Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения




Звуки

Слуховой аппарат, как известно, состоит из трех составных частей — внешнего, среднего и внутреннего уха. Поначалу внешнее ухо (ушная раковина) будущего малыша представляет собой две крошечные почки, которые постепенно соединяются, образуя акустический приемник в форме углубления. Среднее ухо формируется из трех малюсеньких косточек, которые передают улавливаемые внешним ухом вибрации во внутреннее ухо ребенка. Внутреннее ухо — удивительный орган, преобразующий высоту и интенсивность звуковых волн в электрические импульсы, которые затем обрабатываются в особом участке мозга. Этот аппарат, позволяющий вашему малышу «подслушивать» все, что происходит в окружающем мире, уже достаточно развит к началу второго триместра беременности.

Одно из самых ранних проявлений утробного слушания описано в Новом Завете (Лука 1:44). Елизавета, мать Иоанна Крестителя, говорит Марии, беременной Иисусом: «...когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». Научные исследования подтверждают, что к началу восемнадцатой или двадцатой недели своей эмбриональной жизни ребенок уже слышит и реагирует на звуки в окружающей среде. Ведь хотя ваше чрево кажется вам местом тихим и спокойным — на самом деле оно исполнено звуков и ощущений. Миниатюрные микрофоны, введенные в матку беременной женщины, фиксируют множество воспринимаемых ухом вибраций, проникающих в святилище малыша. Удары материнского сердца и работа пищеварительного тракта вместе с пульсирующим током крови по главным материнским сосудам образуют устойчивый шум, на фоне которого ясно ощущаются ритм и тональность человеческих голосов.

Любопытно, что взрослый человек, слушая звуки через введенный в матку миниатюрный микрофон, способен распознать больше половины того, что говорит мужчина, и примерно третью часть слов, произнесенных женщиной, стоящей у постели беременной. Легче всего неродившийся младенец распознает звуки голоса своей матери. В отличие от всех прочих звуков, ее голос слегка усилен. Когда вы поете, громкость звука в вашей утробе достигает более 80 децибел, что соответствует громкости телефонного звонка или включенного пылесоса. Зародыш воспринимает звуки вашего голоса вместе с вибрациями тканей и костей, обогащающих его тембр, и знакомится со всеми особенностями вашей речи задолго до выхода из чрева.

Ребенок учится ассоциировать утробные звуки с ощущениями комфорта или дискомфорта. Душевное состояние матери передается ему посредством химических соединений. Когда мать ведет ласковую, заботливую беседу или слушает приятную музыку, ее мозг испускает вещества, отражающие спокойное и комфортное состояние. Эти химические сообщения бегут по цепочкам, соединяющим тело матери и эмбриона через пуповину, и приводят к изменениям чувств будущего младенца в ответ на чувства матери. Когда же мать сердится, в ее теле пульсируют химические «чертики» стресса, вызывающие дискомфорт и в тельце зародыша. Нетрудно представить себе горе малыша, постоянно подвергаемого воздействию подобных вредоносных раздражителей. Сердце его матери бьется учащенно, надпочечные железы выделяют гормоны стресса, и тело будущего ребенка формирует реакцию «бороться или бежать». Но, увы, — эмбрион не в состоянии ни спрятаться, ни сопротивляться источнику возбуждения. Так в материнской утробе начинают вызревать семена тревоги, мрачных предчувствий или злобы.

Сделайте все возможное для защиты себя и своего ребенка от повторяющихся раздражающих звуков, ведь шумовое загрязнение одинаково вредно для вас обоих. По сообщениям ученых, те матери, чьи дома и квартиры расположены вблизи аэродромов непосредственно на линии взлета и посадки самолетов, вырабатывают меньше гормонов роста, отчего их дети в среднем бывают ниже ростом, чем дети в тех домах, которые расположены на том же расстоянии от аэропорта, но в стороне от линии взлета и посадки. Подобные результаты были получены и в ходе обследования женщин, вынужденных работать на предприятиях с постоянно высоким уровнем шума. В той степени, в какой это зависит от вас, постарайтесь ограничить воздействие раздражающих вибраций на вас и вашего будущего ребенка.

Конечно, полностью избавиться от неприятных шумов на весь период беременности вам не удастся, да и вряд ли это нужно. Не стоит тревожиться о здоровье малыша каждый раз, когда вам доведется расстроиться, с кем-нибудь заспорить или услышать слишком громкую музыку. Жизнь не может не преподносить нам сюрпризов, порой довольно шумных, и вовсе необязательно их избегать. Мы хотим лишь, чтобы вы осознали, что существо, живущее внутри вас, прислушивается к вашей жизни. Поэтому не упускайте возможности порадовать себя и его приятными звуками и переживаниями.

Мы воспринимаем мир посредством двух взаимосвязанных систем. Это соматосенсорная система, которая воспринимает и передает информацию о тактильных, температурных и болевых раздражителях, а также вестибулярная, которая помогает нам ориентироваться в пространстве. Основа анатомической структуры восприятия тактильных раздражителей формируется примерно к концу пятнадцатой недели внутриутробной жизни. В коже и в суставах малыша развиваются многочисленные и разнообразные сенсорные рецепторы, которые направляют в его мозг информацию об интенсивности, расположении и других особенностях испытываемых им прикосновений.

Вестибулярный аппарат помогает поддерживать правильное положение тела по отношению к окружающей среде. Человеческое тело приспособлено к жизни на планете со значительной силой притяжения. Поэтому, несмотря на то что до шести (примерно) месяцев ребенок не сможет сесть без посторонней помощи, а до года — встать и ходить, вестибулярный аппарат развивается уже на четырнадцатой неделе эмбриональной жизни.

Находясь в материнской утробе, ребенок реагирует на тактильные ощущения. На пятом месяце беременности можно видеть, как зародыш трогает свое лицо и сосет пальцы. Давление снаружи приводит к изменениям эмбриональной деятельности и сердечного ритма, а к шестому месяцу пребывания малыша в материнской утробе его реакция на тактильные раздражители становится практически такой же, как и у годовалого ребенка. Еще не родившись, дети замечают изменения температуры и испытывают боль. Если в околоплодную жидкость ввести холодную воду, ребенок рефлекторно попытается защититься от воздействия холода. Если во время амниоцентеза* уколоть плод иглой, он ответит характерной реакцией на боль и дискомфорт.

(* Амниоцентез (amniocentesis) — пренатальная процедура, которая осуществляется путем прокалывания амниотической оболочки через брюшную стенку для изучения состава амниотических (околоплодных) вод с целью выявления возможных дефектов.)

Известно, что на пятом месяце эмбриональной жизни ребенок начинает ориентироваться в пространстве. Результаты научных исследований показывают, что, пинаясь в материнской утробе, будущее дитя просто хочет принять в ней более удобное положение. Обычно малыш также изменяет свое положение в зависимости от положения тела матери, а при резких ее движениях включаются двигательные рефлексы плода и изменяется ритм работы сердца. Такая адаптация к обычной жизнедеятельности матери помогает навигационной системе эмбриона развиться и подготовиться к жизни за пределами материнской утробы. При этом сознательные движения матери, выполняемые во время танца или в процессе занятий йогой, способствуют установлению здоровых нейронных связей между конечностями, туловищем и мозгом ребенка.

Хотя мы и не можем с уверенностью утверждать, что вашему малышу нравится, когда вы массируете себе живот или разминаете спину, занимаясь йогой, — мы знаем наверняка, что, когда вы чувствуете себя комфортно, ваше дитя купается в приятной, соответствующей этому состоянию химической среде. Что же касается сознательных телодвижений, то они всегда полезны и вам, и вашему будущему малышу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.