Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая помощь супружеским парам по проблеме сексуальной дезадаптации и сексуальных дисфункций




Сексуальные дисфункции — это состояния, при которых нарушаются обыч­ные физиологические реакции сексуальной функции (Мастере У., Джонсон В., Колодны Р., 1991). Сексуальные затруднения у мужчин и у женщин, как пра­вило, выражаются в:

q отсутствии сексуального желания;

q неспособности адекватно реагировать на внешние стимулы и получать сексуальное удовлетворение.

В работе с сексуальными проблемами важным является определение того, что считать «нормальной» сексуальностью (от клиентов часто можно услышать: «Я не нормальный...»). Существует несколько подходов к определению сексуальной «нормы»:

1. Биологическая норма. На основе функциональных и анатомических критериев в качестве «нормы» признается гетеросексуальность.

2. Статистическая норма. В качестве нормального принимается сексуальное поведение, характерное для большинства людей (с учетом контекста: эпохи, культуры и пр.).

3. Нравственная норма. Нормальным считается сексуальное поведение, одобряемое социальными и религиозными институтами.

4. Юридическая норма. Нормальным считается сексуальное поведение, разрешаемое законом.

5. Психологическая норма. Критерии данной нормы будут различны в зависимости от психологического направления, но в целом их можно свести к некоторой общей концепции, для обозначения которой мы воспользуемся определением американского психолога Гордона: нормальное сексуальное поведение — это поведение добровольное, не принудительное, приятное и лишенное чувства вины.

Сексуальные дисфункции могут быть первичными (существующие всегда), вторичными (появившиеся в определенный период) или обстоятельственны­ми (проявляющиеся в отношениях с данным партнером или в определенных условиях). Представления о природе сексуальных дисфункций ориентируют дальнейшую работу с парой: так, первичная дисфункция имеет часто физио­логическую причину, и в этом случае уместно параллельно с психологической работой предложить клиенту (супружеской паре) получить консультацию у специалиста-сексолога.

Причины сексуальных дисфункций:

1. Анатомические и физиологические факторы. Эта группа факторов должна находиться в зоне особого внимания консультанта, работающего с супружес­кой парой, особенно в случае проблем с эрекцией или болей в области таза у одного из супругов. Кроме того, следует помнить о медикаментозных эффек­тах: было бы серьезной ошибкой работать с клиентом по поводу отсутствия у него сексуального желания, пренебрегая тем, что он принимает антидепрессанты, ингибирующие сексуальное желание.

2. Психологические факторы (индивидуальный уровень семейного функционирования). Главными психологическими факторами, продуцирующими сексуальные дисфункции, являются тревога (спровоцированная желанием быть успешным в сексе, нравиться, впечатлять партнера), а также травматизм и вли­яние первого сексуального опыта.

3. Пара и особенности ее коммуникации (микросистемный уровень функционирования семьи). На возникновение сексуальных дисфункций оказывает влияние качество отношений в супружеской паре, а также трудности управления агрессией.

4. Социокультурные факторы (мегасистемный уровень функционирования семьи). Причиной сексуальных проблем нередко выступает чувство стыда, представления партнеров о непристойности и «правильном» сексуальном по­ведении, а также социальные стереотипы, определяющие сексуальное поведе­ние (мужчины должны быть активными, женщины — нет).

В ситуации обращения супружеской пары по поводу сексуальных проблем консультанту необходимо выяснить особенности сексуальных отношений в супружеской паре (опыт добрачных сексуальных отношений, совместимость сексуальных сценариев, интенсивность половой жизни, степень удовлетворен­ности каждого из супругов сексуальным аспектом отношений в браке). Важно понять характер сексуальных проблем, уточнить, когда они возникли, как про­являются, существуют постоянно или возникают периодически, попросить сформулировать, в чем супруги видят причину этих проблем.

Пример

Ирина С, 24 года, замужем, детей нет. Стаж брака 11 месяцев. В течение нескольких месяцев, вплоть до обращения за психологической помощью страдала общим недомоганием, раздражительностью и частыми головны­ми болями. Врач, у которого наблюдалась Ирина С, не нашел никаких биологических оснований для этих симптомов и рекомендовал ей встречу с психологом. В ходе бесед с Ириной С. было выяснено, что ее симптомы, как правило, появляются по вечерам. Уточняющие вопросы об особенностях вечернего времяпрепровождения семьи позволили установить наличие трудностей в сексуальных отношениях супружеской пары. Данный симптом позволял клиентке избегать чрезмерно частых (по ее мнению) сексуальных контактов с мужем. Таким образом, симптоматическое поведение выступа­ло как средство контроля Ириной С. сексуального поведения ее мужа. Когда она чувствовала усталость и головную боль, то уходила спать в соседнюю комнату, «чтобы не мешать мужу отдыхать», предупреждая его сексуальную активность. В дальнейшем работа проводилась с супружеской парой с целью согласования сексуальных сценариев партнеров.

Большинство сексуальных дисфункций (кроме тех, которые вызваны органическими причинами) формируются из-за трудностей управления агресси­ей, что может быть обусловлено индивидуальными особенностями супругов или спецификой правил данной семьи (например, табу на выражение агрес­сии). Дисфункция агрессии может размещаться на трех различных уровнях:

q на уровне желания и эротических фантазий: партнер предпочитает подавлять или сдерживать свои сексуальные реакции из-за тревоги, свя­занной с возбуждением или осознанием своего желания (фантазии час­то содержат агрессивный компонент, который может вызывать тревогу; страх этой агрессии блокирует сексуальную энергию, что приводит к воз­никновению сексуальных дисфункций);

q на уровне телесных действий, которые обусловливают получение сексу­ального удовольствия — подавленная физическая агрессия мешает достигать удовольствия;

q на уровне метакоммуникации: партнер испытывает недовольство какими-либо действиями другого, но не сообщает ему об этом, поскольку супруги не допускают открытого проявления агрессии в отношениях, существует табу на агрессивную составляющую их посланий. В этом случае сексуальный симптом становится способом выразить агрессию партнеру, избегая ответственности.

Таким образом, патологическое воздействие на отношения оказывает не столько агрессия, сколько ее маскировка, скрытая манифестация или подавление. Отсюда важным направлением работы с супружеской парой является отреагирование подавленной агрессии и обучение партнеров конструктивным способам выражения чувств негативного спектра.

Трудности, с которыми встречается психолог при консультировании клиентов с сексуальными проблемами, могут быть также связаны с их нереалистичными ожиданиями и низким уровнем психологической культуры. Поэтому нередко важным является информирование супругов с целью повышения их сексуальной грамотности.

Для эффективного консультирования супружеских пар по проблемам сексуальных дисфункций необходимо придерживаться следующих правил (Стар-шенбаум Г. В., 2003):

1. Для адекватного реагирования на соответствующие затруднения супружеской пары психолог не должен быть отягощен собственными сексуальными проблемами.

2. Психолог должен уметь свободно и открыто говорить о сексуальных проблемах, не употреблять завуалированных выражений и правильно ис­пользовать сексологическую терминологию.

3. Психолог в некоторых случаях должен первым начать разговор о воз­можных сексуальных проблемах пары, легализуя прямое обсуждение по­добных вопросов и предупреждая неловкость супругов.

4. Психолог должен быть осведомлен в области сексологии, чтобы иметь возможность предоставить паре необходимую информацию (анатомия, психология полов, контрацептивные средства).

5. Психолог должен адекватно оценивать свои возможности. Не следует заниматься сексотерапией без специальной подготовки.

6. Психолог должен знать, в каких случаях необходимо направлять пару к другим специалистам, и предоставлять супругам информацию о возможности получения соответствующей помощи.

7. Психолог должен оставаться нейтральным при оценке сексуального поведения супружеской пары.

Наиболее известным методом лечения сексуальных дисгармоний является сексуальная терапия. Это вариант поведенческой терапии, разработанный У. Мастере и В. Джонсон и дополненный психодинамическим подходом X. Каплан. Он основан на представлениях, согласно которым симптомы сексуальной дисфункции у клиента отражают сексуальные проблемы пары в целом, а сами сексуальные проблемы, в свою очередь, связаны с недостаточным взаимопониманием в супружестве (Старшенбаум Г. В., 2003).

Сексуальные затруднения в супружеской паре не являются специфичными для данного кризиса супружества. Они могут актуализироваться на любом этапе жизненного цикла семьи.


2.3. КРИЗИС 2. ОСВОЕНИЕ СУПРУГАМИ

РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЕЙ

И ПРИНЯТИЕ ФАКТА ПОЯВЛЕНИЯ

НОВОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

Семья начинается с детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.