Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский символизм как метод и направление




Предсимволистская поэзия 1880 – начала 1890-х гг. (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов, Н. Минский). Статья Н. Минского «Старинный спор».

Вл. Соловьев.Философско-эстетическое учение и лирика. Влияние идей Вл. Соловьева на литературу и духовную жизнь эпохи.

Проблема периодизации символизма. Основные центры русского символизма. Ключевые понятия символизма как художественного метода. Панэстетизм. Символ. Категория музыки в поэзии символистов. «Жизнетворчество» символистов. «Тексты жизни» и «тексты литературы».

Творчество «старших символистов». Релятивизм, проявления декадентского мироощущения. Эстетический бунт и самоценный эстетизм.

Д. Мережковский. Религиозно-философские поиски и их отражение в прозе и поэзии. Трилогия «Христос и Антихрист». Выработка «нового религиозного сознания». Публицистика Д. Мережковского, литературная критика.

З. Гиппиус. Поиски путей обновления поэзии. Символистская проза З. Гиппиус.

В. Брюсов. Значение деятельности и творчества для истории русского символизма. Поэтическое новаторство, обновление поэтического языка.

К. Бальмонт. «Жизнетворчество» и мифотворчество К. Бальмонта. Лирика: основные художественные особенности.

Ф. Сологуб. Мифотворчество Ф. Сологуба. Отражение философско-эстетической концепции в поэтическом творчестве: сборник лирики «Пламенный круг». «Мелкий бес» как роман-миф.

Поэтические открытия И. Анненского. Импрессионистические тенденции. Роль символа в лирике. Значение творчества И. Анненского для становления русской поэзии Серебряного века.

Русский «мифопоэтический» символизм.

А. Блок. Проблема периодизации творчества. Миф о пути, лежащий в основе авторской идеи «трилогии». Раннее творчество (1898-1903). Миф о Прекрасной Даме. Мистицизм, идея двоемирия, особенности презентации лирического героя. Стилистические особенности стихов «I-го тома» («Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»). Мотивы стихии в творчестве 1904-1907 гг. Отход от идей Вл. Соловьева. Неонародничество А. Блока (циклы «Пузыри земли», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли»). Роль русской классики и фольклорных мотивов в эволюции творческой системы. Отражение духовных исканий Блока в публицистике (статьи «Безвременье», «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура», «О иронии») и драматургии («Балаганчик», «Незнакомка», «Песня судьбы»). Жанровая специфика пьес Блока. Основные темы и мотивы «III-го тома» (циклы «Страшный мир», «Итальянские стихи», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Арфы и скрипки», «Родина»). Поэмы «Соловьиный сад», «Возмездие». Историческая тематика, своеобразие патриотической темы. Эстетические воззрения, интуитивно-творческое постижение мира через музыку.

Поэма «Двенадцать»: история замысла, основной конфликт, система образов и символов, особенности стилистики и ритмики. Статьи «Интеллигенция и революция», «О назначении поэта». Трагедия поэта.

А. Белый. Жизнетворчество и художественные поиски. Влияние Вл. Соловьева, Ф. Ницше, Р. Штейнера на А. Белого. Сборники стихов «Золото в лазури», «Пепел». «Симфонии» как особая жанровая форма. Синкретизм музыки, лирики и прозы. «Петербург»–символистский роман. Идейно-философская концепция романа и основные художественные средства ее воплощения. Центральные образы-символы. Особенности композиции, стиля, ритмической организации.

Стилевое разнообразие прозы конца XIX – начала XX вв. (А. Куприн, И. Бунин, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев, Л. Андреев, М. Горький)

А. Куприн. Традиции русской классической литературы и новые явления в творчестве. Проблематика прозы А. Куприна. Конфликт природы и цивилизации, отражение концепции «естественного человека». Влияние поэтики неоромантизма. Двойственный стилевой строй произведений: сочетание очерковой бытописи и лирической стихии. Творчество А. Куприна и процесс демократизации русской литературы. Гуманизм, внимание к индивидуальной психологии.

И. Бунин. Лирика. Рассказы и новеллы 1910-х гг. Проблематика. Темы любви и смерти. Особенности поэтики. Жанровые особенности: преобладание малой повествовательной формы, обновление жанра новеллы. Тенденции импрессионизма. Лиризм прозы, лейтмотивность. Совмещение разных временных пластов, роль детали. Роль контрастов, лаконизм повествования, отточенность образов. Трагизм мировосприятия, философский подтекст прозы Бунина. Рассказы 1920–1930-х гг. Роман «Жизнь Арсеньева». Проблема жанрового своеобразия. «Темные аллеи».

Л. Андреев. Проза. Проблема художественного метода. Реалистические и модернистские тенденции. Влияние поэтики экспрессионизма. Философичность, парадоксальность художественного мышления. Концепция человека в творчестве Л. Андреева. Драматургия Л. Андреева: «ретушированный реализм» («К звездам», «Савва»), «театр идей» («Жизнь человека», «Анатема»), драма «панпсихе» («Мысль»).

М. Горький. Личность и судьба. Раннее творчество. Жанровое своеобразие, особенности художественного метода. Стилевая двойственность. Влияние поэтики неоромантизма на творчество 1990-х гг. Пафос преображения жизни, сопротивления косной среде. Философские основы горьковской концепции человека. Драматургия М. Горького. Жанровое своеобразие пьес. Роль публицистического начала.

Роман М. Горького «Мать»: проблема художественного метода. Влияние идей «христианского социализма» на роман. Особенности стилистики. Роль романа в формировании метода «социалистического реализма».

М. Горький и революция. Публицистика: «Несвоевременные мысли». Творчество 1920–1930-х гг. «Жизнь Клима Самгина».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.