КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Орфоэпические нормы русского языка. Литературное произношение. Интонационные конструкции
Орфоэпия – наука о нормах русского литературного произношения. Орфоэпия – (греч. оrthos - «простой, правильный, epos – «речь») – это совокупность правил, устанавливающих нормы произношения. Предметом орфоэпии является устная речь. Устная речь сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах. Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи. Нормы произношения носят различный характер и имеют различное происхождение. В одних случаях фонетическая система диктует только одну возможность произношения. Иное произношение будет нарушением законов фонетической системы. Например, неразличение твердых и мягких согласных или произношение только твердых или только мягких согласных; или различение глухих и звонких согласных во всех без исключения позициях. В других случаях фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения. В таких случаях одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными. Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.
Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с XV – XVII вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров. К XIX в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия. Итак, нормы литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление; они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения.
Существует несколько источников отклонения от норм литературного произношения: 1) влияние орфографии, 2) влияние диалектных особенностей, 3) влияние родного языка (акцент) – для нерусских.
Неоднородность произношения в различных группах населения определила появление учения о стилях произношения. Впервые вопросами стиля произношения занялся Л.В.Щерба, он выделил два стиля произношения: 1. Полный - при медленном темпе речи, с отчетливым произношением звуков, тщательной артикуляцией, отличается максимальной четкостью и ясностью произношения;
2. Неполный стиль – стиль обычной непринужденной речи, при быстром темпе речи, с менее отчетливым произношением звуков, сильным редуцированием. В пределах этих стилей возможны различные их варианты.
Также выделяют: 1) нейтральный стиль произношения 2) высокий стиль 3) разговорный стиль Ср. произношение [со]нет, [фо]нетика в высоком стиле и [сΛ]нет, [фΛ]нетика - в нейтральном. Или произношение [кΛгда] в нейтральном стиле и [кAда] - в разговорном.
Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка В целом действующие орфоэпические нормы русского языка (и их возможные варианты) зарегистрированы в специальных словарях. Следует выделять: а) правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных); б) правила произношения сочетаний звуков; в) правила произношения отдельных грамматических форм; г) правила произношения отдельных заимствованных слов.
1. Произношение гласных звуков определяется позицией в предударных слогах и основано на фонетическом законе, называемом редукцией. В силу редукции безударные гласные сохраняются по длительности (количество) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все гласные, но степень этой редукции неодинакова. Так, гласные [у], [ы], [и] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, тогда как [а], [о], [э] качественно изменяются. Степень редукции [а], [о], [э] зависит преимущественно от места слога в слове, а также от характера предшествующего согласного.
а) В первом предударном слоге произносится звук [Λ]:[вΛды́/ сΛды́ / нΛжы́]. После шипящих произносится [Λ]: [жΛра́ / шΛры́]. На месте [э] после шипящих [ж], [ш], [ц] произносится звук [ыэ]: [цыэпно́į], [жыэлто́к]. После мягких согласных на месте [а], [э] произносится звук [иэ]: [ч'иэсы́ / сн'иэла́]. б) В остальных безударных слогах на месте звуков [о], [а], [э] после твердых согласных произносится звук [ъ]: [кълъкΛла́ / цъхΛво́į /пърΛво́с] После мягких согласных на месте звуков [а], [э] произносится [ь]: [п'ьтΛч'о́к / ч'ьмΛда́н].
2. Произношение согласных звуков: а) нормы литературного произношения требуют позиционной мены парных глухих и звонких в позиции перед глухими (только глухой) – звонкими (только звонкий) и на конце слова (только глухой): [хл'э́п] / тру́пкъ / про́з'бъ];
б) ассимилятивное смягчение не обязательно, существует тенденция к ее утрате: [с'т'ина́] и [ст'ина́], [з'д'э́с'] и [зд'э́с'].
3. Произношение некоторых сочетаний гласных: а) в местоименных образованиях что, чтобы – чт произносится как [шт]; в местоименных образованиях типа нечто, почта, почти сохраняется произношение [ч'т]; б) в ряде слов преимущественно разговорного происхождения произносится [шн] на месте чн: [кΛн'э́шнъ / нΛро́шнъ]. В словах книжного происхождения сохранилось произношение [ч'н]: [мл'э́ч'ныį / вΛсто́ч'ныį]; в) в произношении сочетаний вст, здн, стн (здравствуй, праздник, частник) обычно происходит сокращение или выпадение одного из согласных: [пра́зн'ик], [ч'а́сн'ик], [здра́ствуį]
4. Произношение звуков в некоторых грамматических формах: а) произношение формы И.п. ед.ч. прилагательных м.р. без ударения: [кра́сныį / с'и́н'иį] - под влиянием орфографии возникло -ый, -ий; после заднеязычных г, к, х -ий: [т'и́х'иį], [м'а́хк'иį]; б) произношение -ся, -сь. Под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение: [нъч'иэла́с' / нъч'иэлс'а́]; в) произношение глаголов на -ивать после г, к, х нормой стало произношение [г'], [к'], [х'] (под влиянием орфографии): [выт'а́г'ивът'].
5. Произношение заимствованных слов. В целом произношение заимствованных слов подчиняется фонетической системе русского языка. Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления: а) произношение [о] на месте [Λ]: [боа́/ отэ́л' / поэ́́т], хотя [рΛма́н / [рΛjа́л' / прΛцэ́нт]; б) сохраняется [э] в безударных слогах: [Λтэл'jэ́ / д'эпр'э́с'иįь]; в) перед [э] всегда смягчается г, к, х, л: [г'э́тры /к'э́кс / бΛл'э́т]. Произношение заимствованных слов следует проверять по словарю.
Речевые нормы по-разному действуют в различных стилях произношения: в разговорном, в стиле публичной (книжной) речи, из которых первый реализуется в бытовом общении, а второй – в докладах, лекциях и т.д. Различия между ними касаются степени редукции гласных, упрощения групп согласных (в разговорном стиле редукция значительнее, упрощение более интенсивное) и т.д.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |