Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия права и гуманитарное знание 1 страница




Практическая часть

Приемочные испытания – проводятся на опытных образцах (партиях) продукции до запуска ее в серийное производство, поэтому объем этих испытаний достаточно велик.

Приемо-сдаточные испытания – этим испытаниям подвергается каждая единица продукции после изготовления или ремонта.

Периодические испытания – проводятся в целях проверки того, насколько качество выпускаемой продукции в процессе производства соответствует качеству при приемочных испытаниях.

Типовые испытания – проводятся при изменении конструкции, материалов или технологии изготовления.

Испытания на надежность – проводятся для получения количественных показателей надежности продукции.

Сертификационные испытания – проводят по программам и методикам, разрабатываемым на базе действующих или входящих в комплект конструкторской документации программ и методик испытаний продукции или отдельных изделий конкретных видов.

 

 

Испытания следует проводить при номинальных:

- давлении насоса;

- вязкости жидкости;

- давлении на входе в насос, исключающем кавитацию.

При испытания проводится:

- Определение кавитационной характеристики

- Определение характеристики самовсасывания

- Определение шумовой и вибрационной характеристик

- Проверка подачи номинального режима

- Действие защитных устройств

- Проверка самовсасывания

- Уточнение периодичности технического обслуживания и потребности в запасных частях.

- Проверка дополнительных требований

- Измерение частоты вращения

- Измерение давления

- Измерение подачи

- Измерение мощности

- Измерение электрических параметров

- Измерение температуры

 

 

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

Существенное влияние государства и права на вес стороны общественной жизни вызывает необходимость изучения данного явления многими гуманитарными науками (философией, политологией, экономической теорией и т. д.). Однако для названных наук это исследование не является основным. Так, философия, анализируя закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе. Экономическая теория исследует влияние этих явлений на сферу экономики, так как стихийно развивающаяся экономика может принести обществу величайший вред. Политология изучает влияние государства и права на политическую среду и т. п.

Между гуманитарными науками и теорией государства и права существуют не только прямые, но и обратные связи, при которых теория пользуется достижениями этих наук. Она включает в свой научный арсенал возможности философских категорий, знание общественных, экономических и политических закономерностей, а также социально-психологических закономерностей поведения человека. В свою очередь, теория государства и права становится своеобразной математикой для гуманитарных наук. С помощью точных конструкций она передает свои выводы о закономерностях развития государственно- правовых явлений для использования другими гуманитарными науками.

4 Функции философии права

Наиболее существенными из них выступают:мировоззренческая гносеологическая методологическая информационно-коммуникативная

ценностно-ориентирующая критическая интегрирующая

идеологическая воспитательная прогностическая проектировочная

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Ценностно-ориентирующая функция

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию. Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее.

С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.

 

 

5 Философско-правовые учения Древнего Востока (Индия, Китай) и Древнего Запада (Рим, Греция)

В развитии античной философии, в том числе и философско-правовых взглядов, выделяют три основных периода.

-Натурфилософский период (период ранней классики) охватывает эпоху от возникновения философского мышления в VII в. до н.э. до времен Сократа (конец V в. до н.э.).

-Классический период (период высокой классики, Период Расцвета) отражает выдающиеся достижения эллинской культуры. Его основоположниками стали Сократ и современные ему софисты (Протагор, Горгий). Вершиной же данного периода, да и всей античной философии, стало творчество выдающихся философов Платона и Аристотеля.

-Период поздней классики связан с эпохой эллинизма и Римской империи. Он начался с конца IV в. до н.э. и продолжался до конца античного мира (VI в. н.э.). Это было время эллинистически-римских философских взглядов. Их представителями являются эпикурейцы (Эпикур), скептики (Пиррон), стоики (Зенон, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Др запад

Аристотель игнорировал наличие во. многих государствах своей эпохи социального неравенства и рабства, а ведь рабы заведомо исключались из политической общности, хотя и составляли значительную часть населения.

История древнеримской политической мысли охватывает период с VIII в. до н.э. по I в. н.э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-правовые идеи греческих мыслителей, их представления об идеальном государственном устройстве.

Значительным достижением древнеримской мысли было создание юриспруденции как самостоятельной науки. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области и общей теории государства и права, и отдельных юридических дисциплин (гражданского права, госу­дарственного и административного права, уголовного права, международного права). Представление греческих стоиков о свободном индивиде было использовано Цицероном и римскими юристами при создании концепции юридического лица (правовой личности, персоны).

6 Средневековая философско-правовая мысль (А.Августин, Ф.Аквинский)

Сторонник «умеренного реализма» Фома Аквинский, отвергая онтологическое доказательство, приводит пять тесно связанных друг с другом доказательств существования Бога. Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.

Другое, которое получило название космологического, исходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Поднимаясь по «лестнице» причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех вещей и явлений.

Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог.

Четвертым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, потому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог.

В средние века много спорили о соотношении теологии и философии. Так, Фома Аквинский считал, что теология, не подменяя философию, тем не менее совершенствует ее; Аверроэс утверждал примат философий; Дунс Скот выступал против обоих, считая необходимым размежевание теологии и философии. Разные лица, разные идеи, но в них без труда читается то общее, что объединяло средневековых философов, -- максимальная заинтересованность в философии, стремление поставить ее на службу людям. Обеспокоенность человеческой судьбой -- характернейшая черта средневекового философствования.

Средневековая философия ныне оценивается как органическое продолжение античной, как своеобразный подъем над греческим горизонтом, переоценка былых достижений и подготовка к философии эпохи Возрождения. Философы средневековья, проделав гигантскую работу, создали объемный арсенал проблемных идей, причем достоинства многих из них, по авторитетному мнению специалистов, и в наши дни еще не оценены по достоинству.

 

7 Философско-правовые учения мыслителей эпохи возрождения (Н.Макиавелли, Г.Гроций, М.Монтень)

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Кипучая политическая деятельность Пикколо Макиавелли прервалась драматическими событиями осени 1512 года. Усиление испано-фильской земельной аристократии и феодальной реакции привело к падению правительства Пьеро Содерини и возвращению к власти Медичи. По декретам новой медичийской Синьории, Макиавелли лишили поста и права занимать какую-либо государственную должность и выслали на год «в отдаленные земли и владения Флоренции». В довершение всех бед его обвинили в участии в заговоре против кардинала де Медичи, заключили в тюремный замок и подвергли пытке плетьми. Все это стало и личной трагедией ученого и политика, и еще больше несчастьем Флорентийской республики, потерявшей человека, чьи разум и способности могли бы ее поддержать.

Пикколо не согнулся под тяжестью испытаний. Он находит иное поле применения своим творческим силам. Отстраненный от государственной деятельности, он продолжает оставаться полезным своей Родине. Само правительство Медичи использует в необходимых случаях талант опального изгнанника, хотя в целом расценивает его приверженность к республиканизму как препятствие своим авторитарным замыслам.

Наиболее фундаментальный труд Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», начатый в 1513 году, оказался законченным в основном к 1519 году. Свой труд Макиавелли разделил на три книги, включающие сто сорок две главы. Он посвятил его Дзаноби Буондельмонти и Козимо Ручеллаи -- своим друзьям, советчикам и меценатам, ставшим впоследствии персонажами еще одного концептуального произведения флорентийского писателя -- «О военном искусстве».

8 Философия права 17-18 вв. в Европе (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза)

Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк,

Особенности философии Нового времени. Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии.

Эпоха Нового времени одарила человечество плеядой выдающихся философов: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Дж.Локк,Б.Паскаль, Б.Спиноза, Г.Лебниц, Дж.Беркли, Д.Юм и другие.

Философия – это самосознание культуры, поэтому особенности философии того или иного периода ее развития отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Главная отличительная черта новоевропейской философии – рационализм – является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени.

Рационализм новоевропейской культуры проявился:

– в рационализации социально-экономической жизни, то есть в зарождении и развитии капитализма, индустриального общества;

– в процессах десакрализации культуры, в результате которых религия к концу Нового времени утратила своё господствующее положение в общественном сознании;

– в зарождении и бурном развитии науки (в её современном виде), которая к концу Нового времени заняла лидирующее положение среди других форм духовной деятельности человека. Начало научной революции было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Т. де Браго, Г. Галилея, завершилось созданием классической механики И. Ньютона.

 

 

9 Философско-правовые взгляды французских просветителей (Ш.Л.Монтескье, Ж.Ж.Руссо)

Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. Уже его “Персидские письма” (1721г.) и “Рассуждения о причинах величия и падения римлян” (1734г.) с восторгом читались и перечитывались современниками. Его “Дух законов” (1748г.) поставил Монтескье в ряд крупнейших политических и юридических умов не только Франции, но и всего мира. В “Рассуждениях” Монтескье идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму власти императоров. За восхвалением консервативной суровой доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное осуждение Монтескье французского абсолютизма, измельчания и развращения нравов французского общества. В “Духе законов” Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя - республиканским, монархическим или деспотическим.

Исходные понятия “Духа законов” отличаются рационализмом и натурализмом. Таково понятие о законах как о необходимых отношениях, вы В “Эмиле” описана теория ”естественного воспитания ребенка”, применение которой могло бы “лабораторным путем” создать тип идеального человека, предохранить от развратного влияния ложной цивилизации, cохранить естественность и чистоту человеческих чувств. Руссо сам понимает утопичность, подобного рода эксперимента. Более того, он пользуется этой утопичностью, разрабатывая программу своего педагогического идеала, с тем, чтобы сама картина была наиболее действенным средством пропаганды против устройства существующих приемов обучения. “Ваши дети, - восклицал Руссо, - не знают своего родного языка, зато они учатся говорить на языках, которые нигде не употребляются; они учатся слагать стихи, которые они сами едва могут понимать…”.

В “естественном” воспитании за исходную предпосылку берется теория, основное положе которой сформулировано в начале “Эмиля” в замечательных словах: “Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца; вес портится в руках человека”.

10 Философия права представителей классической немецкой философии (И.Кант,Г.В.Ф.Гегель)

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм - пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень - это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень - разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

Признавая независимое существование объективной реальности и утверждая невозможность её познания, Кант пытается в одной философской системе объединить материализм и идеализм.

Наиболее полное завершение немецкий классический идеализм получил в философской системе Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте и Шеллинга, развивая их, Гегель подверг критике ошибочные положения, содержащиеся в их учениях. Так, он отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе». Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного первоначала.

Гегель был философом-систематиком; он пытался объять единым взором все проблемы бытия, человеческого духа и представить их в систематизированном виде. В «Науке логики» он рассмотрел основные философские категории, проблемы человеческого мышления, познания, деятельности. В «Философии природы» он исследовал сущность мира, бытия природы.

 

11 Философско-правовой позитивизм (О.Конт, Дж.Остин, Г.Гуго)

Позитивизм возникает в 30-40 гг. ХIХ в. во Франции. Первая историческая форма позитивизма была создана и развита Огюстом Контом (1798 - 1857 гг.), Гербертом Спенсером (1820 - 1903 гг.), Джоном Стюартом Миллем (1806 - 1873 гг.). Создатели позитивизма считали, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над нею философии. Но это не исключает существования некого синтеза знания, за которым можно сохранить название “философия”. Эта новая философия должна быть сведена к обобщению данных естественных и общественных наук, производству из этого выводов, которые только описывают явления и отвечают на вопрос КАК, а не ПОЧЕМУ. Позитивисты отвергают и материализм, и идеализм, так как и тот и другой претендуют на раскрытие причин и сущностей, а такие претензии должны быть удалены из науки.

Идеи Конта заимствовали и развили в России - П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.О. Конт, в определенной мере, является продолжателем идей французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Даламбером, Огюст Конт исходит из идеи, которую схематично можно выразить следующим образом. Человеческий дух проходит в своем развитии как бы три стадии:

1) стадия религиозная, концептуальным объектом которой являются фиктивные образы теологии;

2) стадия философская, которая оперирует метафизическими абстракциям;

3) стадия научная, которая опирается на позитивные знания (отсюда и сам термин “позитивизм”). Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека, которые свойственны ему как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии: теологической, метафизической и позитивной (научной). Первая теологическая стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную научную.

 

12 философско-правовой иррационализм 19 в. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)

Иррационализм --- философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действительность считается хаотичной, подверженной игре случая. На рубеже 19-20вв. это философия жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с идеалистических позиций. В центре лежало понятие жизни как абсолютного, универсального,бесконечно уникального начала жизни, которое, в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя познать чувством или разумом, постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

Артур Шопенгауэр(1788--1860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой видимости.

Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от

романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой.

 

13 Философия права К.Маркса и Ф.Энгельса

Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) немецкие философы, родоначальники диалектического и исторического материализма. В соавторстве ими созданы труды: «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» (1848). Также были опубликованы и самостоятельные работы. Например, Марксу принадлежат: «Критика гегелевской философии права» (1843). «Экономическо-философские рукописи» (1844 г). «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Нищета философии». Ответ на «"Философию нищеты" господина Прудона» (1847), в которых он выступает против «утопического социализма», и предлагает концепцию «научного социализма». «Капитал» (1867, 1885, 1894) (Энгельс редактировал второй и третий тома «Капитала» после смерти Маркса). «Критика политической экономии» (1859). «Критика Готской программы» (l875). Энгельс известен своими работами: «Положение рабочего класса в Англии» (1845), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Диалектика природы» (1870). В «Критике гегелевской философии права» Маркс указывает на неправомерность в гегелевской философии объяснений сущности социальных, юридических, политических институтов «из самих себя» и из «саморазвития Абсолютного Духа». Маркс отмечал, что все указанные отношения есть следствия материальных условий жизни, которые можно обозначить понятием «гражданское общество». Также он говорил о том, что Гегель ошибочно подчиняет гражданское общество государству и подменяет реального субъекта социальной деятельности (субъекта истории) мистической всеобщей субстанцией, которая, якобы и определяет социальное бытие. По мнению Маркса, он не учитывает, что не религия создает человека, а человек – религию, не конституция творит народ, а народ – конституцию. Также Гегель, согласно Марксу, не описывает подлинную сущность государства, а лишь оправдывает существующую реальность, провозглашая Прусское государство образцом политического устройства.

 

14 Основные тенденции развития философско-правовой мысли 20 в.

Само развитие философско-правовой мысли XX столетия происходило под воздействием очень противоречивых социально-политических процессов. Поэтому в оценке философско-правовой мысли этого периода необходим конкретно-исторический подход. Особенно важным является то, что в изучении философско-правовой проблематики следует выделить те ее методологические аспекты, решение которых диктовалось самой жизнью и которые обусловили расширение тематики философско-правовых исследований, стимулировали новые поиски в сфере права и правовой культуры.

Конечно, в способе осознания и изложения определенных философско-правовых идей выражаются особенности чувственно-эмоционального восприятия действительности каждым отдельным мыслителем. Тем не менее, конкретные концепции являются выразителями назревших задач общественного развития, необходимость их решения обусловлена самой жизнью. Проблемной целью темы является выделение основных философско- правовых учений, школ, течений и направлений XX века, раскрытие их сущности и роли в правовых явлениях современного мира.

Давая ретроспективную оценку философии права XX столетия, следует подчеркнуть, что она, с одной стороны, продолжила разработку ряда плодотворных идей в сфере права, поставленных предшествующей философской мыслью, как бы предвосхитившей последующее развитие на Западе целого ряда идей и направлений, с другой стороны, выдвинула множество смелых и новых идей, удачно конкурирующих со старой «классической» философской системой.

Модернизированное мышление на Западе широко использовало данные астрологии, иррационально-мистические представления о бытии, «паранормальные» явления в психике человека и природе. Обращаясь к нерациональному пути объяснения духовной сущности человека и космоса, критическая мысль видела в таком подходе попытку реализации возможностей, заложенных в природе или сознании человека, еще не известных науке, но в принципе познаваемых.

 

 

15 Зарождение философско-правовых взглядов в Древней Руси

Существует масса разнообразных мнений относительно того, что такое философия Древней Руси. Еще говорят иначе: древнерусская философия. Хотя некоторые исследователи предлагают считать философскую мысль на Руси IX-XIII вв древнерусской философией, а философию XIV-XVI вв. - философией средневековой Руси. Как бы там ни было, сегодня в литературе по истории отечественной философской мысли мы можем встретить несколько точек зрения по этому вопросу.

Представители наиболее традиционного подхода поступали просто. Исходя из современного понимания философии как особой мировоззренческой науки, изучающей проблемы бытия, мышления, познания, общества, истории, этики, эстетики и т.д., они искали в древнерусской, будем говорить так - письменности рассуждения на подобные темы и назовем это древнерусской философией. Ведущим методом было вычленение основных понятий и элементов философии из нефилософского контекста, в основном религиозного.

Представители другого направления попытались доказать возможность появления русской философии независимо от процесса христианизации, непосредственно из славяно-русского язычества, которое "имело в формировании древнерусского философского мышления, такое же значение, каким пользовалась в истории европейской мысли языческая философия античности"

Третье направление возникло в результате обращения к предельно широкому пониманию философии как универсальной мудрости, распространенного (по мнению автора этого подхода М.Н.Громова) в античной традиции. В этом случае древнерусская философия предстает "не как отвлеченная теоретическая дисциплина, а как всеохватывающая мудрость, вдохновенный синтез многих видов познания" [ 1, C.85].

Большинство исследователей сходятся на том, что корни русской философии следует искать в древней Греции, на настоящей родине философии, но в отличие от европейских стран античное наследие пришло на Русь не прямо, а через посредство ее исторической преемницы - Византии. Поэтому не удивительно, что первыми на Руси стали распространяться переводные философские сочинения.

На первое место среди распространенных в Древней Руси переводных сочинений следует поставить произведения Иоанна Дамаскина "Источник знания".

Философским источником работы Иоанна Дамаскина являются в основном "Введения в категории Аристотеля" Порфирия и сами "Категории" Аристотеля. Авторитет Аристотеля особенно велик для Дамаскина, ему он следует, рассматривая основные формы и отношения бытия - существенное и случайное, род и вид, сходство и различия, качество и количество и т.д.

 

 

16 Философско-правовая мысль России 18 в.

Дмитрий Сергеевич Аничков (1733 - 1788) -- профессор Московского университета. Просветитель, философ. Литературное наследие его, в том числе и как переводчика, обширно. К специальным философским трудам следует отнести учебник по логике, метафизике и космологии и другие учебные пособия, в том числе и по математике.

Автор философского труда «Слово о том, что мир есть ясное доказательство премудрости Божьей и что в нем ничего не бывает по случаю, Слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений». Развитие философии Аничков видел в оппозиции двух направлений: материализма и идеализма, а также в их синтезе. Будучи сенсуалистом, Аничков категорически не приемлет теорию врожденных идей, полагая, что эта концепция находится в противоречии со здравым смыслом, и что «душа видит глазами телесными». Он рассматривал проблему происхождения религии, и в частности, многобожия, указывая при этом на такие причины, как невежество, чувство страха, удивления, что позволяло жрецам и магам осуществить свои управленческие функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.