КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доктор Бадмаев 17 страница
При расстройствах вследствие заражения эпидемическими ядами назначаются: мускус и росной ладан. Все эти лекарственные вещества в случае осложнений приготовляются вместе, причем принимается во внимание то, что подверглось в организме более сильному расстройству и потому требует большего количества излечивающего это расстройство средства. Вообще при приготовлении лекарства нужно серьезно следить за различными расстройствами организма, назначая различные вещества в необходимых для излечения каждого расстройства количествах. В полдень и полночь следует назначать жаропонижающие лекарственные вещества против усиления энергии жизненной-живой теплоты в жизненных процессах желчи, а также назначать в это время жаропонижающие и пищевые вещества и питье. Поздно вечером, рано утром следует назначать лекарственные вещества, поддерживающие энергию жизненной-живой теплоты желудка.
Лекарственными веществами жгучего вкуса и тепловатой пищей и питьем следует излечивать жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Вечером, рано утром следует излечивать расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха питательной пищей и питьем и согревающими лекарственными веществами. Всякое расстройство следует лечить умело, чтобы питание всех тканей шло равномерно, причем необходимо обращать особенное внимание на пищеварительные способности желудка и на первые пути пищеварения и усвоения. Врач, изучивший все эти способы лечения, будет пользоваться репутацией врача, приносящего пользу для страждущего человечества.
XXIX
Собственно говоря, нужно держаться двух способов лечения: это лечения упитыванием и лечения голоданием. Упитывать следует лиц нервных, истощенных, предававшихся чрезмерно страстям, беременных, потерявших много крови после родов, чахоточных, стариков, страдающих бессонницей, испытавших сильное горе, переносящих тяжелую трудовую и заботливую жизнь; их следует упитывать особенно в дни равноденствия. Пищевыми веществами для подобных лиц служат: мясо хищных животных, баранина и вообще все сорта мяса, сладости, масла, молоко, кефир, вина и укрепляющие пищевые вещества. К лекарственным веществам, способствующим упитыванию, относятся также и маслянистые лекарства. Из наружных средств для таких лиц рекомендуются питательные клизмы, обмывание, массажи, продолжительный спокойный сон, отдых и приятная обстановка жизни. Злоупотребление всем вышеизложенным ведет за собою ожирение, усиленную энергию жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, полиурию, образование опухолей и наростов и потерю памяти. При таких обстоятельствах следует назначать пищевые лекарственные вещества, излечивающие жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и излечивающие ожирение. Росной ладан, горная смола и сок из желтого дерева, смешанные с медом, показаны против ожирения. Также назначаются: брайбу-сум, смешанный с медом, имбирь, ябакчара, жидамга, китайское яблоко, ржаная мука, смешанные с медом,— все это способствует потере жира. Быть худощавым лучше, чем быть ожирелым; поэтому нужно упитывать с осторожностью. При помощи голодания следует лечить лиц, у которых ослабло действие пищеварения и усвоения, предающихся еде, страдающих от мочеизнурения, подагриков, ревматиков, лиц, страдающих внутренними доброкачественными и злокачественными опухолями, страдающих болезнью селезенки, зобом, головными болями, болезнью сердца, расстройством желудка и кишок (рвотой и поносом), отсутствием аппетита, запорами, задержанием урины, ожирелых лиц с расстройством слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи. Сильных, молодых следует лечить голоданием в зимнее время; при этом необходимо обращать особенное внимание на расстройство жизненных процессов и постоянно регулировать эти процессы пищевыми и лекарственными веществами, образом жизни и различными наружными способами лечения. Лиц утомленных и слабосильных следует заставлять голодать и испытывать жажду, затем понемногу давать малопитательные, но удобоваримые пищевые вещества. Лиц же не особенно утомленных и неслабосильных следует заставлять голодать, улучшая пищеварительную способность декоктами и порошками; лиц физически сильных следует заставлять работать много и до пота и лечить их прижиганием, ваннами, массажем, компрессами и кровопусканием. В некоторых случаях следует давать рвотное, слабительное. Улучшение от подобного способа лечения выражается тем, что у выздоравливающих все шесть чувств проявляют ясно свою деятельность. Чувствуется легко, аппетит ровный, человек делается энергичным, быстро ощущает голод и жажду, экскременты и газы легко освобождаются. Если злоупотреблять подобного рода лечением, то можно вызвать ослабление тканей, худобу, головокружение, бессонницу, недомогание, ослабление шести чувств, потерю жажды и аппетита, боль в костях и хвостце, в ребрах, в сердце и голове; такие люди легко подвергаются заражению эпидемическими ядами; у них появляется тошнота и вызывается расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха. В таких случаях их следует подвергнуть упитывающему способу лечения. Кого следует упитывать, того не следует слишком заставлять голодать, а кого следует заставлять голодать, того не следует упитывать. При слабительном способе лечения не нужно прибегать к сильным слабительным. Лиц, у которых усилена деятельность восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и происходящее от него расстройство нервной системы, следует подвергнуть упитывающему способу лечения. Лиц же, у которых ослаблена деятельность восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и усилена деятельность жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи, следует подвергнуть голодающему способу лечения.
XXX
Необходимо обращать особенное внимание на расстройства трех жизненных процессов. При расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха лучшими средствами считаются: кунжутное масло, тростниковый сахар, вина, старое масло, старая копченая баранина, мясо сурка, конина и мясо мула, лук, черемша и т. п. Вообще против расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха употребляются пищевые вещества питательные, жирные, мягкие и теплые; больному следует находиться в темном и теплом помещении, быть окруженным лицами приятного нрава, с приятным голосом, пользоваться спокойным сном в теплоте и одеваться в теплую одежду. Средствами от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха считаются также бульон из трех костей, а также бульон из черепной кости овцы и лекарства под названием шингун, сумтан и порошки: зади-шингун-журни. Вообще следует употреблять при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха лекарственные и пищевые вещества приятного, кислого, солевого вкусов, жирные и теплые; особенно полезны: теплота, старое масло и питательные клизмы, полезно натирать старым согретым маслом места, где ощущаются колющие боли, делать маслянистые компрессы, прижигание на макушке головы и на определенных узлах, которые считаются центрами восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха. При расстройствах жизненных процессов желчи рекомендуются как лучшие пищевые вещества: свежее масло, говядина, свежее мясо дикой козы, прохладная вода и чай, кефир и кумыс из козьего и коровьего молока, соусы и зелень, каша, но вообще холодные пищевые вещества; кроме того, следует пользоваться прохладным помещением, гулять в саду в тени, на берегу рек, окружить себя людьми, приятными для беседы, избегать дурного запаха, для чего орошать помещение духами. Лекарства, излечивающие жизненные процессы желчи: камфара, кипарис, гиван; вообще же полезны при расстройствах жизненных процессов пищевые лекарственные вещества приятного, горького и вяжущего вкуса и охлаждающего свойства, слабительный и потогонный способ лечения и гидротерапия. При расстройствах жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы полезны: мед, рыба, баранина, лососина, мясо рыси, мясо коршуна, старые зерна, каша, старое вино, кипяченая вода, отвар из инбиря; жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы следует излечивать пищевыми и лекарственными веществами удобоваримыми, прохлаждающими в небольшом количестве, тепловатыми; следует одевать теплую одежду, находиться в теплом помещении, жить в теплом и сухом климате, вести деятельную и заботливую жизнь, мало спать, употреблять лекарства соленого и жгучего вкуса, как-то: пить растворенную в горячей воде поваренную соль и принимать порошки с главным составом из граната. Вообще при расстройствах жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы следует употреблять пищевые лекарственные вещества жгучего, кислого вкуса и все удобоваримое, грубое и острое, прибегать к рвотному способу лечения, в известных случаях к прижиганиям и проколам и делать компрессы водяные, земляные и соленые. Резюмируя все сказанное, приходим к заключению, что при расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха самыми лучшими средствами считаются: питательные клизмы, питательные, пищевые и лекарственные вещества; при расстройствах жизненных процессов желчи — слабительный способ лечения и охлаждающие пищевые и лекарственные вещества; при расстройствах жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы — рвотный способ лечения и согревающие пищевые вещества. При совместном расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи следует употреблять прохлаждающие и питательные пищевые вещества и лекарства. При совместном расстройстве жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы следует употреблять прохлаждающие и удобоваримые пищевые вещества и лекарства. При совместном расстройстве жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха следует употреблять согревающие и питательные пищевые вещества и лекарства. При совместном расстройстве всех трех жизненных процессов следует употреблять прохлаждающие питательные и удобоваримые пищевые вещества и лекарства. Все расстройства организма с усилением энергии жизненной-живой теплоты излечиваются пищевыми веществами и лекарствами прохлаждающими, а с ослаблением энергии жизненной-живой теплоты — согревающими. Расстройство восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаленвя-очищения-расходования воздуха, одинаково сопровождающее оба процесса, излечивается жирными и согревающими пищевыми веществами и лекарствами.
XXXI
Глава о врачах, терапевтах и хирургах состоит из шести частей. В первой излагаются традиции врачей; во второй говорится о достоинстве врачей; третья трактует о заслуге врачей, четвертая — о знаниях их, пятая знакомит с обязанностями врачей и в шестой говорится о плодах деятельности врачей. Традиции врачебного сословия требуют от каждого врача шести условий: быть вполне способным для врачебной деятельности; быть гуманным; понимать свои обязанности, быть приятным для больных, не отталкивать их от себя своим обхождением: быть старательным в делах и быть ознакомленным с науками. Быть вполне способным, говорится в «Жуд-Ши», значит, обладать умом, иметь твердый характер и быть вполне восприимчивым. Такие врачи могут изучить обширную литературу по медицине и хирургии, смело и без всякого затруднения пользоваться всем достоянием науки. Из способностей врачей, обладающих не особенно обширными познаниями, наилучшей считается способность критики. Быть гуманным — значит иметь хорошие намерения, быть искренним и справедливым; при виде несчастья ближних оказывать возможную помощь, с одинаковою любовью и заботливостью относиться к хорошим и к дурным людям. Гуманные врачи должны быть снисходительными; они должны любить людей и приносить одни радости всем без исключения; они должны стремиться к высшим идеалам, насколько последние достижимы для человека; должны быть ласковыми с лицами, которые нуждаются во врачах, и не должны поддаваться похвалам и мстить хулителям. Такие гуманные врачи являются друзьями своих ближних. Понимающие свои обязанности врачи должны иметь шесть высших достоинств: уметь сохранять лекарства и медицинские инструменты; понимать значение тех и других; уметь относиться к учителям и их преподаванию совершенно так же, как раньше ученики относились к Цо-жед-шонну и его учению; с родственниками своими должны обходиться, как с истинными друзьями; своих больных должны беречь, как собственных детей; должны смотреть на гной и кровь без отвращения так же, как относятся к этому некоторые из животных. Врачи должны сохранять медицинские инструменты в такой чистоте, как свою мысль и печать; должны помнить, что лекарство драгоценность, нектар, которым можно излечивать всякого больного. Малейшие частицы лекарств должны быть предметом поклонения врачей. Обладая этими драгоценностями, следует беречь их и аккуратно составлять из них лекарства; помещение же их следует держать в такой чистоте, как чашу для нектара. Врачи, говорится в «Жуд-Ши», пусть врачебная наука сделается вашим достоянием, как нектар сделался достоянием небожителей, как высшая драгоценность1 сделалась достоянием лосов (цари водяных духов), как сома (амброзия) сделалась достоянием риши-врачей. (1 Высшею драгоценностью лосов считается необыкновенной белизны раковина, у которой завиток имеет направление обратное, чем у всех прочих. Такие раковины встречаются, но крайне редки. (Примеч. авт.)) Врачуйте страждущих, исцеляйте бесноватых, успокаивайте мнительных. Приобретя такую премудрость, помните, что вы можете излечивать как самих себя, так и других от страданий, которые могли бы стать причиною смерти. Помните, что счастье ваше заключается в исполнении долга. Врачи должны быть приятными для больных и не отталкивать их своими проступками, речами и мыслями. Врачам необходима нежная и умелая рука, терапевтам — при осмотрах, а хирургам — при операциях. Приятной речью врачи должны успокаивать больных; обладая умом, они должны были откровенными и понятными. Врачи, обладающие такими качествами, всегда будут пользоваться расположением и доверием больных. Врачи должны быть старательными в своих делах. Они должны непрестанно заботиться о своем образовании и о тех результатах, которые составляют цель учения. Прежде всего нужно уметь понимать прочитанное и излагать свои мысли на бумаге, так как от этого зависит возможность достигнуть многого. Будущие врачи должны выбирать мудрого наставника, обладающего всесторонними знаниями, спокойного, нехитрого, доброго и достойного уважения, для того чтобы, приобретая у него знания, можно было питать к нему бесконечное доверие, заниматься у него на глазах и подражать ему во всех поступках. Результатом этого будет быстрое приобретение знания и достижение высшей ученой степени. Врачи должны старательно изучать науки, с толком расспрашивать учителя, тщательно усваивать знания и с осторожностью рассуждать; в противном случае нельзя ждать успеха. Врачи не должны иметь никаких сомнений, так как в медицине все изучается экспериментально, при помощи слуха, зрения и мышления. Врачи должны быть внимательны к болезням своих больных и не медлить при лечении. Чтобы не упустить момента дать лекарство или прибегнуть к хирургическому вмешательству, они должны постоянно чувствовать себя так же, как чувствовал бы себя человек, которому дали перенести полную чашу масла через высокий забор с угрозою казнить несущего, если он прольет это масло. Врачи, твердые в своих познаниях, способные увлекать людей своей обходительностью, умеющие серьезными научными доводами убеждать противников своей системы, удовлетворяют всем требованиям своего звания. Те врачи могут считаться лучшими и полезными для ближних, которые сделались кроткими под влиянием научных истин, с которыми можно легко сходиться и которые могут считаться знатоками медицины и хирургии. Посредственными врачами могут считаться те, которые с любовью относятся к бедным больным и из желания помочь им руководствуются советами лучших врачей. Врачи, удовлетворяющие этим шести условиям традиций врачебного сословия, могут вполне рассчитывать на успех. Научно достойными врачами считаются те, которые вполне изучили здоровый и больной организмы. Заслуженными врачами считаются те, которые приносят пользу больным лекарствами, смелые хирурги, наконец, врачи, любящие человечество, как дети любят родного отца. Превосходными врачами могут считаться те, которые в совершенстве изучили расстройства прирожденной энергии восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и могут излечить эти расстройства. Отличившимися врачами считаются те, которые благодаря своему уму могут помогать больным, а именно: хорошие диагносты, изучившие основы медицины, и опытные хирурги. Такие врачи — друзья человечества. Вообще врачи, понимающие свои обязанности, знающие в совершенстве основы медицины и хирургии, обладающие обширными терапевтическими познаниями, постоянно пополняющие свои научные сведения, не подверженные страстям, искренно сочувствующие страждущим, заботящиеся о других, как о самих себе, не теряющиеся при исполнении своих обязанностей, могут считаться лицами, вполне достойными своего звания. Такие врачи пользуются полным доверием больных и окружающих, они истинные последователи риши — основателей медицинской науки, наконец, они воплощенцы Поддерживающего жизнь, главы медицины. Если же врачи не имеют этих достоинств, если они не знают истории медицины, то они похожи на хитреца, воспользовавшегося чужою собственностью, и никто не будет уважать их. Врачи, которые не знают основ медицинских наук, не могут познать сущности расстройств питания в организме, не могут понять хирургии, похожи на слепца, которому показывают вещи. Врачи, не изучившие экспериментально своей науки, неопытные, не знающие признаков расстройств питания в организме, не могут умело применять способы терапевтического и хирургического лечения; они похожи на человека, путешествующего по неизвестной стране. Врачи, не умеющие распознавать различные расстройства питания в организме, похожи на человека, блуждающего в степи без проводника. Врачи, не понимающие состояния урины и пульса, не могут понять и объяснить себе расстройства питания, при которых усилена или ослаблена прирожденная энергия жизненной-живой теплоты в организме; они похожи на охотника, не знающего, когда следует спускать ястреба. Врачи, не умеющие объяснить причины происхождения данного расстройства питания в организме, похожи на оратора, не умеющего произнести речи и делающегося предметом насмешек. Врачи, не понимающие основы терапевтического и хирургического лечения, похожи на стрелка, стреляющего в темноте наудачу. Врачи, не изучившие употребления пищи и питья, не понимающие пользы или вреда, приносимых тем или другим образом жизни, будут способствовать нарушению жизненных процессов в организме и развитию в нем различных расстройств питания. Врачи, не понимающие употребления успокоительного метода лечения, могут вызвать новое расстройство питания в организме употреблением сильных средств, или, наоборот, недостатком средств, или давая средства совсем некстати. Такие врачи похожи на земледельца, не понимающего земледелия. Врачи, не понимающие слабительного метода лечения, могут нарушить жизненные процессы в организме и вызвать расстройство питания в нем. Врачи, не имеющие при себе необходимых инструментов и лекарств, не могут остановить развитие данного расстройства питания в организме; они похожи на богатыря, идущего на врага без кольчуги и без оружия, Врачи, не понимающие и не знающие способов производства кровопускания и прижиганий, не могут знать, при каких расстройствах питания эти способы следует употреблять: они похожи на вора, идущего воровать в неизвестную местность. Все такие плохие врачи, понимающие все ложно, будут применять и ложные способы лечения; они — злые гении, носящие образ врачей, они указывают путь на тот свет. С такими врачами не следует иметь дела, они только позорят корпорацию врачей. Обязанности врачей бывают обыкновенные и особенные. Обыкновенные: устройство аптеки, приобретение необходимых инструментов и забота обо всем, что необходимо для больных. Что же касается лечения больного, то следует объяснить положение его так ясно, как ясен и чист звук сигнальной раковины, и обещать поправить больного или же сообщить близким о времени его смерти. Если же трудно определить состояние больного, то необходимо с мудростью змеи сообщить о возможности выздоровления или смерти, уклоняясь в сторону большего вероятия. Если же от врача потребуется категорический ответ относительно судьбы больного, то следует прямо сказать о возможных случайностях. Если же врачом некоторым образом и решен вопрос об участи больного, то и тогда следует упомянуть о возможной случайности. Если больной сам сознает опасность в той мере, как врачом поставлен диагноз, то следует ясно описать весь ход расстройства питания в организме. Если больной заразительный, то, соображаясь с обстоятельствами, временем года, окружающей обстановкой, следует лечить самое расстройство питания, вызванное заразой. Вообще существует множество серьезных и случайных причин выздоровления и смерти, поэтому врачи и не могут ставить безусловного предсказания. Опасному больному всегда следует говорить, что он поправится. Если же расстройство питания в организме несерьезно, то всегда следует советовать больному беречься. Вообще же надо сообразоваться с состоянием современной науки, избегая возможных заблуждений и руководствуясь критическим взглядом. Особенные обязанности врачей. В научных своих занятиях врачи должны держаться среднего критического взгляда, избегая безусловно двух крайних и ложных воззрений. Критическое среднее воззрение есть наилучшее. Врачи должны относиться к челове- честву с любовью и состраданием, приносить всем радости, считать всех равными, отказаться от ненависти, злости, мщения, небрежности, лжи, вообще от всех дурных поступков. Напротив того, они должны быть старательными, терпеливыми и благотворительными. За свою деятельность на земле врачи разумно пользуются жизнью и довольством благодаря своим познаниям в медицине. Когда врач сделается известным и вдруг найдутся люди, хулящие его знания, то к последним следует относиться без ненависти. Надо стараться сделать этих людей справедливыми, только в таком случае приобретается настоящая известность. Напоминать о вознаграждении за труды позволительно лишь тогда, когда есть действительная надобность в средствах. Следует только всегда помнить, что если пройдет много времени после поправления расстроенного здоровья, то больные обыкновенно забывают пользу, принесенную врачом. Автор «Жуд-Ши» говорит далее, что врачи, не поддающиеся страстям, не избирающие ложных путей, старающиеся помогать больным, будут пребывать на том свете в божественной стране, лучше которой ничего нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
П. А. Бадмаев
ОТВЕТ на неосновательные нападки членов медицинского совета на врачебную науку Тибета
ПРЕДИСЛОВИЕ Мне вновь приходится отвечать на нападки наших врачей, выражающих непонятное, скажу более — необъяснимое отношение к тибетской медицине и лично ко мне, как представителю этой медицины. В самом деле, чем вызываются наскоки на лечение по тибетской системе? Предвзятостью или пристрастием? Этого я не хотел бы допускать. Отдельные лица могут, конечно, страдать недугом предвзятости и пристрастия, но медицинский совет, казалось бы, поддаваться таким чувствам не должен. А между тем ничем иным невозможно объяснить себе упорного стремления прекратить мою помощь страждущему человечеству. И вместо того чтобы искать случая изучить тибетскую медицину, наши врачи готовы свысока относиться к ней, как и ко всему, исходящему с Востока. Но разве подобное отношение свойственно образованным людям! Откуда же, как не с Востока, явился свет современной цивилизации? Кто, как не арабы, научил нас арифметическим цифрам, без которых немыслимо было бы развитие математики? Кто, как не Индия, дал нам высокохудожественные и прочные образцы византийского строительства? Откуда, наконец, как не с Востока, проникли к нам философские учения и даже свет учения Христа Спасителя? Восток был колыбелью всей нашей цивилизации, всех наших знаний и искусств. И потому-то я всегда с изумлением смотрю на упорное отрицание тибетской медицины и именно теми людьми, которые с ней вовсе не знакомы. И это тем более прискорбно, что тибетская медицина на много веков опередила европейскую. Это особенно резко сказалось на изучении развития человеческого зародыша (teoria generationis). В Тибете этот вопрос изучен был еще в IX веке, тогда как Европа ознакомилась с ним, благодаря ученым трудам Бера и Вольфа, лишь в XVIII столетии. Надо заметить еще, что немногие европейские ученые, которые случайно знакомились с тибетской медициной, тотчас становились горячими ее защитниками. Так, доктор Реман, сопровождавший в начале прошлого века посольство Головина в Китай, настолько проникся сознанием пользы тибетской медицины, что пригласил известного врача Цультима Цедеиа в Петроград, где он был принят в императорскую Медико-хирургическую академию. Цель Ремана заключалась в том, чтобы талантливый представитель тибетской медицины познакомил наших врачей с системой и средствами лечения и перевел на русский язык соответственные книги. К сожалению, преждевременная смерть Цультима Цедена не дала возможности осуществить это благое дело на пользу страждущему человечеству. Вторично вопрос о необходимости изучения врачебной науки Тибета в нашем отечестве был возбужден официально генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским. Граф на деле убедился в необычайной ее пользе в то время, когда в Чите свирепствовала тифозная эпидемия. Приглашенный лама-врач Цультим Бадмаев, пользовавшийся огромной известностью во всем Забайкалье, оказал в это время правительству чрезвычайную услугу, быстро прекратив тифозную эпидемию в Чите лечением и предупредительными мерами. Успешная врачебная деятельность Цультима Бадмаева и громкая слава этой науки между жителями Востока дали повод графу Муравьеву-Амурскому пригласить представителя ее, ламу-врача Цультима Бадмаева (в православии Александра Александровича) в Петроград. Александр Александрович Бадмаев вполне оправдал надежды и ходатайства графа Муравьева-Амурского. По приезде в Петроград он быстро заинтересовал просвещенное общество своим успешным лечением крайне сложных и серьезных болезней, особенно излечением больных бугорчаткой и раком. Вследствие этого возник вопрос о легализации врачебной науки Тибета и ее представителя в России, с целью сделать общим достоянием ее систему и средства. С тех пор лечение в Петрограде по тибетской системе и тибетскими средствами не прекращалось и с каждым годом завоевывало все большее и большее число приверженцев. Смерть А. А. Бадмаева не повлияла на рост доверия к тибетской медицине, и ко мне перешла вся его клиентура. Цифра посещений меня, как единственного пока представителя этой системы, с 1873 г. до 1910 г. достигла 573 856 больных, причем этим моим пациентам отпущено было 8 140 276 порошков... Не указывают ли эти громадные цифры, что мне совершенно бесцельно вступать в полемику с теми врачами, которые позволяют себе отрицать то, чего вовсе не понимают? Если же я тем не менее желаю выяснить значение тибетской медицины и особенно глубокий смысл самой системы лечения, то только вот по каким соображениям: Отвечаю членам мед. совета лишь во имя науки и идеи. Считаю своим долгом передать свое, воистину святое, наследие миру.
Забочусь о тех несчастных страждущих, которые благодаря только тибетской медицине получают и должны получать в будущем красоту жизни — здоровье. Мне лично —представителю этой науки —ничего не нужно. Имея орудием достояние тибетской медицины, работая не покладая рук всю жизнь для блага больных, я вполне удовлетворен. Я взял у этой науки все, что под силу было мне, и старался передать окружающим. А сколько в ней еще неисчерпаемой истины и законов для долголетней счастливой жизни!
ОТВЕТ на неосновательные нападки...
Постоянное излечение тяжких больных заставит, может быть, обратить серьезное внимание на теорию врачебной науки Тибета, усвоить которую трудно европейским врачам, привыкшим к своим теоретическим взглядам. Врачебная наука Тибета в продолжение полувековой своей деятельности в Петрограде излечила и облегчила страдания нескольких сот тысяч больных с самыми разновидными формами заболевания. Она приходила на помощь страждущим и излечивала в большинстве случаев тех больных, недуги которых не поддавались разным способам лечения европейской медицины.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |