Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый год зимой, весной и осенью

Читайте также:
  1. Вот новый поворот
  2. Все готово! Идите тестировать этот новый «хаммер».
  3. Дважды Прекрасный Новый Мир
  4. Дважды прекрасный новый мир
  5. Дважды прекрасный новый мир.
  6. Интерфероновый статус
  7. Наш новый садизм
  8. Нейродегенерация и актиновый цитоскелет.
  9. НОВАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И НОВЫЙ ВАВИЛОН
  10. НОВЫЙ АЛАДДИН
  11. Новый альбом



На день, в который отмечали в древности Новый год, «традиционно» претендуют 1 января, 1 марта и 1 сентября. Первые числа – потому что удобно, и мы привыкли начинать отсчёт с единицы. А месяцы такие – потому что в марте и сентябре случаются дни равноденствий, а в январе как бы только что прошла точка зимнего солнцестояния. Существуют небольшие поправки, например, новый год не 1 сентября, а 8-го, и не 1 марта, а 8-го. В религии Новый год, переименованный в Рождество Христово, отмечается 25 декабря – это гораздо ближе к точке зимнего солнцестояния, чем 1 января. В справочниках можно найти разные и любые версии начала празднования Нового года. Однако какая из них правильная и есть ли такая – нам предстоит разобраться.

Начнём с религиозного посыла: Рождество отмечают потому, что в этот день, то есть в день зимнего солнцестояния, рождается новый ГОД, если за последний считать годовой путь Солнца. То есть 22 декабря Солнце находится в наинизшей своей точке, а на следующий день начинает НАРОЖДАТЬСЯ, прибавляя понемногу каждый день. К весеннему равноденствию Солнце начинает настолько высоко подниматься над небосклоном, что длины дня и ночи сравниваются. После дня равноденствия Солнце забирается ещё выше, и в день летнего солнцестояния продолжительность дня становится максимальной, а ночи – минимальной.

Таким образом, в течение года Солнце как бы проходит полный жизненный цикл: в первый день зимнего солнцестояния Солнце рождается, на весеннее равноденствие оно становится ярым, то есть Ярилой, на летнее солнцестояние – взрослым, после чего начинает медленно стареть. К осеннему равноденствию становится зрелым (как и всё в природе), а к зимнему солнцестоянию Солнце становится СТАРЫМ, то есть звёздным (стар – звезда) и умирает, то есть отправляется к звёздам.

Вот такая картина солнечного жизненного пути, наблюдалась людьми исконно на небосклоне. Из этой картины и рождалась мифология, а также формировалась основа астрономического счисления. В нём абсолютно логичным было бы начинать новый год, то есть отсчёт нового календарного года, не с какой-то произвольно точки, а с первого дня после зимнего солнцестояния, то есть, по сегодняшнему летоисчислению, с 23 декабря. То есть Солнце родилось, выросло, созрело, состарилось и умерло. На Новый год начинался отсчёт нового солнца.

Если такая версия правильна, то она должна вписываться в реконструируемый нами календарь. Из проверенных дат которого у нас есть только одна – дата сотворения мира: 5508 год до н.э.

В конце 19-го – начале 20-го века Брокгауз и Ефрон писали: «Весеннее равноденствие, 9 марта, в этот день солнце находится на экваторе и потому на всём земном шаре день равен ночи; 9-е марта считается первым днём весны в северном полушарии». А в другой статье: «Равноденствия, моменты, когда солнце в своём видимом движении по эклиптике пересекает экватор (2 раза в году: 9 марта – весеннее равноденствие и 10 сентября – осеннее равноденствие). В эти моменты на всем земном шаре день равен ночи» [МЭСБЭ, 1909].



В настоящее время – по новому стилю - Солнце проходит точку весеннего равноденствия с 20 на 21-е марта, а точку осеннего равноденствия 23 сентября. Причём приведённые даты указаны в новом стиле при начале суток по московскому времени (последнее даёт дополнительный инструмент для того, чтобы определить исходный регион возникновения астрономии).

То есть получается, что дни равноденствий смещаются. Это явление известно и связано с прецессией оси вращения Земли.

За период прецессии, равный 25 750 лет, точки равноденствий делают полный оборот и возвращаются на своё исходное место. Это явление называется «предварение равноденствий – медленное передвижение точек весеннего и осеннего равноденствий. Эти точки пересечения экватора с эклиптикой отступают по последней почти равномерно навстречу Земле в ее движении вокруг Солнца, и потому новое равноденствие настает раньше, чем Земля опишет полный круг» [МЭСБУ, 1909]. На 1° точки равноденствий смещаются за 71,52(7) года (25 750 лет / 360° = 71,52(7) года). То есть точки равноденствий опережают на 1 день за 70,54 года (71,52(7) года / 365 дней в году х 360° = 70,54 года).

Хотя выдуманная гениальность греков порядочно поднадоела, в этой связи всё же интересно свидетельство Брокгауза и Ефрона: «Открытие прецессии – лучшая слава величайшего астронома древности, Гиппарха. Составляя по поводу вспыхнувшей и вновь пропавшей звезды (134 г. до Р. Х.) первый каталог звезд, он сравнивал свои наблюдения с результатами, полученными Аристиллом и Тимохарисом за 150 лет перед тем. Оказалось, что все долготы звезд увеличились, широты же остались неизменными. Гиппарх с удивительной проницательностью приписал это передвижению небесного экватора и принял его равным 1° в 75 лет. Затем он указал разницу между звездным и тропическим годом и определил тот и другой. До Гиппарха прецессия была совершенно неизвестна» [ЭСБЕ].

Кому неизвестна? Грекам? Грекам – вполне может быть. Да и другим палеонародам прецессия вряд ли была известна. Вот сами же Брокгауз и Ефрон говорят о китайцах и других цивилизациях: «Китайцы узнали о прецессии не ранее 4-го в. после Р. Х. (астроном Ю-хи). Жители Месопотамии и Египта, несмотря на длинные ряды астрономических наблюдений, не оставили никаких доказательств знания прецессии. Пресловутый Дендерский зодиак оказался сравнительно новейшего изготовления. Сравнение таблиц месяцев, найденных в Фивах и Эдфу, тоже дало отрицательные результаты. От изгнания гиксосов до вторжения Александра гелический восход Сириуса вследствие прецессии отступил в тропическом году на 12 дней и опаздывал уже на 22 дня от летнего солнцестояния. Египтяне, по-видимому, не замечали этой перемены и по-прежнему считали, что гелический восход Сириуса, разлитие Нила и летнее солнцестояние происходят приблизительно в одно время. Вообще древние, если и замечали какие-либо перемены в небе, были склонны приписывать их сверхъестественным катастрофам, а не общему закону. Так, сохранились греческие и индусские легенды о внезапном перемещении Плеяд и других звезд» [ЭСБЕ].

Из приведённой обширной цитаты мы узнали ряд интересных вещей. Во-первых, о том, что в Китае, Египте и Месопотамии астрономия была развита настолько слабо, что местные астрономы не знали даже самого главного, самого основного – прецессии. Во-вторых, интересно сообщение о том, что египтяне не умели учитывать прецессию, в результате чего равноденствия стали опаздывать на 22 дня. И, в третьих, астрономические знания древним народам нужны были не для того, чтобы определять время разлива Нила (как нам пытаются всё время вбить в голову).

Не знали прецессии и так называемые арабские астрономы: «Арабские астрономы (например Thebit-ben-chora), быть может, заметив накопившееся уменьшение наклонности эклиптики, считали, что равноденственные точки движутся по небольшим кругам, так называемым trepidatio aequinoctiorum. Это учение сохранилось до времен Коперника. В системе небесных сфер для прецессии понадобилась особая хрустальная сфера. Коперник, разрабатывая свою систему мира, указал, что прецессия состоит в перемене положения оси Земли» [ЭСБЕ].

То есть складывается интересная ситуация. Она во многом аналогична сегодняшней ситуации. Связанной с Россией: все самые выдающиеся (в кавычках) учёные живут за пределами России, но Россия – единственная страна, которая покорила космос. Поясню: называть египетских, китайских, месопотамских и каких-то арабских «учёных» «выдающимися» можно, но всё это не более чем сказки, проросшие на питательной среде базарных слухов.

Итак, в результате прецессии каждое последующее равноденствие наступает на некоторое количество времени раньше. То есть если, допустим, сегодня 21 марта и наступило равноденствие, то через 705 лет (70,54 года на 1 день х 10 лет = 705 лет) равноденствия будут наступать 11 марта. (Напомним, прибавка 13 дней к календарю была вызвана другими причинами, а именно - неправильным учётом високосных дней, поэтому она к прецессии и к рассматриваемому нами вопросу отношения не имеет). Это, если брать во внимание то, что равноденствия движутся вдоль неподвижного календаря. Если же рассматривать ситуацию наоборот – перемещение календаря относительно неподвижных равноденствий, – то календарь должен уйти вперёд. То есть в нашем примере: через 705 лет будет так – ещё только 11 марта, а день равноденствия уже настал.

Если сегодня весеннее равноденствие наступает 20 или 21 марта, то давайте посмотрим, в какой день оно наступало в дату сотворения мира, то есть 5508 лет назад – (5508 лет / 70,54 года на 1 день = 78 дней). То есть сегодняшний день 20 марта наступает на 78 дней раньше того дня, когда он должен был бы наступать, то есть (20 марта + 78 дней = 6 июня). То есть в дату сотворения мира день весеннего равноденствия наступал 6 июня. Отсюда получаем, что осеннее равноденствие в дату сотворения мира наступало 9 декабря, а летнее солнцестояние наступало (20 июня + 78 дней = 6 сентября).

Но самое интересное, что зимнее солнцестояние в дату сотворения мира наступало (21 декабря + 78 дней = 9 марта). То есть в дату сотворения мира – 5508 лет до н.э. – зимнее солнцестояние приходилось на начало марта. Теперь становится понятной этимология названия месяца «март» – это буквально «мёртвый, умерший», то есть март обозначал умершее солнце. Становится понятной этимология и месяца «апрель» – например, итал. aprire – «открывать, отворять, отпирать»; франц. après – «после, по, за, спустя, затем».

В русском языке частица «пере-» является словообразовательной единицей, образующей имена существительные или глаголы со значением повторности действия или явления, например, перевыборы, перемонтаж, переналадка, перерасчёт; переделать, перезарядить, пересеять, перешить и т.п. То есть этимология названия месяца «апрель» означает буквально «первый (месяц) последующего (года)». И это в том случае, если март был месяцем умирания и воскресания солнца, а апрель – месяц первого повторения года.

Нашу гипотезу подтверждает и то, что этимология месяца «декабрь» – «десятый», а не двенадцатый, как должно было бы быть, если бы новый год начинался бы с января. Подтверждает и то, что праздник Перунов день, который сейчас отмечается 1 августа и имеет не совсем внятную этимологию, в случае нашего пересчёта получат чёткое объяснение. На рисунке представлен фрагмент с созвездием Дракона-Года-Волоса и Перуна-Волопаса.

Описывая события 5-го века, византийские авторы отмечали, что наследники Аттилы «направились в ту часть Скифии, вдоль которой текут струи Данапра (Днепра); гунны называют её на своём языке Вар».

Исконно на Руси в ночь с 31 декабря на 1 января отмечали праздник, который назывался Велесов вечер. Этот праздник никакого отношения к религии не имеет.

С нашим Новым Годом соотносятся зимние праздники древних славян. Главный зимний праздник – это Коляда - праздник зимнего солнцеворота. Коляду справляли с 25 декабря по 6 января. В дальнейшем отголоски этого праздника слились с Новым Годом и Рождеством. Зимнее солнцестояние, как и весеннее равноденствие, ассоциировалось с новым жизненным и годовым циклом. Коляду отмечали 12 дней. Число 12 вообще было сакральным, и использовалось именно в новогодней обрядности. Сохранились предания о 12 старцах-жрецах, которые руководили ритуалом. По 12 снопам гадали о будущем урожае, воду из 12 колодцев использовали для подблюдных гаданий. 12 дней горел священный огонь на Коляду.

Отсюда же, кстати, в более поздние времена были заимствованы и 12 апостолов.

Андрей Тюняев, академик РАЕН, президент АФН

 


Источник

 





Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 107; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.2.110
Генерация страницы за: 0.013 сек.