Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 2




Школы литературной критики

Жанры литературной критики

Известные русские литературные критики прошлого

XX век

Новый культурный всплеск происходит в середине 1920-х гг. Закончилась гражданская война, и молодое государство получает возможность заняться культурой. На эти годы приходится расцвет советского авангарда. Творят Малевич, Маяковский, Родченко, Лисицкий. Развивается и наука. Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. — формальная школа — рождается именно в русле строгой науки. Главными ее представителями считаются Эйхенбаум, Тынянов и Шкловский.

Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики — дидактическую, моральную, общественно-политическую, — формалисты пошли вразрез с марксистским материализмом. Это привело к концу авангардного формализма в годы сталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.

В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма — официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. В 1940 году был закрыт журнал «Литературный критик», распущена секция критики в Союзе писателей. Теперь критика должна была направляться и контролироваться непосредственно партией [1]. Во всех газетах и журналах появляются колонки и отделы критики.

  • Белинский, Виссарион Григорьевич (1811—1848)
  • Павел Васильевич Анненков (1813, по другим данным 1812—1887)
  • Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889)
  • Николай Николаевич Страхов (1828—1896)
  • Николай Александрович Добролюбов (1836—1861)
  • Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868)
  • Николай Константинович Михайловский (1842—1904)
  • рецензия,
  • критическая статья об отдельном произведении,
  • обзор, проблемная статья,
  • критическая монография о современном литературном процессе.
  • Чикагская школа, также известная под названием «неоаристотелевской».
  • Йельская школа деконструктивистской критики.

1. Журналистский текст как продукт авторского творчества. Замысел и его воплощение. Целевая аудитория журналиста. Какими навыками, качествами он должен обладать, чтобы обращаться к ней?

ОТВЕТ: Журналистский текст – это особый продукт творчества со своими особенностями и закономерностями построения. Специфика публицистического стиля определяется единством двух противонаправленных тенденций – к стандартности и к экспрессивности. “Тенденция к стандартности означает стремление публицистики к строгости и информативности официально-делового и научного стилей; тенденция к экспрессивности, к живости и занимательности изложения означает стремление публицистики к доступности и привлекательности форм выражения, характерных для языка художественной литературы и разговорной речи”.

· Продуктом журналистского творчества является текст, который носит характер системного образования. Он может быть представлен как продукт и средство реализации коммуникативной задачи - установить контакт между адресантом (автором) и адресатом (читателями). Эффективность журналистского текста напрямую зависит от его включенности в практическую сферу, в контекст развития общественного сознания. Аудиторию следовало бы охарактеризовать как «неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ» [Корконосенко 2002: 144].

· Документальная природа журналистских сообщений позволяет сделать вывод об объективности как главной характеристике журналистского текста. Пресса более предрасположена к развитию мыслительной, аналитической деятельности, чем другие СМИ. Ценность любой информации может уменьшаться в зависимости, например, от «старения» сообщения. Проверяемость и многократность использования информации мы относим к ее динамическим свойствам.

· Тиражируемые во времени и пространстве журналистские тексты включены в единую систему регулярного информационного обслуживания населения. Система информационного обслуживания тем эффективнее, чем больше учитываются информационные потребности аудитории.

· Как слово наше отзовется?..

· Информация обладает свойством управления. В этом ее сущность: она — «управляющая связь» и всегда действует как сигнал к изменению поведения объекта, поскольку несет в себе сведения об изменении его среды.

· Журналистский текст несет в себе особый вид
информации — журналистскую информацию. Она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакций на публикации. Таких типов зафиксировано три:

· ♦ реакции вовлечения— действия (внешние или внутренние),
в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям;

· ♦ реакции исполнения— действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом;

· ♦ реакции социальной гарантии— действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации.

· Есть так же комплекс свойств информации, способный вызывать реакции на журналистские материалы.

· Во-первых, журналистская информация характеризуется общим для всей информации свойством действительности: будучи
воплощением связи человека с окружающим миром, она одновременно есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир.

· Во-вторых, журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации — универсальность. Состоит оно в том, что эта информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов.

· Третье свойство журналистской информации присуще именно ей, является ее специфической чертой: она отмечена идеолого-этической направленностью, т.е. способностью с той или иной мерой императивности поставить адресата информации перед выбором собственной линии поведения (отношения) в контексте соответствующих идеолого-этических ценностей, в частности, представлений о добре и зле, благе и смысле жизни.

· Дезинформация – это не отсутствие информации. Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов она создает в аудитории ложную систему ориентаций, формирует неверную картину действительности, искаженные ценности и цели. Формируемое таким образом неверное сознание в свою очередь порождает неадекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям дезинформатора.

· Не зависимо от жанра, направляющий, подсказывающий характер рабочей идеи журналистского произведения всегда сохраняется, выступая как ее устойчивый признак.

· В последнее десятилетие расширился круг проблем; стали отражаться зоны действительности, прежде закрытые для журналистики, изменился подход к воспроизведению конкретных реальных ситуаций.

· Главная «подвижка» в механизме взаимодействия журналистского текста и адресата информации в настоящий момент заключается в том, что рабочая идея материала, стала вариативной. В целом сегодня в отечественной журналистике можно выявить несколько устойчивых ее разновидностей. Пожалуй, наиболее распространены сейчас пять из них. Обобщенно они могут быть обозначены так:

· ♦ «прими к сведению и действуй по усмотрению» (вариант —«и делай выводы»);

· ♦ «действуй, как они, если подходят условия»;

· ♦ «не допускай повторения подобного»;

· ♦ «есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй»;

· ♦ «решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам».

· Надо сказать, что чаще всего журналистский текст содержит в себе «пакет» рабочих идей, направленных разным категориям читателей. Адресат информации осознает их в зависимости от своей позиции по отношению к проблеме, через которую рассматривается ситуация. В некоторых изданиях обозначилась тенденция увязывать рабочую идею с прогнозом развития ситуации.

· В этих случаях она обретает приблизительно такой вид: «Если действовать так, ситуация повернется этак; если предпринять нечто иное, она изменится соответственно». Иногда при этом дается развернутая рекомендация по поводу того, что следует предпринять. Однако чаще просто прочерчивается связь конкретных действий и последствий. Рабочая идея вообще чаще всего двунаправлена — и широкой читательской аудитории, и конкретному социальному институту. Чем она конструктивнее, отчетливее и доказательнее выражена, тем более эффективным, полезным обещает быть журналистский материал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.