КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Дисциплина: «Синтаксис сложного предложения»
Контрольная работа №2 КУРГАН 2011
Кафедра: «Русский язык»
Дисциплина: «Синтаксис сложного предложения» (специальность 030601 – «Журналистика»)
Составитель: к.п.н., доцент кафедры русского языка Медведева Н.А.
Утверждены на заседании кафедры 25 мая 2011 г.
Рекомендованы методическим советом университета
«______»__________20 г.
Материалы контрольной работы по синтаксису составлены с учетом требований Государственного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030601 – «Журналистика». Система контрольных заданий предусматривает разные виды работы: анализ синтаксических единиц, конструирование и подбор предложений из художественных и публицистических текстов, выполнение заданий обобщающего характера. Ряд заданий осложнен требованием составить графические схемы сложных предложений и расставить знаки препинания. Наличие вариантов текстов дает возможность индивидуализировать работу со студентами-заочниками. В каждый индивидуальный вариант включаются задания по всем ключевым темам синтаксиса сложного предложения, содержащие структурно-семантические характеристики синтаксических единиц и предполагающие исчерпывающий анализ синтаксических конструкций. Выполнению заданий контрольной работы должно предшествовать изучение соответствующего теоретического материала рекомендуемых учебных пособий и справочников. Для облегчения работы студентов в сборник включены образцы выполнения наиболее трудных заданий, а также приложение.
Задание 1. Выполните синтаксический разбор сложносочиненных предложений. Вариант 1 1.Отец мой был замечательным садовником, и некоторые его цветы и особенно фруктовые деревья так и остались со мной на всю жизнь (М.Пришвин). 2. Я сплю на чужих кроватях, сижу на чужих стульях, порой одет в привозное, ставлю свои книги на чужие стеллажи, но свет должен быть собственного производства (А.Вознесенский). 3. То холодно, то очень жарко, то солнце прячется, то светит слишком ярко (И.Крылов). Вариант 2 1. Все птицы притихли, и лишь лягушки ведут свою вечную трель от вечерней зари и до утренней (М.Пришвин). 2. Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (А.Пушкин). 3. Худосочные дети с Арбата, вот мы едем, представь себе, а арба под нами горбата, и трава у вола на губе (Б.Окуджава).
Вариант 3 1. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (А.Герцен). 2. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные (А.Серафимович). 3. Звенит гитара над рекою, и не спеша бежит река, и рядом с белою рукою темнеет смуглая рука (Л.Ошанин).
Вариант 4 1. Ласточки пропали, а вчера, с зарей, все грачи летали да, как сеть, мелькали вон над той горой (А.Фет). 2. Еще несколько слов, несколько ласк от матери – и крепкий сон овладевал мною (С.Аксаков). 3. То дождь над ним развесит глянец, то полоснет его гроза, то солнце весело заглянет в его бессмертные глаза…(Л.Окназова).
Вариант 5 1. В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака (Д.Гранин). 2. Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать (С.Сергеев-Ценский). 3. Лицо у Василия Петровича было серое и круглое, но кругло было одно лицо, а череп представлял странную уродливость (Н.Лесков).
Вариант 6 1. Куда податься и перед кем хлопотать? (И.Стаднюк). 2. У Ивана Ильича от усталости гудело все тело, но сидеть на мягком и прихлебывать из кружки было так приятно (А.Н.Толстой). 3. Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля (А.Сурков).
Вариант 7 1. Вот крик – и снова все затихло (М.Лермонтов). 2. В вышине весело мигали звезды, но света было мало (В.Короленко). 3.Деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой…(Н.Некрасов).
Вариант 8 1. Пусть море бушует и льет дождь! (М.Пришвин). 2. Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди возбуждали его любопытство… (А. Чехов). 3. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (А.Чехов).
Вариант 9 1. Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу (А.Чехов). 2. Только иногда, вглядываясь пристально в нее, он вздрогнет страстно, или она взглянет на него мимоходом и улыбнется…(И.Гончаров). 3. Коровьев задул свою лампаду, и она пропала у него из рук, и Маргарита увидела лежащую на полу перед ней полоску света (М.Булгаков).
Вариант 10 1. Один прыжок – и лев уже на спине буйвола (А.Куприн). 2. Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (А.Чехов). 3. Молодой человек оглядел Персикова, но не отнесся к нему ни с какими вопросами, и поэтому Персиков его стерпел (М.Булгаков). Схема разбора сложносочиненного предложения 1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных единиц: а) двучленное сложносочиненное предложение; б) многочленное сложносочиненное предложение. 2. Тип предложения по структуре и составу: а) открытой – закрытой структуры, б) однородного – неоднородного состава. 3. Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное, б) полисубъектное. 4. Тип предложения по характеру объединения предикативных частей (для многочленных сложносочиненных предложений): а) сгруппированной структуры (указать количество уровней членения), б) несгруппированной структуры. 5. Основные средства связи предикативных частей: а) союз, тип союза; б) интонация. 6. Дополнительные средства связи: - синтаксические конкретизаторы; - анафорические местоимения и местоименные наречия; - соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; - лексические показатели (синонимы, антонимы, слова одной семантической группы); - неполнота одной из частей; - общий второстепенный член, вводная конструкция или придаточная часть; - параллелизм частей; - порядок следования частей. 7. Тип предложения по характеру смысловых отношений между предикативными единицами и их частных значений: а) соединительные: - соединительно-перечислительные, - соединительно-отождествительные, - соединительно-распространительные, - соединительно-результативные, - условно-следственные, - соединительного несоответствия, - соединительно-градационные; б) разделительные: - взаимоисключения, - чередования, - альтернативной мотивации; в) противительные: - сопоставительные, - противительно-ограничительные, - противительно-уступительные, - противительно-возместительные; г) пояснительные; д) присоединительные. 8. Гибкость – негибкость структуры (для предложений неоднородного состава). 9. Свободная – фразеологизированная модель. 10. Коммуникативный тип сложносочиненного предложения: а) членимое, б) нечленимое. 11. Тип предложения по функции: а) однофункциональное: повествовательное, вопросительное, побудительное, б) разнофункциональное: повествовательно-вопросительное, побудительно-повествовательное, побудительно-вопросительное. 12. Тип предложения по эмоциональной окраске: а) восклицательное, б) невосклицательное. 13. Структурная схема предложения. 14. Пунктуационный разбор предложения.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |