Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие совокупного спроса, совокупного предложения и факторы, влияющие на их изменение




Располагаемый личный доход (DI).

Доход, находящийся в личном распоряжении, представляет собой личный доход за вычетом индивидуальных налогов. Индивидуальные налоги состоят из личных подоходных налогов, налогов на личное имущество и налогов на наследство, среди которых ведущая роль принадлежит первому виду налога. Расчет дохода после уплаты налогов осуществляется следующим образом:

Располагаемый личный доход (DI) = Личный доход (доход, полученный до вычета налогов) - Индивидуальные налоги

Для того чтобы охарактеризовать деятельность компании в текущем году, необходимо измерить доходы и расходы фирмы. Только обладая такой информацией, руководитель может оценить экономическое здоровье компании.

Система национальных счетов делает то же самое для экономики в целом.

Основная (базовая) макроэкономическая модель – это модель «совокупного спроса – совокупного предложения» («AD – AS»). Она позволяет, во-первых, выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен, во-вторых, объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике, в-третьих, показать причины и последствия этих изменений и, наконец, описать различные варианты экономической политики государства.

Совокупный спрос –1)спрос домохозяйств 2)спрос фирм 3)спрос со стороны гос-ва.

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен – обратная.

Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это обусловлено тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые – остаются неизменными. Соответственно, отрицательный наклон кривой совокупного спроса также не может быть объяснен эффектами, разъясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т. е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой. Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1) эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов), или эффектом Пигу. Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается и люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то уменьшается и величина совокупного спроса;

2) эффектом процентной ставки, или эффектом Кейнса. Если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, следовательно, растет «цена» денег (цена кредита), т. е. ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается.

Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы: с одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса, а с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса, таким образом, уменьшается в еще большей степени;

3 ) эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта), или эффектом Манделла – Флеминга: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Это ценовые факторы влияющие на величину совокупного спроса.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов:

1) факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы, такие как:

а)уровень благосостояния; б)уровень текущего дохода; в)ожидания. (ожидания изменения дохода в будущем, изменения уровня цен); г)налоги; д)уровень задолженности домохозяйств; е)ставка % по потребительскому кредиту; ж)количество потребителей.

2) факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы. Среди них выделяют: а)ожидания. Ожидания инвесторов (фирм) связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т. е. с тем, что Дж. М. Кейнс называл предельной эффективностью капитала; б)ставку процента; в)величину дохода; г)налоги. Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево; д)технологии. Появление новых, более производительных, технологий ведет к росту инвестиционных расходов; е)избыточные производственные мощности; ж)величину запаса капитала фирм. Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции;

3) факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг.

4) факторы, воздействующие на чистый экспорт, как то: а) величина ВНП и НД в других странах.; б) величина ВНП и НД в данной стране; в)обменный курс нац денежной единицы

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос выступают денежные факторы. 1) величина массы денег в обращении. Если в экономике увеличивается предложение денег, то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, т. е. цену кредита). Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны. Именно это лежит в основе монетарной политики, с помощью которой государство может проводить стабилизационную политику, воздействуя на совокупный спрос;

2) скорость обращения денег. Увеличение скорости обращения денег ведет к росту совокупного спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.