Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа. Период Основное содержание работы I Сен­тябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Совершенствование произносительной стороны речи




 

Период Основное содержание работы
I Сен­тябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Совершенствование произносительной стороны речи Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустиче­ские и артикуляционные признаки, на нагляд­но-графическую символику. Корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л'], Ш, Ы, [с'], [з], [а'], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.). Развивать умение дифференцировать звуки по пар­ным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.). Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением со­гласных и без них. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи. Развитие лексико-грамматических средств языка Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка). Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белостволь­ная береза, длинноногая—-длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д. Учить употреблять существительные с увеличи­тельным значением (голосище, носище, домище). Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатитьвыкатить, внестивынести, жадностьщедрость, бледныйрумяный). Объяснять значения слов с опорой на их словообра зевательную структуру (футболистспортсмен, который играет в футбол). Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля). Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги. Учить образовывать сравнительную степень прила­гательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеле­ный, ярко-красный). Развивать понимание и объяснять переносное значе­ние выражений: широкая душа, сгореть со стыда. Совершенствовать умение преобразовывать назва­ния профессий м. р. в профессию ж. р. (воспита­тельвоспитательница, баскетболистбаскетболистка). Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танецтанцеватьтан­цовщиктанцовщица — танцующий). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять умение выделять отличительные при­знаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них. Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами. Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Формировать навыки составления повествователь­ного рассказа на основе событий заданной последо­вательности. Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежа­щих, дополнений, определений). Учить анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета. Закреплять навыки составления рассказа по карти­не (с опорой на вопросительно-ответный и нагляд­но-графические планы). Продолжать учить составлять рассказ по серии сю­жетных картинок; заучивать потешки, стихотворе­ния. Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказ­ки с опорой на картинный, вопросный планы. Формировать навыки составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами). Учить составлять рассказы с элементами творчест­ва (дополняя, изменяя отдельные эпизоды). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Развивать произвольное внимание, слуховую память. Закреплять понятия «звук», «слог». Совершенствовать навыки различения звуков: рече­вых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отли­чающихся способом и местом образования и т. д. Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова утка). Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков. Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, например: ап. Формировать умение выделять последний соглас­ный звук в слове, например: мак. Учить выделять первый согласный звук в слове, например: кот. Формировать умение выделять гласный звук в по­ложении после согласного (в слогах, словах). Учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па. Знакомить с буквами, соответствующими правиль­но произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м] — количество изучаемых букв и после­довательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей де­тей); учить анализировать их оптико-пространст­венные и графические признаки. Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые. Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов. Развивать оптико-пространственные ориентировки. Развивать графо-моторные навыки.  
  II Январь, февраль, март, апрель, май Совершенствование произносительной стороны речи Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] — [л], [с] — [ш], [ш] — [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] — [т'] — [ч], [ш] — [щ], [т] — [с] — [ц], [ч] — [щ] и т. д.). Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонети­ческого оформления. Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р'], [ч], [щ]). Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и зву-конапол няе мости. Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мело­дической окраски. Развитие лексико-грамматических средств языка Уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы). Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов (стеклова­та, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снееокат); объяснение и практическое употребление в речи су­ществительных с уменьшительно-ласкательным увеличительным значением (кулаккулачоккулачище). Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: поле­вые, садовые, лесные). Совершенствовать навык употребления в самостоя­тельной речи сложных предлогов. Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ангельский харак­тер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.). Совершенствовать умение подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, велико­лепный). Учить употреблять эти слова в самостоятельной речи. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже. Продолжать учить подбирать синонимы и употреб­лять их в самостоятельной речи (молить — проситьупрашивать; плакатьрыдатьвсхлипывать). Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье — весе­лыйвеселитьсявеселящийся). Продолжать учить объяснять и практически употреблять в речи слова переносного значения (смотреть сквозь розовые очки, собачья пре­данность, работать спустя рукава, закидать шапками). Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать совершенствовать навыки распростра­нения предложений за счет введения в них одно­родных членов предложения. Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов: • с распространением предложений; • с добавлением эпизодов; • с элементами рассуждений; с творческим введе­нием новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета). Заучивать стихотворения, потешки. Совершенствовать навыки составления расска­зов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении). Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин. Закреплять умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами. Совершенствовать навыки составления развернуто­го рассказа о каком-либо событии, процессе, явле­нии за счет подробного, последовательного описа­ния действий, поступков, его составляющих. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Продолжать развивать оптико-пространственные ориентировки. Совершенствовать графо-моторные навыки. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введе­ние нового понятия «ударный гласный звук». Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания. Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близ­кие по артикуляции или акустическим признакам ([с] - [ш], [с] - [з], [п] - [б] и т. д.). Закреплять графические и оптико-пространствен­ные признаки изученных букв, формировать навы­ки их дифференциации. Продолжать формировать навыки деления слова на слоги. Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (например: вата, кот). Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова. Обучать чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом. Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа). Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка), учить их анализи­ровать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и писать. Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, колукол и т. д.). Учить определять количество слов в предложении, их последовательность. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.

В итоге логопедической работы речь детей должна соот­ветствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом, дети должны уметь:

• свободно составлять рассказы, пересказы;

• владеть навыками творческого рассказывания;

• адекватно употреблять в самостоятельной речи про­стые и сложные предложения, усложняя их прида­точными причины и следствия, однородными члена­ми предложения и т. д.;

• понимать и использовать в самостоятельной речи про­стые и сложные предлоги;

• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

• овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

• оформлять речевое высказывание в соответствии с фо­нетическими нормами русского языка;

• овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно разви­ты и другие предпосылочные условия, во многом опреде­ляющие их готовность к школьному обучению;

• фонематическое восприятие,

• первоначальные навыки звукового и слогового анали­за и синтеза,

• графо-моторные навыки,

• элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ыу б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и

коротких предложений).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный режим дня в младшей группе (3—4 года) для детей с ОНР

(Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду и может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ.)

 

Режимные моменты     Время
Прием детей, игры, утренняя гимнастика 7.00—8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20—9.05
Подготовка к занятиям 9.05—9.10
Занятия 9.10—9.30 9.40—9.55
Подготовка к прогулке 9.55—10.00
Прогулка, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00—12.20
Оформление логопедической документации 12.20—13.00
Обед 12.20—13.00
Сон 13.00— 15ЛО
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику 15.10—15.20
Индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда 15.20—15.40
Полдник 15.40—16.00
Физкультурные/ музыкальные занятия 16.00—16.15
Самостоятельные игры детей 16.15—16.30
Подготовка к прогулке, прогулка 16.30—18.00
Игры, уход домой 18.45—19.00



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.