Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика детей с I уровнем развития речи




Речи у детей

По преодолению общего недоразвития

Программа логопедической работы

Пояснительная записка

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нару­шение, охватывающее как фенетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

В классической литературе выделено три уровня, харак­теризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия об­щеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического не­доразвития (Р. Е. Левина).

Концептуальный подход к проблеме преодоления обще­го недоразвития речи предполагает комплексное плани­рование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой про­граммных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недо­развитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.

Основной формой обучения в дошкольных образователь­ных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те по­тенциальные речевые возможности ребенка, которые лого­пед использует в работе.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в дет­ском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

В соответствии с «Положением о дошкольных учрежде­ниях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий

логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, ре­чевых и Индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Первый уровень развития речи характеризуется как от­сутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по вре­мени отсутствие речевого подражания, инертность в овла­дении ребенком новыми для него словами. Такие дети в са­мостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вер­бальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кдка» — петушок, «кбй» — открой, «дбба» — добрый, «дйда» — дай, «пи» — пить), отдельные слова, совпадаю­щие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, ис­пользуются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимуще­ственно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова мо­гут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предмета­ми. Например, слово «кока», произносимое с разными интонацией и жестами обозначает «петушок», «кукаре­кает», «клюет», что указывает на ограниченность словар­ного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использо­вать паралингвистические средства общения: жесты,

мимику, интонацию.

При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («пака ди» — собака сидит,; «атпб» — молоток, «тя мако» — чай с молоком). Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменениедетям еще не доступно. Подобные словосочетания могут со­стоять из отдельных правильно произносимых двух-трех-сложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» — дать, взять; «кика» — книга; «па­ка» — палка); «контурных» слов из двух-трех слогов («атота» — морковка, «тпяпатп» — кровать, «тяти» — мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» — корова, «Бея» — Белоснежка, «пи» — пить, «па» — спать); фрагментов слов-прилагательных и других частей речи («босё» — большой, «пака» — плохой); звуко­подражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т. п.

Организация коррекционно - развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплекс­ного систематического коррекционного воздействия опре­деляется возможностью компенсации речевого недоразви­тия на данном возрастном этапе.

Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта де­тей данной категории, режим дня и расписание занятий в младшей группе детского сада составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осущест­влять коррекционную работу, а с другой — создавать опти­мальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.

Логопедические занятия с детьми I уровня развития ре­чи проводятся индивидуально или небольшими подгруппа­ми. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владе­ют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специ­фических особенностей психической деятельности. Поэто­му первые занятия проводятся лишь в форме игры с при­влечением любимых кукольных персонажей.

Содержание каждого занятия включает несколько на­правлений работы:

• развитие понимания речи;

• развитие активной подражательной речевой деятель­ности;

• развитие внимания, памяти, мышления детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.