КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Московская область 12 страница
В усадьбе разместился дом отдыха Союза архитекторов. В 1945-1946 годы архитектор В.Д. Кокорин восстановил главный дом в первоначальных формах, воссоздав при этом и утраченные интерьеры.
УЗКОЕ Обсаженная старинными толстыми лиственницами дорога ответвляется от Калужского шоссе и уходит в лес, туда, где над сплошным морем деревьев возвышается могучее пятиглавие старинной усадебной церкви. Это - Узкое. Ныне вошедшее в черту Москвы, оно получило свое название по фамилии дворянского рода Узких (Уских). С начала XVII века Узкое перешло во владение рода Стрешневых, при которых здесь был устроен боярских двор. В первой половине XVII века оно принадлежало боярину М.Ф. Стрешневу. В 1657 году перешло к его сыну Григорию, а с 1691 года вотчиной владел боярин Т.Н. Стрешнев - известный государственный деятель раннепетровского времени. С самого рождения Петра I он был приставлен ему в <дядьки> и не расставался с воспитанником до своей смерти в 1719 году. В письмах Петр обращался к нему <Heilige Vater> - <святой отец>. С 1689 года Стрешнев был главой Разрядного приказа, ведавшего управлением армии и службой дворян. Он пользовался полным доверием Петра: во время своего путешествия за границу в 1697 году царь оставил Тихона Стрешнева вместе с <князем-кесарем> Ф.Ю. Ромодановским и П.И. Прозоровским управлять вместо себя государством. В 1690-е годы по заказу Т.Н. Стрешнева в Узком была возведена ныне существующая церковь Казанской Божьей матери. Этот редкий для Подмосковья храм построен в традициях украинского барокко - очевидно, артелью украинских мастеров. Т.Н. Стрешнев завещал Узкое своей внучке, С.И. Стрешневой. В 1726 году Софья Ивановна Стрешнева, последняя в своем роду, вышла замуж за князя Б.В. Голицына, и с той поры усадьба оставалась во владении голицынского рода. Приблизительно в 1730-1740-е годы здесь был построен первый каменный господский дом с двумя флигелями и хозяйственные службы, образовавшие замкнутый двор. Перед господским домом был разбит регулярный парк с большим цветником, ограниченный каскадом террасных прудов. Первоначально их было пять, но до наших дней сохранились только три. В 1770-е годы при А.Б.Голицыне Узкое подверглось большой реконструкции. Старый каменный дом был разобран, а на его фундаменте возведен новый, деревянный, с некоторыми изменениями сохранившийся до наших дней. Вместе с господским домом были перестроены или выстроены заново кузница, корпуса служб, оранжерея, псарня. Был возведен огромный Конный двор в форме замкнутого каре с башней над въездом. Его внутреннее пространство обрамляла аркада на столбах, напоминавшая городские торговые ряды тех времен. В XX веке она была заложена кирпичом. Реконструкция усадьбы завершилась в 1780-х годах. А.Б.Голицын умер в 1792 году, и имение унаследовал его сын, Е.А. Голицын, во владении которого Узкое оставалось до 1811 года. После его смерти усадьба перешла к его сестре, М.А. Толстой, урожденной Голицыной, бывшей замужем за графом П.А. Толстым, вице-президентом Московского общество сельского хозяйства. Во владении Толстых Узкое оставалось до 1883 года. Сохранилось предание о том, что в октябре 1812 года в Узком побывал император Наполеон. Как говорят, он наблюдал с высокой церкви за отступлением своей армии по Калужской дороге. При П.А. Толстом в Узком была посажена существующая и сейчас лиственничная аллея, ведущая от Калужского шоссе к имению. Второй владелец Узкого из рода Толстых, В.П. Толстой (ум в 1875 году), также был страстным садоводом. При нем в имении были устроены обширные оранжереи и теплицы Усадебный дом был существенно перестроен в 1880 году архитектором С. Родионовым, который придал фасадам элементы <неореннесанса>. В 1883-1911 годы владельцем Узкого был князь П Н.Трубецкой, а затем - его вдова А.В.Трубецкая (урожденная Оболенская), владевшая усадьбой в 1911-1917 годы Узкое было любимым подмосковным поместьем Трубецких, которые регулярно проводили здесь лето. Как вспоминал сын последнего владельца усадьбы, князь П.В.Трубецкой, <за несколько дней до большевистского переворота мы решили уехать поездом на юг, в Ессентуки, и навсегда бросили Москву и Узкое>. В усадебном доме в Узком 31 июля 1900 года умер известный русский философ B.C. Соловьев Он приехал сюда к брату владельца имения - Сергею Николаевичу Трубецкому, в дороге заболел и скончался в кабинете хозяина усадьбы. Его отпевали в местной Казанской церкви. С 1922 года в усадьбе размещался санаторий, а затем - дом отдыха Академии наук.
ЦАРИЦЫНО До 1775 года Царицыно - самая необыкновенная и загадочная русская усадьба - носила прозаическое и малопривлекательное название Черная Грязь. <Пустошь Черногрязская> впервые упоминается в конце XVI столетия как часть дворцовой вотчины Коломенское. В 1590-х годах эти земли, лежащие вниз по Москве-реке от Коломенского до устья Пахры, принадлежали семейству Годуновых, от которых сохранились названия сел Борисово (ныне в черте Москвы; названо по имени Бориса Годунова), Ирининское (Молоково; названо по имени Ирины Годуновой) и старинные шатровые церкви в Беседах и Острове, построенные на средства Годуновых. Черная Грязь в ту пору принадлежала царице Ирине Федоровне, сестре Бориса Годунова. Возможно, что уже тогда здесь появились первые дворцовые постройки, остатки которых обнаружены при археологических раскопках. Запустевшая в годы Смуты Черная Грязь в 1633 году перешла во владение окольничего Л. С. Стрешнева, который построил здесь боярский двор. До середины 1680-х годов вотчина оставалась во владении Стрешневых, а затем перешла к фавориту царевны Софьи князю В. В. Голицыну. С падением Голицына Черная Грязь была отписана <на государя> и оставалась в ведении дворцового ведомства до августа 1711 года, когда вотчина была пожалована молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру (1673-1723), перешедшему в 1711 году на русскую службу. Дмитрий Кантемир известен своими многочисленными трудами по истории Молдавии и Турции, а его капитальный труд <История возвышения и упадка Оттоманской империи>, переведенный на несколько иностранных языков, признан классическим. Д. Кантемир редко бывал в Черной Грязи, предпочитая ей свое орловское имение, названное по его имени Дмитровкой (ныне город Дмитровск-Орловский). В Черной Грязи в 1713-1720 годах жила его дочь - Мария Дмитриевна Кантемир (1700-1757), бывшая фавориткой Петра I с начала 1720-х годов и до самой его смерти. В 1722 году она родила от Петра сына, который почти сразу скончался. В эту пору в Черной Грязи существовал господский дом, построенный <на китайский манер, с отлогими крышами на два ската, с галереями, по которым можно ходить перед окнами вокруг всего строения, и со многими маленькими башнями, со всех сторон открытыми и обтянутыми только парусиною для свежести воздуха и защиты от солнца. Он весь деревянный, но так как раскрашен и стоит на высоком месте, то издали кажется великолепным. Комнаты внутри его, кроме одной залы, очень невелики,низки и с низенькими окнами>. К этому времени относится сохранившаяся в Царицыне небольшая Троицкая церковь, построенная Дмитрием Кантемиром в 1722 году в стиле раннего барокко. После смерти Д. Кантемира Черная Грязь перешла к его сыну - князю Антиоху Кантемиру (1708-1744), известному государственному деятелю, дипломату и поэту первой половины XVIII века, <первому русскому пииту>. Состоя на дипломатической службе, он практически не бывал в своем подмосковном имении, где в ту пору жили его родные: мать - княгиня Н.И. Кантемир (урожденная Трубецкая) и братья Константин, Матвей и Сергей. Матвей и Сергей по очереди наследовали имение. Последним его владельцем из рода Кантемиров был Сергей Дмитриевич Кантемир, который в начале 1770-х годов безвыездно жил в своей усадьбе, будучи <совершенно равнодушен и к водам, и к лесам, и ко всем живописным видам, приводящим в восторг посетителей. Он только и делал, что играл в карты и бранился, когда проигрывал>. В 1775 году Черная Грязь была куплена Екатериной II, которая пожелала устроить здесь подмосковную царскую резиденцию. Соответственно, и название вотчины стало другим - Царицыно. Создание усадебного комплекса было поручено известному архитектору В.И. Баженову (1737-1799). С самого начала было решено, что царицынская усадьба будет строиться в <готическом стиле>. Считается, что Екатерина желала иметь для отдохновения от государственных дел уголок, который напоминал бы ей ее родную Германию, по которой немецкая принцесса Ангальт-Цербстская испытывала известную ностальгию. Есть предположение (Ю. Шамурин), что выбрать средневековый <готический стиль>, стиль германских соборов и рыцарских замков для постройки Царицынского дворца подсказал Баженову князь Г.А. Потемкин-Таврический. В. И. Баженов работал в Царицыне более десяти лет, успев за этот срок начерно возвести все строения усадьбы. При этом его проект не предусматривал создания большого дворца, который являлся бы ядром ансамбля, вместо этого архитектор возвел два одинаковых по размерам дворца для Екатерины II и для наследника Павла Петровича. На склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов в вольном порядке расположил множество сравнительно небольших зданий из красного кирпича. Он хотел их украсить цветными изразцами - на манер старинных московских построек. Но императрица эту идею отвергла, и тогда красный кирпич был эффектно оттенен вставками из резного белого камня. Стрельчатые готические окна зодчий свободно сочетал с узорочной кирпичной кладкой в технике русских мастеров XVII века. В белокаменных украшениях была использована государственная символика: вензель Екатерины II, двуглавый орел. В 1785 году Царицыно посетила Екатерина и, осмотрев ансамбль, неожиданно приказала все сломать и строить усадьбу заново... Почему императрица приказала разрушить творения Баженова? На этот счет существует множество вариантов объяснений. Говорят, что царицынский дворец показался Екатерине неудобным для жилья: <Это не дворец, а казарма!> (По другой версии, императрица нашла в облике дворца сходство с гробом.) Говорят еще, что царица была раздражена масонской деятельностью Баженова и его связями с Н.И. Новиковым и другими московскими мартинистами. Высказывается мнение, что царице не понравилось, что Баженов возвел одинаковые по размеру дома для самой Екатерины и для наследника Павла Петровича, с которым у императрицы к ому времени максимально охладились отношения... Все это так, но зачем же было <стулья ломать> - разрушать почти готовый дворец? Ведь его проект, причем именно в <готическом вкусе>, Екатерина утвердила собственноручно, следовательно, ничего нового и неожиданного для себя она в Царицыне увидеть не могла. Более того - ей регулярно и подробно докладывали о ходе работ. Есть все-таки в этой истории что-то иррациональное, чего нельзя объяснить простой логикой. Наш известный историк Москвы С.К. Романюк, который, как кажется, первым всерьез подступился к этой загадке, отыскал письмо Екатерины II, частично проливающее свет на обстоятельства дела (или еще больше затемняющее их). Вот о чем идет речь в этом письме: <Но никогда несчастье не бывает одиноким, - пишет императрица своему конфиденту в Европе барону Гримму. - Утверждают, что новые известия, пришедшие из Петербурга и полученные ее величеством при въезде в Царицыно, очень встревожили императрицу. Она не сочла нужным сообщить об этом кому-либо из лиц своей свиты и очень ловко придумала возражения против постройки дворца; своды ей показались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, залы темными, лестницы узкими и, так как деньги редки, а хлеб дорог, она пожалела о той сумме, которая была затрачена на постройку дворца. Потом она пустилась по окольным лесным дорогам, по направлению снова к Коломенскому и с большой поспешностью закончила свои дела для внезапного отъезда из Москвы>. То есть Екатерина, по ее же собственным словам, <придумала возражения против постройки дворца>! Зачем? Загадка. <Содержание этого письма вызывает недоумение, - отмечает С.К. Романюк, - почему и от кого надо было прятаться императрице по дороге из Царицына? Какая могла быть связь с полученными известиями из Петербурга и возражениями ее против дворца? Почему надо было затрачивать еще большие деньги для перестройки уже возведенного здания или в конце концов для совсем новой постройки в Царицыне?.. Убедительных обоснований решения Екатерины так и не были предложены, и мотивы его остаются не объясненными>. (С. К. Романюк. По землям московских сел и слобод. Ч. 2, М., 1999, с. 356-357). Загадка Царицына еще ждет своего исследователя. После визита Екатерины Баженов, как считается - <по неудовольствию> императрицы, был отстранен от работ <Архитектор, удрученный горем, повесился в одной из беседок Царицынского парка> - добавляет к этому <Практический путеводитель-справочник Москва-Байкал> (Ф. Мейер. М., 1901). Это, конечно, глупость - но глупость весьма характерная, лишний раз показывающая, сколько мыслимых и немыслимых легенд наворочено вокруг Царицына! Продолжать строительство Царицына было поручено М.Ф. Казакову (1738-1812), который к тому времени уже проявил себя как мастер псевдоготики, возведя в 1775- 1782 годах Петровский дворец в Москве и ряд зданий такого типа в Коломне. М.Ф. Казаков работал в Царицыне в 1787-1793 годах. Он разобрал часть баженовских зданий и начал претворять в жизнь собственные проекты. Дело двигалось трудно - начавшаяся Вторая русско-турецкая война отвлекала много средств и это вызывало перебои в финансировании строительства. Тем не менее к 1793 году в Царицыне было возведено (подведено под крышу) здание Большого дворца, практически завершены Хлебный дом, Оперный дом, три кавалерских корпуса, Фигурные (Виноградные) ворота, разбит огромный, один из лучших в Москве пейзажный парк. Весь ансамбль, за исключением парковых павильонов, построен в стиле псевдоготики, из красного кирпича с богатым декоративным, почти скульптурным, белокаменным убранством, характерным для русского зодчества XVII столетия. Прообразом Царицынского дворца В.И. Баженов избрал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Вместе с тем широко использовались и формы европейской средневековой готики, и приемы классицизма (последнее особенно характерно для периода работы в Царицыне М.Ф. Казакова). После смерти Екатерины II строительство Царицынского дворца прекратилось. Постройки были заброшены, с годами превратившись в заросшие травой и деревьями романтические руины, ставшие одной из самых ярких достопримечательностей окрестностей Москвы. В XIX столетии Царицыно, остававшееся во владении Удельного ведомства, стало популярным местом отдыха москвичей. В 1804-1805 годах здесь были сооружены парковые павильоны <Миловид> (сгорел в 1989 году), <Нерасстанкино>, беседка-ротонда <Храм Цереры>. Часть парковых построек возводилась при участии архитектора И.В. Еготова (1756-1815), ученика Казакова, создателя гончаровской усадьбы Ярополец. В огромных прудах плавали лебеди, сюда были запущены специально окольцованные рыбы, которых в Царицынских прудах, говорят, вылавливали еще в начале XX века. В 1830-х годах дворец хотели достроить для Николая I. Позднее его пытались приспособить под казарму, под фабрику, устроить музей... Но Царицыно упорно не поддавалось и не поддается никаким перестройкам и достройкам, словно навеки закрепив за собой статус исторических руин, и сегодня, глядя на огромный комплекс усадьбы, трудно поверить, что здесь никто никогда не жил... <Царицыно - один из пленительных уголков под Москвой, - писал в 1913 году Ю. Шамурин. - Покрытые лесом холмы, густой парк, громадные, тянущиеся на несколько верст пруды - все это поэтично перемешивается с развалинами дворцовых зданий, усиливает их эффект пейзажным антуражем. Здесь, после темных дорожек парка, охватывает ширь и свет холмистых далей, залитых солнцем, но по контрасту особенно привлекательными рисуются картины Царицына в ветреную лунную ночь, в осеннюю бурю, в зимний мрак: тогда воскресают видения баллад Жуковского и немецких романтиков - и закованные рыцари, и нежные печальные красавицы, седобородые короли, стройные пажи и злые шуты чудятся за мертвыми стенами...>
ШАХМАТОВО В 1874 году ректор Петербургского университета, известный ботаник, профессор А.Н. Бекетов, воспользовавшись советом своего друга, профессора химии Д.С. Менделеева, купил <уголок рая неподалеку от Москвы> - небольшую усадьбу Шахматове. Здесь прошли детство и юность внука А.Н. Бекетова - поэта Александра Блока. С 1881 по 1916 год Блок приезжал в Шахматове каждую весну и жил здесь до поздней осени. Пешком или на любимом белом коне Мальчике он исходил и объездил все ближние и дальние окрестности. В семнадцать лет, отвечая на вопрос семейной анкеты <Место, где я хотел бы жить> Блок, не колеблясь, ответил: <Шахматове>. <Летом много времени проводил Блок с дедушкой Бекетовым. Они любили ходить гулять вдвоем, заходили далеко в поисках растений для научных ботанических работ. Дедушка учил внука началам ботаники>, - вспоминала тетка Блока М.А. Бекетова. Шахматово и окрестности запечатлелись в <Стихах о Прекрасной Даме>, <Распутьях>, в драме <Песня судьбы> и во многих других произведениях поэта. Усадьба была небольшой. Главный дом, по воспоминаниям М.А. Бекетовой, <был одноэтажный, с мезонином - в стиле среднепомещичьих усадеб 20-х или 30-х годов XIX века. Уютно и хорошо расположенный, он был построен на кирпичном фундаменте из великолепного соснового леса, с тесовой обшивкой серого леса и железной зеленой крышей>. Шахматовский дом с шестью узкими окнами по фасаду был построен в 1812 году. В середине XIX века его перестроили. В доме было пять комнат. С крыльца перед входом открывалась <многоверстная синяя русская даль>, холмы, леса, тихая речка Лутосня. Шахматовский сад, по воспоминаниям М.А. Бекетовой, <имел форму неправильной вытянутой трапеции. А кроме того, в нем было много извилистых дорожек, идущих в разных направлениях, и везде какие-то неожиданные уголки и повороты. Он был невелик, но очень своеобразен и привлекателен. Главную прелесть его составляли деревья разных пород, расположенные аллеями и красивыми группами, и виды, которые открывались с различных точек, а причудливая путаница дорожек придавала ему большое разнообразие. В нем не было никаких особых зимой вроде фонтанов, беседок и мостиков, но это был по-этический сад старопомещичьих русских усадеб, очень тенистый, но нисколько не мрачный>. До наших дней в Шахматове уцелели два вяза, посаженные Блоком и его женой Л.Д. Менделеевой. Между ними Блок устроил дерновый диван-<канапе>. Летом 1921 года, еще при жизни Блока, усадьба в Шахматове сгорела. Остатки его фундаментов долгие годы зарастали бурьяном. Неподалеку от Шахматова, на окраине села Тараканова, на лугу, сохранился остов церкви Михаила Архангела, построенной в XVIII веке. Здесь в 1903 году А.А. Блок венчался с Любовью Менделеевой, дочерью великого русского химика. Имение Менделеевых Боблово расположено в пяти верстах от Тараканова. Сейчас в шахматовской усадьбе действует историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока. Воссоздан дом поэта. В память о Блоке в Шахматове устраиваются ежегодные поэтические праздники.
ЯРОПОЛЕЦ В 1684 году село Ярополец на реке Ламе было пожаловано в вотчину украинскому гетману П.Д.Дорошенко (1627-1698). В 1670-х годах он при поддержке Турции и Крымского ханства вел борьбу за овладение Левобережной Украиной, которая уже вошла в состав России. В 1676 году Дорошенко сдался в плен русским войскам, перешел на службу к царю и был послан воеводой в Вятку. За свою службу бывший гетман был пожалован землями в Волоколамском уезде. Дорошенко умер в 1698 году в Яропольце и здесь же был погребен. Его могилу отмечала простая надгробная плита из известняка, на которой были высечены сабля и надпись: <Лета 7206 ноября в 9-й день преставился раб Божий гетман войска запорожского Петр Дорофеевич Дорошенко, а поживе от рождества своего 71 год, положен бысть в этом месте>. В начале XIX века над ней была сооружена небольшая часовенка, но это не остановило местных жителей в стремлениях отыскать клад в могиле гетмана - многие были уверены, что Дорошенко похоронен с золотой булавой в руках. Впрочем, о том, кем был Дорошенко, народ сохранил смутные воспоминания. По свидетельству В.А. Гиляровского, побывавшего в Яропольце в 1914 году, ответы на вопрос, кто здесь погребен, <следовали самые разноречивые: <донской атаман>, <запорожский гетман>, <из казаков какой-то барин>, а один начитанный крестьянин ответил: <Говорят, что гетман, а на самом деле он был таинственный монах, и книжки об этом есть>. После смерти гетмана имение поделили между собой его сыновья. Южная часть усадьбы, отошедшая к А. П. Дорошенко, с 1760-х годов стала владением Загряжских, от которых в 1823 году перешла к Н.И. Гончаровой (урожденной Загряжской). Северная часть, принадлежавшая П.П. Дорошенко, была продана им в 1717 году генерал-майору Г.П.Чернышеву. Так образовались два Яропольца, две усадьбы, каждая со своим дворцово-парковым ансамблем: Ярополец Гончаровых и Ярополец Чернышевых (до сих ор в руинах). Ярополец Гончаровых Усадебный ансамбль в южной части Яропольца сложился в основном при Загряжских, в середине XVIII века. Сначала на берегу Ламы был построен деревянный помещичий дом с каменными службами и каменная, увенчанная шпилем церковь Иоанна Предтечи, стоящая при въезде на парадный двор. Церковь построена по заказу А.А. Загряжского в 1751-1755 годах. В 1808 году она была реконструирована и расширена.Первоначально церковь имела ярко выраженные черты барокко, но позднее, в конце XVIII-начале XIX века, к основному ее объему были пристроены боковые приделы и четырехколонные портики, сообщившие храму дух классицизма. К церкви и далее на парадный двор ведут боковые въездные ворота. Они имеют форму крепостных башен с зубцами. От кирпичной ограды, окружавшей раньше всю усадьбу, остались только южная часть и одна угловая башня, которую можно было заметить на пути к воротам. Парадный двор образован усадебным домом, появившимся в 1780-х годах на месте предшествовавшего деревянного, и хозяйственными постройками, расположенными полукружием. Они были возведены в 1760-х годах, а спустя двадцать лет перестраивались. Тогда их украсили поставленные с торцов башенки со шпилями. Небольшой усадебный дом соединен переходами с двумя небольшими флигелями. Коринфские колонны и пилястры, выполненные с применением штукатурки, выделяются на фоне крас-нокирпичных стен, что является необычным в архитектуре 80-х годов XVIII века. Столь оригинальный прием объясняется тем, что усадьба была окружена оградой с башнями, выполненными в псевдоготическом стиле. Стрельчатые переплеты рам или красно-белая расцветка стен связывали дом с остальными зданиями. Изящные классические формы усадебного дома Яропольца Гончаровых, как и план, свидетельствуют, что его проект был составлен видным и талантливым архитектором. Создателем гончаровского ансамбля считают известного архитектора второй половины XVIII века И.В. Еготова. Дворец в Яропольце был интереснейшим памятником эпохи зрелого классицизма, с колоннадой, высокими комнатами, украшенными лепниной, залой с удивительно стильной бронзовой люстрой и старинной мебелью, со стенами, расписанными пейзажами, и с громадными изразцовыми каминами. Центральный зал расписывался крепостными мастерами. Живопись погибла в 1941 году, когда Ярополец был занят фашистскими войсками, и всему усадебному ансамблю был нанесен значительный ущерб. После войны росписи центрального зала были частично восстановлены. Ярополец Гончаровых дважды, в 1833 и 1834 годах, посещал А.С. Пушкин. Он приезжал сюда к матери своей жены - Наталье Ивановне Гончаровой. В августе 1833 года поэт писал из Яропольца жене: <Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен>. До 1941 года в доме существовала комната-музей А.С. Пушкина. Усадьбы окружает большой пейзажный лиственный парк, разбитый на берегу Ламы. Здесь можно часами бродить по дорожкам среди вековых лип, выводящим к прудам или на поляны, откуда открывается вид на излучину реки Ламы. Единственная аллея парка носит название Пушкинской. Она ведет к искусственному пруду с островом посредине. В гончаровском парке не было традиционных садовых <затей>, а их роль играли ограды с романтическими зубчатыми башенками и поставленными в ограду павильонами. Некоторые павильоны имели хозяйственное значение - в них были устроены теплицы и т. д. Входящие в ансамбль усадьбы конюшня и каретник построены в 1760-х годах, спустя двадцать лет они были реконструированы. Тогда же на хозяйственном дворе появились ткацкие мастерские, от которых сохранились два боковых флигеля. Усадьба сильно пострадала во время войны. В пожаре погибла Пушкинская комната, погибло внутреннее убранство дома, пострадали парк и постройки усадьбы. В 1960-е годы были проведены реставрационные работы. В усадьбе был устроен дом отдыха Московского авиационного института.
ЯСЕНЕВО <Величественная Ясеневская усадьба на высокой горе видна за много верст издали; она и поныне славится своими обширными садами и роскошью своих цветников>, - писал в 1895 году барон Д.О. Шеппинг. Впервые Ясенево (<Ясиновское>) упоминается в 1339 году, в духовной грамоте Ивана Калиты. До начала XVII века оно оставалось дворцовым селом. Затем им владел некий Анания, <сын протопопа Благовещенского собора>, а с середины XVII столетия хозяином Ясенева стал боярин князь A.M. Львов. Он умер бездетным, и выморочное владение вновь было <отписано на государя>. В это время здесь находились деревянная Знаменская церковь, построенная в 1674 году по указу царя Алескея Михайловича, двор боярский конюшенный и скотный дворы, <8 дворов деловых людей и 26 дворов крестьянских и бобыльских>. По случаю бракосочетания царя Петра Алексеевича с Евдокией Лопухиной имение было пожаловано отцу царской невесты - Ф.А. Лопухину. В роду Лопухиных Ясенево оставалось до 1780-х годов. В Ясенево к своему тестю Ф.А. Лопухину приезжал Петр I. В ясеневском парке еще в конце XIX века сохранялся могучий дуб, ствол которого был скован железными обручами. По преданию, под этим дубом отдыхал Петр во время посещений усадьбы. В 1713 году усадьба Лопухиных представляла собой комплекс жилых и хозяйственных построек, включавший в себя двухэтажный деревянный господский дом, флигель, избы приказчика и конюхов, две житницы, кухню (<поварню>), конюшню, скотный и сенной дворы. В усадебном доме было семь комнат. Мебель - обычные лавки, липовые и дубовые столы, простые и <витые> стулья. От вотчинной усадьбы XVII столетия дом Лопухиных отличался, вероятно, только этими <витыми> стульями да висевшими по стенам гравюрами - <листами печатными фряжскими>. Их было около тридцати. К усадьбе примыкал большой фруктовый сад. В 1780-х годах Лопухины продали Ясенево князю Андрею Гагарину. В 1818 году владельцем усадьбы стал князь С.И. Гагарин Совместно с хозяином соседнего Узкого П.А. Толстым он стал в 1840 году основателем Московского общества сельского хозяйства. Главный дом усадьбы построен в 1750-х годах. В плане он образует фигуру, близкую к букве <Н>. Со стороны двора фасад дома был украшен фигурной, с расходящимися маршами лестницей, стилистически сочетавшейся с барочной отделкой - наличниками окон и входной двери. Другой фасад, парковый, украшал приземистый портик-терраса, от которого в парк вел пологий пандус, обрамленный ступенчатым парапетом. Над средней частью дома возвышался мезонин, из окон которого была видна Москва. <Стояла в комнатах ясеневского дома покойная старинная мебель, висели люстры и картины, подобные тем, что висели и в московском доме Бутурлиных на Знаменке. Много было здесь фамильных портретов XVIII века, в тяжелых овальных и прямоугольных золоченых рамах... Как раз в Ясеневе висели холсты этого рода, прославлявшие деяния и подвиги представителей семьи Бутурлиных>, - писал А.Н. Греч. Два флигеля с барочными наличниками и позднее пристроенными колонными портиками образуют четырехугольник небольшого двора. В ансамбль усадьбы входит церковь Петра и Павла, построенная в 1753 году. 9 июля 1822 года в этой церкви венчались Н.И. и М.Н. Толстые - родители Льва Толстого.Огромный пейзажный ясеневский парк славился своими зарослями сирени, которые почти непроходимой чащей окружали спадающие террасами пруды. Дочь С. И. Гагарина Мария Сергеевна вышла замуж за генерала С.П. Бутурлина, и от нее усадьба перешла в род Бутурлиных, владевших Ясеневым до 1917 года. После 1917 года усадьба была разграблена, а в 1924 году сожжена. Разрушенная почти до основания, она простояла в таком виде почти полвека. В 1970-х годах главный дом был восстановлен.
= = = = = = = = = = = =
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |