67 72 79 80 81 102 114
| На многих картинах художники изображают предметы так, что они повернуты под разными углами к плоскости картины. Такие изображения есть на воспроизведенных здесь картинах (ил. 67, 81,102,114). Если мы посмотрим на горизонтально лежащий квадрат, находящийся под любым углом к картинной плоскости, то увидим, что его параллельные стороны сокращены и направлены к точкам схода. Для двух параллельных линий точка схода расположена справа от квадрата, а для двух других — слева. Квадрат зрительно будет казаться неправильным четырехугольником. Прямые углы у квадрата в случайном положении имеют вид двух острых и двух тупых углов (ил. 79). Когда видны две или три стороны куба и при этом все его грани перспективно сокращаются, то линии направлены в две точки схода (ил. 72). Если куб стоит на горизонтальной плоскости, то эти точки схода находятся на линии горизонта. Вертикальные ребра, сохраняя вертикальное положение, изменяются по величине в зависимости от их удаления от картинной плоскости. Приближая куб к фронтальному положению, мы увидим, что точка схода горизонтальных граней, зрительно увеличивающихся, отдалится, а точка схода зрительно сокращающихся граней приблизится к центральной точке схода Р. Теперь повернем куб во фронтальное положение: линии параллельных картине ребер не будут больше пересекаться, и их направление пойдет параллельно линии горизонта. Рекомендуем наглядно убедиться в этом, поворачивая и зарисовывая прямоугольную коробку под разными углами. Если куб поместить на главной оси картинной плоскости (она проходит через центральную точку схода Р) и под углом в 45 ° к картинной плоскости, то обе видимые боковые стороны будут сокращены в равной степени, а точки схода на линии горизонта будут находиться на равных расстояниях от центральной точки схода Р. В этом случае точки схода называют точками удалении. Точки удаления, как мы это увидим в дальнейшем, имеют большое значение для многих перспективных построений. Нами воспроизведено несколько рисунков куба на различном удалении влево и вправо от главной оси картинной плоскости (ил. 72). Если линия горизонта пересекает куб и он виден под углом на очень большом расстоянии, то в этом случае верхние и нижние ребра куба почти горизонтальны, что дает маловыразительное выявление объема. Если точку зрения взять ближе к кубу, то объем будет выявляться в перспективе более убедительно. При этом чем ближе помещен куб к одной из точек схода, тем больше будет сокращена соответствующая его сторона, в чем легко убедиться, смотря на кубик (или какой-либо другой предмет кубической формы) поочередно, то с близкого, то с далекого расстояния. На рисунке изображены и кубы, у которых линия горизонта совпадает с их основаниями. В этом случае видны только две стороны куба. Для того чтобы одновременно увидеть три стороны куба, надо смотреть на него немного сверху и снизу. При взгляде сверху видна верхняя сторона, а грани куба направлены в точки схода на линии горизонта. При взгляде снизу куб находится выше линии горизонта и видна его нижняя сторона, а грани боковых сторон направлены к точкам схода вниз на линию горизонта. Рисунок этажерки, которую мы видим под углом, показывает, что все параллельные горизонтальные грани ее полок направлены в две точки схода — справа и слева от точки Р (ил. 80). Картина Н. В. Неврева «Смотрины» (ил. 81) дает представление о применении углового построения перспективы при изображении интерьера. Горизонтальные границы спинки дивана и кафелей печки, щели между досками пола и нижние стороны рамок на стене справа направлены в точку схода слева от зрителя, тогда как бордюр обоев на левой стене и горизонтальные края висящих на ней рамок, а также грани обращенных к нам сторон табурета и ближайшего к зрителю кресла имеют точку схода на очень большом расстоянии с правой стороны. Чем резче перспективное сокращение параллельных линий, удаляющихся вглубь к одной из точек схода углового построения перспективы, тем дальше будет другая точка схода, а следовательно, тем больше направленные к ней линии будут приближаться к фронтальному положению. Так, размеры фигур на картине Неврева уменьшаются по мере удаления в глубину. Попытайтесь нарисовать книгу, шкатулку, табурет, стол и другие предметы с натуры и по представлению, видимые под случайными углами ниже уровня точки зрения и на уровне горизонта.
|