КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Харлап Эллис, доктор медицины. 3 страница
Естественное окружение естественного события Как было бы хорошо для женщины, прошедшей предродовую учебную подготовку, если бы при входе в родильный дом ее приветствовал кто-то, кого она уже знает. То есть, если бы сотрудник родильного дома в то же время являлся бы и участником учебной программы. Когда пациентка и ее муж успевают побывать в родильном отделении и познакомиться с персоналом настолько, чтобы чувствовать себя комфортно в этой среде, они не испытывают той неизбежной тревоги, которая возникает при контакте с совершенно незнакомым окружением и людьми, которых они раньше никогда не видели. В идеале при родильном доме должна находиться комната ожидания, снабженная телевизором, стереомагнитофоном, журналами, книгами. Это комната не для мужей, а для супружеской пары в начале первого периода родов. Очень часто пациентка не уверена, что роды уже начались, особенно если она прошла хорошую подготовку и может чувствовать схватки, даже если они едва воспринимаются. Слишком часто случается так, что женщина приходит в роддом со слабыми схватками, там ее принимают, отправляют в родильное отделение, укладывают в постель - и только для того, чтобы через несколько часов отправить обратно домой, потому что схватки прекращаются. Я думаю, было бы лучше, если бы в роддоме существовала комната, куда могли бы прийти те, кто думает, что они "быть может уже рожают", но только как посетители, без формального оформления приема в родильный дом. Муж и жена могли бы там устроиться, посмотреть телевизор, почитать, поиграть в настольные игры. Если роды и правда начались, то присутствие в роддоме дает огромное преимущество - никакой спешки в последний момент. Если нет, то пара возвращается домой, не причинив никому неудобств и не испытывая смущения. Эта комната может также использоваться как учебное помещение и тем самым быть для будущих родителей знакомым, комфортным местом. Если окажется, что пациентка действительно рожает, то ее переводят в родильную комнату, которая должна иметь совершенно домашнюю атмосферу и обстановку, что, разумеется, не означает недостатка асептики. Создание такой комнаты требует некоторого нестандартного планирования и воображения от декораторов и архитекторов, но в целом - никаких особых затрат на дорогостоящее оборудование. В наше время во многих родильных домах женщинам предоставляется родильная комната, в которой они находятся во время схваток, рожают и проводят первое время после родов, причем мужья постоянно находятся с ними. В некоторых заведениях имеются даже двуспальные кровати, на случай затяжных родов, чтобы муж мог прилечь отдохнуть. Наконец-то широко признается, что близость, прикосновения и ласка любящего мужа могут значительно облегчить течение родов. Обычно же кровати в родильных домах слишком узки, и уставший муж устраивается отдохнуть в кресле. Насколько лучше, когда он может лечь рядом с женой и обнять ее. Она привыкла успокаиваться подле него ночью. Ощущение тепла и близости мужа и помогает ей не только расслабиться, но и снимает тревогу по поводу его усталости. Когда приходит время рожать, совсем несложно подстелить стерильные подкладки, которые затем можно просто убрать. Оба родителя могут лежать в постели вместе со своим новорожденным ребенком, если роды пришли ночью или оказались затяжными. В некоторых случаях кровати нужны достаточно жесткие, оборудованные электроприводами, чтобы их можно было использовать в качестве тележки, если потребуется срочная транспортировка матери (если кровать двойная, то требуется отдельная тележка). Некоторые кровати новейших конструкций имеют приспособление, с помощью которого их можно поворачивать на тридцать градусов, тем самым приводя в положение, удобное для родов. При этом совершенно ненужно перевозить ее в другую родильную комнату. Существуют и такие кровати, которые трансформируются в специальное родильное кресло. Изножье кровати откидывается вниз, а спинка приподнимается так, что женщина рожает в положении полусидя. Предусмотрены удобные опоры для рук и ног, если женщина при схватках предпочитает лежать на боку, что, кстати, помогает поворачиваться ребенку, находящемуся в положении лицом вверх. Это удобно также для тех женщин, которые и рожают, лежа на боку. В родильных комнатах обязательно должны присутствовать кресла-качалки для матерей и удобные кресла для их мужей. Для женщины во время схваток важно как можно меньше лежать; кресло-качалка дает возможность женщине проявлять достаточную активность и удерживает ее в вертикальном положении. Освещение в комнате должно регулироваться так, чтобы можно было создать полумрак. Вся обстановка помещения должна быть успокаивающей, с гармоничными оттенками цветов, неплохо иметь на стенах несколько радующих глаз картин. Возможно, когда-нибудь придет такое время, когда все родильные дома будут иметь домашнюю атмосферу. Даже для матерей группы риска, когда требуется более строгий контроль, когда не избежать медицинского вмешательство, воплощение этих соображений скорее помогают, нежели мешают. Атмосфера родильной палаты должна быть атмосферой уютной комнаты дома. А домашняя атмосфера, смею заметить, создается не только убранством, но и уверенностью ее обитателей в том, что никто не вмешается в их жизнь, если только они сами этого не захотят. Принадлежности для внутривенных вливаний, мониторы для наблюдения за плодом, медицинский персонал, который слишком часто входит для инъекций или влагалищных исследований - все это начисто уничтожает положительный эффект от самой красивой комнаты. Да, кстати, на двери следует повесить табличку: "Стучите, прежде чем войти". И все же, одно из самых больших преимуществ собственного дома - это право на уединение. Муж и жена должны оставаться одни столько, сколько они сами этого хотят, их покой никто не должен нарушать. Но в то же время медицинский персонал должен находиться рядом, чтобы прийти на помощь по первому зову. Альтернативой родильного дома являются так называемые родильные центры, популярность которых резко возросла в последнее время. Концепция родильных центров не нова, она, скорее, является пересмотром родильных домов прежних лет. В 1975 г. в США было всего три таких родильных центра. К 1981 г. их уже насчитывалось от 125 до 150, причем это число постоянно росло и растет. Примерно треть этих центров используют медсестер-акушерок как основных специалистов. Остальные работают под контролем врачей-специалистов. Но в любом случае родильные центры непосредственно связаны с больницами. Вне зависимости от обстановки, в которой протекают роды, сотрудничество и взаимопонимание в группе особенно важно не только во время схваток, но и в момент непосредственного появления ребенка на свет. Широко распространенная практика рекомендует брать ребенка за ножки сразу же после рождения, делать чего на самом деле ни в коем случае нельзя, так как это может привести к возрастанию у ребенка внутричерепного давления и нанести ему травму. Если во время родов в головном мозге появилось хотя бы незначительное кровоизлияние, то опускание головы может привести к усилению кровотечения, о котором люди, принимающие роды, могут и не знать. Вместо этого ребенка надо поднять и положить на живот матери, в ее ждущие руки, для того, чтобы она немедленно прижала его к себе. Пуповина достаточно длинна и позволяет поднести ребенка к груди для первого кормления. Пуповину не нужно перерезать сразу же после рождения - в такой ответственный момент не следует слишком резко прерывать приток крови к ребенку от матери. Ребенок остается на руках матери до окончания третьей стадии родов - рождения последа. Единственная гигиеническая процедура, которая ему требуется, - это осторожное обтирание следов крови и мекония. Первородная смазка - беловатый сыровидный налет, покрывающий кожу ребенка, при рождении не удаляется. Его не следует удалять и позднее, так как он может предохранить ребенка от кожных инфекций. Налет постепенно поглощаются самой кожей. Пока родители держат ребенка на руках, можно легко подсчитать баллы по Апгар. Затем ребенка нужно обмерить, взвесить на виду у родителей и немедленно возвратить им. Если роды проходили в родильной комнате больницы, то отец имеет возможность держать своего новорожденного ребенка на руках, пока мать не вернут в ее комнату или пока она не вернется сама, поскольку многие женщины после естественных родов предпочитают встать со стола и перейти в постель самостоятельно. Ребенок остается с родителями все время до выписки из больницы, что обычно происходит через несколько часов после его рождения. Из всего вышесказанного очевидно, насколько важны усилия всей команды. Если какая-либо часть команды не работает, можно ожидать, что результат окажется значительно хуже.
Присутствие детей при родах Если атмосфера в родильном доме или родильном центре является достаточно располагающей, то многие родители хотят, чтобы при родах присутствовали их близкие - дедушки, бабушки, другие члены семьи, друзья или их собственные дети. В этих случаях можно провести неформальное обучение для бабушек и дедушек, для братьев и сестер новорожденного, чтобы подготовить их к тому событию, при котором они будут присутствовать. Родители должны заранее принять решение о том, кто будет присутствовать при родах, чтобы согласовать это с медиком, ответственным за принятие родов. Всегда приветствуется, когда родной брат или сестра находятся рядом с новорожденным в первые минуты его жизни. Решение - допустить или не допустить детей присутствовать при родах - зависит от возраста детей, степени их подготовленности, а также от энтузиазма врача и всего медицинского персонала. Разумеется, такое решение можно принять только в том случае, если родители уверены в положительном воздействии на ребенка подобного зрелища.
Обучение естественным родам Если женщина собирается рожать в каком-то определенном роддоме, то лучше всего, если обучение проводится в нем же и тем же персоналом, который будет принимать роды. Это поспособствует установлению доверия между пациенткой и медперсоналом. Если же это невозможно, то будущим родителям следует хотя бы ознакомиться с местом, где будут проходить роды, и встретиться с теми, кто будет помогать. Для подготовительных занятий необходимо наличие: 1) достаточно большого помещения для проведения урока одновременно, по крайней мере, с пятнадцатью парами; 2) кинопроектора и учебных фильмов; 3) настенной доски; 4) библиотеки с богатым выбором книг и учебных пособий, посвященных родам; 5) различных схем; 6) разнообразных учебных аудио- и видеоматериалов; 7) персонала, активно работающего в родильном и послеродовом отделениях больницы. Кроме всего прочего, персоналу роддома или родильного центра должны оказывать активную помощь врачи из других лечебных отделений. Таким образом, весь медицинский персонал, который вступает в контакт с пациенткой, знакомит ее с принципами естественных родов данного родильного центра. Как результат - непрерывная забота о матери и ребенке, начинающаяся со встречи в приемном покое и заканчивающаяся выпиской в кабинете врача. В идеале обучение должно состоять из четырех основных частей: 1) восемь двухчасовых занятий на ранних сроках беременности; 2) восемь двухчасовых занятий на поздних сроках беременности (итого шестнадцать занятий до родов); 3) обучение непосредственно в медицинском учреждении во время послеродового пребывания; 4) четыре двухчасовых специальных семинара, отведенных для дискуссий, вопросов, ответов и советов, направленных на то, чтобы помочь молодой матери и новорожденному. Занятия на ранних сроках беременности. Очень важно, чтобы это обучение начиналось, как можно раньше - по крайней мере, не позднее конца первого триместра, дабы будущие родители смогли на практике использовать полученные знания и сделать все возможное для нормального течения беременности и успешных родов. Весь период времени от зачатия до первых девяти месяцев жизни ребенка должен преподноситься на занятиях, как цепь непрерывных взаимосвязанных событий. Родители должны понимать, что роды - это хотя и важная веха на пути оптимального развития ребенка, но все же не единственная. Подчеркнуть эту концепцию необходимо уже на первом же занятии. Тогда же проводится и экскурсия по больнице. Кроме того, на первом занятии изучаются некоторые упражнения (покачивание тазом, удобные позы, правильная посадка) и способы релаксации. Второе занятие посвящается питанию, качеству продуктов, причем молодым родителям следует указать на необходимость по возможности избегать очищенных продуктов и сахара. Важность правильного питания рассматривается не только с точки зрения внутриутробного развития ребенка, но и как залог его правильного развития в будущем. Нет более удачного времени для обучения молодой пары правильному питанию, чем ранние сроки беременности, ведь именно тогда создается стереотип питания будущего ребенка. Это идеальное время для родителей оценить собственные потребности в питании и выработать соответствующие принципы на всю жизнь. Дополнительные занятия должны включать обсуждение различных аспектов сексуальных отношений; проблем грудного вскармливания; методов стимулирования эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка от рождения до девяти месяцев жизни; профилактики заболеваний и ухода за ребенком; помощи в экстремальных условиях; мер безопасности для ребенка в машине и дома и тому подобное. Одно занятие следует посвятить теме "Питание новорожденного", на котором необходимо обсудить вопросы питания во время беременности и кормления грудью. В учебных классах всегда должны быть в наличии учебные материалы и книги, чтобы будущие родители могли более подробно изучить интересующие их вопросы. Во время занятий особый упор следует делать на способах релаксации, поскольку для многих родителей выработка умения правильно расслабить мышцы требует большой практики. Правда, некоторые усваивают ее достаточно быстро. Но для тех, у кого возникают затруднения, дополнительные недели упражнений имеют неоценимое значение. Если человек однажды освоит способы релаксации, то в будущем он сможет плодотворно использовать эти знания всю жизнь - к примеру, для того, чтобы быстро заснуть или более эффективно использовать краткие минуты отдыха днем. Эти занятия на ранних сроках беременности помогают мужьям осознать, что им предоставляется полная возможность содействовать женам во время беременности, родов и ухода за новорожденным ребенком, а также понять, какие факторы влияют на эмоциональный, умственный и физический потенциал ребенка. Если этот материал дается достаточно рано, то у родителей будет время проработать его в течение более спокойных месяцев перед родами. Молодые родители, ожидающие своего первого ребенка, обычно с большой охотой стараются изучить все, что только можно. С другой стороны, эти занятия дают возможность педиатрам, психологам, воспитателям, социологам, а также представителям других наук проводить в жизнь свои знания, отвечая на вопросы родителей. Занятия на поздних сроках беременности. Эти восемь занятий посвящаются обучению родителей способам согласованных действий группы во время самих родов. В этот цикл входит: 1) введение понятия помощника и объяснения его роли, объяснение механизма схваток и родов; 2) первый период родов, упражнения, релаксация, техника правильного дыхания, демонстрируется учебный фильм; 3) обсуждение всевозможных проблем, например, необходимость наблюдения за плодом, кесарево сечение, желтуха новорожденного; 4) завершение первого периода родов, переходный период, упражнения, демонстрация кинофильма; 5) второй период родов, слайды, экскурсия по больнице; 6) повторение пройденного, имитация потуг, фильм; 7) неразрывные узы, послеродовой уход, пребывание в больнице, фильм; 8) выступление приглашенного для родителей лектора. Обучение в больнице. Во время пребывания в больнице проводятся дальнейшие занятия, на которых подчеркивается важность нерасторжимой связи родителей с новорожденным. Родителям дается информация о необходимости планирования в семье, дальнейшие сведения о питании и кормлении грудью. Родителей учат купать и пеленать ребенка, и т.д. В это время важно не забывать о братьях и сестрах будущего новорожденного. Послеродовой период. Эти четыре занятия - один раз в неделю для молодых матерей и их малышей в возрасте до трех месяцев - касаются их нового положения. В этом плане очень полезны советы опытных матерей, которые скажут, как преодолеть бессонные ночи, что делать, если ребенок плачет, как правильно кормить его, когда он должен спать и т.д. Эти неформальные встречи часто способствуют тому, что между участниками устанавливаются дружеские отношения, которые продолжаются потом долгие годы. В дополнение к четырем перечисленным разделам обучения можно предложить некоторые дополнительные специальные занятия. Для тех, кто знает, что их ожидает кесарево сечение, полезно провести дополнительное занятие именно по этой теме, на котором также необходимо рассмотреть роль отца. Весьма полезны занятия для братьев и сестер новорожденных, даже если они не будут присутствовать при родах. И в самом деле, родителям очень важно понимать, что чувствуют их дети, да и самим братьям и сестрам необходимо подготовиться к появлению нового члена семьи. Можно показать небольшой фильм о том, как младенец развивается в утробе матери и как он появляется на свет. При этом будет лучше, если во время демонстрации фильма преподаватель расположится рядом с детьми. Пусть дети свободно беседуют и высказывают свои соображения, задают вопросы. А после занятий, дома, пусть нарисуют, как они представляют себе малыша, и затем принесут на следующее занятие. После серии занятий детям можно дать маленькое удостоверение. Если сестры и братья будут присутствовать при родах, им необходимы дополнительные инструкции. Одно занятие можно провести для бабушек и дедушек или для других, кто будет присутствовать при родах. В неформальной обстановке обсуждаются вопросы о естественных родах, о том, чего можно ожидать при родах. При этом, хорошо, если участники беседы будут свободно высказывать свои мнения и задавать вопросы, формулировать свои соображения о судьбе молодого поколения.
Глава 3. Здоровая беременность
Как только женщина почувствует, что забеременела, ей следует немедленно обратиться за медицинской помощью в женскую консультацию. Как правило, она так и поступают, так как желает удостовериться в том, что все идет нормально. К тому же она стремится наладить постоянный контакт с человеком, от которого можно получить квалифицированный совет по всем вопросам, связанным с рождением ребенка, и который сможет организовать ей место в родильном доме или, при необходимости, в дородовом отделении больницы. Мы опускаем здесь описание того радостного возбуждения, которое сопутствует всем этим приготовлениям, как и того разочарования, когда оказывается, что что-то идет не по плану. Каждая женщина, особенно при первой беременности, нуждается в поддержке, ей необходимо объяснять все незнакомые ей явления. Врач, медсестра, весь персонал женской консультации несут ответственность за подготовку женщины к рождению ребенка, поскольку именно эти люди в ее глазах являются главными экспертами по всем вопросам, связанным с грядущим событием. Для молодой женщины очень важны красота, грация. Она законно гордится своей фигурой; она хочет сохранить привлекательность; ей не нравится вид неуклюжих женщин на поздних сроках беременности; она боится отекших ног, пигментных пятен на лице, линий растяжения (так называемых растяжек) на животе, увеличивающихся молочных желез. Тот, кто озабочен ее душевным спокойствием, не должен оставлять без внимания ее переживания. Разумеется, в женской консультации проводятся измерение таза, прослушивание и прощупывание живота, измерение артериального давления, взятие мочи на анализ и крови для определения группы и резус-фактора и т.д. Но даже если все в порядке, женщине требуется нечто большее, чем несколько простых советов-рекомендаций о диете и гимнастике. Какой бы всеохватывающей ни была медицинская помощь, она ничего не даст, если не затронут ум женщины. И какой бы тщательной ни была диагностика и коррекция, все усилия окажутся тщетными, если имеются негативные влияния, способные все перечеркнуть. Ни одна женщина не должна поступать в больницу со схватками, не пройдя соответствующей подготовки с квалифицированными преподавателями. Случается и так, что будущая мать дисциплинированно посещает все подготовительные занятия в родильном доме или где-нибудь еще - и только для того, чтобы во время родов понять, как мало она знает, необходимого именно для процесса родов. Нет ничего более обескураживающего для женщины, чем понимание того, что ее неправильно информировали, неверно направили в осмыслении ее роли в процессе рождения ребенка. Превратное обучение гораздо хуже, чем полное его отсутствие, поскольку оно отнимает у женщины доверие к учителям и помощникам. Берегитесь тех, кто старается учить, сам никогда ничему не научившись! В этом случае подход к рождению ребенка, как к естественному физиологическому и психологическому процессу будет представлен искаженно, а высокий процент неудач создаст плохую репутацию методу, который, на самом деле, был просто неправильно применен. Кроме чтения научных лекций о беременности и родах, женщину необходимо научить еще правильно дышать и расслабляться - без этих знаний нельзя ожидать нормального течения родов. А возможно и такое: на каждым занятии рассказывается о совершенно безболезненных родах. Но для всякого квалифицированного преподавателя очевидно, что невозможно гарантировать полное отсутствие каких-либо отклонений в течении родов. Хороший врач предусмотрит сотни возможных физических и эмоциональных отклонений, которые могут оказаться вредными или даже угрожающими здоровью матери и ребенка - случаев, которые потребуют специального медицинского вмешательства. Женщины, получившие неадекватную подготовку, часто испытывают глубокое разочарование, когда при отклонении от нормального течения родов им требуется помощь ассистентов. Нередко роженицы, страдающие от боли в большей степени, чем им было обещано, просто не решаются попросить болеутоляющие средства, а бывает даже, что отказываются от них, когда им предлагают, чем только усугубляют трудности. Женщины, прошедшие неправильную подготовку, считают, что применение инъекций, лекарств и аналгетиков означает полный провал, и от этого впадают в депрессию. Слишком часто женщины винят себя за то, что во время родов не обошлись без медицинского вмешательства. Но это вовсе не вина женщины. Если бы она была правильно подготовлена, то знала бы, что в ряде случаев помощь нужна, помощь сделает роды намного проще и для нее, и для ребенка. Можно с уверенностью сказать, что женщина, не знающая о возможности коррекции действий в затруднительных случаях, не изучила основательно принципы естественных родов. Ведь именно там подчеркивается и разъясняется простыми словами, что современная наука может помочь в трудных случаях. Знания дают уверенность, а не страх. Репродукция - это не болезнь, а естественная физиологическая функция. Наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить женщине во время беременности хорошее здоровье, как психическое, так и физическое, свести к минимуму дискомфорт во время родов, необходимость медицинского вмешательства, а также гарантировать появление на свет абсолютно здорового малыша. Вот пять основных принципов, которых придерживается знающий врач для достижения хорошего результата: 1) необходимо наблюдать за состоянием беременной женщины, чтобы как можно раньше диагностировать отклонение от нормы, заметить нарушения, которые могут поколебать здоровье матери и ребенка во время беременности, родов или в послеродовом периоде; 2) необходимо стараться заранее узнать обо всех факторах, которые вызывают предрасположенность к трудным родам; 3) необходимо просвещать женщин в вопросах беременности и родов, чтобы вредное воздействие страха сменилось на уверенность, базирующуюся на знании и понимании; 4) необходимо рассказывать женщинам обо всех явлениях, которые происходят во время нормальных родов, чтобы они были подготовлены к правильной интерпретации своих ощущений и встречали бы их со спокойствием, терпением, не теряя самоконтроля, помогая, а не мешая силам природы; 5) необходимо учить женщин, как правильно подготовиться к рождению ребенка; они должны уметь - а) расслабляться, когда напряжение вызывает противление и боль, особенно при схватках во время первого периода родов; б) дышать естественно; при полном расслабления и отсутствии страха дыхание само настраивается на частоту сокращений матки; в) быть физически сильной, чтобы вынести усилия потуг во время второго периода родов без неоправданного истощения. Первые два принципа относятся скорее к области чисто медицинского наблюдения, нежели к области дородового обучения. Поэтому мы не будем их здесь подробно рассматривать - все это достаточно четко изложено в учебниках по акушерству, а также в пособиях для студентов, выпускников и аспирантов. В последующих главах мы рассмотрим принципы пунктов с первого по пятый - с точки зрения применения их к физически здоровой, сильной женщине, которая хорошо подготовлена к тому, чтобы без каких-либо проблем произвести на свет ребенка. Когда молодая женщина впервые приходит на консультацию, веря, надеясь, а возможно, и боясь того, что у нее будет ребенок, первоочередная задача врача - правильная диагностика. Наличие беременности можно определить, не прибегая к влагалищному исследованию, а на основании клинических данных. Однако в необходимых случаях следует произвести тщательное медицинское обследование. Врач должен выяснить отношение женщины к самому факту рождения ребенка - вообще и в частности. Внимательное наблюдение позволит раскрыть истинные чувства будущей матери. Известно, что женщины встречаются разные - безразличные, преисполненные энтузиазма, обеспокоенные, лучезарно счастливые, озлобленные, плаксивые. В каждом конкретном случае необходимо понять психологическую подоплеку состояния беременной женщины. В свободной беседе совсем не трудно расспросить о тех сомнениях и беспокойствах, которые одолевают будущую мать. В данной ситуации самое уместное отношение врача к пациентке - это отношение доступного советчика, с которым она ничем лично не связана. Поэтому в частной практике, как мне кажется, даже полезно установить плату за все визиты к врачу во время беременности, за ведение родов и наблюдение в течение последующих недель. В таком случае женщина будет чувствовать себя свободной посещать врача так часто, как ей этого хочется, что для многих очень удобно. В своей личной практике я выбираю самый удобный, на мой взгляд, момент и рассказываю женщине о родах все, что она пожелает, отвечаю на любой возникший у нее вопрос. Я говорю ей: "Я гораздо более беспокоюсь о том, чтобы у вас не осталось страхов и сомнений, нежели о состоянии вашего здоровья. Вы безупречно здоровая женщина, а ожидание ребенка, смею вас заверить, тоже не болезнь - это радостное и светлое событие. Скорее всего, ваше тело доставит вам гораздо меньше неприятностей, чем ваша голова. Если вам сейчас вот так сразу не вспомнить вопросы, которые вы хотели бы мне задать - что ж, записывайте их заранее, тогда, когда они приходят вам в голову. Возможно, мы разберемся с ними всего за несколько минут. Ведь я здесь именно для того и нахожусь, чтобы следить за вашим здоровьем, чтобы охранять вас от невежества и непонимания, чтобы быть вашим советчиком во всех вопросах. Я хочу, чтобы ваш ребенок появился на свет самым естественным для здоровья образом". Нередко я прошу своих пациенток не бояться задавать любые вопросы, так как по своему опыту знаю, что многие из них просто опасаются показаться глупыми. Им кажется, что они сами должны знать ответы, а если не знают - то это просто их невежество и не более того. Часто я предлагаю: "Давайте поговорим. За пять минут можно обсудить очень многое, так не будем же терять времени". Мы так и поступаем. Тем более, что измерение артериального давления и содержания гемоглобина, анализ состава мочи, прослушивание и прощупывание живота можно провести за пятнадцать минут, если, конечно, смотровая комната правильно организована. В хорошей дородовой консультации для полного обследования пациентки требуется всего от пяти до пятнадцати минут. Это оставляет время для беседы, которую можно и продлить, если она касается важных вещей. Но время не играет особой роли. Для того чтобы разрушить барьер робости, требуется дружеское участие, неравнодушное отношение, проявление заботы при общении. Ведь отнестись по-доброму к женщине также не сложно, как и оказать первую помощь, но доброта намного эффективнее, ее благотворное влияние неоценимо. Понимание, проявление симпатий являются драгоценнейшим лекарством, которое поможет снять груз усталости и беспокойства. Во время беременности женщины особенно восприимчивы, их легче заинтересовать и подвести к пониманию того, что им предстоит пережить и что от них требуется. Будущей матери нужно подробно рассказать о том, как ребенок развивается в утробе и как он рождается. Также ей нужно постоянно напоминать об основных принципах здорового образа жизни, который всем нам нужен для того, чтобы в полной мере наслаждаться радостью бытия: о качественном питании, о правильном дыхании, о хорошей осанке, об умеренных физических упражнениях, о сознательном контроле над мышечным расслаблением. Не нужно изучать никаких "трюков", никаких заумных дыхательных упражнений, никаких противоестественных и сложных методик. Нужно только помнить: неуклонное применение вышеперечисленных основополагающих принципов здорового образа жизни является существенно важным условием для необременяющей беременности и успешных родов.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |