Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)




Психологическая помощь

Основная проблема преодоления этого кризиса связана с отделением ребенка от родительской семьи. Адресатом психологической помощи на этом этапе могут выступать:

q молодой человек, испытывающий трудности в сепарации от родительской семьи;

q родители, находящиеся во власти негативных переживаний, связанных с отделением ребенка и необходимостью адаптироваться к происходящим в семье изменениям;

q супруги с обострившимися не решенными ранее проблемами в супружеской подсистеме.

Психологическая помощь семье на данном этапе строится вокруг разрешения следующих проблем:

1. Неготовность родителей отпустить ребенка. Психолог должен прояснить все страхи и фантазии, которые связаны с уходом ребенка. Рекомендуется про­анализировать семейные сценарии и семейные мифы, уточнить, как родите­ли, будучи детьми, сами переживали данный кризис, как в этой ситуации вели себя их родители и т. д. Важно подвести родителей к принятию факта взросле­ния детей и необходимости их отпустить. Данная работа психолога одновре­менно является профилактикой эмоционального разрыва или превращения ребенка в идентифицированного пациента, стабилизирующего всю семью.

2. Неготовность ребенка сепарироваться от родителей. Данная ситуация, как правило, обусловлена симбиотическими отношениями в детско-родительской подсистеме (в основном между матерью и ребенком), нарушением стиля вос­питания по типу гиперопеки и особенностями индивидуального развития ребенка. В данной ситуации рекомендуется либо семейная психотерапия, либо сочетание семейной и индивидуальной психотерапии.

3. Обострение супружеских проблем. Если ребенок в семье выполнял стабилизирующую функцию, то с его уходом в супружеской подсистеме может наблюдаться рост напряжения, связанный с необходимостью вновь выстраивать диадные отношения. В зависимости от характера возникающих проблем, может быть рекомендована супружеская или индивидуальная терапия.

Если в семье один ребенок, то пятый кризис совпадает с кризисом «опустевшего гнезда».
КРИЗИС 6.

Если два человека соглашаются во всем, можете быть уверены, что реально думает только один из них.

Л. Джонсон

2.1 1. Феноменология кризиса

Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка. Он может протекать вполне гладко, если паре удалось отпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме.

В связи с уходом детей изменяется структура семьи: существовавший на протяжении долгого времени треугольник, включавший мать, отца и ребенка, трансформируется в супружескую диаду. При успешном разрешении предыдущего кризиса взрослый ребенок приобретает свободу для выстраивания новых отношений, сохраняя способность приближаться к своей родительской семье, восстанавливая на время «треугольные» отношения, и отдаляться от нее. По­добные преобразования требуют установления нового баланса близости—отдаленности и изменения ролевой структуры семьи.

Таким образом, на первый план вновь выступают супружеские отношения. Протекание данного кризиса может обостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Однако даже достаточно гармоничные супружеские пары этот период могут переживать достаточно болезненно.

Фактором, затрудняющим решение семьей задач развития в данный кризисный период, является факт совместного проживания родителей с детьми, что довольно распространено в нашем обществе. Это может способствовать развитию следующих негативных тенденций:

q затруднение процесса сепарации выросших детей;

q сохранение старых (родитель—ребенок) и возникновение новых межпоколенных коалиций (прародители—внуки, свекровь—невестка и др.);

q сложности в выстраивании границ между родительской и молодой семьей;

q нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии).


Пример

За консультацией обратилась Антонина П., женщина 49 лет, проживающая со своим мужем и семьей своего сына. Жалобы касались взаимоотношений с молодой женой сына. Последняя, со слов Антонины, плохо ухаживает за своим восьмимесячным ребенком, не умеет вести домашнее хозяйство, ленива, медлительна, неаккуратна. Когда Антонина видит, как невестка обращается с ребенком (купает, кормит, переодевает его), она испытывает раздражение. Свекровь часто вмешивается и дает советы, поскольку считает, что, обладая большим жизненным опытом, лучше знает, как ухаживать за внуком. Иногда Антонина забирает ребенка и идет гулять с ним, не ставя при этом невестку в известность. Все это провоцирует конфликты между ними, в которые часто оказывается втянутым молодой отец. Данная ситуация иллюстрирует нарушения границ между двумя семейными системами, попытку выстраивания межпоколенной коалиции матерью с сыном и своеобразную ролевую инверсию, связанную с желанием свекрови выполнять функцию матери для внука.

Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по време­ни часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выхо­дом супругов на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. Женщины переживают выход на пенсию более спокойно, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство (Walsh, 1983). С выходом супругов на пенсию один из них может начать болеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования. Тогда в паре появляются новые роли: «болеюще­го» и «заботящегося», «спасителя» и «нуждающегося в помощи», что позволя­ет стабилизировать данную систему и является способом компенсировать утрату родительских функций.

Проблемы, переживаемые супругами в связи с выходом на пенсию, касаются нескольких контекстов:

1) широкого социального (потеря социальных контактов, утрата значимой работы, значительное снижение доходов и др.);

2) внутрисемейного (проблемы, связанные с высвобождением времени для внутрисемейных контактов);

3) внутриличностного (снижение самооценки, кризис самоидентичности, появление эмоциональных и когнитивных расстройств).

Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами новых ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пере­жить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями с собственными детьми (Черников А. В., 2001).

Задачи семьи на этапе «опустевшего гнезда» пересекаются с проблемами взрослых детей и внуков, переживающих собственные этапы развития. Неспособность членов семьи справиться с задачами своего развития зачастую становится причиной конфликтов поколений. Симптоматизация пожилых супру­гов на данном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлять собой неосознаваемую попытку получить внимание и заботу со стороны повзрослевших детей.

Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:

q конструктивный, связанный с личностным ростом супругов, появлени­ем новых сфер для их самореализации, возможностью получать удоволь­ствие от зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выпол­нение которых было затруднено или отложено в связи с воспитанием детей;

q неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникно­вении ощущения ненужности, одиночества, снижении творческого по­тенциала супругов, разочаровании в браке, расколе супружеской подси­стемы, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.