Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная экономическая политика. Программы регионального экономического и социального развития




Субъекты и объекты. Необходимость в проведении региональной экономической политики обусловлена, прежде всего, важностью сохранения единого экономического пространства страна. Утрата такого свойства всегда вызывает печальные последствия.

Региональная политика – это система целей и задач, методов и средств органов государственной власти и субъектов регионов по управлению социально-экономическим развитием регионов страны при сохранении единого экономического пространства.

Необходимость в проведении региональной экономической политики (РЭП) усиливается под воздействием:

а) объективно существующей неравномерности социально-экономического развития территорий и необходимостью не допускать отклонений ниже пороговых значений;

б) необходимостью ускорения развития тех или иных территорий с целью разрешения существующих проблем;

в) потребностью в нейтрализации особых факторов, или учет особых обстоятельств в развитии экономики региона (заболеваемость, высокий или низкий уровень рождаемости, деформация национальной структуры населения и т. п.;

г) возникновением форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, национальные и религиозные конфликты в «горячих точках»);

д) принятием решения по разрешению определенной общегосударственной задачи на территории региона.

Субъектами РЭП выступают органы центральной и местной власти, отраслевые министерства, банки, региональные политические и предпринимательские элиты, крупные предприятия и территориальные ассоциации производителей, институты и организации гражданского общества.

Для центральных властей объектами РЭП выступают заметные социально-экономические проблемы регионального развития, ТХК, внутри их – крупные предприятия и корпоративные структуры.

Для субъектов самих регионов объектами РЭП выступают все тот же ТХК, состояние инфраструктуры, проблемы конкретных хозяйствующих субъектов или сфер деятельности (образование, культура, здравоохранение).

Содержание региональной политики. Конечно, белорусское государство было и остается главным субъектом РЭП. Мероприятия центра всегда отличаются по последствиям и по объему финансирования. Они включаются в Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития.

Стратегическими принципами РЭП для центра выступают сохранение единого экономического пространства страны, развитие местного самоуправления, достижение бюджетной достаточности территории, приоритетность и субсидиарность, комплексность и партнерство перманентность (непрерывность воздействия и мониторинг) и превентивность действий.

В целом используются как административные, так и экономические методы воздействия. В качестве наиболее эффективных зарекомендовали себя инструменты бюджетной, налоговой, фискальной, кредитной, амортизационной и инвестиционной политики, политики занятости населения (премии за трудоустройство), а также институциональные преобразования (приватизация, открытие новых и перемещение действующих предприятий).

Первый полюс РЭП знаменует стремление центральных органов усилить государственный контроль на региональном уровне. Обычно это детерминируется обострением ситуации, некомпетентностью местных органов власти, необходимостью усиления межрегиональной координации и, как следствие, сопровождается снижением эффективности региональной политики.

Второй полюс РЭП означает, что ставка делается на повышение эффективности самой региональной политики. Что сопровождается децентрализацией управления, повышением самостоятельности регионов и региональных элит, развитием местного самоуправления. Развитие местного самоуправления предполагает повышение роли территорий в решении локальных проблем, подготовке и реализации соответствующих решений по развитию региональной экономики. Предполагается прямое участие населения и выборных органов в решении собственных проблем, мобилизацию внутренних источников развития.

В работах белорусских экономистов обосновывается необходимость разработки Концепции совершенствования государственной региональной политики, местного самоуправления.

Региональные программы развития. Диагностика состояния экономики региона, необходимость координировать региональное развитие получают свое выражение в разработке соответствующих программ и прогнозов.

Региональные программы могут быть:

‑ составной частью общенациональной программы или стратегии развития страны;

‑ комплексными (многоотраслевыми) государственными программами;

‑ отраслевыми программа развития в разрезе регионов (совершенствование отраслевого разделения труда);

‑ региональными программами социально-экономического развития, предполагающими достижение сбалансированного развития экономики региона;

‑ региональными специализированными программами.

Разработка региональной программы – это точечная диагностика социально-экономической ситуации, обозначение тенденций и проблем, определение средств, методов и сроков решения проблем, а также объема, механизма и источников мобилизации требуемых материальных и финансовых ресурсов.

При разработке программ развития на региональном уровне используются разные методы. Оправдывают себя:

а) балансовый метод, когда обеспечивается согласование объема мобилизуемых ресурсов и потребностей развития, результата и затрат;

б) нормативный метод, когда при определении цели развития экономики региона и объема мобилизуемых там ресурсов используются дифференцированные нормы и нормативы;

в) метод экспертных оценок;

г) методы экономико-математического моделирования.

Диагностика и разработка РЭП должны быть сориентированы не только на решение текущих проблем. Важное значение имеет упреждение возникновения нежелательных ситуаций в среднесрочной перспективе.

Задания для самоконтроля и самоподготовки

 

1. Дайте определение региональной экономики. Назовите особенности региональной структуры экономики Беларуси.

2. Какие задачи следует выделять при воспроизводственном подходе к региональной экономике?

3. Выделите так называемые пропорции равновесия, которые применимы к региональной экономике.

4. В чем отличие экономического и воспроизводственного потенциала региональной экономики?

5. Выделите основные ступени диагностики состояния экономики региона.

6. Какие типы региональных программ развития используются в условиях Беларуси?

 

Литература: [4, 24, 26, 33, 35, 36, 37, 43, 50, 64, 65, 68, 78]


9 Формирование институтов
рыночной экономики

9.1 Содержание институциональных преобразований
в переходный период

 

Цели и задачи преобразований. Институциональную среду национальной экономической системы можно представить как совокупность: а) хозяйственной культуры и правового поля; б) неформальных и формальных правил поведения; в) норм собственности и правил обмена. Институциональные изменения выступают фактором экономического роста, особым общенациональным ресурсом, источником мобилизации социальных факторов развития.

Для движения вперед экономика Беларуси нуждается в стабильной и прогрессивной институциональной среде, соответствующей избранной модели экономического развития страны. Применительно к переходному периоду речь идет о формировании новой национальной хозяйственной системы.

Основные стратегические направления институционального строительства в трансформационный период:

а) демонтаж институциональной системы командной экономики;

б) формирование новой институциональной среды, соответствующей парадигме рыночной экономики социального типа (социальная рыночная экономика).

Основные стратегические задачи трансформации институциональной среды в переходный период:

а) защита прав потребителей;

б) развитие прав частной собственности, надежность механизма сбережений и инвестиций;

в) обеспечение многообразия эффективных форм хозяйственной деятельности;

г) формирование полноценных рынков факторов производства, включая рынок труда и жилья;

д) надежность системы денежных расчетов, платежей и кредитных отношений;

е) формирование эффективного бюджетно-налогового механизма;

ж) включение рыночного механизма конкуренции;

з) формирование надежной системы контрактов, договоров и соглашений;

и) обеспечение активной и сбалансированной роли государства, высокого авторитета его институтов;

к) развитие институтов гражданского общества и экономического самоуправления.

Общие правила институционального строительства. Обобщение исторического опыта позволяет сформулировать закономерности (правила) формирования институциональной инфраструктуры, окаймляющуюрыночную экономику:

а) наличие стадии развития неформальных институтов в рамках социальных групп или регионов, формирование норм устойчивого доверия через прямые контакты хозяйствующих субъектов;

б) формирование хозяйственной культуры нации, влияние которой распространяется на всю территорию страны (опора на авторитет неформальной организации, арбитра ярмарки и т. д.);

в) легализация большинства неформальных институтов в формальные (свод законов, конституция) и формирование институционально-правового поля;

г) непрерывная трансформация в первую очередь формальных институтов с учетом изменяющихся условий;

д) обусловленность институционального развития доминирующей в стране идеологией, постепенная коррекция ментальной модели восприятия окружающего мира;

ж) непрерывное дополнение активности государства в формировании институциональной среды развитием институтов гражданского общества.

При формировании институциональной среды необходимо учитывать ее зависимость от ранее сложившейся траектории экономического развития, т. е. наличие исторической инерции. Но эффект исторической обусловленности развития не всегда бывает исключительно положительным.

Специфика трансформационного строительства. Такая специфика в условиях Беларуси определяется условиями переходного периода и избранной концепций экономического развития.

1. Выработка формальных норм не может широко опираться на адекватные неформальные институты – порой из-за отсутствия последних.

2. Отсутствие неформальных институтов с рыночными традициями заставляет обращаться к историческому опыту народа, делать ставку на высокий уровень образованности населения Беларуси и активно пропагандировать новые нормы поведения.

3. Институциональное строительство всегда предполагает опору на государство. Но в переходный период реформированию подлежит и сам институт государства.

4. Низкий авторитет государства способствует активному развитию института общественных договоров и соглашений. Вполне закономерно ускоренное развитие экономического самоуправления и институтов гражданского общества.

5. Либерализация экономической жизни из-за слабости соответствующих неформальных институтов не должна опережать темпы развития экономического самоуправления и становления институтов гражданского общества.

6. Оказавшись в режиме «догоняющего развития», Беларусь вынуждена использовать опыт других стран, т. е. трансплантировать в национальную экономику институциональные компоненты рыночного типа. Но импорт таких институтов (органы управления, законы, формы хозяйствования и др.) возможен лишь в определенных пределах, всегда означает отрытую смену прежней траектории институционального развития.

7. Определению траектории институционального строительства должна предшествовать выработка и общественное обсуждение экономической концепции реформ.

8. Следует учитывать временной аспект трансформации, т. е. до минимума сокращать ситуации неопределенности; необходимо располагать достаточным финансированием институциональных преобразований, привлекать высококвалифицированных специалистов.

Трансформация – это ревизия прежней системы социальных и экономических интересов. Поэтому неизбежно сопротивление в первую очередь со стороны тех, кто образует социальную базу АКС (бюрократия, технократия, маргиналы, придворный бизнес, монополисты).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.