Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение в условиях длительной госпитализации




Марта 1996 года. Тамара Д., 4 года.

"Лукич! Давай про цапель!"

Больше всего ей нравиться петь. Поем и сегодня. Иногда она прерывает песню и рассказывает, что сняли катетер, что "даже чуточку не боялась". Выясняем, что кроме шоколада она с утра ничего не ела. Лука Лукич достает из чемоданчика "волшебные картинки".

Сегодня я первый раз пробую эту игру: "Если взять карандашик, то можно превратить картинки во что захочешь".

Тамара: "Кружочек хочу!"

Лука: "Во что ты его превратишь?"

Тамара: "В мячик!"

Потом превращаем в человечка.

Лука: "А ты можешь превратить кружочек в тарелку?"

Тамара: "Да! Ты рисуй!"

Лука: "Я нарисую тарелку, а ты - то, что в тарелке".

Тамара: "Яичко!" - Рисует...

Лука: "А рядом с тарелкой?"

Тамара: "Ложка! Ты рисуй!"

Рисуем ложку: я - кружочек, она - "палку".

Тамара: "А это- сосиска!" - Не закончив, берет чистый лист и снова рисует тарелку с яичком и сосиской. Делает это молча и вдруг говорит: "А человечка?!"

Лука Лукич: "Мы Тамару нарисуем?"

Тамара: "Да".

Рисую голову, она почему-то обижается на кудряшки и показывает на свои длинные волосы, рисует ножки, ушки, ручки.

Тамара: "А шарварик?" – Шарварик по-армянски - штанишки.

Рисуем штанишки, девочка дорисовывает ботинки.

Лука Лукич: "А ложку? Надо нарисовать ей ложку, ведь Тамара будет кушать". – Тамара рисует ложку.

Лука Лукич разглядывает картинку, взяв в руки, прикладывает к уху: "Что же она говорит? И ты послушай!"

Тамаре прислушивается и вдруг громко и ясно произносит: "Хочу есть!"

"А что она хочет есть?" – "Яичницу, сосиску, колбаску!"

Казалось, что достигнута полная победа, но вот незадача – мама могла предложить только бульон. И именно в этот момент она принесла бульон, который до моего прихода Тамара категорически отказалась есть. Что делать? И снова мы рисуем: "открытый космос", скафандр и "космический бульон" с сосиской яичницей и колбасой. Девочка съела все, угощая, конечно, и Луку Лукича.

[ Обучение школьным дисциплинам тяжело болеющих детей – самостоятельная и сложнейшая проблема. Которая в больницах сегодня решается крайне вяло.

Наши действия состояли в попытках хоть сколько-нибудь удовлетворить голод познания, возникающий у маленького человека, вынужденного месяцами жить в запертом помещении .]

 

 

В этом огромном деле с массой специфических проблем, мы ставили перед собой самую скромную задачу: по мере сил поддерживать в детях интерес к получению знаний.

 

[ Следует отметить также специфику работы с доктором-куклой: дети категорически отрицают в нем дидактические начала, он им нужен для свободной игры, и потому систематические занятия с уроками, заданиями и прочими атрибутами школы, в применении к нашему Луке Лукичу малоэффективны. ]

 

Головоломки, ребусы, загадки, шутки, парадоксы – главный инструмент клоуна в деле образования. Порою, Лука Лукич просил ребенка самого придумать для него задачку "позаковыристее".

Отношение ребенка к процессу обучения и в больнице, и после лечения в основной мере определяется родителями. Одни полностью ограждают его от обучения во время болезни. Другие сами занимаются с детьми, решая задачи из учебника по математике, выполняя задания по русскому языку, читая книги. Но таких единицы.

Если обобщить опыт работы Луки Лукича "учителем", то наилучшим образом ему удается помощь детям там, где органично применение игровых форм обучения:

1.При изучении букв, цифр, геометрических фигур, цвета, времен года, чтения времени по часам – все это с малышами.

2.Разгадка ребусов, загадок, решение необычных задачек, головоломок со спичками, пятнашками, различными геометрическими фигурами, "мобилями" и прочим – это со школьниками.

3.Проведение игры-урока по математике с использованием предметов.

[ Артисту всегда следует иметь в виду общее правило кукольного театра: кукла хорошо работает с предметами .]

4.Урок русского языка: игры в слова, города, шуточные диктанты.

5.Изучение русских слов с детьми других национальностей: ребенок учит кукольного доктора, а Лука - ребенка.

6.Лука рисует и учит ребенка, иногда рисунки становятся темой и предметом длительного общения, даже переписки.

7.Переписка с детьми может научить их многому – и правилам русского языка, и умению излагать мысль, и речевому этикету.

[ Возможно предложить программу изучения русского языка в процессе переписки. Главное – было б кому писать! ]

8.Наш Лука Лукич часто разучивал песенки с детьми, а потом пели вместе, иногда даже с родителями. При игре на гитаре я сажала куклу рядом. Часто удавался такой "аттракцион": кукла у меня в руках, левой рукой держу гитару, зажимая струны на ладах, а ребенок бренчит по струнам в определенном ритме. Получалось, будто Лука играет и поет сам.

Часто дети подыгрывают на шумящих инструментах: маракасе, трещотке, коробочке, которые я приношу с собою.

9.Лука Лукич рассказывает о строении организма, о клетках и крови, рисуя с детьми, рассказывает об их болезни в самой щадящей игровой форме.

***Из дневника

4 сентября 1995 года. Лиза С., 4 года.

Лука Лукич пытается узнать, какое на дворе время года:

"Зима?"

"Да".

"Снег лежит?"

"Да".

Мама: "Разве на лыжах кто-нибудь катается?"

Лиза: "Нет".

Лука: "А листочки желтеют?"

Лиза: "Да".

Лука: "Значит..."

Лиза: "Лето!"

Приходится Луке Лукичу рассказывать Лизочке об осени.

 

4 сентября 1995 года. Настя Ш., 5 лет.

Лука достает часы. Настя помнит, что нужно произнести: "Часики, откройтесь, пожалуйста!" А затем с интересом слушает тиканье и называет цифры туда и обратно, как научились в прошлый раз.

[ В процессе работы мы столкнулись с острейшей проблемой: дети не хотели отпускать от себя Луку Лукича. Пришлось купить ему карманные часы с крышечкой. Посмотрел: " О! Меня ждут. Пора!" – И что вы думаете? Действует!]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.