КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О логической перспективе
(Логика сценической речи. Т.И. Запорожец) Логическая перспектива — это донесение основной мысли при чтении вслух предложения, «цепочки» из нескольких предложений, законченных по мысли и композиционно, отрывка, рассказа, статьи, монолога и пр. Когда мы в главе «Логическое ударение» говорили о фразовых ударениях I и II, мы практически уже касались передачи логической перспективы фразы и небольшой «цепочки» предложений. Станиславский называл перспективой «расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого». Об особенностях логической перспективы он говорил так: «В перспективе передаваемой мысли (логической перспективе) важную роль играют логика и последовательность при развитии мысли и при создании соотношения частей на протяжении всего целого. Такая перспектива в развертывающейся мысли создается с помощью длинного ряда выделенных ударениями слов, которые придают смысл фразе. Подобно тому, как в слове мы выделяем тот или другой слог, а в фразе то или иное слово, следует в большой мысли выделить наиболее важные фразы, а в целом длинном рассказе, диалоге, монологе — их наиболее важные составные части, точно так, как в целой большой сцене, акте и прочее — их наиболее важные эпизоды. Получается вереница ударных моментов, которые отличаются друг от друга силой и выпуклостью». Иными словами, для того чтобы речь имела перспективу, надо знать главную мысль отрывка и создать звуковые соотношения между всеми ударяемыми (сильно, средне, слабо) и неударяемыми словами, составляющими предложение или ряд предложений. Чтобы наиболее точно и выразительно донести свои мысли и чувства, исполнитель прежде всего должен овладеть техникой передачи логической перспективы в звучании. Внутреннее не может быть выражено без помощи внешнего. Определяя, в прямой зависимости от мысли целого предложения или отрывка, главные и второстепенные ударения, произнося соответствующие части текста «приемом вводного» и пр., мы приходим к передаче главной мысли отрывка. Умение выделить главное, не пропустив и не скомкав второстепенное и третьестепенное, умение привести слушателей «к цели» — к финалу предложения, отрывка, рассказа — есть умение донести логическую перспективу. Донесение логической перспективы требует координировании различных по силе и качеству ударений. Это подобно разным планам в живописи — по сравнению, употребляемому Станиславским. В живописи наиболее важное выдвинуто на передний план; менее важное находится на втором, на третьем плане; наконец, наименее важное почти незаметно, затушевано. «У нас в речи существуют такие же планы, которые дают перспективу фразы. Наиболее важное слово ярче всех выделяется и выносится на самый первый звуковой план. Менее важные слова создают целые ряды более глубоких планов»,— пишет Станиславский. Логическая перспектива (перспектива передаваемой мысли) находится в зависимости от того, что важно для данной пьесы, рассказа, статьи, для данного литературного отрывка. В полной зависимости от этого должны быть установлены главные ударные слова отрывка и может быть решено, что именно в данном случае является второстепенным, т. е. логическая перспектива, ее «построение» зависит от идеи данного произведения и от задач исполнителя. Станиславский писал: «Только когда мы изучим читаемое целом и изведаем перспективу всего произведения, можно правильно расположить планы, красиво распределить составные части в гармонических соотношениях и выпукло вылепить их в словесной форме». Лишь после того, как актер продумает, проанализирует, переживет всю роль в целом и перед ним откроется далекая, красивая, манящая к себе перспектива, то его речь становится, так сказать, дальнозоркой, а не близорукой, как раньше. Тогда он сможет играть не отдельные задачи, говорить не отдельные фразы, слова, а целые мысли и периоды». Станиславский советует при определении ударений в первую очередь выбрать «среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением. После этого следует сделать то же в менее важными, но все-таки выделяемыми словами. Что же касается неглавных, невыделяемых, второстепенных слов, которые нужны для общего смысла, то их надо отодвинуть на задний план и стушевать». Для того чтобы выполнить этот совет, надо помнить пройденные нами правила постановки ударений в предложении. Отклонения от правил, случаи исключений из правил единичны, они всегда бывают оправданы необходимостью. Например, хотя мы говорили, что слово, стоящее в конце предложения, обычно получает главное ударение, в следующем предложении это правило нарушается: главное, конечное ударение — по смыслу — необходимо поставить на последнее из однородных: «И опять I стало скучно, I тихо I и глухо кругом». (И. Бунин. «Веселый двор».) Обстоятельства образа действия тут «перевешивают», так как именно они характеризуют обстановку. Станиславский утверждает: «Даже самая маленькая самостоятельная фраза, взятая отдельно, и та имеет свою коротенькую перспективу. Целая мысль, складывающаяся из многих предложений, тем более не обходится без нее». Итак, даже маленькая фраза имеет свою перспективу. Что же это значит? Это значит, что и в короткой фразе есть своя «цель» — главное ударное слово, несущее основную мысль,— и есть ударения второстепенные. Например: «Лариса. Это дело кончено: он для меня не существует». (А. Островский. «Бесприданница».) Этими словами Лариса отрекается от своего жениха — Карандышева. Главное слово, без которого ее отречение не может быть выражено, — «не существует». Второстепенное ударение падает на слово «кончено». «Кончено», взятое отдельно, может показаться словом, лучше выражающим конец отношений Ларисы и Карандышева. Но не надо забывать, что у Островского после слова «кончено» стоит не точка, а двоеточие, и он хочет этим сказать, что мысль о конце еще будет раскрыта и Каран-дышев последующими словами Ларисы будет уничтожен окончательно. И действительно, после двоеточия стоит главное слово, вычеркивающее Карандышева из жизни Ларисы,— он «не существует». Совсем слабое ударение на слове «дело» может быть и вовсе снято; тогда перед двоеточием будет один речевой такт, а после двоеточия — еще один. Слова «это» и «он для меня» стушевываются, не несут ударений. Все это помогает ярче выделить важное для мысли слово «кончено» в первой части фразы и са-Я мое главное — «не существует» — во второй части. Таким образом, ударения в этой фразе будут следующие: «Это дело кончено: I он для меня не существует». Еще один пример: «Где-то в тундре, где-то за горизонтом, за озерами, за карликовыми соснами живут ненцы». (Ю. Казаков. «Северный дневник».) В этом предложении автор как бы нагнетает обстоятельств венные слова, они тут составляют четыре речевых такта. И лишь в конце предложения стоит главное по смыслу слово «ненцы», как бы спрятанное за всеми обстоятельствами на самое «дно». Четыре группы обстоятельственных слов подготавливают нас к: этому главному слову. Эти несколько речевых тактов (несколь-ко обстоятельств) создают ощущение недосягаемости, трудного пути к главному слову, так же как трудно, по словам автора, добраться до мест, где обитают ненцы. Подлежащее, стоящее на последнем месте, получает обычно главное ударение. В этом предложении оно тоже несет главное ударение. Весь последний речевой такт является тут ударным, он выделен фразовым ударением I, а наиболее сильное ударение получает подлежащее «ненцы». Таким образом, в этом предложении ударения распределяв ются так: «Где-то в тундре, I где-то за горизонтом, I за озерами, I за карликовыми соснами I живут НЕНЦЫ». Тот же анализ можно применить при разборе приведенным ниже литературных отрывков. Они состоят из нескольких предложений. Каждый отрывок имеет свою перспективу, которая ве-1 дет к завершающему предложению, обычно несущему основную? смысловую нагрузку. «Скоро я пригляделся ко всей труппе. Признаюсь, я и до моего невольного актерства никогда не был высокого мнения о провинциальной сцене. Но благодаря Островскому в моем воображении все-таки засели грубые по внешности, но нежные и широкие в душе Несчастливцевы, шутоватые, но по-своему преданные искусству и чувству товарищества Аркашки... И вот я увидел, что сцену заняли просто-напросто бесстыдник и "бесстыдница». (А. Куприн. «Как я был актером».) В этом небольшом отрывке четыре предложения. В первом ударение падает на дополнение («к труппе»). Ударение во втором предложении на первый взгляд хочется сделать на словах «не был высокого мнения», так как кажется, что речь в отрывке идет именно о невысоком мнении об актерах. Но разобравшись в третьем предложении, мы видим, что на этих словах во втором предложении нельзя делать главное ударение, так как в третьем предложении говорится не о мнении, а именно о провинциальных актерах — «о провинциальной сцене»—-и специально при-! водятся действующие лица из «Леса» Островского. Значит, главное ударение во втором предложении падает на слова «о провинциальной сцене». И, наконец, четвертое предложение в целом может быть выделено фразовым ударением II. Это предложение несет главную мысль отрывка. Два однородных подлежащих, которыми заканчивается отрывок, получают наиболее сильное ударение. Вот схема ударений в этом отрывке: «Скоро I я пригляделся ко всей т р у пп е. I Признаюсь, I я и до моего невольного актерства I никогда не был высокого мнения ' о провинциальной сцене. Но благодаря Островскому I в моем воображении I все-таки засели I грубые по внешности, I но нежные и широкие в душе 'Несчастливцевы, I шутоватые, I но по-своему преданные искусству ' и чувству товарищества I Аркашки... И вот я увидел (,) что сцену I заняли просто-напросто ' БЕССТЫДНИК и БЕССТЫДНИЦА». Еще один пример: «Спокойный и уверенный снегопад. Ветка сгибается под тяжестью снега. Поле свежей изумрудной озими, как бы разлинованное рядками. Тепло укрывает снег нежную зелень. Березка в лесу под снегом. Снег изгибает ее верхушку до земли, образуя своеобразную арку. Елочкам не страшно. На них особенно много снегу. Рябины в лесу. Ярко-красные гроздья рябин в снежной белизне. Это очень красиво — рябиновые кисти на заснеженных рябинах. Спокойно падает снег». (В. Солоухин. «Времена года».) - Весь отрывок состоит из простых предложений. Короткие предложения передают отдельные картины зимней природы. Поэтому здесь особенно важно отделить паузами все подлежащие. Автор называет объект за объектом: «снегопад», «ветка», «поле озими», «снег», «березка» и т. д. Все они обязательно получают ударения (не всегда главные). Отрывок начинается и заканчивается словами «снегопад» и «снег». Они должны быть выделены сильнее. После предложения о снегопаде — фразовое ударение I — идет перечисление того, что засыпал снег,— здесь ударения более слабые. Последнее предложение выделяется фразовым ударением II. Более подробно ударения отмечены на схеме (см. стр. 86). Разберем еще два примера. Они представляют собой небольшие, но вполне законченные по мысли отрывки из романов. «Еще с утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало даже и очень нехорошо; начиналось что-то вроде лихорадки. К тому же я целый день был на ногах и устал. К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно
Спокойный, уверенный снегопад. И Ветха 1 сгибается под тяжестью снега. I Поле свежей изумрудной озими I (как бы разлинованное рядками). Тепло укрывает снег I нежную зелень. I Березка I в_лесу I под снегопадом. I Снег I изгибает её верхушку I до земли, I (образуя своеобразную арку). I Елочкам I не страшно. 1 На них особенно много снега! Рябина в лесу. I Ярко-красные гроздья рябины I вснежной, белизне. I Это очень красиво - I рябиновые кисти I на заснеженных рябинах. II Спокойно падает снег. закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют всю свою угрюмость; как будто на душе проясняет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли„.\ Удивительно,.что может сделать один луч солнца с душой человека!» (Ф. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».) О чем говорится в этом отрывке? О том, что луч солнца приносит надежду, радость даже человеку, замученному жизнью города; о том, что герой как бы изменяется душой, когда вечернее солнце ранней весны освещает ему дорогу. Значит, скорее всего наиболее важными для главной мысли отрывка будут такие слова: «на душе проясняет», «новый взгляд, новые мысли» и, наконец, заключительная фраза, являющаяся главным выводом автора. Первые два предложения представляют собой небольшое вступление, экспозицию. Третье предложение, тоже в какой-то мере экспозиция, подводит нас к наиболее важному сообщению — о солнечном ясном закате. Пятое, шестое и седьмое предложения содержат похвалу героя городскому пейзажу, измененному и украшенному лучами солнца. Вторая половина седьмого предложения — после точки с запятой—уже содержит в себе авторскую оценку, вывод. Наконец, два последних предложения— самые важные для всего отрывка — говорят о радостной перемене в настроении героя, принесенной ему лучами петербургского заката. Таким образом, схема ударений будет, вероятно, такой: «Еще с утра I я чувствовал себя нездоровым, I а к закату солнца I мне стало даже и очень нехорошо; I начиналось что-то вроде лихорадки. I К тому же я целый день был на ногах I и устал. II К вечеру, I перед самыми сумерками, I проходил я по Вознесенскому проспекту. II Я люблю мартовское солнце в Петербурге, I особенно закат,1 (разумеется (,) в ясный, морозный вечер). I Вся улица I вдруг блеснет, I облитая ярким светом. I Все дома как будто вдруг засверкают. I Серые, I желтые I и грязно-зеленые цвета их I потеряют, всю свою угрюмость, II как будто на душе проясняет, I как будто вздрогнешь I или кто-то подтолкнет тебя локтем. II Новый взгляд, I новые мысли... II Удивительно, I что может сделать один луч СОЛНЦА с душой человека!» Не менее содержателен и ярок следующий отрывок: «Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами, и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнез-доватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сы-новьи целую твою пресную землю, донская, казачьей не ржавеющей кровью политая степь!» (М. Шолохов. «Тихий Дон».) Ради чего рассказано все это автором? Куда должна вести нас логическая перспектива? — Автор, глубоко любящий родные места, ведет нас к главному для него предложению: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою... землю...» Первое восклицательное предложение — «Степь родимая!» — выделяется поэтому фразовым ударением II. Она сразу собирает наше внимание на главном, о чем пойдет речь,— на степи. Кстати, здесь инверсия не должна быть принята нами во внимание, т. е. определение-прилагательное, стоящее после определяемого слова, не получит большего ударения. Ударение падает на слово «степь», ибо именно о ней будет идти речь. В середине отрывка с этим первым предложением перекликается второе восклицательное предложение: «Родимая степь под низким донским небом!» Оно тоже выделяется фразовым ударением II. Находящаяся между этими двумя «опорными» восклицательными предложениями цепь предложений говорит о дорогих автору приметах степной жизни. Эти предложения оканчиваются многоточием, которое показывает конец описательного куска. Наконец, стоящее после многоточия последнее предложение несет фразовое ударение II и является главным в отрывке. Схема ударений может быть примерно такой: «Степь родимая! I Горький ветер, I оседающий на гривах косячных маток I и жеребцов. I На сухом конском храпе I от ветра I солоно,А и конь, (вдыхая горько-соленый запах), I жует шел- ] ковистыми губами I и ржет, I чувствуя на них привкус ветра I и 1 солнца. II Родимая степь I под низким донским небом! II Вилю1 жины балок, I суходолов, I красноглинистых яров, I ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, I курганы I в мудром молчании, I берегущие зарытую казачью I славу... II Низко клан яюсь I и по-сыновьи целую твою прес- 1 кую землю, I донская, казачьей не ржавеющей кровью| политая СТЕПЫ» В этом учебном пособии мы не имеем возможности подобным же образом проанализировать целый рассказ. Но при работе над большими отрывками или рассказами следует так же подробно разбирать их, как были разобраны эти отрывки.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |