Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория мультипликатора




Отправным пунктом в теории мультипликатора Кейнса является определение роли инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Кейнс обращает внимание на то обстоятельство, что рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, т.е. увеличивает занятость, а с ней – доход и потребление. Особенно подчеркивается, что первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода к связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. По Кейнсу, мультипликатор «указывает, что когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в К раз больше, чем прирост инвестиций».

Мультипликатор инвестиций есть отношение приращения дохода к приращению инвестиций.

Отсюда следует, что мультипликатор находится в прямой зависимости от «предельной склонности к потреблению» и в обратной от «предельной склонности к сбережению».

Кейнс показывает, что нельзя допустить, будто первоначальное увеличение затрат может расширять доход и потребление до бесконечности, потому что приращение дохода происходит в убывающей геометрической прогрессии.

В связи с тем, что какая-та часть прироста дохода сберегается, а какая-та расходуется, процесс «мультипликации» дохода прекращается.

Мультипликационный процесс прекращается в том момент, когда прирост сбережения становится равным приросту дохода.

С теорией мультипликатора непосредственно связан принцип акселерации.

Сущность принципа акселерации заключается в следующем: возросший доход, полученный в результате мультиплицирующего воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие потребительские товары, расширяются, и это вызывает увеличение спроса на товары производственного назначения, то есть на средства производства. Причем изменения в спросе на потребительские товары вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на товары производственного назначения. Это связано с некоторыми особенностями воспроизводства основного капитала. Последний требует единовременных крупных затрат, которые возмещаются постепенно в течение длительного процесса. Поэтому, в случае необходимости расширения существующих или строительства новых предприятий, затраты на создание нового основного капитала превосходят стоимость выпускаемой продукции. Другими словами, принцип акселерации касается «изменения спроса на готовую продукцию».

Под принципом акселерации понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода. Акселератор – «числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции».

Изменения в спросе на инвестиционные товары рассматриваются как функция изменений в спросе на потребительские товары, а прирост новых, или стимулированных инвестиций исчисляется кА произведение прироста дохода на коэффициент акселерации.

Следовательно, эффект от прироста дохода, выраженный в приросте инвестиций, находится в прямой зависимости от коэффициента акселерации и поэтому увеличение дохода, как правило, ведет к кратному увеличению новых инвестиций.

Если спрос на потребительские товары увеличится, то будет расти и спрос на основной капитал в соответствие с величиной акселератора.

Во-первых, акселеративное воздействие роста спроса на потребительские товары происходит лишь в случае изменения темпов роста спроса, а не абсолютного изменения спроса на потребительские товары, во-вторых, новые инвестиции находятся в функциональной зависимости от темпов роста спроса на потребительские товары и, в-третьих, принцип акселерации обладает двусторонним действием.

Для того, чтобы не упали инвестиции, необходимо поддерживать растущие потребление. Если темпы роста потребления будут увеличиваться, то инвестиционные расходы будут возрастать в соответствии с величиной акселератора. В этом случае принцип акселерации носит характер повышательного действия. Это – одна сторона явления.

Предположим, что темпы роста спроса на потребительские товары начнут убывать (пусть даже сам спрос продолжает расти), тогда, естественно, последует падение спроса на основной капитал.

Первоначальные инвестиции, вызывающие эффект мультипликации, носят характер автономных инвестиций. В отличие от этого, принцип акселерации имеет дело со стимулированными инвестициями, которые зависят от дохода, т.е. являются результатом возрастания конечного спроса или объема продаж. Автономные инвестиции дают первоначальный толчок процессу расширения экономики и вызывают эффект мультипликации, а стимулированные инвестиции, являясь результатом возросшего дохода, приводят к дальнейшему росту дохода.

Следовательно, изменение дохода зависит от автономных и стимулированных инвестиций. Иначе говоря, оно зависит от взаимодействия мультипликатора и акселератора.

Согласно теории Дж.Кейнса под индуцированными (стимулированными) инвестициями понимаются инвестиции, непосредственно приводящие к росту объемов производимых товаров и услуг. Но помимо индуцированных инвестиций существуют еще автономные расходы, под которыми понимаются инвестиции, не приводящие к росту объемов производимых благ в текущем периоде. Они связаны с внедрением новой технологии, созданием нового продукта. Результаты автономных расходов сказываются в перспективе, приводя как к росту объемов производимой продукции, так и к росту ее качества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.