КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика. За помощью обратилась мать первоклассницы Оли Н
Пример За помощью обратилась мать первоклассницы Оли Н. Мама жаловалась на то, что девочка плохо учится и в последнее время боится ходить в школу. Каждый день поход в школу сопровождается плачем и капризами. Встреча с девочкой и проведенная диагностика показали, что все познавательные процессы не нарушены. Анализ «Кинетического рисунка семьи» позволил предположить наличие трудностей в семейных отношениях. В дальнейшей беседе с мамой было установлено, что отношения между супругами конфликтные, и иногда она думает о разводе. Таким образом, данный симптом может выполнять стабилизирующую функцию, удерживая семью от распада посредством объединения супругов из-за необходимости решать проблемы, связанные с дочерью. Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального статуса и поменять свои структурные параметры. За счет расширения сферы социальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение обязанностей в семье, что побуждает супругов достигать нового соглашения в следующих вопросах семейной жизни: □ кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы; □ кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна заключаться помощь; □ кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на занятия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развивающие игры и т. д.); О будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается; □ какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи; □ кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка. От того, насколько удается договориться по этим и многим другим вопросам, зависит успешность прохождения семьей последующих этапов ее жизненного цикла. Так, например, в традиционной белорусской семье большинство вышеуказанных функций выполняет мать, что ведет к перегруженности ее обязанностями. При этом отец может оказаться на периферии в выполнении своих родительских функций (синдром «нереализованного отцовства»). При сильном нарушении баланса семья становится функционально неполной. Ребенок, усваивая такие ролевые схемы, может в дальнейшем воспроизвести их уже в собственной семье. К этому времени в семье уже могут быть сформированы стереотипные паттерны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, могут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать желаемого и т. п. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через капризы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в школе, где данный способ поведения неприемлем. Сложности у ребенка могут возникнуть и в том случае, когда в семье нет ясных границ и нарушена иерархия (наличие перевернутой иерархии) — это чревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация к школе может быть затруднена, если ребенок не посещал детский сад и не имеет опыта внесемейных контактов (общение со сверстниками при посещении спортивных секций, кружков, летних оздоровительных лагерей и др.). Пример ____________________________________________________________|_______ За консультацией обратилась семья 6-летней Ани С. в связи с претензиями школьной учительницы по поводу регулярных нарушений девочкой школьного режима. Со слов педагога, девочка постоянно опаздывает, может встать и уйти с урока, не выполнить учебное задание. Аня часто отвлекается и нарушает школьную дисциплину. В беседе с родителями обнаружилось, что мать девочки — модельер, отец — писатель, живут за городом, работают в основном дома. Девочка не посещала детский сад, потому что, со слов родителей, в этом не было необходимости (кто-то из них всегда находился дома). Родители рассказали, что их семья очень дружная, обстановка теплая, доброжелательная и до поступления ребенка в школу у них не было никаких проблем. Это позволило исключить гипотезу о том, что проблемы девочки являются маркером проблем в супружеской паре. Следующим шагом была проверка того, как отреагировала семейная система на изменение социального статуса девочки (поступление в школу). Было установлено, что ситуация для супругов изменилась лишь в том, что сейчас необходимо возить и забирать ребенка из школы, а также помогать девочке в выполнении домашних заданий. Это стало источником напряжений и споров между родителями. Тот образ жизни, который они вели в течение всей совместной жизни, не предполагал жесткого графика и ранних утренних подъемов. Несмотря на то, что девочка пошла в школу, образ жизни семьи почти не изменился. Это свидетельствует о том, что супруги не приняли факта изменения социальной позиции их дочери. Как следствие, в семье не были выработаны новые нормы и правила. Дальнейшая работа была направлена на осознание супругами факта происходящих изменений в их семье, принятие нового супружеского договора и поддержание процесса трансляции Ане ее новых обязанностей. Трудности переживания данного кризиса могут быть осложнены наличием разногласий или раскола в родительской диаде. Пара может попытаться теперь решать проблемы посредством ребенка. Он может использоваться в качестве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. Вновь актуальными становятся проблемы, не решенные еще до его рождения. Если супругам не удалось договориться и выработать общую воспитательную стратегию, то это может привести к войне, в которой каждый из супругов стремится перетянуть на свою сторону ребенка. Союз одного из родителей с ребенком против другого (межпоколенная коалиция), являясь одной из наиболее распространенных проблем существования семьи, особенно остро переживается в ее переходные (кризисные) периоды. Восприятие воспитательной модели брачного партнера как неприемлемой или неправильной может привести к тому, что каждый родитель пытается спасти ребенка от другого. Мать может чрезмерно опекать ребенка, а отец — держаться подальше, чтобы окончательно «не испортить его». Когда отец пробует выдвинуть свои требования к ребенку, мать вмешивается и пытается смягчить или обесценить их, подрывая тем самым попытки отца принимать участие в воспитании. Этот цикл может повторяться, причем ни один из родителей не в состоянии по-настоящему повлиять на ребенка. Споры по поводу воспитания ребенка могут выступать способом объединения супружеской пары. Парадокс происходящего заключается в том, что если супруги договорятся, то у них исчезнет повод для взаимодействия. Эта ситуация создает для ребенка большое поле для манипуляций родителями и может осложнить его адаптацию в любой среде, основанной на вертикальных отношениях. В другом случае супруги формально могут договориться о воспитательной стратегии в отношении ребенка, однако его проблемное поведение все равно будет необходимо для объединения супружеской пары, и в связи с этим родители будут неосознанно его поддерживать. Пример _______ Семья, состоящая из трех человек: отца, матери и сына 9 лет, обратилась за психологической помощью по поводу проблем ребенка, связанных с его поведением и учебой в школе. Мать (домохозяйка) рассказала, что ее беспоко- ят периодические падения успеваемости и ухудшение поведения ее сына. Из беседы было выяснено, что эти ухудшения, как правило, приходятся на момент возвращения отца из очередной поездки. Последний работает водителем-дальнобойщиком и может отсутствовать дома по нескольку недель. Вернувшись домой, он обычно обозначает свое присутствие, выдвигая претензии жене и сыну. И, как правило, через какое-то время у ребенка начинаются трудности в учебе и поведении. Со слов супруги, ей всегда было непросто находить общий язык с мужем, в то время как ее отношения с ребенком дарили ей много радости. В этом случае симптоматическое поведение мальчика выступало как способ, который позволял данной семейной системе сохраниться. Объединяясь для решения проблем ребенка, супруги таким образом избегали прояснения их собственных отношений. Терапевтическое вмешательство содержало парадоксальное предписание, заключающееся в поддержке симптоматического поведения ребенка. Мальчику объяснили, что его поведение выполняет очень важную функцию, позволяющую сохранить отношения между родителями, и порекомендовали вести себя по-прежнему. Родителям сообщили, что ребенок очень мужественно защищает их союз, спасая супругов от необходимости решать собственные проблемы. Таким образом, симптоматизация ребенка может являться одним из неконструктивных способов решения супругами данного кризиса. На переживание рассматриваемого кризиса может оказывать влияние первый критический период супружеских отношений, возникающий примерно между третьим и седьмым годами совместной жизни. Он связан с деидеализацией партнера, исчезновением романтических чувств и настроений, с появлением чувства усталости от брака и разочарованием в партнере (см. параграф «Семейный кризис»). Снижение толерантности и терпимости супругов друг к другу в данный период, по сравнению с первыми годами супружества, расширение ролевого диапазона и появление новых областей отношений, требующих от супругов умения договариваться, обостряет протекание третьего нормативного кризиса семьи. Среди признаков, указывающих на переживание семьей данного нормативного кризиса, можно назвать следующие: □ трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выражающиеся как в поведенческих проблемах, так и в проблемах, связанных с учебой; □ соматизация ребенка: частые простудные заболевания, энурез, аллергические заболевания, гастриты и т. д.; □ перевернутая иерархия, которая проявляется через поведенческие проблемы ребенка в семье (манипулятивность, капризность, упрямство, неуправляемость) и поддерживающие данное поведение реакции одного из родителей (межпоколенная коалиция); □ ригидность ролевой структуры семьи, характеризующаяся непринятием ее членами новых обязанностей; □ рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, чаще всего предъявляемых другому партнеру как родителю; □ перегруженность супруги как следствие ее двойной занятости, сказывающаяся на физическом и психоэмоциональном состоянии: появление чувства усталости, раздражительность, опустошенность, желание все бросить и одновременно страх изменений, отчаяние и др.; □ проблемы с внешними социальными институтами; П разочарование в брачном партнере, чувство усталости от брака. Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью следующих методик: П анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн); □ выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистанции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре); □ анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова); О выявление уровня удовлетворенности браком — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко); □ исследование детско-родительских отношений — методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т. В. Нещерет и Т. В. Архиреевой), опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская), методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А. Г. Лидере и И. В. Анисимовой); □ исследование семейных отношений — проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |