КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международно-правовые средства обеспечения безопасности
Современные международные отношения и правомеждународной безопасности (ПМБ) Международный уголовный процесс. Международно-правовые средства обеспечения безопасности. Современные международные отношения и право международной безопасности (ПМБ). Международное уголовное право ОСОБЛИВОСТІ ПРАВА РОЗПОРЯДЖЕННЯ ЗЕМЕЛЬНИМИ ДІЛЯНКАМИ Попри редакційні відмінності, більшість480 існуючих в доктрині земельного права визначень права розпорядження земельними ділянками виходять із усталеного цивілістичного розуміння права розпорядження як юридично забезпеченої можливості визначати подальшу долю речі шляхом вчинення щодо неї юридичних актів. Саме в такому розумінні розглядатиметься право розпорядження нижче.
Режим здійснення права розпорядження щодо земельних ділянок характеризується істотною специфікою (далеко не завжди виправданою). Так, існують
• особливі правила відчуження земельних ділянок (див. тему «Набуття, перехід та припинення права власності на земельні ділянки»);
• особливі правила надання земельних ділянок в користування (див. тему «Право землекористування»);
• особливі правила щодо обмеження та обтяження права власності на земельну ділянку (див. тему «Обмеження та обтяження прав на землю»);
• особливий порядок зміни цільового призначення земельних ділянок (див. ст. 20 ЗКУ, ПКМ від 11.04.2002 № 502 «Про затвердження Порядку зміни цільового призначення земель, які перебувають у власності громадян або юридичних осіб»);
• пошкодження і тим більше знищення земельних ділянок заборонене і тягне юридичну відповідальність (див. тему «Юридична відповідальність за земельні правопорушення та захист порушених прав»). Реальности современного мира свидетельствуют о том, что: - международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлющий характер; - безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом. Роль МП в создании системы международной безопасности сводится к решению следующих задач: а) обеспечение функционирования того механизма обеспечения мира,который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существующего международного правопорядка; б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих современным реалиям обеспечения безопасности. Выполнение этих задач связано как с процессом правоприменения, так и нормотворчества. Право международной безопасности – это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актовагрессии, обеспечение политической, военной, экономической, продовольственной, экологической, информационной безопасности государств и стабильности международных отношений. Юридическую основу права международной безопасности составляют такие принципы как: 1) Основные принципы МП: - неприменение силы или угрозы силой; - мирное разрешение международных споров; - невмешательство во внутренние дела; - разоружение; - сотрудничество государств. 2) Специальные принципы права международной безопасности: - равная безопасность; - ненанесение ущерба; - равенство и одинаковая безопасность; - неделимость международной безопасности. Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров,создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведениявойны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области. Система международной безопасности состоит из целого родакомпонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает: 1. Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество. 2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров. Международное право располагает набором средств обеспечениямеждународной безопасности: а) коллективная безопасность (универсальная и региональная); б) мирные средства разрешения споров; в) меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению; г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозымира; д) неприсоединение и нейтралитет; е) меры по укреплению доверия между государствами и др. Среди названных средств обеспечения международной безопасности особое место отводится: I. Коллективная безопасность – означает систему совместныхмероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии. Система коллективной безопасности юридически оформляетсядоговором, где наряду с конкретными обязательствами его участникизакрепляют три положения: - не прибегать к силе и угрозе силой; - разрешать споры исключительно мирными способами; - активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки. Различают два вида системы коллективной безопасности: 1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоитв поддержании международного мира и безопасности, принятии дляэтого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН). Система коллективных мероприятий, предусмотренная УставомООН, охватывает: - меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); - меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); - меры разоружения (ст. 11, 26, 47); - меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII); - меры по использованию региональных организаций безопасности(гл. VIII); - временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); - принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41); - принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42); 2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допускаясуществование региональных соглашений и органов безопасности,Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования: - участие только государств одного политико-географического района; - действие соглашений не должно выходить за пределы данного района; - акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН; - СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности. Главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются: а) мирные средства предотвращения войны; б) принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. наоснове ст. 51 Устава ООН – коллективная самооборона); в) принудительные меры в рамках региональной организации безопасности могут применяться под руководством СБ ООН. В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ),Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств(ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Системаколлективной безопасности в рамках СНГ. II. Мирные средства разрешения международных споров. Мирное разрешение международных споровявляется одним из основныхпринципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст.1), Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗАСБСЕ 1975 г. и др. Средства мирного разрешения международных споров определены в ст. 33 Устава ООН: - непосредственные переговоры; - добрые услуги и посредничество; - смешанные комиссии – следственные и согласительные; - международная арбитражная и судебная процедура; - разрешение споров в международных организациях. Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий. Международная арбитражная и судебная процедура исключаетзаинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международнымсудом или арбитражем. Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора. III. Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения заложена вУставе ООН: - ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулированиявооружений и выносит рекомендации в этой области СБ ООН и членами организации (ст. 11); - СБ ООН несет ответственность за формулирование планов созданиясистемы регулирования разоружения (ст. 26); - Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений ивозможному разоружению (ст. 47). Основными источниками норм в области права международнойбезопасности являются международные договоры: 1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г.); 2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); 3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу ибукве основных международно-правовых актов они должны стремитьсяк перспективе всеобщегои полного разоружения под международным контролем. В международных отношениях активно используются частичныемеры по разоружению: - запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производства, накопления, развертывания и применения; - ограничения некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении; - сужение возможности качественного совершенствования оружия; - сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений. Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который наблюдает за выполнением государствами договорных обязательств в области разоружения, анализируетполученные данные и доводит их до соответствующих международных органов. Он осуществляется: а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. технические средства); б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.) В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограниченияядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения инаходится под особым вниманием МП. Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не существует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограничения в ядерную проблематику: Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе ипод водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.). Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Антарктике (Договор об Антарктике1959 г.); в Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); вюжной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южнойчасти Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договоро запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.);на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.). Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратитьраспространение ядерногооружия и не допустить приобретения егокакими-либо государствами, кроме тех, которые официально признаны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция). Но здесь есть проблемы. Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегических вооружений. К ним относятся: - межконтинентальные баллистические ракеты; - тяжелые бомбардировщики; - атомный подводный флот. Регулированием ядерных стратегических вооружений в основномзанимаются РФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.; Договор об ограничении наступательных стратегических вооружений1979г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшемсокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно). К оружию массового уничтожения относятся также химическое ибактериологическое оружие. Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом: - запрещено не только его применение в военных целях, но и разработка, производство и накопление; - запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению илипереработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки,производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.). Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать,не производить, не накапливать: - микробиологические и другие биологические агенты или токсины,независимо от их происхождения и производства, таких видов и втаких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных и других мирных целей; - оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные дляиспользования таких агентов или токсинов во враждебных целяхили в вооруженных конфликтах. Государства обязались уничтожить или переключить на мирныецели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу всеагенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которое находится под его юрисдикцией или контролем. Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считается, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства егодоставки уничтожены или переключены на мирные цели. Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным на основании Протокола о запрещении применения на войнеудушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г. После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработок производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении этот вид оружия массовогоуничтожения также оказался под полным запретом. Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и СШАприняли решение о прекращении производства химического оружия,сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер,способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этойобласти (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химическогооружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запрещении химического оружия 1990 г.). Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления иприменения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. Обязалакаждого участника: - не разрабатывать, не производить и не накапливать химическогооружия; - не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.)начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не позднее 10 лет после вступления Конвенции в силу; - процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самымпоследним достижениям науки и производиться на специально оборудованных объектах.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |