Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример отраслей




ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

1.Множество мелких предприятий (фирм).   1.Множество мелких предприятий (фирм).   1.Несколько (3-5 предприятий, (фирм).   1.Одним предприятием (фирмой).
2.Однородностью продукции.   2.Неоднородностью продукции.   2.Неоднородностью (или однородностью) продукции.   2. Уникальностью продукции.
3.Отсутствием препятствий при «входе и выходе».   3.Отсутствием препятствий при «входе и выходе».   3.Возможными затруднениями при «входе и выходе».   3.Практически не преодолимыми барьерами на вход.
4. Равный доступ к всем видам информации.   4. Несколько ограничен доступ к информации.   4. Несколько ограничен доступ к информации.   4. Несколько ограничен доступ к информации.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО   ТОРГОВЛЯ РОЗНИЧНАЯ, ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ, ОБУВИ, АПТЕКИ и т.д.   ПРОИЗВОДСТВО СТАЛИ, АВТОМОБИЛЕЙ, СЕЛЬХОЗМАШИН, ИНВЕНТАРЯ и.др.   МЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Схема 2.15.

  Противоречия конкурентной среды в России на рубеже ХХ-ХХIвв.
неравные условия конкуренции

 

проявляются в:

  различных ставках и режиме налогообложения предприятий и фирм;  
  неравных условиях распределения земли, государственных заказов и закупок;  
  неравенства цен на энергоресурсы;  
  неравенства административных требований, предъявляемых к различным компаниям;  
  нарушение законов и безнаказанность за эти нарушения.  

В России разработаны и приняты конкретные законодательства, реализация которых позволяет не допускать неравенства в конкуренции (см.: Закон РФ «О конкуренции и ограничениях монопольной деятельностина товарных рынках» (29.03.91), Закон РФ «О естественных монополиях» (17.08.1995 №147-ФЗ) с последними изменениями, Закон РФ «О защите конкуренции (26.07.2006 №135-ФЗ и др.).

Государство проводит антимонопольную политику регулирования (система правил - порядка) взаимодействия хозяйствующих субъектов в конкурентной среде под контролем правительства, президента, органов исполнительной и служебной власти в соответствии с правовыми и этическими нормами и целями антимонопольной политики.

Из истории развития рыночной экономической системы и антимонопольного регулирования известно, на рубеже ХIХ-ХХвв. - конкурентная борьба привела к закономерной тенденции - образования монополий, что обусловило всеобщий переход от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. Эти процессы потребовали вмешательства государства в форме проведения антимонопольной политики (см.: американское антимонопольное право - Закон Шермана (1890г.)

Схема 2.16.

Роль государства в развитии конкурентной среды и конкурентоспособности отечественного производства

 

Государство решает важные задачи

 

способствует развитию конкуренции, обеспечивает создание и поддержку равных конкурентных возможностей для всех товаропроизводителей на внутреннем рынке
поддерживает отечественных производителей на внешнем рынке
разрабатывает модель государственной конкурентной политики

 


Особенности антимонопольной политики в России на рубеже ХХ-ХХIвв.

 

кризисное состояние экономики
преувеличение роли заимствованных инструментов из систем регулирования США, применяемых в середине ХХв., относящихся к методам поддержки малого и среднего предпринимательства
макроэкономическая нестабильность

 

Меры антимонопольной политики  
основываются на принципе равных возможностей и свободы деятельности в рамках закона

 

ограничение монополизма   демонополизация экономики -устранение административной монополии и последствий ее в экономической системе

Схема 2.17.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ И ЭЛАСТИЧНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Полезность- способность экономического блага («даровые» - «свободно» предоставленные природой», товары, услуги) -удовлетворять определенные потребности людей     Эластичность- степень реакции одной экономической величины на изменение другой (показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная при изменении другой на 1%.
  Общая - сумма полезности отдельных частей блага     Предельная – полезность последней части блага имеющей в распоряжении потребителя     Факторы определяющие эластичность: наличие субститов (товаров заменителей), значимость блага и его качество, время приспособления к изменению цены (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный период), доля потребительского бюджета, отведенного на товар.  

 

Закон убывающей предельной полезности – его суть заключается в том, что он показывает причинно-следственную связь- связь ценности блага с ее полезностью. Ценность измеряется предельной (наименьшей) полезностью.       Основные факторы, связанные с понятиями эластичности: цена (P-price), спрос (D-demand), предложение (S-supply).  

 

Коэффициент эластичности спроса – КD = % (ИЗМЕНЕНИЯ) ОБЪЕМА СПРОСА D:

% (ИЗМЕНЕНИЯ) P;

КD = 1 спрос имеет единичную эластичность; КD > 1 -эластичен;

КD < 1 - неэластичен; КD = 0 - совершенно неэластичен

 

РАЗДЕЛ III. МИКРОЭКОНОМИКА: ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) - СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Основным звеном национальной экономики, в которой осуществляется процесс производства, является предприятие (фирма). Понятие предприятия и фирмы близки, но не тождественны. Предприятие - это производственно-технический комплекс по производству товаров и услуг. Фирма - это организационно-экономическая, предпринимательская форма коллективной деятельности.

В России, как в законодательстве, так и в экономической практике «предприятие» используется в широком смысле с включением в него характеристик, присущих «фирме».

ПРЕДПРИЯТИЕ - самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, использующая имеющиеся ресурсы для производства продукции, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В силу действующего законодательства в Российской Федерации предприятие наделено правом владения, распоряжения и использования средствами производства и результатами труда, заключает договоры с другими предприятиями, устанавливает цены на продукцию и реализует ее, нанимает и увольняет работников.

Если взять фазы общественного производства: производство- распределение- обмен - потребление, то видно, что предприятие отражает интересы всего коллектива в целом. Предприятие осуществляя свою деятельность производит товары и услуги для удовлетворения потребностей населения.

В сфере распределения предприятие определяет и распределяет материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

В сфере обмена определяет рынки сбыта, цену на производимую продукцию, заключают договоры с потребителями и поставщиками.

В сфере потребления, концентрирует денежную выручку от реализованной продукции, определяет фонд заработной платы, размеры прибыли.

Предприятие имеет свои экономические интересы, которые сводятся к окупаемости затрат, путем реализации продукции и оказываемых услуг и получения прибыли, обеспечения конкурентоспособности и жизнедеятельности, а также обеспечения целостности трудового коллектива и повышения степени жизненного туровня.

Предприятия могут классифицироваться по ряду признаков, среди которых могут иметь значимые характеристики, определяющие и производные так размер предприятия является с экономико-правового аспекта производным (поэтому нормативно-правовое обоснование его идет через отраслевую принадлежность, но тем не менее, следует выделить крупные предприятия (более 500 чел.), средние (от 200 до 500чел.) малые до 200чел.

Схема 3.18.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.