Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Президент РФ провозглашается гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина




Покажите отличие института референдума от выборов.

Раскройте конституционные основы организации и функционирования публичной власти в Российской Федерации.

Принципы организации, деятельности органов государственной власти.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти в РФ (4) — это закрепленные в российской Конституции исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.

Такими принципами выступают:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

 

- народовластие (ст. 3 Конституции РФ); Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.

 

- федерализм (ст. 5 Конституции РФ); Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации между собой равноправны.

 

- разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ); основным функциям государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной и контрольной корреспондируют соответствующие органы государства. С целью предотвратить злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ — Правительство РФ — судебные органы РФ — прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти — органы государственной власти субъектов Федерации). Указанный принцип наиболее последовательно проявляется на федеральном уровне.

 

- законность (ст. 15 Конституции РФ); Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить общефедеральной Конституции, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.

 

- деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ); Принцип деидеологизации в деятельности органов государственной власти имеет лаконичную конституционную формулу: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Органы государственной власти не вправе насильственно насаждать какие-либо взгляды, суждения, идеи.

 

- светскость (ст. 14 Конституции РФ). Принцип светскости (7) означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

 

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, органы государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя", которая может быть изменена только путем принятия новой общероссийской Конституции. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность, как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов Федерации.

 

Выборы — это процедура наделения властными полномочиями единоличных и коллегиальных публичных органов исходя из политических (или личных) предпочтений населения.

Перечень избираемых органов и должностных лиц определяется законодательством и с учетом государственно-территориального устройства РФ включает выборы:

• в федеральные органы государственной власти (Государственная Дума, Президент РФ);

• законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

• органы местного самоуправления.

 

Референдум — это голосование избирателей по вопросам публичного значения, по итогам которого принимается, отклоняется или выбирается один из нескольких вынесенных на голосование вариантов его решения.

Процедура проведения референдума (и мероприятия по его подготовке) аналогична выборам — это то же голосование. Поэтому нормы, посвященные этим видам голосования, объединены в Законе о гарантиях избирательных прав.

По целям, задачам, периодичности проведения это — различные формы непосредственной демократии. Референдум — это голосование по проектам нормативных актов (решению вопросов), а не по кандидатурам. Он не связан с избранием лиц, не является периодичным и обязательным (зависит, за редким исключением, от субъектов инициативы проведения референдума).

Предмет референдума относится к компетенции органов публичной власти соответствующего территориального уровня.

Существует ряд вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум. Например, вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта выносится на референдум в заинтересованных субъектах. Международный договор, заключенный РФ, может предусматривать обязательное вынесение по нему проекта нормативного акта или вопроса на всенародный референдум. В целом в рамках компетенции публичной власти на соответствующий референдум может быть вынесен фактически любой вопрос вплоть до принятия новой Конституции РФ.

Обстоятельства, при которых не проводится референдум:

в условиях военного или чрезвычайного положения, веденного на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения (для всех видов референдумов в Российской Федерации);

в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории страны. Данное положение не распространяется на референдум, проводимый по новой конституции или вследствие международных обязательств (для федерального референдума).

• Проведение повторного федерального референдума (по одному и тому же (по смыслу или содержанию) вопросу возможно по прошествии двух лет со дня официального опубликования его результатов.

20. Рассмотрите место Президента РФ в системе государствен ной власти через призму его полномочий.

Полномочия Президента Российской Федерации

Президент страны персонифицирует нацию и имеет непосредственное отношение к церемониальной стороне государственности и власти.

Президент РФ участвует в различных торжественных мероприятиях внутри страны и за ее пределами, контактирует с мировым сообществом от имени Российской Федерации.

Он награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

В области правового статуса личности Президент РФ уполномочен решать вопросы гражданства и предоставления политического убежища. Осуществляет помилование осужденных.

Независимость Президента РФ обеспечивается тем, что он не входит ни в одну из ветвей власти. Хотя, учитывая объем и характер полномочий, рассмотренных ниже, его скорее можно отнести к исполнительной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.