Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество

Биография

Томас Чиппендейл родился в Отли (Йоркшир) 5 июня 1718 года в семье краснодеревщика. Чиппендейл прожил в Отли 21 год. Здесь он учился грамоте и наблюдал за работой отца, постепенно постигая нехитрые секреты столярного ремесла. Детство и юность Томаса прошли со столярными инструментами в руках, среди стружек и лаков, в окружении резных деталей кресел, стульев и зеркальных рам в стиле “королевы Анны”. Семья мечтала о том, что их сын продолжит дело отца.

В 1739 году Томас уехал из Отли в Лондон. Здесь Чиппендейл работал резчиком по дереву и через несколько лет всерьез увлекся мебельным делом и довольно скоро стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись как мастер-практик и как автор многочисленных дизайнерских проектов.

В 1749 году Томас Чиппендейл открыл в Лондоне собственную мастерскую. Здесь он принялся за усовершенствование существующих форм мебели путём подчёркивания их структуры и функции резными ленточными орнаментами. Не чуждался он китайских и готических мотивов. Цех Чиппендейла был по сравнению с предприятиями соседей небольшим. Однако фактически это было предприятие, производившее обширный ассортимент самых разных проектов мебели, изготовленной в модных стилях рококо. Этот стиль и принес славу мастеру при жизни и увековечил его имя в памяти грядущих поколений.

1754 году вышел классический труд Чиппендейла «Руководство для дворянина и краснодеревщика» (англ. Gentleman and Cabinet Maker’s Director), в котором приведены 200 медных гравюр, изображения более 375 предметов мебели. Книга выдержала еще два издания — в 1759 и 1762 гг. Этот альбом эскизов мебели, в которых использованы готические, китайские и рокайльные мотивы, вскоре принес известность и процветание своему создателю.

В 1760-е гг. под влиянием Роберта Адама перешёл от рокайлевых форм к более функциональным, отмеченным влиянием эстетики классицизма, в частности, разработал интерьеры и меблировал Харвудский дворец под Лидсом. На закате жизни отошёл от дел, передав управление мастерской сыну-тёзке.

 

 

Для самых первых работ Чиппендейла (примерно до 1750 года) материалом служили дуб, бук, орех и ясень. В дизайне преобладали формы, характерные для “стиля королевы Анны”, который мало чем отличался от барокко континентальной Европы, особенно Голландии. В то время, как в интерьерах периода барокко, вещи (не только шкафы, но и стулья, кресла, диваны, столы) были как бы природной данностью, с которой человеку приходилось просто считаться. Рококо сделал их партнерами, готовыми служить человеку там, где ему нужно. Томас Чиппендейл стал, пожалуй, первым и главным творцом своеобразного английского рококо.

Томас Чиппендейл, дизайн мебели, фото

Определенную роль в судьбе стиля рококо сыграло открытие Томасом Чиппендейлом свойств красного дерева (махагони). Чиппендейл одним из первых стал английским краснодеревщиком. Податливая для инструментов резчика древесина, которую везли в Англию с Кубы и из Гондураса, была удобна для изготовления как крупных, так и мелких деталей с их тонкой резной проработкой. Она оказалась подходящей также и для облицовки местных материалов.

Томас Чиппендейл, дизайн мебели, фото

Еще в конце 40-х годов XVIII века Чиппендейл резко уменьшает массивность мебели, изыскивает пропорции, делающие изделия более легкими по зрительному ощущению, изящными в целом и в деталях. Существенное отличие его мебели от французской заключалось и в том, что он не скрывал фактуру дерева под левкасом, краской и позолотой, как это делали французские мастера, а покрывал поверхности только воском. И все же он не отходит от “стиля королевы Анны” полностью. Более того, он соединяет воедино черты прежней мебели с объемными рокайльными украшениями в виде раковин и завитков. Также значительное место в арсенале его декоративных средств заняли мотивы, почерпнутые из поздней готической архитектуры и декоративного искусства Китая. Оригинально переработав и весьма органично соединив все эти разнородные элементы, Чиппендейл выработал собственный стиль, который еще при жизни мастера стал называться его именем.

Томас Чиппендейл, дизайн мебели, фото

Характерная особенность стилистики Чиппендейла уже в это время – полное отсутствие попыток применить технику интарсии, маркетри или мозаики для декорирования поверхностей изделий. Только естественные текстура и цвет махагони, усиленные вощением. Томас Чиппендейл соединис чопорную умеренность барочного “стиля королевы Анны”, экзотический колониальный аромат Востока, космическую математичность готики, “вечные” античные мотивы классицизма и изобретательную изысканность рококо. Без сомнений, Чиппендейл явился зачинщиком той стилевой эклектики, которая наметилась в европейской архитектуре и прикладном искусстве в последней четверти XVIII века (во “втором классицизме”) и буйно расцвела в XIX веке (ампир, бидермейер и псевдостили).

Томас Чиппендейл, дизайн мебели, фото

Успех Чиппендейла в большой степени объясняется тем, что он талантливо сумел следовать главному для “дикого капитализма” коммерческому закону: выигрывает тот, чей продукт по нраву наибольшему числу потребителей. Однако условия, в которых в то время работали английские мастера мебели, были, по сравнению с Францией, весьма неблагоприятными для реализации честолюбивых устремлений. Имела место мощная конкуренция, а главное – в Англии не было ничего подобного тому простому институту формирования моды, который давно существовал во Франции, где новые веяния возникали и реализовывались при королевском дворе, а затем “спускались” с вершины пирамиды до низов общества.

 

Томас Чиппендейл, Проект бюро из «Руководства», фото

Для завоевания известности Томас Чиппендейл предпринимает гениальный ход – публикует в 1754 году роскошное издание in quarto (в четверть листа), названное “Указатель для джентльменов и столяров-краснодеревщиков ” (Gentleman and Cabinet-maker’s Director), представляющее собой каталог с гравюрами его эскизов мебели. Книга разошлась мгновенно. В 1778 году выходит четвертая книга чертежей и рисунков под названием “Путеводитель для краснодеревщиков и обойщиков” (The Cabinet-Maker and Upholsterer’s Guides). В первом издании “Указателя” помимо демонстрации образцов мебели им впервые рассматривается понятие стиля. Автор приводит описание характерных особенностей тех стилей, которые он сам применил, описывает “готические, китайские и современные вкусы”, среди последних – стили барокко, рококо и неоклассицизм.

 

Томас Чиппендейл, кабинет для домашних занятий, фото

Обширный список типов мебели, приводимый в названии «Руководства» и включающий 46 названий, полностью соответствует представленной мебели. В литературе отмечается, что Томас Чиппендейл изобразил проекты всех известных на то время типов мебели и даже создал новые оригинальные формы. Проекты четко делятся на мебель для сидения, корпусную и резную. По стилю и конструкции они разнообразны.

Томас Чиппендейл, Parlour chair, фото

Долгие годы “Указатель” Чиппендейла оставался наиболее влиятельным руководством для мастеров и заказчиков. Появление новых методов производства и передовой для того времени технологии позволили краснодеревщикам в неограниченных количествах воспроизводить проекты, представленные в этой замечательной книге Чиппендейла. Успех ее у специалистов и читателей был настолько велик, что понятие “Chippendale” стало основным для, фактически, всей мебели, изготовленной из красного дерева в середине XVIII века. Благодаря распространению чертежей Чиппендейла, являвшихся вначале единственным руководством для английских столяров, его стиль быстро распространился по всей Англии и вызвал подражание в Северной Америке и в ряде других стран, расположенных по берегам Северного и Балтийского морей.

Томас Чиппендейл, зеркало, фото

Об огромной популярности каталогов Чиппендейла говорит, в частности, тот факт, что их экземпляры приобрели Екатерина II, Людовик XVI и Томас Джефферсон (президент США с 1901 года).

Томас Чиппендейл, китайские мотивы, фото

С 1760 года в работах Чиппендейла начинает ощущаться сильное влияние архитектора, исповедовавшего классицизм в искусстве – талантливого архитектора Роберта Адама. Он работал вместе с Адамом над несколькими интерьерами, такими как Harewood House, Уэст-Йоркшир. Работал также над другими домами: Nostell Priory, Aske Hall, Newby Hall в Йоркшире; Wilton House в Уилтоншире, Petworth House в Западном Суссексе.

Томас Чиппендейл, книжный шкаф, фото

Стиль Чиппендейла оказал влияние на дизайн мебели в Америке и отчасти в Германии. Умер Чиппендейл в Лондоне 13 ноября 1779. Один из его одиннадцати детей, тоже носивший имя Томас (1749-1829), стал преемником отца и с успехом продолжал его дело в течение более чем сорока лет, работая вместе с мастером Томасом Хэйгом.

Томас Чиппендейл, стол, фото

Томас Чиппендейл, эскизы стульев, фото

Томас Чиппендейл, дизайн мебели, фото

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поделки из листьев | Голландский живописец, выдающийся мастер портрета.Хальс был самым известным портретистом своего времени в Голландии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.