работы преобладают руководители со стажем от 15 лет и более – 32 человека, 10-15 лет – 5 человек, 5-10 лет – 28 человек, 3-5 лет – 17 человек, 1-3 года – 20 человек, до 1 года - 6 человек.[3] Здесь тоже можно отметить положительную тенденцию. Работники с большим стажем более опытные. Это с одной стороны, а с другой стороны, молодые специалисты более продуктивные, а их не так много на предприятии.

Учатся в Вузах 7 инженерно-технических рабочих.

Что касается рабочих, то они составляют 453 человека. Из них 66 женщин.

По возрасту преобладают рабочие от 41 года до 50 лет, что является отрицательным для предприятия, так как молодое поколение продуктивнее. По стажу работы большое количество рабочих от 1 до 3 лет – 123 человека, что достаточно отличается от ИТР, где преобладает старшее поколение предприятия.

По образованию 301 человек имеют среднее образование и лишь 19 человек - высшее профессиональное образование (таблица 8).

Таблица 8 – Распределение работников ЗАО «Жилстрой» по образованию (составлена автором)

Образование Количество человек
Высшее профессиональное  
Среднее профессиональное  
Начальное профессиональное  
среднее  
Неполное высшее  

 

Учатся в Вузах 18 рабочих.

Что касается переобучения кадров и повышения квалификации, то в этом есть свои плюсы и минусы. Раз в 5 лет на ЗАО «Жилстрой» проходят повышение квалификации линейные руководители. В 2010 году 5 человек отправлены на переобучение в учебный комбинат «Строитель». Так же существует внутренняя квалификационная комиссия.

В Уставе предприятия отводится один параграф по обучению, переобучению и повышению квалификации кадров.[4] В нём сказано, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путём заключения дополнительного договора между работником и работодателем. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнением работниками определённых видов деятельности, Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель создаёт необходимые условия для совмещения работы с обучение и предоставляет гарантии, установленные законодательством РФ.

На данном предприятии уделяется мало внимания обучению и переобучению кадров, что является отрицательным, так как в связи с постоянным развитием науки, необходимо переобучаться для более эффективной деятельности предприятия.

Для более полной и точной оценки использования кадрового потенциала сотрудникам ЗАО «Жилстрой» было предложено заполнить анкету на тему «Оценка сотрудниками ЗАО «Жилстрой» использования их кадрового потенциала» (Приложение 8).Среди анкетируемых было 9 женщин и 21 мужчина, средний возраст 40-60 лет. По результатам можно сделать вывод, что, во-первых, 30 % рабочих не удовлетворены в использовании их знаний на предприятии, во-вторых, 76,7% трудящихся устраивает заработная плата за их труд, в-третьих, 60 % рабочих считают, что нет возможности продвижения по службе, в-четвертых, 60% кадров неудовлетворительно оценивают возможности обучения, переобучения и повышение квалификации, в-пятых, большинство рабочих отметили положительную тенденцию в функционировании ЗАО «Жилстрой». То есть по всему выше сказанному следует, что лишь заработная плата является мотиватором к труду у работающих, так как большинство работников она устраивает, но использование кадрового потенциала, возможности обучения и продвижения по службе очень мало, хотя в развитии предприятия отмечена благоприятная тенденция.

Таким образом, на данном предприятии существует ряд проблем, связанных с использованием кадрового потенциала. В связи с кризисом сократилась численность рабочих и руководителей, большой процент текучести кадров (17%). Что касается анализа структуры кадров в целом, то выявились проблемы по возрастному составу, по стажу работы (проблемы в карьерном росте), по профессиональному составу. Однако, рассматривая отдельно рабочих и ИТР, можно отметить и положительные тенденции по стажу работы у ИТР. Существую проблемы с переобучением и повышением квалификации кадров.

 

 

3. Специфика маркетинговой деятельности в ЗАО «Жилстрой»

 

Неотъемлемой частью внутренней деятельности ЗАО «Жилстрой» в условиях рыночной экономики является организация маркетинга. Основными функциями маркетинга на предприятии являются:

- комплексное изучение конкретного рынка, его проблем и перспектив;

- планирование товарного ассортимента своего предприятия с учетом требований рынка и своих возможностей;

- формирование спроса и проведение мероприятий по стимулированию сбыта с целью большего совпадения требований рынка и своих возможностей;

- планирование сбытовых операций;

- управление и контроль за маркетинговой деятельностью, которые предполагают при необходимости возврат к первой функции

Специального отдела маркетинга на предприятии нет, но все функции маркетинга выполняются в отделе сбыта. Начальник данного отдела относится к категории руководителей. На эту должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области маркетинга не менее 5 лет. Назначается и освобождается от должности он генеральным директором предприятия. Основные требования, предъявляемые к руководителю, отражены в должностной инструкции (приложение Б).

Начальник отдела сбыта должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по организации маркетинга и оценке финансово-экономического состояния и емкости рынка;

- методы определения платежеспособности спроса на выпускаемую продукцию;

- основные технологические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства производимой продукции, ее отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки;

- экономику производства; организацию рекламного дела; методы изучения мотивации отношения потребителей к выпускаемой продукции;

- способы и методы работы с дилерами, средствами массовой информации; порядок рассмотрения и подготовки ответов на претензии и рекламации потребителей;

- правила оформления документации; стандарты и технические условия на продукцию предприятия;

- основы технологии, организации производства, труда и управления;

- организацию учета и составления отчетности о выполнении планов реализации продукции;

- основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

В компетенцию начальника отдела входит:

- разработка маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры;

- обеспечение участия отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции;

- организация работы по заключению договоров долевого участия в строительстве жилья и контроль за юридическим оформлением документов в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

- организация изучения мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества;

- организация рекламы продукции предприятия в СМИ;

- участие в формировании договорных цен на квартиры;

- участие совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта;

- разработка соглашений с дольщиками на исключение определенных видов работ, по заявлению дольщика, из договора на долевое участие на квартиру;

- контроль составления расчета стоимости исключаемых из договора долевого участия работ, в соответствии со сметой на дом;

- разработка схем финансирования (бартер, услуги, вторичный рынок), контроль за поступлением и направлением расходования средств дольщиков;

- составление промежуточных расчетов задолженности дольщиков за строящееся жилье, в соответствии с договорами долевого участия;

- оперативный контроль за ходом строительства жилых домов, возводимых на средства дольщиков, их прибыльностью;

- руководство работниками отдела.

Начальник отдела сбыта имеет право:

- представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с другими структурными подразделениями предприятия, другими организациями, по вопросам связанным с долевым участием в строительстве жилья;

- представлять на рассмотрение генерального директора предложения по улучшению деятельности предприятия по вопросам работы отдела;

- получать от руководителей структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

- подписывать документы в пределах своей компетенции;

- вести переписку с организациями и структурными подразделениями предприятия по вопросам, связанным с работой отдела;

- требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

Начальник отдела несет ответственность:

- за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством;

- за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

- за нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии;

- за причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

Служба сбыта ЗАО «Жилстрой» выполняет различные функции, среди которых, например, анализ конкуренции и конкурентов (таблица 5)

 

Таблица 5 - Анализ конкуренции и конкурентов (составлено автором)

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНКУРЕНТЫ
ЭКОСТРОИ ИНЖИЛКОМ РЕГИОНСТРОЙ
Размер предприятия Крупное Крупное Крупное
Организационно-правовая форма ЗАО ЗАО ОАО
Доля рынка, которую занимает конкурент 15% 18% 15%
Методы конкурентной борьбы Реклама, генподряд, гранты   Реклама Рекламные акции, ценовая дискриминация

В качестве продукции ЗАО «Жилстрой» «производит» жилые дома и производственные помещения, строительные материалы, оказывает услуги. Характеристика продукции представлена в таблице 6.

 

Таблица 6– Анализ продукции «Жилстрой» (составлено автором)

 

НАИМЕНОВАНИЕ ВИДА ПРОДУКЦИИ В НОМЕНКЛАТУРЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  Жилые дома. Предоставление жилья населению на коммерческой, договорной и безвозмездной основе Экологически протестированные материалы изготовления, наличие государственного контроля качества.
Производственные помещения. Производство помещений нежилого назначения для функционирования производственных предприятий и объектов социально-культурной сферы Экологически протестированные материалы изготовления, наличие государственного контроля качества.
Строительные материалы. Использование в дальнейшем производстве строительной продукции, постройке жилья Долговременные, протестированные, изготовленные из качественного первичного сырья
Строительные услуги Генподрядные работы по найму «Развитие» Быстрота, качественное исполнение, использование современной технологии

 

Стратегия ценообразования ЗАО «Жилстрой» основывается на:

1. Категории цены. Такая стратегия требует использования в целях достижения коммерческого успеха установления низких цен, обычно при большом количестве производимых товаров.

2. Категории предпочтения. Предполагает применение в качестве конкурентоспособных факторов - качество товаров и работ дизайна, фирменного стиля, упаковки, сервисного обслуживания, надежности поставок товаров.

3. Резком отличии. Требует, чтобы товары предприятия по профилю резко отличались от товаров конкурентов

В основе политики ценообразования лежат два фактора: конъюнктура рынка и издержки производства, в соответствии с которыми используются два метода ценообразования:

1. Определение цен на основе цен конкурентов, являющийся базой для определения цен на продукцию ЗАО «Жилстрой».

2. Определение цен на основе себестоимости продукции, издержек производства.

В рамках маркетинга на предприятии осуществляется планирование. Это находит свое отражение в бизнес-планах, которые составляются именно по сбыту по каждому направлению. Данные бизнес-планы являются составными частями производственной программы развития предприятия.

Например, отдел участвовал в разработке бизнес-плана по каркасному домостроению в рамках инвестиционной программы, разработанной в соответствии с Федеральной программой «Жилье». В ее основе лежит перепрофилирование производственных мощностей крупнопанельного домостроения под выпуск элементов каркасного жилья.

Открытая система каркасного домостроения позволяет:

- формировать квартиры желаемых размеров;

- принимать планировочные решения квартир с учетом запросов заказчиков;

- повысить качество архитектурных решений фасадов зданий, их архитектурную выразительность;

- снизить стоимость жилья за счет снижения материалоемкости.

Сметная стоимость проекта - 11,1 млн.руб. Годы реализации: 2001- 2002г.г. Финансирование проекта: 60% - собственные средства, 40% -государственная поддержка.

Отдел сбыта работает с крупными постоянными потребителями на договорной основе. На основе их заявок формируется и составляется план выпуска продукции.

Для продвижения на рынок товаров ЗАО «Жилстрой» активно использует рекламу своих изделий. Реклама выполняет двойную функцию:

- оповещение потенциальных покупателей о наличии товаров, а также об основных свойствах товара и его характеристиках;

- пропаганда товаров с целью привлечения покупателей и увеличения объемов продаж.

Используемые средства рекламы:

- телевизионные ролики;

- в прессе (журнал «Эксперт», «Моя реклама»);

- Web страница в Internet (там приводится наименование и характеристика продукции предприятия, подробная информация о номенклатуре и технических характеристиках продукции);

- рекламные проспекты.

Кроме того, предприятие активно участвует в выставках, ярмарках, что также способствует увеличению объемов продаж.

Предприятие ЗАО «Жилстрой» использует посредников - частных представителей в Орле и в других городах.

Таким образом, на предприятии часть маркетинговых функций выполняет отдел сбыта. Он решает или участвует в решении вопросов спектра предлагаемых товаров (услуг), ценообразования на них, способов распределения и продвижения. По структуре данный отдел относится к товарно-функциональному типу, т.к. каждый сотрудник отвечает за свою сферу относительно определенной группы товара (услуги).

 


[1] Сведения о движении рабочих кадров по профессиям по ЗАО «Жилстрой» за январь 2010 года

[2] Отчёт о профессиональном составе работников ЗАО «Жилстрой» по состоянию на 01.01.2010 год.

[3] Численность работающих в ЗАО «Жилстрой» ИТР и их характеристика по качественному составу на 01.01.2010 год.

[4] Устав ЗАО «Жилстрой»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исчерпывающие объяснения Генри Джекила | ВВЕДЕНИЕ. заведующий кафедрой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.