Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности журналиста




ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ

Лечебная диета /стол/ №15

Показания.

 

Показаниями к назначению служат различные заболевания, не требующие специальных лечебных диет и без нарушений состояния пищеварительной системы. Это переходная к обычному питанию диета в период выздоровления и после пользования лечебными диетами.

 

Цель назначения.

 

Цель назначения лечебной диеты № 15— обеспечение физиологически полноценным питанием.

 

Характеристика лечебного стола № 15.

 

Энергоценность и содержание белков, жиров и углеводов почти полностью соответствуют нормам питания для здоровья человека, не занятого физическим трудом. Витамины вводят в повышенном количестве. Пищу принимают теплой. Из диеты исключают наиболее трудно-переваримые и острые продукты. Режим питания: 4 раза в день.

 

Химический состав.

 

Химический состав: белки — 90—95 г (55 % животные), жиры 100—105 г (30 % растительные), углеводы — 400 г, поваренная соль — 15 г, свободная жидкость — 1,5—2 л. Энергоценность — 2800—2900 ккал.

 

 

для студентов 1-2 курсов

заочного отделения кафедры журналистики

 

Учебный план.

Учебный стандарт.

Методические указания к изучению дисциплины.

Тематический план лекционных занятий.

Обязательный учебный состав литературы.

Дополнительный учебный состав литературы.

Задания к контрольным работам.

Вопросы и задания к зачёту.

Вопросы и задания к экзамену.

 

 

Составитель:

доцент кафедры журналистики,

кандидат философских наук

САШЕНКО Марина Викторовна

 

Красноярск, 2007

 

Учебный план:

семестр установка продолжение контрольная работа контроль
1, зима        
2, лето     сдать к.р. № 1 ЗАЧЕТ
       
3, зима     сдать к.р. № 2  
       
4, лето     сдать к.р. № 3 ЭКЗАМЕН

 

Учебный стандарт:

I. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества.

II. Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала.

III. Система профессиональных обязанностей журналиста. Формирование массовых информационных потоков и создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов) как компоненты журналистской деятельности.

IV. Характеристика массовых информационных потоков. Механизмы формирования массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста.

V. Состав профессиональных обязанностей журналиста периодической печати, радио и телевидения.

VI. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Специфика темы, идеи и структурно-композиционного решения журналистского материала. Общее и особенное в материалах для печатной и электронной прессы.

VII. Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса. Особенности стадии познания действительности в зависимости от видов познавательной деятельности (ознакомление, исследование и расследование).

VIII. Стадия создания произведения (формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала).

IX. Методы познания действительности и методы предъявления информации в печатном и электронном тексте.

X. Технические средства в процессе творчества. Профессионально-этические регуляторы журналистского поведения.

XI. Жанровые разновидности журналистских произведений и особенности работы над материалами разных жанров. Основы новостной и проблемно-аналитической журналистики, эссеистики, художественной критики, сатиры и юмора.

 

Методические указания к изучению дисциплины:

Изучение дисциплины “Основы творческой деятельности журналиста” для студентов заочного отделения, обучающихся на кафедре журналистики, предусматривает выполнение контрольных работ, написание реферата и сдачу итогового экзамена по курсу.

Основной и важной задачей данного курса является овладение студентами технологическими и творческими приёмами создания журналистского произведения, тем более что современное журналистское произведение ценно не только тем, что распространяет в обществе социально значимую информацию, но может способствовать решению реальных проблем общества, формировать массовые программы поведения аудитории, возбуждать общественное мнение, координировать действия больших групп людей, корректировать деятельность институтов и организаций.

В жизни современного человека средства массовой информации играют исключительно важную роль. Поэтому сегодня на первый план выходят такие качества журналистского текста, как основательность и достоверность социальной информации, глубина анализа, острота постановки проблем, доказательность аргументации и прогностическая сила выводов. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к профессионализму журналистов.

Подготовка контрольных работ и написание реферата в определенной степени помогут студентам углубить теоретические знания и закрепить навыки глубинного анализа журналистских текстов, а также получить умение использовать технологические приёмы создания собственных текстов.

Задачами курса являются: овладение новыми знаниями и навыками, закрепление и расширение теоретических знаний студентов по данной дисциплине; применение теоретических знаний для смыслового анализа текстов текущей периодики и создания собственных публицистических произведений любых жанров; развитие творчества; развитие профессиональных тематических или жанровых предпочтений; выбор более узкой специализации в журналистской деятельности (репортёр, комментатор, обозреватель, корреспондент, фельетонист, очеркист и т.п.); формирование собственной творческой и гражданской позиции в рамках журналистской деятельности.

Выполнение контрольных заданий и сдача реферата являются допуском к сдаче итогового экзамена.

Тема Литература для самостоятельного изучения
1. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества. Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. Ч.1,гл1. Основытворческой деятельности журналиста. Под ред. Корконосенко. М., 2000. Глава 1. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005. Раздел 1,4.
2. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Специфика темы, идеи и структурно-композиционного решения журналистского материала. Работа с источниками информации. Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса. Особенности стадии познания действительности в зависимости от видов познавательной деятельности (ознакомление, исследование и расследование). Стадия создания произведения (формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала). Методы познания действительности. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. Часть 2,3. Основытворческой деятельности журналиста. Под ред. Корконосенко. М., 2000. Глава 2-4. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005. Раздел 2,3.
3. Система профессиональных обязанностей журналиста. Формирование массовых информационных потоков и создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов) как компоненты журналистской деятельности. Характеристика массовых информационных потоков. Механизмы формирования массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста. Состав профессиональных обязанностей журналиста периодической печати, радио и телевидения. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. Основытворческой деятельности журналиста. Под ред. Корконосенко. М., 2000. Глава 1. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005. Раздел 5,6.  
3. Система элементарных выразительных средств журналистского произведения. Типы информации. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001. Часть 2. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. Глава 2, «Заметка».
4. Жанровые разновидности журналистских произведений и особенности работы над материалами разных жанров. Основы новостной и проблемно-аналитической журналистики, эссеистики, художественной критики, сатиры и юмора.   Основытворческой деятельности журналиста. Под ред. Корконосенко. М., 2000. Глава 1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. Глава 2,3.  

 

Тематический план лекционных занятий:

Раздел 1. Специфика журналистского творчества

1. Журналистское творчество. Творчество. Специфика, ценность и сущность журналистского творчества и журналистского произведения. Журналистика и социальная действительность. Истина (объективность, достоверность) и её отражение в науке, художественном творчестве и в журналистике.

2. Предмет познания журналистского творчества. Факт, ситуация, событие, явление, тенденция. Способ познания в журналистике. Эмпирические и теоретические методы познания. Источники информации: документ, человек, предметно-материальная среда. Изучение документа, наблюдение и интервью как методы сбора информации. Журналистский эксперимент.

3. Продукт журналистского познания и творчества – журналистское произведение. Этапы подготовки текста: выбор темы, снятие некомпетентности, определение предмета и его направленное изучение (сбор информации). Формирование концепции изученного предмета. Отбор и обработка данных. Формирование замысла журналистского произведения. Архитектоника (сюжет, фабула, композиция) текста. Заголовок, его виды и функции. Литературное редактирование материала.

4. Специфика журналистского текста. Структурный уровень элементарных выразительных средств журналистики: опорная идея, рабочая идея, факт, норматив (постулат), образные средства (тропы, образный ориентир, образ-факт, образ-модель, образ-концентрат), журналистский образ и символ. Структурирующий уровень эвс: жанровые разновидности журналистских произведений и особенности работы над текстами разных жанров. Традиционная система жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические (сатирические). Таблица жанров Е.И. Пронина: предмет отображения социальной действительности и уровни её осмысления.

Раздел 1. Основы новостийной (репортёрской) работы журналиста

1. Особенности и методы репортёрской работы. Оперативное сообщение. Новость и её критерии. Факт как основа журналистского произведения, его границы и расширение (детали, подробности, цитирование, статистика, атрибуция).

2. Характеристика информационных жанров по таблице жанров Е.И. Пронина: уровни оповещения и ориентирования, их типы коммуникативных ситуаций.

3. Жанры новостийной журналистики: заметка (стандартная и «мягкая»), хроника и справка, информационное интервью, информационный репортаж, информационная корреспонденция, анонс и аннотация, поздравление и зарисовка (способы создания образов героев, событий, природы и т.п.), девиз и реплика (способы предъявления авторской позиции), вопрос и отклик.

Раздел 3. Основы аналитической журналистики

1. Специфика аналитической журналистики и способ отражения социальной практики – публицистический анализ. Анализ как логическая операция. Метод цепной реакции анализа. Публицистический анализ и рабочая идея журналистского произведения. Предмет аналитической журналистики: группа фактов, конфликт, проблема. Формально-логические и содержательно-логические методы познания действительности.

2. Методы работы журналиста-аналитика. Жанры аналитической журналистики: аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический репортаж, комментарий, рецензия, отчёт, аналитическое резюме, мониторинг и т.д.

3. Характеристика аналитических жанров по таблице жанров Е.И. Пронина. Жанры уровня «коррекции».

 

Раздел 4. Статейная, художественная, сатирическая публицистика

1. Специфика художественно-публицистического творчества журналиста. Логико-рациональные (научные) и образно-эмоциональные (художественные) методы осмысления действительности. Типизация как способ отражения социальной практики. Образ автора и функции авторского «я». Авторская публицистика, эссеистика, колумнистика.

2. Жанры статейной публицистики: обозрение, обзоры прессы и читательской корреспонденции, искусствоведческий обзор, статья и её виды (проблемная, полемическая, теоретическая и т.д.).

3. Жанры художественной публицистики: очерк, эссе. Художественный элементы очерка: деталь, пейзаж, портретная характеристика. Время и пространство, герои и обстоятельства в очерке. Проблема условности в публицистическом произведении, допустимые формы вымысла и домысла как художественная интерпретация действительности.

4. Жанры сатирической журналистики: острота (шутки, пародии, розыгрыши), сатирические заметка и реплика, фельетон, памфлет. Методы сатирического освещения действительности: ирония, иносказание, аллегория, вымысел, гипербола и литота и т.п. Особенности сатирического образа и сатирической типизации.

5. Характеристика жанров уровня «символизация» по таблице жанров Е.И. Пронина.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1:

Выбрать информационную заметку и письменно проанализировать ее по плану:

  1. Тема произведения.
  2. Информационный повод. Новостной критерий.
  3. Главный факт и его детали и подробности (схема «паучка»).
  4. Опорная идея.
  5. Рабочая идея (цель, средства, исполнители, социальные гаранты).
  6. Факты.
  7. Образная структура (образные ориентиры,
  8. Нормы: постулаты и нормативы.
  9. Журналистский образ, символ.
  10. Типы информации.
  11. Способы выражения латентной авторской оценки.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2:

Выбрать одну тему и написать реферат, используя специальную литературу, и указав в конце список использованных источников:

1. Методика работы репортера отдела новостей.

2. Методика работы корреспондента.

3. Методика работы комментатора.

4. Методика работы обозревателя.

5. Методика работы репортера в жанре “репортаж”.

6. Методика работы очеркиста.

7. Методика работы художественного критика и рецензента.

8. Методика работы интервьюера.

9. Методика работы фельетониста и памфлетиста.

10. Методика работы с читательской почтой.

11. Методика работы аналитика.

12. Методика работы с официальной и деловой информацией.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3:

Проанализировать жанровую специфику 4-х журналистских материалов, находящихся в одном предмете отображения (по Таблице жанров Е.И.Пронина) по плану:

Параметры текста: предмет отображения и уровень осмысления реальной действительности. Жанры, виды жанров. Специфические жанровые признаки: предмет журналистского отображения, задача журналиста, целевая установка жанра, способ отражения действительности, способ разработки темы, позиция автора.

Использовать Приложение 1.

Обязательный учебный состав литературы:

1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. Корконосенко. М., 2000.

3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.

4. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

Дополнительный учебный состав литературы:

5. Васильева Л.А. Делаем новости. М., 2002.

6. Виленский М.Э. Как написать фельетон. М, 1982.

7. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. С.-П., 2004.

8. Колосов Г.В. и др. Корреспонденция – жанр публицистики. Воронеж, 1987.

9. Лазарева Э. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

10. Лукина М. Технология интервью. М., 2003.

11. Социальная практика и журналистский текст. / Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М.: Изд-во Московского государственного университета. 1990.

12. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры: Учеб. Пособие. - Минск.: Университетское, 1990.

13. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М.: Мысль, 1982.

14. Телевизионная журналистика: Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное // Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

15. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: “Гендальф”, 1998.

16. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.

17. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

18. Шостак М.И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. М.: ТОО “Гендальф”, 1998.

19. Шостак М.И. Репортёр: профессионализм и этика. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1999.

20. Шумилина Т.В. “Не могли бы Вы рассказать...”. Метод интервью в журналистике. М.: Изд-во МГУ, 1976.

ЗАЧЕТ

по дисциплине проводится как контрольный практикум: студент получает журналистский текст и анализирует его по всем изученным параметрам.

Вопросы к ЭКЗАМЕНУ:

  1. Специфика журналистского творчества (Понятие журналистики. Понятие творчества. Природа журналистского творчества. Специфические черты журналистской деятельности и творчества).
  2. Источники информации и методы работы с ними (документ, человек, предметно-вещественная среда, эксперимент).
  3. Этапы создания журналистского произведения.
  4. Специфика журналистского текста (Главные черты журналистского произведения. Система ЭВС. "Разомкнутость" журналистского текста).
  5. Элементарные выразительные средства журналистики (Опорная идея. Рабочая идея. Факт. Образный ориентир. Норма. Символ. Журналистский образ).
  6. Таблица жанров Е.И. Пронина (Два параметра (предмет отображения и уровень осмысления действительности). Принцип дифференциации параметров. Условность названия предметов. Линейная зависимость уровней).
  7. Понятие «жанр журналистики». Основные группы жанров.
  8. Типы информации в журналистском произведении.
  9. Способы определения латентной оценки журналиста.
  10. Новость, классические элементы новости. Типы заходов и виды лидов в жесткой и мягкой новости
  11. Специфика информационных жанров. Жанры.
  12. Специфика аналитических жанров. Жанры.
  13. Специфика художественной публицистики. Жанры.
  14. Специфика статейной публицистики. Жанры.
  15. Специфика сатирической публицистики. Жанры.

Приложение 1.

ТАБЛИЦА ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ (Е. И. ПРОНИН)

Уровень осмысления (описание) оповещение (узнавание-не) (оценка) ориентирование (принятие - не) (объяснение) коррекция (понимание - не) (побуждение) символизация (решимость-не)
Предмет отображения        
1. РЕАЛИИ   справка заметка корреспонденция статья
2. ПОЗИЦИИ   девиз реплика     комментарий обозрение
3. ИДЕАЛЫ   поздравление зарисовка репортаж очерк
4. АБСУРДЫ   острота сатирическая заметка фельетон памфлет
5. ШЕДЕВРЫ   анонс аннотация рецензия обзор
6. МНЕНИЯ   вопрос сигнал письмо обзор писем
7. КОНТАКТЫ   анкета отклик интервью диалог
8. РЕШЕНИЯ   информацион-ное сообщение официальное заявление отчет редакционная статья
9. ЭФФЕКТЫ   уведомление напоминание рубрика “Возвращаясь к напечатанному” подборка “По следам наших выступлений”

Реалии социальной практики

отображают материальные подробности развития событий

  СПРАВКА ЗАМЕТКА КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СТАТЬЯ
Предмет отобра-жения статистические данные факт реальной действительности и его внутренние связи: подробности и детали частный момент социальной практики: локальная конкретная ситуация, ограниченная местом и временем совокупность взаимосвязанных и однородных событий и явлений социальной практики
Задача журналис-та констатировать один факт латентно оценить факт, определив его внутренние связи объяснить отдельную оперативную или проблемную ситуацию с целью её коррекции обобщить явления и события с целью выявления определенной тенденции общественного развития
Целевая установка жанра оповещение об объективных условиях, в соответствии с которыми будет разворачиваться жизнь и деятельность аудитории ориентирование читателя путем латентной оценки события постановка, исследование и предложение способов разрешения конкретной проблемы действительности формирование универсальных представлений для практического разрешения любой проблемной ситуации данного типа
Способ отраже-ния действи-тельности фиксация фиксация и детализация   публицистический анализ (установление причинно-следственных связей внутри ситуации) с последующим синтезом (обобщением) типизация (выявление тенденции общественного развития)
Способ разработ-ки темы сообщение одного факта без комментариев, как правило, в подборке с другими аналогичными данными детализация факта, сообщение его подробностей и деталей без широкого комментирования цепная реакция анализа конкретной ситуации совпадает с отдельными относительно самостоятельными фактическими сигналами убедительное развертывание одной строго определенной мысли через доказательную систему аргументов и типических фактов, определяющей тенденцию общественного развития
Главные эвс факт Образный ориентир (его отсутствие заменяет социально-оценочная лексика, определенные знаки препинания, публицистическая деталь, выбор журналистом опорной позиции) рабочая идея журналистский образ, символ
Роль факта тексто-образующая Главная основная вспомогательная, иллюстрирующая
Масштаб обобще-ний отсутствует чаще отсутствует обусловлен только рамками данной локальной ситуации выходит далеко за пределы изложенного фактического материала
Имидж журна-листа “объективный” информатор “субъективный” информатор исследователь - “практик”, корреспондент-аналитик исследователь - “универсал”, общественный деятель
           

Позиции субъектов социальной практики

фиксируют оттенки понимания событий отдельными людьми или полномочными представителями организаций

  ДЕВИЗ РЕПЛИКА КОММЕНТАРИЙ ОБОЗРЕНИЕ
Предмет отобра-жения актуальное событие социальной практики Конкретное событие или явление злободневное событие, чьё-либо поведение, документ и т. п. достаточно целостная совокупность взаимосвязанных явлений и событий
Задача журналис-та выразить отношение к актуальному событию выразить позицию, вызвать эмоционально окрашенную реакцию читателя (общественного мнения) подробно разобрать злободневное событие с идейно - политической позиции обоснованно и энергично провозгласить позицию журналиста, вызвать активную реакцию общественного мнения  
Целевая установка жанра оповещение об идейно -политической позиции издания Ориентирование в злободневных событиях выражением чувства восхищение или негодования, причины которых самоочевидны прямое объяснение события для коррекции общественного мнения по данному вопросу предложить читателю обобщенные до символического значения эталонные оценки ситуаций и фактов данного типа
Способ отраже-ния действи-тельности лаконичная фиксация определенной позиции Детализация оценочного суждения журналиста открытый анализ, комментирование события или явления на основе типизации выявляется тенденция общественной жизни; создается панорама действительности (от частного к общему)
Способ разработки темы лаконичное энергичное выражение Энергичное провозглашение собственной оценки события как вызов другим оценкам; категоричность, афористичность, парадоксальность, безапелляционность суждений толкование мотивов, обусловивших возникновение или свершение явления, и установление их следствий (причинно-следственный анализ события) разворачивание панорамы событий (документальной основы) сопровождается аргументированным анализом (“добывание из фактов смысла”)
Главные эвс энергичная социально-оценочная лексика, оформленная в лозунг образный ориентир, эмоционально окрашенная социально-оценочная лексика, выражающая чувства восхищения или негодования рабочая идея журналистский образ, символ
Имидж журналис-та заявитель позиции посредством лозунга, девиза Заявитель манифеста, поддержки, прокламации и т. п. аналитик - комментатор обозреватель (общественный деятель)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.