Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа занятости: концептуальные подходы




России еще предстоит освоить функции, необходимые для налаживания работы цивилизованного рынка труда. Его основы уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности ее мобильности, возникли гибкие формы занятости. Тем не менее неразвитость существующего рынка труда очевидна, что можно в определенной степени объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Государственное управление вносит упорядоченность, урегулированность и стабильность в процесс формирования и функционирования рынка труда.

Государственное управление рынком труда – это целенаправленное, планомерно организованное воздействие государства на рынок труда с целью его оптимального функционирования и развития [24, c. 49].

В современных условиях исходным постулатом стратегии государства на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах.

Социально допустимый уровень безработицы определяется по двум критериям:

финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного Фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы обеспечивают финансирование программ содействия занятости населения;

– социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости.

Функции государственного управления рынком труда заключаются в обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры, а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.

В связи с этим государство осуществляет на рынке труда следующие основные функции:

– гарантии занятости населения;

– активное противодействие безработице;

– социальная защита безработных [11, c. 24].

Главным приоритетом экономической политики государства в части регулирования рынка труда в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России с учетом интересов занятости.

Основными формами государственного регулирования рынка труда являются:

– сохранение, поддержание и создание рабочих мест;

– регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы;

– предоставление государственных гарантий занятости.

Инструментом реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы содействия занятости населения.

Регулируемый рынок труда предполагает проведение гибкой государственной политики занятости, которая должна быть направлена на создание новой модели занятости.

Основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;

– целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;

реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;

становление и развитие муниципальной собственности;

совершенствование законодательства в сфере занятости;

разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;

введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов;

совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ [13, c. 93].

Основное направление корректировки стратегии управления рынком труда состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения. В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25-30 % всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции в начале 90-х годов эта цифра приблизилась к 70 %).

Только комплексный подход различных органов государственной власти и управления может реально решить проблемы становления рынка труда.

Мировой опыт свидетельствует о наличии двух форм воздействия государства на рынок труда: активной и пассивной.

Активная политика на рынке труда – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает:

мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников;

обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

активный поиск и подбор рабочих мест;

субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);

организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

В конечном счете, активная государственная политика должна быть направлена не столько на существующую безработицу, сколько на создание экономических условий для формирования более совершенной модели занятости [29].

Новая модель занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:

уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях;

обеспечить выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда;

обеспечить развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;

развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;

развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;

уделять особое внимание сохранению эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;

в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников;

содействовать трудоустройству слабозащищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

В основе новой модели занятости лежит инвестиционная политика самого государства и создание условий, стимулирующих инвестиции всех экономических субъектов [27].

Наиболее эффективной и перспективной представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают своих высвобожденных работников, переобучают их.

Пассивная политика на рынке труда – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает выплату:

гарантированного государством пособия по безработице;

доплат на иждивенцев.

Альтернативой сложившейся системе выплат пособий по безработице могла бы стать модель, основанная на страховых принципах – страхование от безработицы, с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.

Основополагающие принципы новой концепции социального страхования от безработицы:

1. Объектами социального страхования должны выступать работающие по найму граждане, платившие взносы в страховой фонд. Таким образом, из сферы пассивной помощи исключаются не работавшая ранее молодежь, домохозяйки, беженцы и т.п. Но они имеют право регистрироваться в качестве безработных или пользоваться услугами служб занятости. Вместе с тем представители каждой из названных категорий могут либо быть охвачены специальной государственной программой, осуществляемой через службу занятости (например, профессиональная адаптация выпускников учебных заведений, не имеющих опыта работы), либо стать объектом внимания соответствующих ведомств: миграционной службы, отделов социального обеспечения и социальной помощи.

2. Субъектом страхования является фонд социального страхования от безработицы, средства которого будут аккумулироваться на уровне Федерации и перераспределяться между регионами в зависимости от уровня безработицы.

3. Источниками формирования фонда социального страхования от безработицы являются отчисления работодателей, государства и работников. Финансовое участие государства возможно в рамках специальных программ (например, финансирование содержания штата сотрудников служб занятости, технического оснащения центров и т.п.).

Новый подход к региональному регулированию рынка труда заключается в том, что в политике занятости необходимо перенести акцент на содействие ускорению перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов в экономике и роста эффективности труда. С социальной точки зрения это болезненно, так как предполагается ускорение высвобождения излишней численности работающих и существенный, но кратковременный всплеск безработицы, которая начнет снижаться по мере экономического роста и создания новых рабочих мест. Ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, когда их динамика носила в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства. В этот период необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны, не допустить застоя безработицы, а с другой – не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

С учетом нового подхода к политике занятости на рынке труда ее основными направлениями должны стать:

обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

стремление к сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

сокращение массовой безработицы на территориальных рынках труда;

повышение эффективности существующих и создание новых рабочих мест;

развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий по управлению рынком труда относятся:

преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

экономическое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

разработка механизма прогнозирования спроса на рабочую силу;

оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

разработка специальных программ по стабилизации занятости на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

развитие гибких форм занятости;

последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресности социальной поддержки населения;

дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, заработной платы и использования рабочего времени;

сохранение на предприятиях кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение массовой безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду;

создание мобильного резерва рабочей силы.

Учитывая значительные различия в ситуации на рынке труда городов и районов, имеющие место в нашем регионе, управление территориальными рынками труда области должно быть направлено:

на повышение роли органов местного самоуправления в решении специфических территориальных проблем рынка труда;

реализацию мер по сдерживанию безработицы на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

осуществление мер по смягчению отрицательных последствий массовой безработицы и социальной поддержке безработных граждан;

разработку и реализацию мер по совершенствованию работы региональных органов службы занятости с предприятиями и организациями в части согласования их кадровой политики с политикой занятости, проводимой в рамках конкретной территории;

проведение экспертизы инвестиционных программ с целью определения их влияния на состояние рынка труда;

разработку на территориальном уровне программы экономического развития и занятости;

участие в создании свободных экономических зон на территории области.

Необходимо учитывать, что на территориях с преобладанием моноэкономической структуры производства, в малых городах, политика занятости должна быть преимущественно ориентирована на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных, разработку соответствующих программ развития.

На занятость населения, проживающего в сельской местности, существенное влияние оказывает ряд специфических моментов:

ограниченность сферы приложения труда;

территориальная разбросанность сельских поселений;

отсутствие нормального транспортного сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах;

сезонные колебания в спросе на рабочую силу в агропромышленном комплексе.

Содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, будет способствовать принятие и реализация следующих мер:

создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;

расширение системы имеющихся социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов, центров развития бизнеса для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства;

организация специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью;

распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса на развитие ремесленных производств и народных промыслов;

осуществление подготовки кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы с ориентацией на их профессиональную мобильность;

внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения.

Таковы основные положения программы содействия занятости на среднесрочную перспективу [23, c. 44].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовые нормы, регулирующие обеспечения трудовой занятости населения образуют самостоятельный комплексный институт, объединяющий нормы государственного, муниципального, международного, административного, финансового, гражданского, трудового права, а так же права социального обеспечения.

Определение понятия безработного как субъекта правоотношений по обеспечению трудовой занятости населения, содержащее следующие признаки:

1) это трудоспособный гражданин, который достиг возраста 16 лет,

2) не имеет работы и дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, исчисленный в субъекте Российской Федерации,

3) зарегистрирован в органах государственной службы по труду и занятости в целях поиска подходящей работы.

Правоотношения по обеспечению трудовой занятости населения – это не единое, комплексное правоотношение, а комплекс различных правоотношений, урегулированных нормами различных отраслей права, объединенных по признаку цели их существования – обеспечение трудовой занятости населения, определяющей их содержание, субъектами которых являются граждане и организации, оказывающие услуги в сфере обеспечения трудовой занятости населения, а так же различные органы и организации.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.