Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. 4.1. Диагностика структуры семьи




ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

З а н а в ес

В СИТУАЦИИ КРИЗИСА................................................................................... 143

4.1. Диагностика структуры семьи.................................................................... 144

4.1.1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3).............................................................................................. 144

4.1.2. Тест «Семейная социограмма».........................................................150

4.1.3. Опросник «Семейные роли»............................................................ 152

4.1.4. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи»

и «Кинетический рисунок семьи»........................................................ 154

4.1.5. Системный семейный тест Геринга (FAST)..................................... 164

4.2. Изучение семейной истории...................................................................... 173

4.2.1. Генограмма........................................................................................ 173

4.2.2. Геносоциограмма.............................................................................. 178

4.3. Диагностика супружеских взаимоотношений.......................................... 178

4.3.1. Опросник удовлетворенности браком............................................. 179

4.3.2. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)....... 184

4.3.3. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)..................................................................................... 194

4.3.4. Опросник «Шкала любви и симпатии»........................................... 197

4.3.5. Метод диагностики межличностных отношений........................... 198

4.3.6. Методика «Мое письмо о супруге»..................................................206

4.4. Исследование семьи, ожидающей ребенка...............................................209

4.4.1. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б))............210

4.4.2. Методика «Цветовой тест отношений»...........................................218

4.5. Диагностика детско-родительских отношений........................................219

4.5.1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)...............221

4.5.2. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)...............................238

4.5.3. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI).. 243

4.5.4. Опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»............................253

4.5.5. Методика диагностики родительского отношения.........................265

4.5.6. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»...............269

4.6. Диагностика эмоционального состояния членов семьи..........................282

4.6.1. Опросник «Анализ семейной тревоги» ACT)..................................282

4.6.2. Шкала определения уровня депрессии............................................284

4.6.3. Методика определения уровня депрессии.......................................285

Глава 5

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ................................................................................. 291

5.1. Понятие о процессуально-технических параметрах семейной терапии.... 291

5.2. Общие техники консультирования и психотерапии.................................293

5.2.1. Техники и виды слушания................................................................294

5.2.2. Техники воздействия........................................................................300

5.3. Техники семейной терапии........................................................................304

5.3.1. Социометрические техники.............................................................305

«Семейная скульптура».....................................................................307

«Семейная хореография»..................................................................309

«Семейное пространство».................................................................310

«Соломенная башня»........................................................................312

5.3.2.Структурные техники........................................................................313

«Семейный ритуал»...........................................................................314

5.3.3. Поведенческие техники....................................................................316

«Родительский семинар»..................................................................316

«Конструктивный спор»...................................................................318

«Супружеская конференция» и «Семейный совет».........................321

5.3.4. Техники, основанные на использовании воображения..................324

«Семейные фотографии»..................................................................325

«Метафора»........................................................................................326

«Завершение предложений».............................................................327

«Сравнение ценностей»....................................................................328

5.3.5. Парадоксальные техники.........................................................330

5.3.6. Техники организации беседы в семейной терапии.........................331

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия.... 331 Циркулярное интервью........................................................ 332

Глоссарий...................................................................................... 334

Список литературы................................................... 338

Приложение 1. Карта для сбора анамнеза и обследования ребенка...............344

Приложение 2. Анкета для родителей........................................... 350

Приложение 3. Карта приема семьи................................................. 352

Приложение 4. Психологические рекомендации людям,

пережившим утрату близкого человека........................................... 357

Приложение 5. Критерии манипулятора....................................... 359

В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоя­нии. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Не­уклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масш­табы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психо­логической помощи. Свидетельством данных негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологичес­кие консультации, психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом.

Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи обладают своими социокультурными особенностями. В частности, в нашей стране семьям свойственна патриархальность, совместное проживание нескольких поколений, эмоциональная и материальная взаимозависимость членов семьи. Многие семьи являются функционально неполными, что час­тично связано с особенностями их культурно-исторического развития. Кроме того, их отличает невысокий уровень психологической культуры, проявляю­щийся в низкой мотивации на получение психологической помощи.

Как показывает наш опыт работы, к психологу чаще всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидна необходимость присутствия осталь­ных домочадцев, мотивировать их на совместный приход достаточно трудно. Все это создает дополнительные сложности в работе психолога с семьей. В част­ности, учет данных фактов делает невозможным прямое перенесение зарубеж­ных моделей психологической помощи семье на восточнославянскую почву.

Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день ощущается не­достаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизи­рованы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей в ситуации кризиса. Написание данной книги было вызвано необходимостью восполнить информационный вакуум в области психологии семейных кризисов и спосо­бов их преодоления, а также систематизировать ряд вопросов, возникающих в практике семейного консультирования и терапии.

В качестве единицы анализа в данном пособии выступает нуклеарная семья, состоящая из трех человек (муж, жена, ребенок), и особенности проживания ею нормативных (связанных с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла семьи к другому) и ненормативных семейных кризисов. Методологи­ческими основаниями для написания работы явились:

□ структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматрива­ются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы;

□ теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональ­ные процессы в семье и гибкость семейной системы, включая ее способ­ность переходить с одного этапа жизненного цикла на другой;

□ теория отношений В. Н. Мясищева, в основе которой лежит представле­ние о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволившая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во вза­имосвязи их общения и взаимоотношений;

□ культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, выделяющая в развитии личности критические периоды, — она была использована нами при анализе жизненного цикла семьи.

Данное методическое пособие — результат работы авторского коллектива. Основой для его написания послужил наш практический опыт консультатив­ной и терапевтической работы с семьями и их отдельными членами. Представ­ленные здесь материалы использовались при проведении обучающих программ, тренингов и семинаров для специалистов и членов семей, обратившихся за психологической помощью.

В начале пособия содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии как основы для понимания процессов, происходящих в семье. Далее представлен обзор семейных кризисов, описа­ние каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекоменда­ции по оказанию психологической помощи. В отдельных главах приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагно­стический инструментарий, которые, на наш взгляд, могут оказаться полез­ными в работе психолога-консультанта.

Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специаль­ности «Психология», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов, работающих в учреждениях образования, соци­альных работников и педагогов, а также может быть интересно тем, кто нуждается в более глубоком понимании истоков собственных семейных про­блем и способов их разрешения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.