КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государство и церковь
Церковь — тип религиозной организации, объединяющей последователей того или иного религиозного течения на основе систем. Зависит от модели: - светское государство – церковь отделена от государства и школа отделена от церкви; - теократическое – духовенство и церковь включается в государственный механизм, а догматы - основа правового регулирования; - государство, где отдается преимущество определенной религии – признают социальное значение религии – Турция. Взаимодействие: - законодательное определение параметров – регистрация и прекращения деятельности церкви – пропаганда национальной, конфессиональной деятельности, пропаганда войны и т.д. Церковь в политической жизни не участвует, проводит работу духовного характера.
В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число основных моральных ценностей. В законодательных актах широко распространено использование оценочных понятий, задаваемых через категории морали («недостойное поведение», «цинизм», «честь»), следовательно, нормы морали могут выступать в качестве оснований юридической оценки, в с другой – нарушение моральных принципов является неотъемлемой составляющей оснований наступления правовых последствий. Таким образом, право и мораль соотносятся своим взаимодействием. - Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Существует два основных виды взаимоотношения церкви и государства: 1. Наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; 2. Режим отделения церкви отделения от государства и школы от церкви.
22) Типология государств: основания типологии. Конкретно-исторические типы государств. Тип государства и права – это модель (идеальный, выраженный в понятии образ) государства и права, в которой объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которой соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных правовых систем. Типология государств — это их специфическая классификация, которая содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Существует два подхода: Формационный и Цивилизационный. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Выделяются следующие типы государств: 1. Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры; 2. Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; 3. Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; 4. Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм. Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву. Цивилизационный подход (А. Тойнби и др.). При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.). Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса (основы), а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Тойнби выделил около в мировой истории около 20 цивилизаций и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не имея целью производить на этой основе типологию государства. Чтобы выделить тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, необходимо учитывать тип цивилизации. Недостатки Формационного подхода: 1. Однолинейность в трактовке исторического развития государства; 2. Игнорирование азиатского способа производства; 3. Характеристика социалистического государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства; 4. Умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности. Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.
Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства прафеодализм). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны; 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается“ в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.). В рамках цивилизованного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А.Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная“ типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |