Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техники и виды слушания




Навыки слушания помогают выявить новые факты, понять поведение, мыс­ли и чувства клиента. К их числу относятся умение грамотно формулировать вопросы, минимизация ответов, невмешательство, выяснение, подведение итогов и др., подразумевающие использование определенного ряда техник.

Построение контакта с семьей при помощи вопросов

Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков семейного психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента. Психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей.

Таблица 22 Целевое назначение вопросов

Цель вопроса Вид вопроса Примеры
Получение информации Анализ ситуации и причин ее возникновения;конкретизация; выявление представлений чле­нов семьи о причинах возникших дисфункций Когда это случилось? Как Вы думаете, почему это происходит? Что, на ваш взгляд, привело к...?
Стимулирование семьи на более подробный рассказ Побуждение клиентов иллю­стрировать свой рассказ примерами Вы можете рассказать о какой-нибудь конкретной ситуации?
Проверка терапевти­ческих гипотез Выявление закономерностей в функционировании семейной системы Правильно ли я поняла, что каж­дый раз, когда отец возвраща­ется из поездки, сын начинает плохо себя вести в школе?
Выявление чувств членов семьи Получение информации о харак­тере эмоциональных пережи­ваний членов семьи Что вы чувствовали в этот момент? Вы расстраиваетесь, когда Ваш муж приходит домой в состоянии опьянения?
Выявление внутрисемейных ресурсов Выявление сильных сторон семьи, ее способностей реорганизовываться Вспомните, были ли в Вашей семье сложные ситуации? Как семья справилась с ними?

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «мог­ли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от членов семьи, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность по­лучить важную информацию о сути семейных затруднений. Например, откры­тый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от семейной психотерапии?» позволяет членам семьи сформулировать без ограничений свой ответ.

Используя открытые вопросы, семейный терапевт может уяснить следую­щее:

О общую картину семейной дисфункции;

□ основные факты;

□ эмоциональное отношение членов семьи к этим фактам.

На стадии сбора информации необходимо выяснить, как сама семья пони­мает и объясняет свои проблемы, а также получить сведения, характеризую­щие особенности взаимодействия в семье и чувства относительно проблемной ситуации. Те же вопросы можно использовать на стадии выдвижения и про­верки терапевтических гипотез.

Семейному психотерапевту необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании членов семьи. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызы­вает у клиента желание защититься. В частности, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, что­бы выяснить детали, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. За­крытый вопрос, как правило, мешает членам семьи уклониться от темы разгово­ра. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учи­тывать при работе с легко внушаемыми членами семьи, с маленькими детьми. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает члену семьи выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени соци­ально приемлемыми, например: «Одни родители считают, что нужно наказы­вать детей, другие — что не нужно. А как думаете Вы?»

Не задавая семье вопросов, информацию о ней можно получить при помо­щи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отра­жение чувств.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство) — мик­ротехника, представляющая собой использование психотерапевтом тех «мини­мальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с семьей. Реплики психотерапевта дают возможность членам семьи высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее».

Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с семь­ей. Они снимают напряженность у членов семьи, помогают психологу выра­зить заинтересованность, понимание или одобрение.

Повтор (поддержка) — это прямое повторение сказанного клиентом либо ко­роткие комментарии («ну-ну», «так», «угу»). Этот прием облегчает беседу и под­держивает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешатель­ство психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать членам семьи, что психотерапевт их слушает и слышит.

Перефразирование (парафраз) — формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для пси­хотерапевта, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, на­сколько точно психотерапевт понимает того или иного члена семьи. Существу­ют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирова­ние: «Как я понял...», «Вы считаете...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы думаете...», «Если я правильно понял, Вы говорите о...» и др.

При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыс­лу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли членов семьи своими словами. Перефразирование по­зволяет внести своевременные коррективы в сообщения членов семьи в тех случаях, когда психотерапевт их неправильно понял.

Пересказ — это сжатое изложение основных слов и мыслей членов семьи. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулирован­ное психотерапевтом, причем обязательно должны использоваться самые важ­ные слова и обороты. Пересказ помогает психотерапевту свести воедино раз­ные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку семья может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направ­ленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является ис­пользованием техники перефразирования для больших объемов информации.

Отражение чувств. Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращает­ся к фактам, а отражение чувств — к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы психотерапевт умел отмечать для себя эмоциональные состоя­ния, чувства и переживания членов семьи.

Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение) и сообщить свои предположения о его чув­ствах— здесь могут быть использованы предложения-штампы: «Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд». Часто добавляется контекст данного переживания: «Галина, когда Ваш муж говорит о том, что Вы плохая хозяйка, похоже, Вы чувствуете обиду», «Иван, мне кажется, вы злитесь, когда Ваша жена сообща­ет, что Вы не помогаете ей с домашними делами». «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение) — микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для психотерапевта. Психолог обращает­ся к члену семьи с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы:

□ «Не повторите ли Вы еще раз?»

□ «Я не понимаю, что Вы имеете в виду».

□ «Объясните, пожалуйста, еще раз».

О «Мне не совсем ясно, о чем Вы говорите». П «Не объясните ли Вы это подробнее?»

Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, на­пример: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связан­ных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют за­щиты клиента1. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказыва­ния типа: «Я не совсем Вас понял» и др. В этом случае психолог не вносит своих

1 Вспомним классический вопрос: «Перестали ли Вы бить свою жену?» В том случае, когда пси­холог задает вопрос такого типа, требующий ответа «да» или «нет», любой ответ клиента будет невер­ным и потребует дополнительных разъяснений. Поэтому нужно очень осторожно использовать за­крытые вопросы, несущие оценку или интерпретацию.

интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи.

Осознание значения (смысла) связано с изучением того, что значит обсужда­емая ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои пережива­ния. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых он тоже сможет рассмотреть эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл имевших место в прошлом ситуаций.

Резюме (подведение итогов) позволяет психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме — микротехника, с помощью которой мож­но «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, ис­пытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Психотерапевт анализи­рует все сказанное до этого им самим и членами семьи, а затем представляет семье в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания по­лилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений членов семьи. Построение резюме включает в себя упо­рядочение сложного содержания высказываний всех членов семьи. Резюме обычно формулируется психотерапевтом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например:

□ «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о...»

□ «Как я понял из Вашего рассказа...»

□ «Главными пунктами Вашей семейной истории являются...»

Резюме полезно использовать в конце терапевтической сессии, когда нуж­но кратко подвести итоги всему, о чем говорили члены семьи.

Фокус-анализ — важная микротехника слушания. При фокус-анализе пси­хотерапевт отражает главную тему взаимодействия с семьей. Возможны следу­ющие направления выбора фокуса при работе с семьей:

1. Фокус на отдельном члене семьи (личностные обращения, апеллирова­ние к мыслям и чувствам, желаниям клиента относительно себя).

2. Фокус на семье в целом.

3. Фокус на семейной проблеме.

4. Фокусирование на психотерапевте. Концентрация внимания на себе по­лезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у членов семьи чувство доверия.

5. Фокусирование на общности: «мы — фокус»: «Чего мы достигли за сего­дняшнюю встречу?», «Мне нравится, как сегодня Вы взаимодействуете».

6. Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многие семьи с детьми-подростками», «Такие затруднения испытывают многие семьи на дан­ном этапе своей жизни». (В основе проблем семьи часто лежат реальные истории их взаимодействия с социальными институтами — детскими садами, школами, медицинскими учреждениями и др.)

На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания.

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) — это

самый основной вид слушания. Он состоит в умении психотерапевта молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность членов семьи. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от психотерапевта. Условным понятием также является и «нерефлексивность», потому что при этом психотерапевт остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтичес­кие гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с семьей.

Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны психотерапевта: кив­ков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлек­сивного слушания психотерапевт может выражать понимание, одобрение, под­держку, использовать микротехнику минимального подкрепления.

Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех си­туациях, когда:

П психотерапевту необходимо составить представление о семейной струк­туре, взаимодействии между членами семьи, семейных ролях и семей­ной иерархии;

□ члены семьи находятся в состоянии сильного эмоционального возбуж­дения;

□ членам семьи трудно четко сформулировать существующие в ней про­блемы;

П членам семьи необходимо выговориться и они пока не готовы выслуши­вать комментарии, вопросы и замечания;

О члены семьи переживают горе или утрату и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду.

Рефлексивное (активное) слушание используется психологом для того, что­бы более точно понять суть высказываний членов семьи. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это созда­ет определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психоло­гу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

Например, жена сообщает психотерапевту: «Мой муж грубо обращается со мной». «Грубо обращается» — выражение, которое может иметь самые различ­ные значения: не помогает жене в домашних делах, игнорирует просьбы и сло­весные обращения, кричит на жену, избивает ее и др. Для того чтобы понять клиентку, психотерапевту необходимо уточнить, что она подразумевает под этими словами. С этой целью им может быть использован уточняющий во­прос: «Что именно Вы имеете в виду, говоря о том, что Ваш муж грубо обраща­ется с Вами?»

Психотерапевт поддерживает членов семьи в их способности проанализи­ровать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для них решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно им сле­дует сделать в тех или иных ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит определенный член се-

мьи либо понять суть семейного послания. Предполагается, что мысли и чув­ства членов семьи в процессе рассказа и выслушивания остальных участников психотерапии могут так изменяться, что семья начинает осознавать и разре­шать свои проблемы, переживать инсайты, самостоятельно находить ответы на собственные вопросы, преодолевать свои внутренние противоречия.

При рефлексивном слушании психотерапевт использует в основном навы­ки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

Эмпатическое слушание включает способность реагировать на другого че­ловека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия — это постижение эмо­ционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать.

Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания — не сочувствие, а со­переживание, то есть создание эмоционального резонанса переживаниям кли­ента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном пони­мании чувств другого человека. При этом психотерапевт не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рож-дерсу) — находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему соб­ственные чувства.

Эмпатическое слушание включает в себя понимание психологом чувств клиента и передачу этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании при­меняются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следо­вание, уточнение, перефразирование, резюме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.