Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список художественных текстов для прочтения 1 страница




Учебно-методическое обеспечение курса

Основная:

11. Зайцев В.А. Герасименко В.П. История русской литературы второй половины ХХ века. М., 2004.

12. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В двух томах. М., 2008.

13. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) М., 2001.

14. Русская литература ХХ века: В 2-х томах / Под ред. Л.П.Кременцова. М., 2005.

15. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX-начала ХХ века. М., 2001.

16. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI века): Учебное пособие / С.И.Тимина, В.Е..Васильев и др. СПб., 2005.

17. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала ХХ вв. М., 2000.

18. Черняк М.А. Современная русская литература. СПб-М., 2004.

Дополнительная:

19. Агеносов В.В. Советский философский роман. М., 1989.

20. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Т.1. Т.2. Л., 1991.

21. Бабичева Ю.В. Эволюция русской драмы XIX-начала ХХ века. Вологда, 1982.

22. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

23. Гаспаров М.Л. Русский стих начала ХХ века в комментариях. М., 2004.

24. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 2000.

25. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М., 1992.

26. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. СПб., 2000.

27. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

28. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли: В 3-х томах. М., 1997.

29. История русской литературы: ХХ век. Серебряный век / Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, В. Страда, Е. Эткинда. М., 1995.

30. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

31. Луцевич Л.Ф. «Серебряный век» русской поэзии. Кишинев, 1994.

32. Пайман А. История русского символизма. М., 2000.

33. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997.

34. Русская литература конца XIX-начала ХХ вв.: В 3-х томах. М., 1968-1972.

35. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство: В 2-х ч. Л., 1972-1978.

36. Русские писатели. Библиографический словарь. Т.1-4. М., 1989-1998.

37. Русские писатели. ХХ век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. М., 1998.

38. Серебряный век в России / Под ред. Ю.И.Левина. М., 1993.

39. Тагер Е.Б. Избранные работы. М., 1988.

40. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.

41. Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998.

42. Ямпольский И. Поэты и прозаики: Статьи о русских писателях XIX-начала ХХ века. Л., 1986.

 

История отечественной литературы 030600.62 Журналистика 4 курс

Отечественная литература ХХ века (1 и 2 семестры)

 

Бунин И.А. Сб. Листопад. Антоновские яблоки, Деревня, Братья, Сны Чанга, Господин из Сан-Франциско, Легкое дыхание, Темные аллеи.

Куприн А.И. Молох, Олеся, Поединок, Гранатовый браслет.

Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы.

Сологуб Ф.К. «В поле не видно ни зги…», Чертовы качели. Роман «Мелкий бес».

Брюсов В.Я. Юному поэту, Сб. «Urbi et Orbi». Роман «Огненный ангел»

Бальмонт К.Д «Я мечтою ловил уходящие тени…», Безглагольность, Песня без слов, Дюнные сосны.

Белый А. Сб. «Золото в лазури», «Пепел», «Урна». Роман «Петербург».

Гумилев Н.С. Сб. «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Огненный столп».

Северянин И. Сб. «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском».

Цветаева М.И. Сб. «Вечерний альбом», «Лебединый стан».

Блок А.А. Стихи о Прекрасной Даме, Город, Снежная маска, Страшный мир, Возмездие, На поле Куликовом, Кармен, Родина, Двенадцать, Скифы, Интеллигенция и революция.

Горький М. Макар Чудра, Старуха Изергиль, На дне, Лев Толстой, В.И. Ленин, А.П. Чехов.

Булгаков М.А. Роковые яйца, Собачье сердце, Зойкина квартира, Багровый остров, Дни Турбиных, Мастер и Маргарита.

Есенин С.А. Хороша была Танюша; Край любимый! Сердцу снятся…; Я последний поэт деревни; Песнь о собаке; Не жалею, не зову, не плачу; Письмо матери; Русь советская; Русь уходящая; Спит ковыль, равнина дорогая; Заметался пожар голубой; Отговорила роща золотая; Собаке Качалова; Персидские мотивы; Анна Снегина.

Маяковский В.В. Левый марш, Товарищу Нетте, Стихи о советском паспорте, Хорошее отношение к лошадям, Блэк энд уайт, Письмо из Парижа товарищу Кострову, Облако в штанах, Мистерия-буфф, О дряни, Прозаседавшиеся, Люблю, Про это, Владимир Ильич Ленин, Хорошо, Трус, Служака, Подлиза, Клоп, Баня, Разговор с фининспектором о поэзии, Во весь голос.

Толстой А.Н. Хромой барин. Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита. Гадюка. Хождение по мукам, Петр Первый.

Шолохов М.А. Тихий Дон. Судьба человека.

Платонов А.П. Епифанские шлюзы. Котлован.

Ахматова А.А. Вечер. Четки. Белая стая. Подорожник. Anno Domini. Реквием. Клятва. Мужество. Поэма без героя.

Мандельштам О.Э. Камень. Tristia. Стихотворения (1928). «Мы живем, под собою не чуя страны…», Воронежские тетради, Ленинград.

Твардовский А.Т. Страна Муравия. Василий Теркин. Дом у дороги. За далью даль. По праву памяти. Две строчки. В тот день, когда окончилась война. Я убит подо Ржевом. Я знаю, никакой моей вины. Памяти матери.

Шукшин В.М. Сельские жители, Чудик, Микроскоп, Сапожки, Жена мужа в Париж провожала, Алеша Бесконвойный, Осенью, Калина красная.

Трифонов Ю.В. Обмен.

Вампилов А.В. Прощание в июне. Старший сын. Утиная охота.

Абрамов Ф.А. Пелагея. Алька.

Белов В.И. Привычное Дело.

Распутин В.Г. Последний срок. Живи и помни. Прощание с Матёрой.

 

 

Проза 1920-х годов (1-2 произведения по выбору):

Фадеев А. Разгром

Малышкин А.Г. Падение Даира

Лавренев Б. Сорок первый

Неверов А.С. Андрон Непутевый

Бабель И. Конармия

Замятин Е. Мы

Зазубрин В.Я. Щепка

Ильф И. и Петров Е. Двенадцать стульев

Поэзия 1920-х годов (1-2 автора на выбор):

Тихонов Н. Баллада о синем пакете. Баллада о гвоздях

Светлов М. Гренада

Асеев Н. Синие гусары. Марш Буденного.

Багрицкий Э. Дума про Опанаса.

Драматургия 1920-х годов (1-2 произведения по выбору):

Лавренев Б. Разлом

Тренев К. Любовь Яровая

Эрдман Н. Самоубийца

Маяковский В.В. Клоп. Баня.

Проза 1930-х годов (1-2 произведения по выбору)

Шагинян М. Гидроцентраль

Катаев В. Время, вперед!

Крымов Ю. Танкер «Дербент»

Макаренко А. Педагогическая поэма

Островский Н. Как закалялась сталь

Поэзия 1930-х годов (1-2 поэта по выбору студента)

Васильев П. Соляной бунт. Стихи в честь Натальи.

Исаковский М. Катюша. Дан приказ. И кто его знает. Шел со службы пограничник.

Кедрин Д. Зодчие. Кукла. Мастера. Поединок.

Корнилов Б. Песня о встречном. Качка на Каспийском море.

Лебедев-Кумач В. Широка страна моя родная. Марш веселых ребят.

Драматургия 1930-х годов (1 произведение по выбору)

Погодин Н. Человек с ружьем

Вишневский Вс. Оптимистическая трагедия

Афиногенов А. Машенька

Литература периода Великой отечественной войны

Публицистика (1 произведение по выбору):

Инбер В. Ленинградский дневник

Тихонов Н. В те дни

Эренбург И. Первый день. Фабрика убийц.

Проза (1 произведение по выбору):

Горбатов Б. Непокоренные

Василевская В. Радуга

Бек А. Волоколамское шоссе

Симонов К. Дни и ночи

Леонов Л. Взятие Великошумска

Соболев Л. Морская душа

Драматургия (1 произведение по выбору):

Корнейчук А. Фронт

Леонов Л. Нашествие

Симонов К. Русские люди

Поэзия (2 поэта на выбор):

Берггольц О. Февральский дневник.

Гудзенко С. Перед атакой. Мое поколенье.

Дудин М. Соловьи. Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.

Инбер В. Пулковский меридиан.

Исаковский М. В лесу прифронтовом. Огонек. Ой, туманы мои. Слово о России. Русской женщине. До свиданья, города и хаты.

Кедрин Д. Родина. Россия. Дума о России. Красота. Колокол. Аленушка.

Лебедев-Кумач В. Священная война

Симонов К. Родина. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. Жди меня. Сын артиллериста. Майор привез мальчишку на лафете.

Сурков А. Землянка. Видно, выписал писарь мне дальний билет.

Уткин И. Я видел девочку убитую. Сестра. Стихи о России. Если я не вернусь дорогая.

Фатьянов А. Соловьи. Давно мы дома не были.

Литературный процесс второй половины 1940 – 90-х годов

Проза (2 произведения по выбору):

Николаева Г. Битва в пути

Панова В. Спутники

Некрасов В. В окопах Сталинграда

Овечкин В. Районные будни

Бондарев Ю. Горячий снег. Берег. Выбор.

Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние.

Богомолов В. Иван. В августе сорок четвертого.

Симонов К. Живые и мертвые.

Быков В. Сотников Дожить до рассвета. Знак беды.

Васильев Б. А зори здесь тихие. В списках не значился.

Кондратьев В. Сашка.

Солоухин В. Капля росы

Солженицын А. Матренин двор

Айтматов Ч. Прощай, Гюльсары! Белый пароход. Буранный полустанок

Дудинцев В. Белые одежды

Пастернак Б. Доктор Живаго

Шаламов В. Колымские рассказы

Гранин Д. Искатели. Иду на грозу. Картина.

Астафьев В. Печальный детектив. Людочка.

Драматургия (1 произведение по выбору):

Арбузов А. Иркутская история

Розов В. Гнездо глухаря. Вечно живые

Гельман А. Протокол одного заседания

Володин А. Пять вечеров

Поэзия (2 поэта на выбор)

Гудзенко С. Друнина Ю. Орлов С. Рождественский Р. Рубцов Н. Заболоцкий Н. Ахмадулина Б. Евтушенко Е. Вознесенский А. Самойлов Д. Тарковский А. Башлачев А. Высоцкий В.

Галич А. Окуджава Б. Кушнер А. Бродский И.

 

 

Программа курса

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Программа курса «Отечественная литература XX века» дисциплины «История отечественной литературы» предназначена для студентов 4 курса направления «Журналистика». Курс истории русской литературе XX столетия призван сформировать широту и глубину знаний в области истории русского литературного процесса, повысить уровень обще-культурной и профессиональной подготовки будущего журналиста.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учитываетпроблемные образовательные подходы к освоению дисциплины. Изучение русской литературы XX века в вузе позволит сформировать профессиональные умения и навыки в анализе и интерпретации литературного материала, на более высоком уровне научного обобщения переосмыслить изученный в школе историко-литературный материал.

Программа по отечественной литературе XX века основана на концепции, учитывающей динамику эстетических систем в историко-литературном процессе. Основополагающие категории метода, жанра, стиля, художественной антропологии (тип, характер, персонаж, герой, образ), вопросы сюжетосложения и композиции, авторской позиции и ее выражения в произведении, аспекты поэтики как эстетически-гармонического единства структурных компонентов произведения представлены в историко-литературном освещении и рассматриваются в свете методологических принципов современного отечественного литературоведения.

Настоящая программа нацеливает, прежде всего, на выявление внутренних, имманентных закономерностей и форм развития литературы как особой, собственно художественной области общеисторического процесса, по-своему связанной с другими областями общественной жизни и внутренними противоречиями в них. В основу программы положены уже утвердившиеся в науке собственно литературоведческие понятия о системных художественных образованиях в истории литературы: это реализм и его разновидности, романтизм и его разновидности, модернизм и его разновидности. Многие произведения, обратившие на себя внимание в свое время, но не вошедшие в уже определившиеся художественные системы, учитываются как переходные между системными образованиями или представляющие проблемно-тематическую остроту. Учитывается также и сложное взаимодействие разных художественных систем, и отражение этого в творчестве писателей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Проблема периодизации русской литературы ХХ в.

Критерии периодизации. Периодизация истории русской литературы ХХ века и краткая характеристика ее основных этапов:

- литература конца XIX- начала XX вв.

- литература 1920-х гг.;

- литература 1930-х гг.;

- литература 1940-х гг.;

- литература 1950–1980-х гг.;

- литература 1990-х годов, рубежа ХХ–ХХI вв. и современный литературный процесс.

Общая характеристика русской литературы первой трети ХХ в.Развитие традиций русской литературы и новая парадигма философского и художественного познания.

Концепция личности в русской литературе первой трети ХХ в. Экзистенциальные мотивы. Тема Апокалипсиса. Революция как Апокалипсис. Творческая интеллигенция и революция.

Революционные мотивы в прозе, поэзии, драматурги. Восток и Запад как проблема художественного исследования.

 

Жанрово-стилевые особенности русской литературы первой трети ХХ в.

Поэзия. Новые жанровые дефиниции. Циклизация (на примере поэзии А. Блока), ролевая лирика А. Ахматовой, М. Цветаевой. Фрагментарно-ассоциативный принцип изображения и восприятия образа в лирике О. Мандельштама. Реалистическая стилевая традиция в лирике И. Бунина. Второе рождение жанра элегии (на примере поэзии С. Есенина).

Проза. Отказ от прежних жанровых форм и новые жанрово-стилевые тенденции. Ведущая роль рассказа и «романа малой формы» (от «Огненного ангела» В. Брюсова до «Мы» Е. Замятина). Фрагментарность крупных форм, отказ от единого героя («Россия, кровью умытая» А. Веселого). Возрождение интереса к романной форме с середины 1920-х гг. («Разгром» А. Фадеева, романы К. Федина и Л. Леонова), эпический размах первых книг «Тихого Дона» М. Шолохова. Своеобразие произведений А. Платонова.

Драматургия. Многообразие жанрово-стилевых тенденций. Устойчивость реалистических тенденций (М. Горький, А. Найденов, К. Тренев, М. Булгаков) и их индивидуальное своеобразие. Модернистская драма. Зрелищность и массовость футуристических постановок в первые годы советской власти.

 

 

Современные дискуссии о социалистическом реализме.

Художественная практика социалистического реализма («Мать» М. Горького, «Разгром» А. Фадеева, «Поднятая целина» М. Шолохова). Соотношение понятий «социалистический реализм» и «реализм». Формирование на рубеже 1920-1930-х гг. жесткой монистической концепции литературного развития, насильственное устранение художественных альтернатив и эстетического инакомыслия. Нормативность эстетики как причины стагнации социалистического реализма. Несостоятельность нигилистических трактовок и необходимость объективного рассмотрения этого метода.

 

 

Литературные группы 1920-х гг.

Основные литературные группировки и журналы, их идейно-эстетические платформы и судьбы.

Имажинисты (1919-1927): В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф. «Серапионовы братья» (1921-1929): Л. Лунц, М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Н. Тихонов, К. Федин, И. Груздев, Н. Никитин, Е. Полонская.

«Леф» (1922, с 1927 – «Новый ЛЕФ», с 1929 – «РЕФ»): В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Кирсанов.

«Перевал» (1923-1932): А. Воронский, Дж. Алтаузен, Э. Багрицкий, А. Веселый, М. Голодный, А. Караваева, И. Катаев, А. Малышкин, П. Павленко, М. Пришвин, М. Светлов.

Литературная политика партии в 1920-1930 гг. Причина ликвидации РАПП и других литературных объединений. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и его влияние на литературную жизнь.

 

 

Проблема национального характера в творчестве И. Бунина.

Ранняя проза Ивана Бунина (1970-1953). Идеализация сельской жизни. Глубокий лиризм, ориентация на лирический монолог («Антоновские яблоки»).

Концепция русского национального характера как противоречивого, дисгармоничного, определяющего доминанту жизни и судьбы России («Деревня», «Суходол», «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Худая трава», «Белая лошадь»).

Дальнейшее развитие концепции национального характера в творчестве писателя периода эмиграции («Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»). Признание универсальных законов бытия над частной судьбой.

 

 

М. Горький.

Фигура Максима Горького (1868-1936) в контексте мировой литературной эпохи. Нравственно-философские и эстетические искания писателя в 1890-е гг. Обращение Горького к драматургии. «На дне» как социально-философская драма. Восприятие идей ницшеанства, марксизма, богостроительства и своеобразное преломление их в новом творческом методе («Мать», «Исповедь»).

Последующие этапы развития реализма писателя: окуровский цикл («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»), цикл рассказов «По Руси», автобиографическая трилогия («Детство», «В людях», «Мои университеты»).

Отношение Горького к Октябрьской революции 1917 г. Цикл статей «Несвоевременные мысли». Отъезд за границу и его причины. Новая проза Горького 1920-х гг. («Рассказы 1912-1924 гг.», автобиографические рассказы, литературные портреты). Усиление психологизма, интерес к необычному человеку, к глубинам человеческого подсознания («Отшельник»).

Социально-нравственная концепция романа «Дело Артамоновых» и особенности ее художественного воплощения.

Философский роман Горького «Жизнь Клима Самгина» – «художественное завещание», итог творческой и общественной деятельности, раздумий над судьбами России и революции.

Современные дискуссии о писателе.

 

 

А. Блок – великий поэт ХХ в.

Идея пути в творческом сознании Александра Блока (1880-1921). Три тома лирики как «трилогия вочеловечивания» и этапы становления лирического героя.

«Стихи о Прекрасной Даме». Кризис мистико-романтического идеала во II книге лирики: (циклы «Пузыри земли», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли»). Антиномические образы «страшного мира» и Родины в III книге лирики.

Поэмы «Соловьиный сад» и «Возмездие»: тема времени, духовного выбора, долга и предназначения поэта.

Блоковский революционный триптих: поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы», статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать»: символическая образность, особенности композиции, полифонизм, открытость финала, интерпретация образа Христа.

 

 

Этапы творчества А. Ахматовой.

Путь Анны Ахматовой (1889-1966). Первый этап творчества («Вечер, «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini») — «любовный дневник», поэтическое осмысление связи личной судьбы с судьбой мира. Ахматова и акмеизм. Основные образы и мотивы. Приемы воплощения авторского сознания (образ лирической героини, авторский монолог). Родина в художественной концепции ранней Ахматовой. «Эпоха молчания и уединения» (1925-1935). Филологическая пушкиниана, пушкинские мотивы и традиции поэзии Ахматовой.

Второй этап творчества. Поэма-цикл «Реквием». Творческая история. Тема трагической судьбы народа и лирического героя, мотив горя, страданий, безумия и преодоления их. Евангельские образы и мотивы. Мотив распятия. Образ Матери. Время и пространство в поэме. Тема памяти и памятника. Особенности сюжета и композиции.

Поэзия Ахматовой в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Тема Родины, народного героизма, борьбы с фашизмом и спасения цивилизации. Усиление философичности поздней лирики («Бег времени»). «Поэма без героя» как итоговое произведение поэта. Художественная структура, основные сюжетные линии. «Зашифрованность» как способ воспроизведения социокультурной ситуации. Жанровое своеобразие. Возможность множественности интерпретаций поэмы.

 

 

Творческий путь В. Маяковского.

Владимир Маяковский (1893-1930) и футуризм. Пафос раннего творчества поэта. Творческая история и сюжетная основа поэмы «Облако в штанах». «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырех частей» и художественные средства их воплощения. Структура, природа конфликта, библейская образность, своеобразие гипербол и метафор. Образ лирического героя. Романтический пафос и экспрессионистические тенденции в поэтике. Поэзия В. Маяковского после Октября. Пьесы «Клоп» и «Баня».

Значение творчества В. Маяковского в отечественной и мировой поэзии.

 

 

Эволюция поэзии С. Есенина.

Раннее творчество Сергея Есенина (1895-1925). Мифофольклорные образы и мотивы. Традиции классической поэзии. Тема и образ России. Своеобразие лирического героя. Есенин и Октябрь. Противоречия творчества поэта как отражение трагического пути крестьянства в революционных преобразованиях. Социально-нравственные идеалы и крестьянская утопия («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик»). Есенин и имажинизм. Эстетические воззрения поэта («Ключи Марии», «Быт и искусство»). Лирическая трагедия «Пугачев»: история и современность, художественные принципы раскрытия образа вождя крестьянского восстания. Есенин и новокрестянские поэты (Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин, А. Ширяевец). Трагизм противоречий между городской цивилизацией и крестьянской культурой, мотив хулиганства («Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Москва кабацкая»).

Идейно-художественная эволюция поэта в 1924-1925 гг. Мотивы одиночества, отверженности, покаяния. Экзистенциальные мотивы (любовь, природа, жизнь, смерть). Усиление философского начала и способы его выражения. Возрождение жанра элегии и песни. Эволюция темы Родины и образа лирического героя. Дальнейшее развитие основных образов и мотивов («Персидские мотивы», поэма «Черный человек»).

Поэма «Анна Снегина» как вершинное произведение поэта. Соотношение лирического и эпического в ее идейно-художественной структуре. Роль любовной коллизии в изображении исторического конфликта эпохи. Образы Анны Снегиной и лирического героя. Типы крестьянского сознания и образы крестьян (Прон Оглоблин, Лабутя, мельник, мельничиха, возница). Функции картин природы.

Роль С. Есенина в развитии русской поэзии.

 

 

Марина Цветаева (1892-1941).

Характеристика ранних сборников «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь». Отражение в поэзии М. Цветаевой общей тенденции поэзии первой трети ХХ века, связанной с художественным освоением мифа и мифосистем. Синтез тенденций разных направлений и школ.

Тема художника - творца в лирике М. Цветаевой. Поэзия М. Цветаевой и фольклорная традиция: «Вчера еще в глаза глядел…», поэмы «Царь-девица», «Молодец».

«Поэма Горы» и «Поэма Конца» как этапные произведения М. Цветаевой. «Автобиографизм» мифологии. Авторское Я как главный персонаж поэм.

Поэтический театр М. Цветаевой. Пьеса «Ариадна» и ее архетипы жертвы, судьбы, клятвы, весов. Специфика воплощения античного мифа в сравнении с символистской мифологической драмой.

Значение творчества М. Цветаевой в мировой и отечественной поэзии.

 

 

Борис Пастернак (1890-1960).

Единство мира, человека, вселенной как основа мироощущения Б. Пастернака. Общая характеристика ранних экспериментальных сборников «Близнец в тучах», «Поверх барьеров». Близость к футуристической группе «Центрифуга».

Концепция бессмертия души и бесконечности бытия в сборниках «Сестра моя — жизнь», «Темы и вариации». Новая поэтическая техника: живописность, музыкальность, пластичность, принцип расширения образа.

Дальнейшее расширение поэтического диапазона в цикле «Второе рождение», «На ранних поездах». Усиление философского начала в цикле «Когда разгуляется…», многоликость образа России, пушкинско-тютчевские традиции в изображении природы и человека, обретение простоты, стремление к гармонии.

Роман «Доктор Живаго» — «проза поэта». Идея одухотворенного единства мира в стихах Юрия Живаго. Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души. Евангельские мотивы. Тема Христа и Гамлета.

 

 

Современные дискуссии о русской революционной прозе 1920-1930-х гг.

Участие в литературном процессе 1920-1930-х гг. писателей разных поколений и социально-эстетических позиций. Их идейные и мировоззренческие искания. Различные художественные трактовки проблем революции и гражданской войны (Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев, И. Бабель, А. Веселый и др.). Проблемы интеллигенции и революции, гуманизма и дискуссионность их решения.

«Донские рассказы» М. Шолохова (1905-1984). Внутрисемейный конфликт как форма выражения социального. Трагизм противоречий между реальностью и идеалом человеческих отношений («Родинка», «Продкомиссар», «Чужая кровь» и др.). Воссоздание многообразия человеческих связей и отношений в эпоху революционной ломки.

Современные дискуссии вокруг романа А. Фадеева (1901-1956) «Разгром». Система образов (партизаны, Метелица, Морозко, Мечик, Левинсон, Варя) и их современная интерпретация. Новое в изображении революции и личности ее участника в романе. Противоречивость авторской позиции и объективный смысл романа. Мастерство психологического анализа. Ориентация на традиции толстовской «диалектики души».

Гуманистический пафос произведений революционной прозы 20-х годов.

 

 

Русская литература 1930–1940-х гг.

Общая характеристика 1930-х годов: противоречивость и трагизм общественно-литературной жизни. Участие писателей в строительстве социализма. Формирование в СССР административно-государственного социализма, сталинского режима и воздействие этих явлений на литературный процесс. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934). Образование Союза СП и его значение. Генезис, политические и эстетические принципы социалистического реализма. Репрессии 1930-х годов и личные судьбы писателей. Запрещение ряда произведений (А. Платонова, М. Булгакова, Л. Леонова и др.). Ведущие (официально признанные) темы, проблемы этого периода. «Потаенная литература» («Реквием» А. Ахматовой).

 

 

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон».

Традиции устного народного творчества и русской классики, реализм, гуманизм, эпичность как основные художественные принципы Михаила Шолохова (1905-1984).

Место сборника «Донские рассказы» в новеллистике 1920-х гг. и творчестве писателя. Тип конфликта и характерология. Трагический и гуманистический пафос рассказов. Концептуально-стилистическая связь «Донских рассказов» с романом «Тихий Дон».

Творческая история и проблема авторства «Тихого Дона». Народ и революция, проблема социальной справедливости. Катаклизмы социальной истории и устойчивость традиций казачьего труда и быта. «Судьба человеческая» и «судьба народная»: социально-историческое и вечное в судьбах и характерах. Семья Мелеховых. Григорий Мелехов как трагический характер. Причины его трагедии и психологическая глубина ее раскрытия. Женские образы в эпопее (Ильинична, Наталья, Аксинья, Дарья, Дуняшка). Своеобразие жанра. Народная основа языка, стихия устного народного творчества. Функции картин природы. Символика. Традиции русской классики и новаторство писателя ХХ в. Мировое значение романа.

 

 

Этапы творчества Л. Леонова.

Традиции философской прозы XIX в. в становлении творческой индивидуальности Леонида Леонова (1899-1994). Проблематика рассказов 1920-х годов. Роман «Барсуки»: социально-нравственная концепция. Особенности композиции, языка и стиля. «Соть» как социально-философский роман. Противоречивость процесса преобразования человека, общества, природы. Философская проблематика и символика романа «Скутаревский». Проблема взаимодействия рационального и эмоционального, науки и искусства, молодости, красоты. Интертекстуальность произведения. «Дорога на Океан» как социально-философский роман о судьбах человечества и культуры. Многоаспектность конкретно-исторического и философского содержания. Творчество Л. Леонова в период Великой Отечественной войны. Социально-бытовой, эстетический, философско-символический аспекты содержания романа «Русский лес». Проблематика, система образов, композиция. Философский смысл образа русского леса. «Evgenia Ivanovna» — повесть о судьбах России и эмиграции, Родине и чужбине. Своеобразие решения проблемы ностальгии. Мастерство психологического анализа. Глобально-философское осмысление отошедшей эпохи в «гиперфилософском» романе «Пирамида».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.