Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Калининград 1 страница




СЕВЕРО-ЗАПАДЕ

На «хорошо» - 14

На «удовлетворительно» - 9

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Калининградский ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

по дисциплине

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА

 

 

Для специальности 230500 (100103) «Социально-культурный сервис и Т туризм»

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ (СОСТАВИТЕЛИ):

 

Н.Ф. Иванова, к.и.н., доцент зав. Каф. «Социально-культурный сервис

и туризм СПбАУиЭ / /

(инициалы и фамилия, ученая степень и ученое звание) (подпись)

 

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры Социально-культурного сервиса и туризма «____» _____________ 200 _ г., протокол №____.

 

Заведующий кафедрой В.П. Зайцев / ____________ /

(инициалы и фамилия) (подпись)

 

 

Введение.

 

Появление данного пособия вызвано необходимостью дать студентам общие сведения о современном состоянии и перспективах развития туризма в Северо-западном Федеральном округе РФ. Проблемы развития региональной экономики и туризма, как ее части, возникли в период перехода к рыночной экономике. В конце 20 - начале 21 века вопрос о региональном развитии в России встал достаточно остро. Это обусловлено огромными российскими пространствами, на которых условия ведения хозяйственной деятельности связаны с социально-экономическими, природно-климатическими и геополитическими факторами. Кроме того для развития туристской отрасли важно присутствие историко-культурных памятников, санаторно-курортных комплексов и других объектов, которые могут вызвать интерес туристов. Северо-запад Российской Федерации в последние годы становится достаточно привлекательным для европейских туристов - возможность прибыть в дестинации, избегая воздушного транспорта, достаточно стабильная природная среда, обилие историко-культурных памятников мирового значения, близость к столице, все эти факторы способствуют развитию въездного туризма в регионе. В последние годы издавался ограниченный круг литературы, посвященной памятникам истории и культуры, проблема развития туризма на Северо-западе, как отдельном регионе, не ставилась.

Данное пособие предназначено, прежде всего, для студентов, обучающихся по специальности "Социально-культурный сервис и туризм", которые в дальнейшем собираются работать в Северо-западном регионе по программам въездного и внутреннего туризма.

 

 

Глава 1. Современное состояние и развитие туризма в Российской Федерации. Роль регионов в развитии туризма.

 

С начала 50-х годов ХIХ века туризм стал общемировым явлением. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) средние темпы роста объемов туризма в конце ХХ века составляли около 7% в год, что значительно выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом.

Туризм имеет большой потенциал для развития, в настоящее время путешествует около 3,5% населения мира, к 2020 году эта цифра составит 7%[1].

О доходности международного туризма знают все заинтересованные участники международного туристского рынка. В ближайшие годы ежегодно будет путешествовать 600-700 миллионов человек, затрачивая на путешествия около 1 триллиона долларов. Туризм превратился в большой бизнес, для экономики многих стран он стал настолько важен, что между ними развернулась жестокая конкуренция. Россия долгие годы была закрыта для въезда и выезда туристов в массовом масштабе. Вместе с тем, она обладает гигантскими туристскими возможностями и становится, правда, недостаточно интенсивно сильным конкурентом на мировом туристском рынке. Только США могут сравниться с Россией по туристским возможностям[2]. Только Россия и США могут предложить отдых в любых климатических условиях и в любое время года. Россия имеет преимущество для европейского туриста, так как значительную часть стоимости тура в США составляет плата за услуги перевозчиков, кроме того в Россию европейский турист может попасть избежав воздушного путешествия, вызывающего у многих опасения из-за угрозы терроризма.

Эксперты ВТО прогнозируют, что к 2020 году Россия войдет в десятку крупнейших принимающих и направляющих туристов стран.

Вместе с тем, Россия значительно отстает в настоящее время в развитии туризма от развитых стран, по различным данным российские туристы составляют всего 1% от общего числа путешествующих. Достаточно сложные проблемы существуют и в самой индустрии туризма, главной из которых является недостаточность развития инфраструктуры.

Всемирный Совет по Туризму (WTTC) регулярно проводит исследования в разных странах мира о влиянии туризма на общественное развитие, рост ВВП, развитие промышленности и сельского хозяйства, на ситуацию с занятостью населения, инвестиционным климатом и другими аспектами. В 2004 году такие исследования проводились в России. С их результатами на конференции, проводившейся в рамках ежегодной туристской выставке INWETEX (CIS TREVEL MARKET 2004) присутствовавших ознакомил вице-президент WTTC Рик Миллер. Результаты впечатляют – специалисты считают, что в 2004 году в России доля туристской отрасли и связанных с нею отраслей составила 8,6% российского ВВП и в ближайшие 10 лет в туризме прогнозируются темпы роста 7% в год (http//w.w.w.rosbalt.rv/19.10.04, автор П.Яблонский).

Однако есть и другие проблемы, так как туризм это не только бизнес, но и социальная сфера, которая дает постоянную и временную работу тысячам людей различной квалификации. В настоящее время в странах Европейского Сообщества в туризме занят каждый седьмой работающий, в Российской Федерации – только каждый трехсотый, что делает туризм перспективным направлением в создании новых, достаточно хорошо оплачиваемых, рабочих мест. А поскольку туризм обладает мультипликативным эффектом, его развитие приведет к дальнейшей сервизации нашей экономики, процессу затронувшему весь цивилизованный мир.

Однако из-за огромной разницы между регионами Российской Федерации, связанной с экономическими, экологическими и природными факторами говорить о единой стратегии развития туризма в России можно с теоретических позиций. Фактически же каждый регион, а в ряде случаев и субъект Федерации имеет свои, только для него характерные проблемы, связанные с развитием туризма. Об этом пишут наши ученые[3], это обстоятельство учитывается в программах развития туризма, принятых государственными органами на различных уровнях - от "Концепции развития туризма в РФ" до программ районных Администраций и муниципальных образований.

В каждом конкретном случае для эффективного развития туризма необходимо определить приоритеты – очевидно, одним из таких приоритета является превращение туризма в высокодоходную отрасль экономики, что в первую очередь предполагает развитие въездного и внутреннего туризма. Туризм выездной напротив вымывает из региона средства, накопленные населением. В рамках уже существующей туристской индустрии региональные программы должны разработать технологии повышения эффективности туризма.

Практически все субъекты федерации Северо-Западного федерального округа составили программы развития туризма. Эти программы значительно разнятся – одни похожи на манифесты о намерениях развивать туризм, другие представляют собой серьезные экономические разработки. Об этих программах речь пойдет в следующих главах. Очевидно, что в такой стране, как Россия, формирование туристской региональной политики является важнейшим фактором успешного развития отрасли, которая связана с другими отраслями экономического развития региона и обладает мультипликативным эффектом. Туризм является и мощным стимулятором развития социальной сферы, создания новых рабочих мест. Поэтому государство заинтересовано в создании действенного механизма регионального планирования туризма, имея в своих руках мощные рычаги экономического, правового и административного характера.

Туристско-рекреационный комплекс Российской Федерации имеет ярко выраженный региональный характер и территориальную специализацию. Успешное планирование развития регионального туризма возможно только в рамках устойчивого развития, учитывающего экологическое и социально-экономическое состояние региона. Данной проблематикой в последнее время успешно занимается Институт проблем региональной экономики РАН. Планирование туризма на основе концепции устойчивого развития имеет большое значение, так как туристская деятельность осуществляется в природной среде и на объектах признанных культурным наследием, в определенной, подчас самобытной национальной среде, который контакт с большими туристскими потоками может быть небезопасен.

К сожалению, в настоящее время и в России и в Северо-Западном Федеральном округе выездной туризм растет более интенсивно, чем въездной и внутренний, хотя определенная динамика в этом направлении наблюдается. Ученые считают, что для возрождения туризма как социального явления в нашей стране и превращения его в доходную отрасль, приносящую в бюджет 15-20%, привлечения в туризм не менее 10% трудоспособного населения в качестве работников, необходимо создать модель соответствующего хозяйственно-финансового механизма, способного вывести из кризиса стихийный "сектор туристских услуг"[4]. Все предлагаемые авторами меры в той или иной форме присутствуют и в Концепции развития туризма, и в региональных программах и в региональных программах развития туризма, и в актах, регулирующих туристскую деятельность.

Важнейшим направлением в развитии туризма, в том числе и регионального, на наш взгляд является государственное планирование развития индустрии туризма. Проблемами планирования туристской деятельности занимается ВТО[5]. В странах с развитой индустрией туризма планирование туристской деятельности является цивилизованной основой его существования. В настоящее время очевидность необходимости планирования и контроля развития туризма рассматривается в контексте социально-экономического развития страны или региона. ВТО считает приоритетным направлением оказание практической помощи странам в области стратегии планирования развития туризма, туристской политики.

Чтобы туристская деятельность не наносила ущерба принимающим странам и одновременно являлась успешным бизнесом ее планирование должно осуществляться в соответствии с принципом "устойчивого развития". Концепция устойчивого развития впервые была предложена в докладе Всемирной Комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 году, доклад был представлен и одобрен на Генеральной Ассамблее ООН. Основными принципами устойчивого развития признаны: экологическая устойчивость, развитие, совместимое с культурой, самобытностью и жизненными целями местного населения, экономическая устойчивость, обеспечивающая экономическую эффективность развития и управления ресурсами таким образом, чтобы сохранить их для будущих поколений[6].

Вопрос о необходимости государственного планирования туризма на различных уровнях поднимается постоянно. Необходимость планирования туризма на государственном и региональных уровнях признан ведущими туристскими странами с 90-х годов ХХ века[7]. В основополагающих документах Всемирной туристской организации (ВТО) проблема планирования туризма поднималась еще раньше.

На сегодняшний день все страны с развитой индустрией туризма пришли к пониманию, что планирование-основа цивилизованного развития туризма. Штат чиновников национальных туристских администраций зависит от размаха развития туризма в регионе, но во всех европейских странах значительно превышает штат соответствующих российских структур. Планирование туристской деятельности позволяет придать туризму устойчивое развитие, само планирование базируется на концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие туризма это процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба туристским ресурсам, они возобновляются так же быстро, как истощаются. Это придает процессу развития туризма устойчивость, развитие туризма совместимо с самобытностью и культурой местного населения, процесс экономически устойчив.

Планирование туризма происходит на трех уровнях – национальном, региональном и местном (уровне муниципального образования). Учеными-экономистами разрабатываются проблемы регионального экономического развития[8]. В указанных работах подняты важнейшие проблемы развития региональной экономики.


Глава 2. Развитие туризма в Северо-Западном Федеральном округе.

 

Для ряда регионов Северо-Запада одной из ключевых проблем региональной экономики стала проблема развития индустрии туризма. Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2000 года были сформированы 7 Федеральных округов. В состав Северо-Западного Федерального округа вошли 11 субъектов Федерации. Территория округа занимает 7 % территории РФ и в нем проживает около 10% населения России. В каждом из субъектов Федерации Северо-Запада с составе органов администрации есть структуры управления туризмом. В Санкт-Петербурге- Комитет по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга, в Ленинградской области - Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму правительства Ленинградской области, в Архангельской области - Комитет по культуре спорту и туризму администрации Архангельской области, в Вологодской области - Управление по туризму и курортам администрации Вологодской области, в Калининградской области - Комитет по туризму и межрегиональным связям Калининградской области, в Мурманской области - Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Мурманской области, в Новгородской области - Комитет культуры, кино и туризма администрации Новгородской области, в Псковской области - Комитет по внешним связям и туризму администрации Псковской области, Республика Карелия - Государственный комитет Республики Карелия физической культуры, спорта и туризма, в республике Коми- Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Коми. Даже название органа управления туризмом в том или ином субъекте Федерации Северо-Западного округа дает представление о месте туризма в экономике данного региона.

Создания федеральных округов для развития туризма очевидно, так как территория России огромна, социально-экономические, природные, климатические и иные проблемы имеют региональные особенности, от успешного решения региональных проблем во многом зависит будущее России. В состав Северо-Западного округа вошли территории с различным уровнем социально-экономического развития. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская, Калининградская, Новгородская области имеют достаточно хорошие показатели развития туризма. Более сложное положение в Вологодской и Архангельской областях, республиках Карелия и Коми, Ненецком автономном округе. Туризм в Псковской области существует в основном за счет Пушкинского заповедники и Псковско-Печерской лавры. Вместе с тем, несомненно, все субъекты Федерации Северо-Западного региона имеют огромный потенциал для развития туризма - природные и культурные ресурсы, приграничное положение, статус "окна в Европу" при грамотной туристской политике можно превратить в туристский

продукт. Туризм может стать для экономики не только Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Западного региона ведущей отраслью экономики. Возможности туризма осознаны в России на государственном уровне. С 1985 года положение в туристской отрасли России изменилось коренным образом – с одной стороны появились неограниченные возможности для поездок за рубеж, однако для таких поездок необходимы были деньги, а денег у группы населения, традиционно вовлеченной в туризм, не было. Одновременно развалилась сложившаяся в советское время система организации туристской деятельности - профсоюзных туристских структур, Интурист, Спутник и монополисты туристской деятельности в крупных городах - такие как Городское экскурсионной бюро и Бюро путешествий в Санкт-Петербурге.

В новой России появились тысячи туристских фирм, одни из которых пытались честно работать на формирующемся рынке туристских услуг, другие создавались аферистами с целью наживы и обмана потенциальных туристов. В таких условиях государство приняло ряд существенных мер по регулированию сферы туризма в Российской Федерации. 22 декабря 1995 года был принят Указ Президента РФ "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации. Этим указом была одобрена концепция реорганизации и развития туризма в РФ и приоритетной задачей государства признано оказание всемерной поддержки отечественным туристских организациям в реализации целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации". В указе просматривается намерение определенных сил монополизировать туристскую деятельность в стране - в пункте 3 Указа записано положение о необходимости одобрить инициативу Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, Национального фонда спорта, национальной туристской ассоциации, акционерных обществ "Интурист-Холдинг компания", "Мосинтур", "Интуртранс" и "Интурбанка" о создании финансово-промышленной группы – Национальной туристской корпорации. Монополизировать туристскую отрасль не удалось, ГК по физической культуре и туризму был впоследствии отстранен от руководства отраслью.

Затем руководство отраслью осуществляет Минэкономразвития РФ, в составе которого создан Департамент туризма. Этим же указом еще несуществующая Национальная туристская корпорация получила значительные финансовые преференции - была освобождена от обязательной продажи 50% валютной выручки и получила право получить находящиеся в государственном управлении доли и пакеты активов организаций-участников Корпорации. Видимо, проследить судьбу этой собственности весьма затруднительно.

В настоящее время создано федеральное агентство по туризму. 22 декабря 1995 года Указом Президента РФ №1284 была одобрена "Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации". В целом этот документ носит скорее декларативный характер, однако, важность его заключается в том, что на государственном уровне была осознана важность и необходимость развития туризма в РФ. В Концепции отмечалось, что Россия имеет огромный потенциал, но занимает весьма скромное место в мировом туристском потоке - менее 1,5%. В 1994 году дефицит платежного баланса по статье "Туризм" составил около 5 млд. дол. США, материальная база туризма устарела на 80% и нуждалась в реконструкции. В документе отмечалось отсутствие в отрасль частных инвестиций и слабое кадровое обеспечение.

В Концепции отмечалось, что для преодоления негативных процессов в туризме необходимо активизировать государственную политику в области туризма – создать правовые, организационные и экономические основы для нормального функционирования отрасли, превращения ее в конкурентоспособную на мировом рынке туристских услуг.

Следует отметить, что в 1995 году разработчикам концепции представлялось, что государственное вмешательство должно заключаться в создании нормативно-правовой базы, соответствующей мировому опыту и практике, формирования экономических механизмов стимулирования иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций путем предоставления налоговых и таможенных льгот, введения жестких мер лицензирования и сертификации, создание благоприятных условий для кооперации туристских и банковских структур, гостиничных и страховых компаний.

К настоящему времени многое из планировавшегося не осуществилось – прежде всего государство не пошло на поддержку туризма за счет предоставления льгот, несовершенна правовая база (до сих пор не приняты законы о социальном туризме и о туристской деятельности), не произошла монополизация в туристском бизнесе – большая часть предприятий туристской сферы относятся к малому и среднему бизнесу, не торопятся на российский туристский рынок инвесторы, даже в традиционно привлекательный гостиничный бизнес. Занятость в социальной сфере России значительно ниже, чем в других странах-300 мест на 1000 занятых в развитых странах против наших 17. Не имеет государство от развития туризма планируемых прибылей – в туризме, по-прежнему, существует огромный оборот так называемого "черного нала", что вызвано несовершенством налогового законодательства.

Во многом все указанные обстоятельства связаны с долгим процессом формирования системы управления отраслью, которая в целом завершилась только к началу ХХ1 века. Не была создана Национальная Туристская Кампания-НТК, однако возник ряд объединений работников туристской сферы – Национальная ассоциация туристских агентств, Национальная Академия Туризма и т.д.

На основании Указа Президента была принята Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная правительством РФ 26 февраля 1996 года. К сожалению, не был широко опубликован пункт 9 этой Программы, где приведен перечень программных мероприятий на 1995-1997 годы, где были указаны объемы финансирования и ожидаемые результаты. Это весьма затруднило конкурсный отбор исполнителей, который должен был осуществить Государственный заказчик. Второй этап выполнения Программы был сорван из-за кризиса 1998 года, серьезно затронувшего сферу туристского бизнеса.

Программа носила достаточно декларативный характер, тем не менее, разработчики полностью осознавали проблемы отрасли и ее возможности. Пункт 3 посвящен целям, задачам и этапам реализации Программы. Основные задачи Программы бесспорны - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации, формирование нормативно-правовой базы и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе, и обеспечения безопасности туристской деятельности, создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, обеспечение развития социального туризма в Российской Федерации, упорядочение системы собственности в туризме, стимулирование отечественного предпринимательства в сфере туризма и поддержка предприятий малого бизнеса, создание условий для возрождения традиционных центров туризма в России и освоение новых туристских районов с высоким историко-культурным потенциалом, интеграция России в систему мирового турбизнеса и развитие международного сотрудничества в области туризма, реализации в России принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурно- исторических ресурсов, разработка и внедрение в России современных технологий обслуживания туристов, развитие инфраструктуры отрасли путем привлечения внебюджетных источников, совершенствование информационного обеспечения отрасли, создание современной отраслевой науки и системы подготовки и повышения квалификации кадров для отрасли. Все мероприятия планировалось осуществлять на федеральном и региональных уровнях.

В Программе большое внимание уделялось рекламе российского продукта, однако разработчики ориентировались на возможности монополизации этого направления деятельности в сфере туризма, фактически же в первые годы после перестройки отдельные туристские фирмы самостоятельно пробивались на рынок услуг. Государство не смогло сформировать благоприятный имидж России, как страны благоприятной для посещения туристов. Город Санкт-Петербург с трудом избавился от незаслуженной славы "криминальной столицы России" и пробился на мировой туристский рынок, став наиболее посещаемым туристами городом России.

Одним из наиболее важных для туризма последствий принятия этой программы была разработка Программ развития туризма во всех субъектах Российской Федерации. Разработка таких программ потребовала проведения исследовательской и аналитической работы, к которой были привлечены лучшие специалисты, а в ряде регионов иностранные специалисты (в Мурманской и Ленинградской области-финны). В результате этой деятельности появились региональные программы развития туризма.

Было принято решение о создании дирекции Федеральной программе в Государственном комитете по физической культуре и туризму, однако сведений о деятельности этой дирекции обнаружить не удалось. Безусловно, принятие Федеральной программы стало важной вехой в развитии туризма в России в условиях рыночной экономики.

Со времени опубликования Указа Президента РФ "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации" и Федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации" был принят ряд законов, указов и распоряжений, регулирующих туристскую отрасль. Прежде всего, это Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятый 24 ноября 1996 года №132-ФЗ. Специалисты находят закон несовершенным, но принятие полноценного закона, регулирующего деятельность туристской отрасли, задерживается.

Одновременно был принят ряд мер по совершенствованию курортного законодательства-2 февраля 1996 года было принят Постановление Правительства РФ №101 "О Федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения", еще ранее 23 февраля 1995 года Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Эти меры стали первым шагом по восстановлению существовавшей в СССР мощной санаторно-курортной системы, воспользоваться услугами которой за небольшую плату мог каждый гражданин. 14 марта 1995 года был принят Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".

В эти же годы совершенствовалась нормативно-правовая база гостиничного бизнеса. 25 апреля 1997 года было принято Постановление Правительства РФ № 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в РФ", затем в этот документ вносились изменения дважды-2 октября 1999 года и 15 сентября 2000 года.

Большая работа была проведена по защите прав потребителей туристских услуг - 8 августа 2001 года был принят Федеральный закон №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13 марта и 21 марта 2002 года). На основании этого закона 11 февраля 2002 года было принято Постановление Правительства РФ № 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности".

Ряд туристских услуг подлежит сертификации - 29 апреля 2002 года состоялось Постановление Правительства РФ "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. "Одновременно внедряется добровольная сертификация, как по ГОСТам РФ, так и по стандартам ИСО (Международной организации сертификации).

Важнейшим элементом системы безопасности туристской деятельности является страхование - за последние годы был принят целый ряд правительственных документов, обеспечивающих безопасность туристов - Указ Президента РФ от 7 июля 1992 года (с изменениями от 6 апреля 1994 года) "Об обязательном страховании пассажиров", Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 года № 1488 "О медицинском страховании граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации".

Упорядочен юридически въезд и выезд граждан-15 августа 1996 года принят Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В субъектах Российской Федерации так же был принят ряд законов и постановлений, регулирующих туристскую деятельность.

Значительно активизировалась деятельность по государственному регулированию туризмом после передачи функций государственного управления отраслью в Министерство экономического развития, где был создан Департамент туризма. С 2001 года в бюджете РФ появились статьи по финансированию государственных проектов в области туризма.

Департамент туризма подготовил "Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года". 11 июля 2002 года Концепция была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 954-р. Концепция представляет собой новый этап в отношениях туристской индустрии в России и государственных органов РФ. Принятию Концепции предшествовала дискуссию, в ходе которой группа специалистов в области туризма (Азар В.И., Акишин В.Н., Байназаров Ю.К., Биржаков М.Б., Кузнецов Ю.В., Маринин М.Б., Путрик Ю.С., Терещенко А.А., Туманов О.Н.) выступила с рядом интересных предложений к Концепции развития туризма в России[9]. К сожалению, разработчики Концепции не включили многие предложения ученых.

Тем не менее, на наш взгляд, в Концепции учтены наиболее важные проблемы туристской отрасли, план мероприятий, предложенный в Концепции, способен решить сложные проблемы развития отрасли. В Концепции показана важная роль туризма, который с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, в мировой экономике. Анализ состояния современного российского туризма позволяет сделать вывод, что туристский потенциал России используется недостаточно - на долю Российской Федерации приходится всего 1% мирового туристского потока.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, названы следующие - сформированный зарубежными и отечественными СМИ образ России, как страны, неблагоприятной для туризма, несовершенная визовая политика, неразвитая туристская инфраструктура (особенно гостиничный комплекс), отсутствие благоприятных условий для инвестиций в сферу туризма, отсутствие государственной некоммерческой рекламы (до 2002 года), невысокое качество обслуживания, связанное с недостаточно высокой квалификацией кадров, несоответствие цены и качества гостиничных услуг. Очевидно, что в данном перечне отсутствует неблагоприятная экологическая обстановка в крупнейших туристских центрах, так как одна из главных претензий иностранных туристов - ужасающая грязь на улицах городов, в общественных местах, туристских объектах и т.д. Большие претензии вызывает качество воды, загазованность, загрязненность водоемов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.