Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные дискуссии о социалистическом реализме




Художественная практика социалистического реализма («Мать» М. Горького, «Разгром» А. Фадеева, «Поднятая целина» М. Шолохова). Соотношение понятий «социалистический реализм» и «реализм». Формирование на рубеже 1920-1930-х гг. жесткой монистической концепции литературного развития, насильственное устранение художественных альтернатив и эстетического инакомыслия. Нормативность эстетики как причины стагнации социалистического реализма. Несостоятельность нигилистических трактовок и необходимость объективного рассмотрения этого метода.

 

Литературные группы 1920-х гг. Основные литературные группировки и журналы, их идейно-эстетические платформы и судьбы.

Имажинисты (1919-1927): В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф. «Серапионовы братья» (1921-1929): Л. Лунц, М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Н. Тихонов, К. Федин, И. Груздев, Н. Никитин, Е. Полонская.

«Леф» (1922, с 1927 – «Новый ЛЕФ», с 1929 – «РЕФ»): В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Кирсанов.

«Перевал» (1923-1932): А. Воронский, Дж. Алтаузен, Э. Багрицкий, А. Веселый, М. Голодный, А. Караваева, И. Катаев, А. Малышкин, П. Павленко, М. Пришвин, М. Светлов.

Литературная политика партии в 1920-1930 гг. Причина ликвидации РАПП и других литературных объединений. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и его влияние на литературную жизнь.

 

Проблема национального характера в творчестве И. Бунина. Ранняя проза Ивана Бунина (1970-1953). Идеализация сельской жизни. Глубокий лиризм, ориентация на лирический монолог («Антоновские яблоки»).

Новый тип повествования в повести «Деревня». Структура и основные сюжетные линии. Движение от темы Дурновки к теме России. Концепция русского национального характера как противоречивого, дисгармоничного, определяющего доминанту жизни и судьбы России. Национальная самокритика («Деревня», «Суходол»). Поэтизация светлых сторон народного характера («Веселый двор», «Захар Воробьев», «Худая трава», «Иоанн Рыдалец», «Белая лошадь»).

Дальнейшее развитие концепции национального характера в творчестве писателя периода эмиграции («Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»). Признание универсальных законов бытия над частной судьбой.

 

Творческий путь Л. Андреева (1871-1919). Особенности творческой личности: ярко выраженная антиноминичность на почве фатально-трагического мироощущения.

Экзистенциальная тематика в творчестве Л. Андреева 1890 – начала 1900-х гг. Сочетание психологически точной, выписанной завязки или реалистически-бытовой экспозиции с дальнейшим экзистенциально ориентированным развитием сюжета в ранних рассказах («Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Большой шлем»).

Эволюция творчества писателя. Тяготение к универсальности изображения психологический, социальной и природной жизни. Гиперболизация и предельная эмоциональная насыщенность условных образов («Красный смех»). Библейские мотивы: «Жизнь Василия Фивейского» «Иуда Искариот».

Л. Андреев-драматург. «Жизнь Человека». Возможность двойственной трактовки концепции пьесы: крах иллюзии индивидуального счастья или пессимистический взгляд на судьбу всего человечества. Интерпретация образов наследников. Традиции и новаторство «новой драмы» Л. Андреева.

Дальнейшие вехи творческого пути («Рассказ о семи повешенных», «Сашка Жегулев», «Дневник Сатаны», поздняя публицистика). Экспрессионизм Л. Андреева. Стилевой эклектизм как стремление передать дисгармонию современного художнику мира.

 

М. Горький. Фигура Максима Горького (1868-1936) в контексте мировой литературной эпохи. Нравственно-философские и эстетические искания писателя в 1890-е гг. Обращение Горького к драматургии. «На дне» как социально-философская драма. Дискуссии вокруг образов Луки и Сатина. Современные трактовки произведения. Восприятие идей ницшеанства, марксизма, богостроительства и своеобразное преломление их в новом творческом методе («Мать», «Исповедь»).

Последующие этапы развития реализма писателя: окуровский цикл («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»), цикл рассказов «По Руси», автобиографическая трилогия («Детство», «В людях», «Мои университеты»).

Отношение Горького к Октябрьской революции 1917 г. Цикл статей «Несвоевременные мысли». Отъезд за границу и его причины. Новая проза Горького 1920-х гг. («Рассказы 1912-1924 гг.», автобиографические рассказы, литературные портреты). Усиление психологизма, интерес к необычному человеку, к глубинам человеческого подсознания («Отшельник»).

Социально-нравственная концепция романа «Дело Артамоновых» и особенности ее художественного воплощения. Творческая история. Система образов. Судьба русской буржуазии. Тип эпического повествования. Мастерство психологического анализа. Символика. Смысл названия. Смысловая многозначность слова-образа «дело».

Философский роман Горького «Жизнь Клима Самгина» – «художественное завещание», итог творческой и общественной деятельности, раздумий над судьбами России и революции. История замысла. Философско-историческая и нравственная концепция. Панорама русской жизни в эпоху трех революций. Социально-исторический конфликт эпохи — основа художественной коллизии в романе. Клим Самгин как тип эпохи. Мастерство психологического раскрытия образа. «Поток сознания» героя — принцип познания и изображения действительности. Соотношение позиции героя и автора. Роль образов-лейтмотивов.

Современные дискуссии о писателе.

 

А. Блок – великий поэт ХХ в. Идея пути в творческом сознании Александра Блока (1880-1921). Три тома лирики как «трилогия вочеловечивания» и этапы становления лирического героя. Освоение традиций – поэтических (Пушкин, Фет, Некрасов) и философских (Платон, Соловьев, Ницше).

«Стихи о Прекрасной Даме» — художественное воплощение идеалов средневековой рыцарской литературы, поэзии Возрождения и немецкого романтизма, соловьевского учения о Софии. Основные образы, мотивы и поэтические средства их воссоздания в книге лирики.

Кризис мистико-романтического идеала во II книге лирики и поэтизация стихии в ее природном, чувственном и социальном измерениях (циклы «Пузыри земли», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли»).

Антиномические образы «страшного мира» и Родины в III книге лирики. Трансформации образа Прекрасной Дамы в образы Руси-Родины.

Поэмы «Соловьиный сад» и «Возмездие»: тема времени, духовного выбора, долга и предназначения поэта.

Блоковский революционный триптих: поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы», статья «Интеллигенция и революция». Поэма «Двенадцать»: символическая образность, особенности композиции, полифонизм, открытость финала, интерпретация образа Христа.

Блок — великий поэт ХХ века.

 

Этапы творчества А. Ахматовой. Путь Анны Ахматовой (1889-1966). Первый этап творчества («Вечер, «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini») — «любовный дневник», поэтическое осмысление связи личной судьбы с судьбой мира. Ахматова и акмеизм. Основные образы и мотивы. Приемы воплощения авторского сознания (образ лирической героини, авторский монолог). Родина в художественной концепции ранней Ахматовой. «Эпоха молчания и уединения» (1925-1935). Филологическая пушкиниана, пушкинские мотивы и традиции поэзии Ахматовой.

Второй этап творчества. Поэма-цикл «Реквием». Творческая история. Тема трагической судьбы народа и лирического героя, мотив горя, страданий, безумия и преодоления их. Евангельские образы и мотивы. Мотив распятия. Образ Матери. Время и пространство в поэме. Тема памяти и памятника. Особенности сюжета и композиции.

Поэзия Ахматовой в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Тема Родины, народного героизма, борьбы с фашизмом и спасения цивилизации. Усиление философичности поздней лирики («Бег времени»). «Поэма без героя» как итоговое произведение поэта. Художественная структура, основные сюжетные линии. «Зашифрованность» как способ воспроизведения социокультурной ситуации. Жанровое своеобразие. Возможность множественности интерпретаций поэмы.

 

Творческий путь В. Маяковского. Владимир Маяковский (1893-1930) и футуризм. Пафос раннего творчества поэта. Творческая история и сюжетная основа поэмы «Облако в штанах». «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырех частей» и художественные средства их воплощения. Структура, природа конфликта, библейская образность, своеобразие гипербол и метафор. Образ лирического героя. Романтический пафос и экспрессионистические тенденции в поэтике. Поэзия В. Маяковского после Октября. Пьесы «Клоп» и «Баня».

Значение творчества В. Маяковского в отечественной и мировой поэзии.

 

Эволюция поэзии С. Есенина. Раннее творчество Сергея Есенина (1895-1925). Мифофольклорные образы и мотивы. Традиции классической поэзии. Тема и образ России. Своеобразие лирического героя. Есенин и Октябрь. Противоречия творчества поэта как отражение трагического пути крестьянства в революционных преобразованиях. Социально-нравственные идеалы и крестьянская утопия («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик»). Есенин и имажинизм. Эстетические воззрения поэта («Ключи Марии», «Быт и искусство»). Лирическая трагедия «Пугачев»: история и современность, художественные принципы раскрытия образа вождя крестьянского восстания. Есенин и новокрестянские поэты (Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин, А. Ширяевец). Трагизм противоречий между городской цивилизацией и крестьянской культурой, мотив хулиганства («Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Москва кабацкая»).

Идейно-художественная эволюция поэта в 1924-1925 гг. Мотивы одиночества, отверженности, покаяния. Экзистенциальные мотивы (любовь, природа, жизнь, смерть). Усиление философского начала и способы его выражения. Возрождение жанра элегии и песни. Эволюция темы Родины и образа лирического героя. Дальнейшее развитие основных образов и мотивов («Персидские мотивы», поэма «Черный человек»).

Поэма «Анна Снегина» как вершинное произведение поэта. Соотношение лирического и эпического в ее идейно-художественной структуре. Роль любовной коллизии в изображении исторического конфликта эпохи. Образы Анны Снегиной и лирического героя. Типы крестьянского сознания и образы крестьян (Прон Оглоблин, Лабутя, мельник, мельничиха, возница). Функции картин природы.

Роль С. Есенина в развитии русской поэзии.

 

Марина Цветаева (1892-1941). Характеристика ранних сборников «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь». Отражение в поэзии М. Цветаевой общей тенденции поэзии первой трети ХХ века, связанной с художественным освоением мифа и мифосистем. Синтез тенденций разных направлений и школ.

Тема художника - творца в лирике М. Цветаевой. Поэзия М. Цветаевой и фольклорная традиция: «Вчера еще в глаза глядел…», поэмы «Царь-девица», «Молодец».

«Поэма Горы» и «Поэма Конца» как этапные произведения М. Цветаевой. «Автобиографизм» мифологии. Авторское Я как главный персонаж поэм.

Поэтический театр М. Цветаевой. Пьеса «Ариадна» и ее архетипы жертвы, судьбы, клятвы, весов. Специфика воплощения античного мифа в сравнении с символистской мифологической драмой.

Значение творчества М. Цветаевой в мировой и отечественной поэзии.

 

Борис Пастернак (1890-1960). Единство мира, человека, вселенной как основа мироощущения Б. Пастернака. Общая характеристика ранних экспериментальных сборников «Близнец в тучах», «Поверх барьеров». Близость к футуристической группе «Центрифуга».

Концепция бессмертия души и бесконечности бытия в сборниках «Сестра моя — жизнь», «Темы и вариации». Новая поэтическая техника: живописность, музыкальность, пластичность, принцип расширения образа.

Дальнейшее расширение поэтического диапазона в цикле «Второе рождение», «На ранних поездах». Усиление философского начала в цикле «Когда разгуляется…», многоликость образа России, пушкинско-тютчевские традиции в изображении природы и человека, обретение простоты, стремление к гармонии.

Роман «Доктор Живаго» — «проза поэта». Идея одухотворенного единства мира в стихах Юрия Живаго. Концепция жизни и смерти в контексте философии бессмертия души. Евангельские мотивы. Тема Христа и Гамлета.

 

Современные дискуссии о русской революционной прозе 1920-1930-х гг. Участие в литературном процессе 1920-1930-х гг. писателей разных поколений и социально-эстетических позиций. Их идейные и мировоззренческие искания. Различные художественные трактовки проблем революции и гражданской войны (Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев, И. Бабель, А. Веселый и др.). Проблемы интеллигенции и революции, гуманизма и дискуссионность их решения.

«Донские рассказы» М. Шолохова (1905-1984). Внутрисемейный конфликт как форма выражения социального. Трагизм противоречий между реальностью и идеалом человеческих отношений («Родинка», «Продкомиссар», «Чужая кровь» и др.). Воссоздание многообразия человеческих связей и отношений в эпоху революционной ломки.

Современные дискуссии вокруг романа А. Фадеева (1901-1956) «Разгром». Система образов (партизаны, Метелица, Морозко, Мечик, Левинсон, Варя) и их современная интерпретация. Новое в изображении революции и личности ее участника в романе.. Противоречивость авторской позиции и объективный смысл романа. Мастерство психологического анализа. Ориентация на традиции толстовской «диалектики души».

Гуманистический пафос произведений революционной прозы 20-х годов.

 

Русская литература 1930–1940-х гг. Общая характеристика 1930-х годов: противоречивость и трагизм общественно-литературной жизни. Участие писателей в строительстве социализма. Формирование в СССР административно-государственного социализма, сталинского режима и воздействие этих явлений на литературный процесс. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934). Образование Союза СП и его значение. Генезис, политические и эстетические принципы социалистического реализма. Репрессии 1930-х годов и личные судьбы писателей. Запрещение ряда произведений (А. Платонова, М. Булгакова, Л. Леонова и др.). Ведущие (официально признанные) темы, проблемы этого периода. «Потаенная литература» («Реквием» А. Ахматовой).

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Традиции устного народного творчества и русской классики, реализм, гуманизм, эпичность как основные художественные принципы Михаила Шолохова (1905-1984).

Место сборника «Донские рассказы» в новеллистике 1920-х гг. и творчестве писателя. Тип конфликта и характерология. Трагический и гуманистический пафос рассказов. Концептуально-стилистическая связь «Донских рассказов» с романом «Тихий Дон».

Творческая история и проблема авторства «Тихого Дона». Народ и революция, проблема социальной справедливости. Катаклизмы социальной истории и устойчивость традиций казачьего труда и быта. «Судьба человеческая» и «судьба народная»: социально-историческое и вечное в судьбах и характерах. Семья Мелеховых. Григорий Мелехов как трагический характер. Причины его трагедии и психологическая глубина ее раскрытия. Женские образы в эпопее (Ильинична, Наталья, Аксинья, Дарья, Дуняшка). Своеобразие жанра. Народная основа языка, стихия устного народного творчества. Функции картин природы. Символика. Традиции русской классики и новаторство писателя ХХ в. Мировое значение романа.

 

Этапы творчества Л. Леонова. Традиции философской прозы XIX в. в становлении творческой индивидуальности Леонида Леонова (1899-1994). Проблематика рассказов 1920-х годов. Роман «Барсуки»: социально-нравственная концепция. Особенности композиции, языка и стиля. «Соть» как социально-философский роман. Противоречивость процесса преобразования человека, общества, природы. Философская проблематика и символика романа «Скутаревский». Проблема взаимодействия рационального и эмоционального, науки и искусства, молодости, красоты. Интертекстуальность произведения. «Дорога на Океан» как социально-философский роман о судьбах человечества и культуры. Многоаспектность конкретно-исторического и философского содержания. Творчество Л. Леонова в период Великой Отечественной войны. Социально-бытовой, эстетический, философско-символический аспекты содержания романа «Русский лес». Проблематика, система образов, композиция. Философский смысл образа русского леса. «Evgenia Ivanovna» — повесть о судьбах России и эмиграции, Родине и чужбине. Своеобразие решения проблемы ностальгии. Мастерство психологического анализа. Глобально-философское осмысление отошедшей эпохи в «гиперфилософском» романе «Пирамида».

 

Литературная судьба М. Булгакова. Формирование социально-нравственной позиции и творческой индивидуальности Михаила Булгакова (1891-1940). Начало литературной деятельности. «Записки юного врача»: картины провинциальной жизни и драматизм судьбы интеллигента.

Сатирические повести 20-х гг.: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Гротеск и фантастический сюжет как средство выражения социально-нравственной позиции писателя в оценке послереволюционной действительности.

Роман «Белая гвардия». Символико-философское изображение исторической обреченности белого движения. Библейские мотивы как путь постижения революционного разлома. Судьбы русской интеллигенции и культуры. Трагизм утраты дома и распада семьи Турбиных. Соотношение романа и пьесы «Дни Турбиных».

Драматургия Булгакова конца 1920–1930-х гг. Философская пьеса в снах «Бег». Сложность и противоречивость социально-философской концепции революции. Мотивы апокалипсиса. Изображение русской эмиграции: Хлудов, Чарнота, Корзухин, Люська и др. Судьбы интеллигенции (Голубков, Серафима). Трагедия художника в пьесах «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин»).

Философский роман «Мастер и Маргарита». Особенности его философско-исторической концепции и структуры. Гротескный реализм в изображении Воланда и его свиты, их место в идейно-художественной структуре романа. Сатирическое изображение литературной и обывательской среды 1920-1930-х гг. Конкретно-историческое и фантастическое в судьбе Ивана Бездомного. Образ Мастера и его судьба. Философские и нравственные проблемы изображения творческой личности. Образ Маргариты. Философия любви и Вечной женственности в романе. Роман о Понтии Пилате и его место в структуре произведения. Евангельские мотивы. Роман и евангельский миф. Основные философские антиномии романа: страха и бесстрашия, жизни и смерти, света и покоя, добра и зла. Внутренняя противоречивость персонажей и финала произведения. Своеобразие художественного метода и поэтики романа. Вклад М.А. Булгакова в отечественную и мировую литературу.

Феномен А. Платонова. Андрей Платонов (1899-1951) - выдающийся русский художник слова, мастер философской прозы. Начало творческого пути. Ранняя публицистика. Первые сборники рассказов и повестей. Новизна раскрытия личности в повести «Сокровенный человек». Образ Пухова и его место в художественном мире А. Платонова. Сатира А. Платонова («Город Градов»). Изображение взаимоотношений личности и государства. Исследование «философии» бюрократии в повести «Город Градов».

«Чевенгур» – роман о судьбах революции. Творческая история. Восприятие событий недавнего прошлого в свете «великого перелома». Основные образы (Александр и Прокофий Двановы, Копенкин, Чепурный). Своеобразие отражения в романе социально-политической жизни страны, вступившей на путь социализма. Крушение чевенгурской утопии и его причины. Тема «прочих», ее роль в концепции произведения. Открытость финала романа и споры по его интерпретации. Жанрово-стилевые особенности «Чевенгура» как философского романа. Мифофольклорные основы его структуры. Традиции народной социальной утопии и утопического социализма. Платоновский гротеск и своеобразие языка.

Социально-философская повесть «Котлован». Классовое и общечеловеческое как основная коллизия произведения. Образ Вощева и его роль в раскрытии философской концепции повести. Образ Чиклина и проблема взаимоотношений рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Своеобразие авторской позиции. Ирония и гротеск в изображении «максимального класса» - бюрократической прослойки (Пашкин, Софронов, деревенский активист и т.д.). Символика образа Насти и авторский комментарий к ней.

Творческие искания Платонова в 1930-е гг. (повесть «Ювенильное море», повесть-мистерия «Джан») и в годы Великой Отечественной войны (рассказы «Одухотворенные люди», «Мать», «Девушка Роза» и др.), воссоздание драматизма послевоенных судеб народа («Возвращение»). Вклад А. Платонова в развитие отечественной литературы.

 

Человек и природа в философской прозе М. Пришвина. Особенности художественного мироощущения Михаила Пришвина (1873-1954). Истоки творчества. Философские и нравственные искания. Фольклорные и этнографические мотивы в очерковых книгах 1900-х гг.: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Синтез художественного и научного мышления. Сближение с писателями-модернистами. Отношение к первой мировой войне и Февральской революции. Публицистика, дневники, автобиографическая проза: «Кащеева цепь», «Мирская чаша». Своеобразие лирического героя. «Родственное внимание» к природе в книге «Родники Берендея». Мифологические и сказочные мотивы в идейно-художественной структуре произведений. Тема природы в произведениях писателя 1930-1940-х гг. М. Пришвин – мастер лирико-философской прозы. Концепция взаимоотношений человека и природы в повести «Жень-Шень». Поиск смысла жизни, оптимизм пришвинского мироощущения. Мифологическая и философская символика повести. Драматизм образа лирического героя. Тема любви и вечной женственности. Образ мудреца Лувена. Цикл поэтических миниатюр «Фацелия». Особенности сюжета и композиции. Поиски истины и счастья в идейно-художественной концепции произведений («Кладовая солнца» и др.). Культурно-просветительская деятельность М. Пришвина. Творческая лаборатория писателя в книгах «Журавлиная родина», «Глаза земли». Отражение трагических противоречий жизни в «Дневниках».

 

Литература периода Великой Отечественной войны.

Поэзия. Тема Родины и народа, природы и истории, героизма, гуманизма, борьбы с фашизмом, защиты культуры и цивилизации и особенности ее поэтического воплощения в лирике А. Ахматовой, Б. Пастернака, К. Симонова, А. Суркова, Н. Тихонова, А. Прокофьева, А. Твардовского, М. Светлова и др. Песенное творчество (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.). Лирика фронтового поколения (С. Гудзенко, М. Дудин, С. Наровчатов и др.) и поэтов, погибших на войне (П. Коган, М. Кульчицкий, А. Лебедев, Г. Суворов). Стихотворная сатира (Д. Бедный, С. Маршак, С. Михалков). Жанрово-стилевое многообразие поэм (Н. Тихонов, О. Берггольц, В. Инбер, М. Алигер, П. Антокольский).

Поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Творческая история. Пафос «горькой правды» в картинах войны и труда. Своеобразие жанра поэмы как героического эпоса. Собирательность образа ее героя. Композиция «Книги про бойца». Место и роль лирического героя.

Проза. Развитие малых жанров. Очерки и рассказы (Л. Соболев, А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, Б. Горбатов, А. Фадеев, М. Шолохов, Л. Леонов, А. Платонов, В. Кожевников). Тенденция к их циклизации.

Обобщенно-поэтизирующая («Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова) и конкретно-аналитическая («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова) тенденции в прозе военных лет. Опыт эпического освещения войны («Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева).

Драматургия. Жанрово-стилевые особенности пьес военного времени («Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука). Философская сказка Е. Шварца «Дракон». Обличение тоталитарного режима, милитаристской идеологии и психологии. Постижение механизма духовного порабощения человека. Особенности построения конфликтов и характеров. Историческая драматургия (дилогия А. Толстого об Иване Грозном).

 

Русский исторический роман первой половины ХХ в. («Петр Первый» А. Толстого). Русский исторический роман 1920-1930-х гг.: проблема взаимосвязи истории и современности. Исследование предыстории революции. Изображение народа как основной творческой силы истории. Интерес писателей к изображению выдающихся революционеров и народных движений прошлого: «Разин Степан» А. Чапыгина, романы «Радищев», «Одеты камнем» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова.

Тема Петра Первого в русской литературе и в творчестве Алексея Толстого (1883-1945) («Наваждение», «День Петра», 1917-1919). Роман «Петр Первый»: особенности замысла («вхождение в историю через современность»), источники работы над романом. Концепция Петровской эпохи. Тематика, основные конфликты и сюжетные линии (борьба нового со старым, рождение новой России, движение истории в романе, тема Востока и Запада). Композиционный центр зрения. Эволюция образа Петра. Его сподвижники и оппозиция. Образ народа, его социальная структура и эволюция (семья Бровкиных, братья Воробьевы, Кузьма Жемов, атаман Иван, Овдоким, Федька Умойся Грязью, Андрей Голиков и др.). Теория «внутреннего жеста» А. Толстого и ее художественная реализация в произведении. Особенности изображения быта и воссоздание колорита эпохи. Язык романа. Значение романа А. Толстого в развитии русского исторического романа ХХ в.

 

Литература русского зарубежья (первая волна). Своеобразие реализма И. Шмелева и Б. Зайцева. Русская зарубежная литература как часть отечественной культуры ХХ столетия. Периодизация литературного процесса в России и в русском зарубежье. Причины литературной эмиграции первой волны. Центры расселения: Берлин, Париж, Прага, Варшава, София, Прибалтика, Белград, Харбин. «Русский Берлин» — период относительного единства литературного процесса — время сотрудничества литераторов советской России и русского зарубежья. Париж — «столица зарубежья».

Литературные издательства. Альманахи. Сборники. Кружки. Основные темы, мотивы, образы (тема России и революции, судеб российской и европейской цивилизации, ностальгии, памяти, дома, детства, любви, творчества). Развитие новых жанровых форм: автобиографического романа о прошлом, дневниковой прозы, сочетающей эпическое повествование с лирикой, беллетризованной биографии (творчество Б. Зайцева, Вл. Ходасевича, И. Бунина).

Устойчивость православно-религиозного мировоззрения Ивана Шмелева (1873-1950). Трагедия послереволюционной России в эпопее «Солнце мертвых». Воскрешение духовных основ жизни России в книге «Лето Господне». Цикличность природно-космического и православно-обрядового движения времени. Персонажи романа как носители христианских устоев и заповедей (отец, Горкин).

Общая характеристика творчества Бориса Зайцева (1881-1972) в контексте художественных исканий в русской прозе начала века. Реализм мировидения художника и импрессионистическая манера письма. Усиление христианских мотивов в творчестве эмигрантского периода («Преподобный Сергий Радонежский»). Автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба». Беллетризированные биографии русских писателей.

Писатели и поэты реалистических и модернистских течений. Писатели, не примыкавшие к литературным школам.

Писатели старшего поколения и литературная молодежь (В. Набоков, Г. Газданов и др.).

Этапы творческого пути В. Набокова. Начало жизненного и творческого пути Владимира Набокова (1899-1977). Первые поэтические опыты.

Берлинский период творчества. Роман «Машенька».

Проблема традиций русской классики в творчестве Набокова. Роман «Защита Лужина». Вопрос о прототипе главного героя. Судьба Лужина как глобальная метафора. Изгнание героя из «детского рая» и его творческая компенсация в шахматной игре. Мотив двойничества. Метафизическая ошибка героя.

Романное творчество Набокова 30-х годов («Соглядатай», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Дар»).

Общая характеристика англоязычного творчества В. Набокова: «Лолита» и др. Вклад В. Набокова в развитие русской литературы.

 

 

Общая характеристика русской литературы 1950-1980 гг. Феномен «деревенской прозы». Активизация духовной и литературной жизни в стране после ХХ съезда КПСС. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Активизация творчества художников старшего поколения (В. Луговской, Н. Заболоцкий и др.).

Незавершенность процессов демократизации. Запрещение ряда произведений (Б. Пастернака, А. Солженицына, В. Гроссмана, А. Бека, Ю. Домбровского, А. Твардовского, В. Шаламова и др.). Диссидентство и формы его выражения. «Самиздат». «Тамиздат». Выезд ряда писателей за рубеж.

Многообразие прозы: лирическая, деревенская, городская, лейтенантская, мемуарная. Условность классификации.

Становление и развитие деревенской прозы. Генезис деревенской темы. Проза 1920-1930-х годов о судьбах крестьянской России как предыстория разработки деревенской темы в 1960-1970-е годы. Роль В. Овечкина как первооткрывателя темы в жанре очерка. Обращение к деревенской прозе Е. Дороша, Г. Троепольского, В. Тендрякова. Место рассказа А. Солженицына «Матренин двор» в процессе освоения народного бытия. Открытие народного характера в повести В. Белова «Привычное дело». Обращение к трагическим событиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и др.).

Дальнейшие социальные, нравственные, философские искания деревенской прозы, богатство творческих индивидуальностей (В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Белов, Е. Носов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Крупин и др.).

 

Творческий путь В. Шукшина. Феномен Василия Шукшина (1929-1974). Многообразие дарований (литература, кинодраматургия, режиссерская и актерская работа).

Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества писателя. Проблема народа как центральная в прозе и кинодраматургии Шукшина. Шукшин — мастер малого жанра. Преобразование жанрово-стилевых форм («рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь», «рассказ-анекдот» по Шукшину). Ситуации и конфликты. Характерология. Психологизм. Полифонизм. Соотношение автор – герой.

Роман «Любавины»: изображение судьбы русской деревни на переломных этапах в свете общечеловеческих проблем. Роман «Я пришел дать вам волю»: новизна интерпретации исторических событий и роли личности. Центральные проблемы романа: судьбы России, крестьянского восстания и Степана Разина.

Сатира Шукшина. Единство комического и трагического. Рассказы, философская сказка «До третьих петухов», сатирическая повесть «Энергичные люди».

Киноповесть «Калина красная»: характер и судьба Егора Прокудина и авторская концепция народного характера. Фольклорные и мифологические истоки поэтики.

 

Этапы творческого пути В. Астафьева. Трудный жизненный опыт Виктора Астафьева (1924-2001) и его отражение в творчестве писателя. Рассказы и повести 1950-1960-х гг. («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Ясным ли днем»). Своеобразие астафьевского автобиографизма.

Творческая история и своеобразие жанра книги «Последний поклон». Изображение нравственных устоев народной жизни. Народные типы. Образ Катерины Петровны. Лиризм автобиографического повествования. Традиции русской автобиографической прозы.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева. Повесть «Пастух и пастушка»: новаторская гуманистическая сущность концепции войны, остро полемический характер повествования. Истоки трагедии Бориса Костяева. Трагически-противоречивый характер Мохнакова. Глубина психологического анализа. Жанровое своеобразие и специфика сюжета и композиции. Мифопоэтические и литературные традиции.

«Царь-рыба» как социально-философское произведение. Специфика конфликта. Типология персонажей. Утверждение нравственных основ народного характера и осуждение духовного браконьерства.

Роман «Печальный детектив»: проблематика, выбор главного героя, образная система. Своеобразие жанра и композиции. Публицистическое начало. Традиции русской классики (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Горький).

Эволюция темы Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева 90-х годов: роман «Прокляты и убиты», повести «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат». Воссоздание трагедии народа в предвоенные, военные и послевоенные годы. Авторская концепция поражений и побед в Великой Отечественной войне. Природа конфликтов. Противостояние личности и государства. Роль лирико-публицистических отступлений.

 

Этапы творческого пути А. Солженицына. Драматизм судьбы А. Солженицына – человека и писателя. Его социально-философские взгляды.

«Один день Ивана Денисовича»: история замысла и публикации. Действующие лица и их прототипы. Образ «соцгородка»: картины лагерной повседневности. Широта художественного обобщения. Противостояние людей и «псов клятых» в системе образов. Особенности сюжета и композиции. Прием трагической иронии. Своеобразие языка. Традиции русской классики (Ф. Достоевский, А. Чехов).

Художественное воплощение национального типа характера и особенности конфликта в рассказах «Матренин двор», «Захар Калита».

«Архипелаг ГУЛАГ»: история создания, социально-философская проблематика, жанровое своеобразие. Реалии острожного быта. Образ повествователя. Идея катарсиса. Символика. Апелляция к произведениям русской литературы. «Архипелаг ГУЛАГ» в контексте «лагерной» прозы. Особенности языка.

Романное творчество А. Солженицына: «В круге первом», «Раковый корпус». Автобиографическая основа, проблематика, система образов, природа конфликтов.

Эпопея «Красное колесо»: идейно-тематическое содержание, структурная многослойность, метод «узловых точек».

Творчество А. Солженицына 90-х годов: «Крохотки», «Двучастные рассказы».

 

Эволюция темы Великой Отечественной войны в литературе второй половины ХХ века. «Лейтенантская проза» (конец 1950-х – 1960-е гг.) как жанрово-стилевое явление и новый этап в раскрытии проблемы «человек и война». Ее основные свойства и место в литературном процессе (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Богомолов, А. Ананьев, В. Курочкин, В. Астафьев). Споры об «окопной» и «масштабной» прозе. Традиции В. Некрасова. Изображение будней войны. Особенности выбора героя. Многообразие ситуаций и конфликтов. Лирическое и автобиографическое начала.

Новые тенденции и жанры прозы о Великой Отечественной войне в 70-90-е гг. Художественное осмысление подвига народа в трагических испытаниях. Усиление гуманистических и философских начал, расширение представления о героическом. Проблема нравственного выбора. Новое в раскрытии личности. Мастерство воссоздания внутреннего состояния человека в многообразных ситуациях на войне. Широта интерпретаций ряда образов и ситуаций (Ю. Бондарев, В. Быков, В. Распутин, В. Кондратьев, Г. Владимов). Развитие эпической традиции. Значение документа, мемуаристики (А. Адамович, Д. Гранин, В. Семин, В. Богомолов, С. Алексиевич). Сближение проблематики военной прозы с нравственно-философскими исканиями литературы этого периода.

 

Русская поэзия второй половины ХХ в. Многообразие идейно-художественных тенденций. Многообразие течений в лирике: «эстрадная» поэзия (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский), «тихая» лирика (В. Соколов, Н. Рубцов), философская лирика (Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, А Тарковский). Выступления против официоза (поэзия в альманахе «Метрополь»). Активное противостояние «застою» в стихах-песнях и деятельности рок-групп. Пути развития авторской песни в 1960-1980-е годы (Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Ю. Ким, Ю. Визбор, В. Долина, А. Макаревич, В. Цой).

Новые тенденции в поэзии 2-ой половины 1980 - начала 1990-х гг. Процесс сближения основных ветвей русской поэзии (официальной, неофициальной, задержанной, зарубежной). Публикации «Из литературного наследия» А. Ахматовой, А. Твардовского, В. Шаламова.

Художественный мир Иосифа Бродского (1940-1996). Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Тема времени как центральная. Книга как жанр в поэзии Бродского. Поэтика книг «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания».

Особенности поэтики лирики Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха и стилевая эклектика - противоположности, сплавленные единством поэтической личности. Эволюция поэзии от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движения от точных метров к интонационному стиху.

Поэтический авангард. Творческие поиски «метаметафористов» (А. Еременко, А. Парщиков), «концептуалистов» (Д. Пригов, Л. Рубинштейн), «иронистов» (И. Иртеньев, В. Вишневский), «куртуазных маньеристов» (В. Степанцов, В. Пеленягрэ), их художественные обретения и потери. Лирика и поэмы наиболее талантливых поэтов нового поколения (И. Жданов, Т. Кибиров).

Поэты вне «школ», «поэты-смысловики» (самоопределение Е. Рейна), близкие к классической традиции: Е. Рейн, Б. Ахмадулина, В. Соснора, А. Кушнер, Г. Горбовский, О. Чухонцев, О. Хлебников, Т. Бек, Ю. Кузнецов.

 

Театр А. Вампилова в контексте русской драматургии второй половины ХХ в. Многообразие жанрово-стилевых исканий в драматургии. Борьба с «бесконфликтностью», дидактизмом, иллюстративностью в 1950-е годы. Социально-психологическая драма А. Арбузова («Жестокие игры»), В. Розова («Гнездо глухаря», «Кабанчик»), М. Рощина («Валентин и Валентина»). Завершение творческого пути Е. Шварца. Кризис «производственной» драмы 70-х годов. Документально-публицистический театр М. Шатрова. Драматургия Л. Петрушевской («Три девушки в голубом»).

Театр Александра Вампилова (1937-1972). Тенденция к сопряжению водевиля, мелодрамы, комедии, романтической драмы. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Средства психологического анализа. Духовная эволюция героя (Колесов — Бусыгин — Зилов — Шаманов). Автор и герой.

«Утиная охота»как философская драма несостоявшейся жизни. Образ Зилова и его двойственность. Трагические и гротескные начала в пьесе. Своеобразие жанра («монодрама») и композиции. Смысл названия. Роль символических деталей. Открытость финала. Традиции отечественной и мировой литературы в драме.

 

Жанрово-стилевое многообразие литературы 1990-х гг. Творчество писателей-реалистов старшего поколения (А. Солженицын, В. Астафьев, В. Распутин).

Современная действительность и формы ее осмысления («Смиренное кладбище», «Стройбат» Сергея Каледина, «Свой круг» Людмилы Петрушевской). Афганская война, война на Кавказе и судьба воюющего «нового человека» («Афганские рассказы», «Знак зверя» Олега Ермакова).

Алексей Варламов (р.1963) сентиментальный реализм в повести «Здравствуй, князь!» Осмысление современной социокультурной ситуации как грядущего апокалипсиса. Экзистенциальные мотивы в повести «Рождение». Создание психологического портрета времени. Судьба мужчины и женщины, ее раскрытие в сюжетных перипетиях. Мотив одиночества («утешения в одиночестве»). Осознание враждебности и жестокости окружающего мира. Мотив дороги. Нагнетание страха и страданий. Кульминационный характер светлого праздника Рождества. Понимание страданий как блага, несущего человеку трансцендентный опыт.

Феномен Олега Павлова (р. 1970). Художественное воплощение солдатских и офицерских судеб. Специфичность тематики (жизнь зоны и глухих гарнизонов). Равнодушие и ненависть как преобладающие эмоции изображаемых героев. Физиологическая сила описаний. Эпический тон в романе «Казенная сказка». Принципы развития сюжета в романе «Дело Матюшина»: надорванность и душевное нездоровье главного героя. Авторское утверждение надличностного смысла человеческой жизни, оставляющее надежду. Изображение детской психологии в рассказе «Митина каша».

Неореалистическая проза рубежа ХХ-ХХI вв. как свидетельство силы и жизнеспособности реализма.

Взаимодействие реализма с другими художественными методами (А. Битов, В. Маканин, Вен. Ерофеев, Л. Петрушевская).

Женская проза как литературное явление 1990-х гг. Основные имена (В. Токарева, Г. Щербакова, Л. Улицкая, Л. Петрушевская, Т. Толстая). Проблематика, выбор героя, ситуации, конфликта. Своеобразие сюжетов, типология характеров, стилистика прозы В. Токаревой. Эмоциональный мир персонажей, автобиографизм прозы Г. Щербаковой. Сентиментальное начало, мастерство композиции, особенности формы повествования прозы Л. Улицкой. Проблема деформации личности под влиянием среды в прозе Л. Петрушевской. Соединение реалистических и постмодернистских начал. Разнообразие жанров и художественных приемов в воссоздании ситуаций и характеров. Приемы иронии. Своеобразие форм повествования, авторской позиции, интертекстуальность, элементы гипертекста в прозе Т. Толстой.

Массовая литература, ее параметры и функции. Жанровая разнообразие: фантастика, детективы, любовные и исторические романы. Выбор героев и ситуаций (А. Бушков, М. Семенова, А. Маринина).

Русский постмодернизм. Философско-эстетические корни постмодернизма. Разрыв связей с классическим идеалом в искусстве. Тезисы «смерть автора», «конец» литературы. Проблема интертекстуальности. Модернизм, авангардизм первой половины ХХ века и постмодернизм конца ХХ века. Характер взаимодействия с постмодернизмом реалистических течений. Пародирование основ социалистического реализма. Категории хаоса и абсурда. Сращение несоединимого, фрагментарность, мозаичность сюжетостроения, смещение временных планов. Обращение к эротике, условности, фантастике. Отход от норм литературного языка. Постмодернистская практика (Вен. Ерофеев, В. Пелевин, Вик. Ерофеев, В. Сорокин, Саша Соколов).

Литература современного русского зарубежья. Причины третьей волны эмиграции. Возникновение литературных кружков, альманахов, журналов (журнал «Грани», Франкфурт, с 1945 г.; «Континент», Мюнхен, с 1947 г.). Публикации в них русских и зарубежных авторов. «Самиздат» и «Тамиздат».

Продолжение и развитие традиций русского реализма XIX века в прозе А. Солженицына, В. Максимова, В. Некрасова, Г. Владимова. Осмысление исторического пути России в свете религиозно-нравственных проблем.

Отталкивание от политико-идеологических догм и эстетических канонов социалистического реализма как стилеобразующий фактор. Проблема расширения языковой свободы и раскрепощения стиля. Развитие сатиры и фантастики. Жанр антиутопии в произведениях В. Аксенова, А. Терца, А. Зиновьева, В. Войновича.

Рассказ как основной жанр прозы Сергея Довлатова (1941-1990). Автобиография и дневник как жанровая основа книг «Соло на ундервуде», «Компромисс», «Зона», «Заповедник», «Марш одиноких», «Ремесло», «Чемодан». Судьбы и психологическое самоощущение эмигрантов в повести «Иностранка».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.