КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Титул Ш. О законах, сенатусконсультах и долговременном обычае
1. (Папиниан) «закон есть общее предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению» общее обещание государства. 2. (Марциан) Ибо и оратор Демсфен дает следующее определение: "Закон есть то, чему все люди должны повиноваться в силу разных оснований, но главным образом потому, что всякий закон есть помысел и дар бога, решение мудрых людей и обуздание преступлений, содеянных как по воле, так и невольно, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней1. И философ, отличавшийся величайшей стоической мудростью, Хрисипп, так начинает свою книгу "О законах": "Закон есть царь всех божественных и человеческих дел, он должен быть начальником добрых и злых, вождем и руководителем живых существ, живущих в государстве, мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать то делать, что не должно быть делаемо"2. 3. (Помпоний) Следует устанавливать права, как сказал Феофраст, для тех случаев, которые встречаются часто а не для тех, которые возникают неожиданно. 4. (Цельс) Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае. 5. (Цельс) Ибо право должно быть, главным образом, приспособлено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко. 6. (Павел) Законодатели обходят, как сказал Феофраст, то, что происходит лишь в одном или двух случаях. 7. (Модестин) Действие права: повелевать, запрещать, разрешать, карать. 8. (Улъпиан) Права устанавливаются не для отдельных лиц, в общим образом. 9. (Улъпиан) Нет сомнения, что Сенат может творить право. 10. (Юлиан) Ни законы, ни сенатусконсульты не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи, которые когда-либо произойдут, но достаточно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается. 11. (Юлиан) И потому то, что впервые устанавливается, следует определять путем толкования или путем конституции принцепса. 12. (Юлиан) Не могут все отдельные случаи быть предусмотрены законом или сенатусконсультом. Но когда в каком-либо случае смысл их ясен, то осуществляющий правоприменение может применить их сходно и сообразно с этим вынести решение. 13. (Улъпиан) Ибо, как говорит Педий, поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности. 14. (Павел) То, что воспринято вопреки смыслу права, не может быть распространено на последствия этого. 15. (Юлиан) Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу. 16. (Павел) Особое право - это то, которое введено власть, установившей его в отклонение от точного содержания для удовлетворения какой-либо потребности. 17. (Целъс) Знать законы - значит воспринять не их слова, но их силу и власть. 18. (Целъс) Является более милостивым такое толкование законов, при котором охраняется их намерение. 19. (Целъс) Если закон говорит двусмысленно, заслуживает предпочтения то значение, которое лишено порока, в особенности когда из этого может быть сделано заключение о намерении закона. 20. (Юлиан) Не в отношении всего, что установлено предками, может быть приведено основание. 21. (Нераций) И потому не нужно исследовать основания того, что устанавливается, иначе было бы нарушено многое из того, что представляется определенным. 22. (Улъпиан) Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее. 23. (Павел) В наименьшей степени следует изменять то, что постоянно толковалось в определенном смысле. 24. (Целъс) Неправильно выносить решения или давать ответ на «основании какой-либо частицы закона без рассмотрения закона в целом.» 25. (Модестин) Ни в каком случае смысл закона или милость справедливости не терпит, чтобы то, что введено для пользы людей, мы обращали путем жесткого толкования в строгость, идущую вразрез с благополучием людей. 26. (Павел) Не ново то положение, что прежние законы распространяются на последующие. 27. (Гертуллиан) Принято, что старые законы находятся в связи с позднейшими, поэтому следует всегда думать, что в законы как бы включено правило о том, что они касаются тех лиц и тех дел, которые когда-либо являлись сходными. 28. (Павел) Но и позднейшие законы относятся к предшествующим, если они не противоречат последним; и это подтверждается многими примерами. 29. (Павел) Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона, тот, кто сохраняя слова закона, обходит его смысл./.../ 31. (Улъпиан) Государь свободен от закона. 32. (Юлиан) Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует соблюдать установленное нравами и обычаем; а если "этого нет для какого-либо дела, то наиболее близкое и вытекающее, из последнего; если и этого не оказывается, то следует применять право, которым заслуженно пользуется город Рим. § 1. Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил не записав, связывает всех. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий. [Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения.] 33. (Улъпиан) Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писанного... 35. (Гермогениан) Но и то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право. 36. (Павел) Это право пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму. 37. (Павел) Если дело идет о толковании закона, то прежде всего следует выяснить, каким правом пользовалось государство ранее в случаях такого рода, ибо обычай является лучшим толкователем закона. 38. (Каллистрат) Ибо наш император Север предписал, что в тех случаях, когда при применении законов возникает сомнение, нужно, чтобы обычай или авторитет постоянных единообразных решений имел силу закона. 39. (Цельс) То, что было введено не в силу разумного основания, но по ошибке, а затем поддерживалось путем обычая, не имеет силы в отношении сходных случаев. 40. (Модестин) Итак, всякое право сотворено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем. 41. (Улъпиан) Все право относится или к приобретению, или сохранению, или умалению; речь идет о том, каким образом кто-либо отчуждает или утрачивает.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |