Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Насилие в семье 5 страница




Легко передается ребенку и отношение его родителей к окружающим, особенно если это сильные эмоции. Стиль поведения, моральные принципы, система ценностей формируются в детстве и, как правило, внушены взрослыми (повышенная внушаемость детей, абсолютный авторитет родителей).

Все это определяет формирование так называемых установок. Внутренними установками становятся и собственное поведение, и отношение к другим, особенно если они продиктованы такими эмоциями, как страх, паника, ожидание нападения и пр. Зафиксированные в детстве установки могут приобретать характер обязательных правил, поведенческих штампов. Ребенка пугали, истязали, оставляли в эмоциональной изоляции - и в результате возникает стойкая неуверенность в себе. Ребенка превозносили, и он становится самоуверенным эгоистом.

Начиная с Гомбургера (Н. Homburger, 1926), резко выраженные психологические особенности подростков стали обозначать как "подростковый комплекс". В это понятие включают следующие особенности:

- беспокойство, тревогу, склонность к резким колебаниям настроения, меланхолии, импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность (Ch. Bulter, 1931; A. Gessel, 1956);

- сензитивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, силы, способностей, умений - в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерной критичностью, пренебрежением к суждению взрослых (A. Gessel, 1956; А.Е. Личко, 1958);

- сочетание чувствительности с поразительной черствостью, жажды признания - с бравированием, независимостью, отказа от общепринятых правил - с обожествлением случайных кумиров, чувственного фантазирования - с сухим мудрствованием (Т.Е. Сухарева, 1974; А.Е. Личко, 1958);

- стремление к философским обобщением, внутреннюю противоречивость психики, неопределенность уровня притязаний, склонность к крайним позициям, эгоцентризм юношеского мышления, тяготение к теоретизированию, диффузное расплывчатое "я", ролевую личностную неопределенность, расстройство временной перспективы, "кризис идентичности", стремление к освобождению от детской зависимости, оппозиционную готовность, максимализм в оценках, немотивированные колебания настроения.

В ходе отношений, складывающихся со взрослыми, важную роль могут играть два аномальных механизма: фиксация уровня морали родителей, фиксация устойчивого негативного отношения к ним (Д.Н. Оудсхоорн). Нарушения "морального" развития чаще происходит в семьях, которые не могут дать ни благополучия, ни примеров социально приемлемого поведения.

Значение отрицательных социально-психологических воздействий в детстве для возникновения психических расстройств стало осмысливаться и признаваться особенно отчетливо к середине текущего столетия. Если отношение родителей к детям в младенческом возрасте имеет исключительное значение для становления эмоциональности, то в возрасте 15-16 лет - не меньшее для формирования волевых, личностных и социально психологических функций. Если это время упущено, указанные психические функции окажутся если не утраченными, то искаженными. Вопрос о нарушениях отношений между родителями и детьми непосредственно касается не только проблемы неврозов, но и всех пограничных состояний и в детском, и в подростковом возрасте. Эти нарушенные отношения нередко связаны с наличием у родителей невротической и личностной патологии.

Большинство матерей детей, страдающих неврозами, сами больны ими, и значительно чаще, чем отцы: матери - в 62% случаев, отцы - в 24%. Обнаружено, что 61% матерей и 36% отцов в детстве имели выраженные признаки нервности; неврозы наиболее выражены у женщин, чьи дети страдают неврозом страха, меньше - у матерей детей с неврастенией и неврозом навязчивых состояний и еще меньше - у женщин, дети которых больны истерическим неврозом. Соматическая отягощенность больше всего выражена у родителей детей с неврастенией. Выявлены склонность этих родителей к авторитарным установкам, стремление к независимости, гипертрофированное чувство "я". Отмечено, что родители этих детей, как правило, имеют комплекс очерченных личностных расстройств: у них педантично - ригористические установки, сочетающиеся с яростью и паранойяльными проявлениями (эмоциональная холодность, жестокость, сверхценные комплексы). У родителей этих двух типов нередко обнаруживается также запойное пьянство, склонность к тяжелым конфликтам и антисоциальному поведению.

Для детей с обеими формами психогений наиболее травмирующими являются переживания психологической непонятности, обиды, равнодушия, но при психореактивных расстройствах особенно травмирующими становятся сверхсильные воздействия (тяжелое личное горе, издевательства, угрозы, истязания).

Подчеркивается значение личностных характеристик родителей детей-невротиков. Выделяют 6 психологических портретов матерей таких детей (А.И. Захаров, 11988): "Царевна-несмеяна", "Снежная королева", "Спящая красавица", "Суматошная мать", "Наседка", "Вечный ребенок".

Неправильное воспитание (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное условие для возникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий "психологическую почву".

В клинической практике относительно редко приходится наблюдать изолированное действие неправильного воспитания. Значительно чаще речь идет о тесном взаимодействии с другими средовыми факторами. Само воспитание не является статическим образованием, оно меняется в одной и той же семье, по отношению к одному и тому же ребенку, в зависимости от многих условий, связанных с меняющейся характеристикой, как самих родителей, так и детей.

К числу отдельных ведущих признаков неправильного воспитания, сопряженных с развитием у детей неврозов, относят также инверсию воспитательных ролей (бабушка исполняет роль матери), конфликтный характер воспитания, преобладание рационального аспекта, отношение к детям как к "почти взрослым", недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, шаблонность, схематизм, недостаток индивидуализации, разрыв между словом и делом, дефицит душевной щедрости, несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизическим возможностям ребенка, негибкость, несогласованность.

Заслуживает внимания описание воспитания по типу "неприятия" (А. Захаров, 1998; В.. Гарбузов, 1990). Очевидно, что этот тип воспитания близок к типу "Золушка". Авторы придают ему очень большое значение. Обозначает оно "отсутствие любви к ребенку". Неприятие порождает, прежде всего, страх. При неприятии в ребенке все раздражает, все вызывает досаду: "ест не так", "много плачет", "рохля" и т.д. Ребенка все время наказывают, ничего ему не прощают. Воспитание заменяется жестким контролем, подвергают суровыми наказаниям; у ребенка возникает комплекс неполноценности, стpax, что от него хотят избавиться - это самый драматический тип неправильного воспитания.

Сходный тип воспитания описан под названием воспитания по типу "ежовых рукавиц" (В.Д. Гурьева, 1971). Крайним выражением этого варианта является "воспитание" по жестокой агрессивности ("изуверской жестокости"). В этих случаях не просто отсутствует любовь к ребенку, но имеет место стойкая ненависть и садистское отношение с ухищренными издевательствами, с физическими "пытками", отказом в еде и питье по несколько дней, с переламыванием костей, "вывешиванием" ребенка на стене. Финалом этих чудовищных издевательств является в "легких" случаях психогенное развитие личности и убийство подростком лица, являющегося источником такой травматизации, а в самых тяжелых случаях - "забивание ребенка до смерти" или попытка самоубийства у ребенка (подростка).

Влияние физического наказания на психическое развитие ребенка хорошо описано известным детским психиатром Алисой Миллер. Отрицательное влияние родителей на детей может играть определенную роль в патогенезе неврозов и психореактивных расстройств, которые в свою очередь приведут к новому поколению родителей, воспитывающих детей по "архетипичной" схеме.

 

1.7. Лекция на тему: "Внутрисемейное насилие и детские суициды"

 

Подростки так часто совершают суицидальные попытки, что многие исследователи давно уже называют суицидальное поведение типично подростковой девиацией. Русский психоневролог В. Хорошко еще в 50-е годы писал: "Психический склад подростка имеет особенности, которые по факту своего существования предрасполагают его к самоубийству". Понятно, что Хорошко имел в виду импульсивность, эмоциональную и аффективную неустойчивость, нестабильную самооценку, гипотимность, коммуникативную несостоятельность и пр. и пр. - словом те свойственные подросткам проявления психической жизни, наличие которых вообще характеризует пубертатный период.

Статистические данные свидетельствуют, что пик суицидальной активности определяется на протяжении человеческой жизни дважды: в подростковом возрасте и в период инволюции. Число покушений на самоубийство подростков неуклонно растет во всем мире, темп роста этих показателей в подростковой популяции заметно выше, чем в популяции взрослых в России, за 10 лет, с 1985 по 1995 год, уровень самоубийств подростков вырос на 100%, растет он и в настоящее время, хотя и не столь стремительно.

Темпы роста суицидальной активности подростков в России пока несколько ниже, чем в США. Однако разрыв уменьшается, мы догоняем. Например, сегодня в Москве треть всех обращений на "Скорую помощь" по поводу покушений на самоубийство - это подростки.

Иное дело покушения на самоубийства маленьких детей, то есть тех, кому еще не исполнилось 8 лет. По всеобщему мнению такие случаи встречаются весьма и весьма редко.

Дети, предпринимая суицидальную попытку, действительно предполагают умереть. Впрочем, нельзя не сказать, что представление о смерти у детей этого возраста, значительно отличается от такового у взрослых. Дети убеждены, что смерть имеет начало и конец, они представляют себе смерть как иное существование, длительное отсутствие или даже тяжелую болезнь. Они твердо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но умрут "не до конца", то есть посредством "смерти" они сумеют на время избежать невыносимой жизненной ситуации или избавится от страха и ужаса от надвигающегося наказания (причем нередко за пустячный, с точки зрения взрослого, проступок). После окончания "смерти" дети предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помощи. Чаще всего это родители. Дети, совершая попытку к самоубийству, надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что она, "смерть", будет способствовать воцарению в семье мира и любви и, когда эта самая "смерть" закончится, можно будет продолжать жить в своей родной семье по-настоящему счастливо. Семилетний мальчик, после тяжелой попытки самоповешения, говорил, что принял решение умереть, так как мать угрожала сдать его в приют за непослушание. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил прощения - не помогало - после всякого проступка мать все более непреклонно грозила ему этим наказанием. Тогда он решил повеситься. "Буду висеть и смотреть, как она убивается, а потом все у нас будет все хорошо!"

Очень важно, знать, что дети, как правило, выбирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падения с высоты, самоудушение и самоповешение, самоутопление и т.п. Дети, в отличие от подростков, совсем не боятся боли и нисколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому они не часто прибегают к наиболее распространенному у подростков способу самоубийства: самоотравлению лекарствами.

Практически в каждом случае детского суицида было обнаружено насилие в семье, однако здесь выявились любопытные подробности

а) Наиболее часто встречаются проявления психического насилия, то есть запугивание, унижение, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление доверием, чрезмерный контроль, пренебрежение заботой и т.п. Пожалуй, правильно будет сказать, что психическое насилие - это главная характеристика семейной атмосферы маленького суицидента.

в) Более чем в половине случаев имеет место проявления жестокости, то есть физическое насилие. Дети, в буквальном смысле слова, были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья). Не нужно думать, что подобные действия родителей и опекунов остаются безнаказанными. Когда они выявлены - Уголовный Кодекс действует, однако, отсутствие системы защиты прав ребенка, специальных структур, таких, как, к примеру, детские суды, очень усложняют ситуацию.

с) Среди причин детского суицида почти нет сексуального насилия в семье, и это притом, что в подростковом возрасте переживания, связанные с инцестом, создают риск суицидальной попытки весьма часто. Можно предположить, что маленький ребенок совершает суицид, потому что чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Становясь объектом сексуального домогательства кого-то из родственников, он чувствует себя очень важной персоной: взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.

d) Ключевой фигурой в суицидальной коллизии, как ребенка, так и подростка всегда является мать. Дисгармония или даже разрушение диады мать-дитя - это главная суицидальная опасность в семье. Вообще "мать суицидента" - это любимая тема моих суицидологических исследований. Мать маленького суицидента - это, как правило, или очень плохая или очень хорошая мать. Очень плохая мать - это женщина с выраженным эмоционально-волевым дефектом. Сама она не истязает своего ребенка, но не препятствует в этом другим. Она не защищает, не поддерживает, не заботится о нем, она о нем не помнит, он ей не нужен, она его отвергает.

Очень хорошая мать - высоконормативная, соблюдающая все правила, нередко, а в России - как правило, истово верующая, склонная к тотальному контролю и гиперопеке, требовательная и холодная, хотя внешне соблюдающая все каноны материнского поведения ("поцелуй на ночь", "задушевная беседа за обедом" и т.д.) Она наказывает любой проступок, жалуется на своего трудного ребенка подругам и отвергает его.

Нетрудно заметить: будучи столь непохожими, эти женщины одинаковы в одном - они делают жизнь своих детей абсолютно невыносимой.

 

1.8. Лекция на тему: "Психосоциальная помощь жертвам домашнего насилия"

 

Специфика психосоциальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия. Помощь направлена, прежде всего, на выявление случаев физического и эмоционального насилия. Традиционные меры, принятые в различных странах предполагают:

- предоставление убежища женщинам, а в случае необходимости и женщинам с детьми, на период от 1 до 7 суток и до полугода;

- ведение просветительской работы среди населения;

- телефонное консультирование;

- предоставление женщинам полной информации о социальной, психологической, юридической и медицинской помощи;

- формирование поддерживающей среды.

В случаях, когда жертвой насилия оказывается ребенок, должна быть организована работа с теми, кто отвечает за его воспитание - учителей и родителей, и формирование у них мотивации к изменениям, оказание им помощи в этом.

Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, могут привести к серьезным нарушениям. Ребенок может принять на себя роль "вечной жертвы", снова и снова попадая в ситуации насилия, или сам становиться агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе. Поэтому необходима психологическая работа по ресоциализации ребенка: помощь в изживании последствий травматического события, расширение ролевого репертуара, формирование коммуникативных и других социальных навыков.

Важная особенность концепции помощи жертвам насилия: "Не обвинять, а помочь измениться. Насилие является циклическим процессом, все участники которого - жертвы в настоящем или прошлом". Такой подход позволяет работать недирективными методами, формируя мотивацию. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. Родители часто не осознают факт жестокого обращения с ребенком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию безадресной и ставит на первое место задачу осознания проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и общественностью. Проблема рассматривается в качестве внутриличностной проблемы, как ребенка, так и взрослого. Это групповая дисфункция, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия между людьми. Работа выполняется командой специалистов разных направлений, охватывающих различные стороны проблемы, - сотрудниками психолого-медико-социального центра, с привлечением социальных работников школы и муниципалитета.

Работа с родителями по поводу жестокого обращения с детьми. Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, "притягивая" жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся в кризисные центры.

Изучение детского опыта этих родителей, как правило, выявляет серьезные проблемы в их собственном детстве. Они также испытывали моральное или физическое насилие со стороны своих родителей, и в общении со своим ребенком они снова и снова воссоздают ситуацию своего детства, не умея расстаться с ней. Вторая особенность этих родителей является прямым следствием вышеизложенного. Они не умеют быть "хорошими родителями", то есть не понимают своих детей, эмоционально отстранены, не знают, как выразить позитивные чувства, и имеют бедный поведенческий репертуар. Третья особенность - они не имеют позитивных целей воспитания ребенка, их действия непоследовательны, хаотичны. Таким образом, имеется следующий набор нарушений в семье, с которыми необходимо работать для прекращения насилия:

- травматический опыт родителей в детстве;

- отсутствие четких целей как в воспитании детей, так и в отношении собственного будущего;

- преобладание деструктивных паттернов общения в семье;

- отсутствие навыков конструктивного взаимодействия;

- внутриличностные нарушения ребенка.

Примерная схема работы с семьей включает в себя следующие элементы:

- с учетом информации, выявленной на первичном приеме, определяются такие цели терапии, как улучшение эмоционального состояния ребенка; формирование "помогающей среды" в школе и в семье;

- на основании вышеописанного составляются следующие блоки программы:

а) установление доверия с матерью и, опосредованно, с ее родителями;

б) формирование у них ожидания позитивных перемен в результате психологической работы с ребенком, то есть мотивации на то, чтобы они привозили его в кризисный центр в течение длительного времени и выполняли домашние задания.

в) расширение круга поддерживающих взрослых. Помощь маме в подборе школы для ребенка, где он мог бы получать поддержку классного руководителя и школьного психолога. Мать может обратиться за помощью к свекрови.

г) психотерапевтическая помощь ребенку с использованием различных подходов.

д) индивидуальная психотерапия матери.

Если семья обратилась по поводу учебных проблем ребенка или направлена социальными работниками школы или муниципалитета, подозревающими факт жестокого обращения, то, как правило, родители, которых пытается обязать явиться муниципальный отдел охраны прав ребенка по статье о пренебрежении родительскими обязанностями, не приходят к социальному работнику кризисного центра. Поэтому работа с такой семьей иногда начинается с совещания между социальными работниками муниципалитета школы, где учится ребенок, и с социальным педагогом. Анализируется имеющаяся информация о ребенке и семье и вырабатывается формулировка проблемы, которая может мотивировать семью начать работу. Психосоциальная помощь может осуществляться в соответствии со следующими этапами:

1. Первичный прием социального педагога кризисного центра. Сбор информации, прояснение ситуации в семье. Формирование у родителей первичной мотивации для психологических изменений, долгосрочной работы с консультантами, психологическая поддержка ребенка.

2. Совещание специалистов центра и школы. Выработка общей стратегии, программы работы с семьей.

3. Индивидуальная психотерапия ребенка. Проработка травматических переживаний, работа с посттравматическими расстройствами, формирование позитивной Я-концепции, коррекция в эмоциональной и потребностно-мотивационной сферах.

4. Индивидуальная психотерапия родителей. Проработка травматических детских впечатлений, формирование позитивной Я-концепции.

5. Групповая психотерапия родителей. Формирование позитивных целей.

6. Тренинги с детьми. Дальнейшая эмоциональная коррекция. Формирование социальных навыков, развитие сферы самоконтроля и волевой регуляции поведения,

7. Тренинг для родителей. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.

На протяжении всех этапов производится социальное сопровождение семьи. Социальные педагоги курируют семью. Подбадривают, мотивируют, настаивают, интересуются состоянием дел ребенка и родителя, подчеркивая интерес и уважение к личности (но не к проблемному поведению) и веру в существование ресурсов семьи. Устраиваются совещания специалистов Центра с привлечением социальных педагогов школы и муниципалитета для отслеживания динамики изменений и поддержки ребенка в его реальной малой группе. Работа с такой семьей является долгосрочным процессом, стойкие изменения формируются за полтора-два года работы. По истечении этого периода семье удается мобилизовать собственные ресурсы и достичь позитивных изменений.

Эффективность проведенной работы оценивается по следующим

критериям:

А. Сравнение данных психодиагностического обследования ребенка до и после работы:

1. Наличие адекватной самооценки.

2. Снижение уровня тревоги.

3. Улучшение социометричского статуса.

Б. Сравнение данных психодиагностического обследования детско-родительских отношений до и после работы:

1. Уменьшение степени отвержения.

2.Уменьшение доли патологических факторов, таких, как несформированность родительских чувств, неприятие, непоследовательность требований и др.

В. Экспертные оценки.

1. Оценка изменений в поведении и настроении ребенка, его адаптивных возможностей родителями и педагогами.

2. Оценка членами семьи своих достижений и изменений, полученных в результате прохождения тренингов и консультирования.

Проблема жестокого обращения с детьми в семье имеет многомерную природу. Это обуславливает необходимость многомерного, комплексного подхода к решению проблемы. Ключ к эффективности такой комплексной помощи лежит в ее координации, которую целесообразно возлагать на социальные службы.

Необходимо помнить, что, исследуя каждый отдельный случай, мы сталкиваемся с противоречием между правом ребенка на защиту и правом семьи на неприкосновенность частной жизни. Необходимо фокусироваться не на расследовании, а на помощи ребенку.

Важной частью профилактики является работа с общественным сознанием, как в группе родителей, так и среди профессионалов (учителей, социальных работников и др.), связанных с воспитанием детей.

 

Заключение

 

Предлагаемый курс предполагает ответы на следующие вопросы:

Каково место и роль семьи в мире? В чем причины возникающего в семье напряжения, агрессии и насилия? Что могут предпринять социальные службы для предотвращения кризисной ситуации в семье, и какую они должны оказывать помощь людям, пережившим ситуацию насилия в семье?

Разумеется, дипломная работа является всего лишь первым шагом к разработке учебного курса "Насилие в семье". Исследование и освещение проблемы насилия в российской семье только начинается. По мере накопления материала по тематике дипломной работы данный курс должен быть расширен и углублен. Этого требует масштабность и острота проблемы насилия в семье.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

 

1. Социально-психологические, социокультурные факторы домашнего насилия

2. Социально-психологические и социокультурные факторы домашнего насилия

3. Домашнее насилие и агрессия

4. Типы насилия в семье

5. Насилие над детьми в семье

6. Формы жестокого обращения с детьми в семье

7. Влияние домашнего насилия на психику ребенка

8. Внутрисемейное насилие и детские суициды

9. Психосоциальная помощь жертвам домашнего насилия

 

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

1. Знакомство с периодическими изданиями по психологии социологии, социальной работе, праву.

2. Знакомство с научной и научно-популярной литературой.

3. Подготовка научных докладов и сообщений.

 

III. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Насилие в семье как социально-психологическая проблема.

2. Модели семейной жестокости.

3. Циклический характер домашнего насилия.

4. Мифы и факты о насилии в семье.

5. Социокультурная природа домашнего насилия

6. Психологическая, социально-психологическая природа домашнего насилия.

7. Личностные характеристики людей, склонных к насилию.

8. Психологические характеристики жертв домашнего насилия.

9. Влияние домашнего насилия на формирование агрессивного поведения.

10. Особенности влияния домашнего насилия на формирование агрессивного поведения с точки зрения гендерных различий.

11. Модели семейных взаимоотношений и развитие агрессивности у детей.

12. Типы насилия в супружеских отношениях.

13. Формы жестокого обращения с детьми в семьях.

14. Влияние домашнего насилия на психику ребенка.

15. Внутрисемейное насилие и детские суициды.

16. Особенности суицидального поведения детей и подростков.

17. Домашнее насилие как психотравмирующий фактор.

18. Психосоциальная помощь жертвам домашнего насилия.

19. Примерная схема психосоциальной работы семьей по профилактике и преодолению домашнего насилия.

20. Роль кризисных центров в психосоциальной работе семьей по профилактике и преодолению домашнего насилия.

 

IY. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Ажгихина Н. Кто защищает женщин. - М.,1996.

2. Бенеш Л. Психологическая природа мужского насилия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.№3,1995.

3. Дъяченко А. Сексуальные домогательства на работе. - М.,1996.

4. Квашис В.Е. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. - М.,1996.

5. Конт Р. Сексуальное насилие над детьми // Энциклопедия социальной работы, в 3 т., Т.3, - М.,1994.

6. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям// Семья в России. №2,1995.

7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М.: НФ "Класо", 1998.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. - М., Политиздат,1985.

9. Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Агрессия. - СПб., 1997.

10. Роден М. Как это бывает. - М., Сестры, 1996.

11. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т./ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997.

12. Стар Б. Насилие в семье//Энциклопедия социальной работы, в 3 т., Т2. - М.,1994.

13. Социальная работа с семьей /Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 1995.

14. Социально-правовые проблемы борьбы с насилием /Ом.юрид.ин-т.-Омск.,1996.

15. Alice Miller. For you own good: Hidden Cruelty in Child-rearing

16. Byron Egeland. A History of Abuse is a Major Risk // Current Controversies on Family Violence.-GB, 1997.

17. Substance Abuse Treatment: a Family Systems Perspective.

18. Zastrow С. Introduction to Social Work and Social Welfare. - Sixth Edition, Brooks/Cole Publishing Company,1996

19. Берндлер Г, Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. 303 с.

20. Н. Смелзер. Социология. М., 1992.

21. Social Welfare and Social Work. USA, 1998. 708 pp.

 

Дополнительная

 

1. Вильфинг Х. Система социальных мер в Австрии по предупреждению насилия в семье // Вестник психосоциальной и коррекционно-реалибитационной работы. №2,1996.

2. Григорьев С.И. Социальная работа: шведский вариант в первом приближении. - М.,1994.

3. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

4. Качалова Ю.Н. Социум: Новая реальность, которая зависит от нас. - М., Фокус, 1997.

5. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М., Флинта-МПСИ,1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.159 сек.