Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система высших органов государства




 

Высшими государственными органами в США являются Конгресс, Президент, Верховный суд. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения властей. Такой вывод вполне очевидно вытекает из структуры Конституции, I-я статья которой посвящена законодательной власти, II-я исполнительной, III-я судебной власти. Равновесие между этими тремя ветвями власти достигается четкой регламентацией роли и функций каждой из них.

Разделение властей, как политический принцип, был заимствован колонистами у англичан еще в конце XVII в. Главным итогом самостоятельного конституционного опыта штатов до созыва Филадельфийского Конвента 1787 г. стал постепенный отход от английской модели разделения властей, которая основывалась на верховенстве парламента.

Парламентские модели, уже сложившиеся к тому времени в нескольких европейских странах, были следствием эволюционного развития соответствующих стран, трансформации их форм правления от абсолютизма к ограниченной власти монарха. Напротив, президентская модель по Конституции 1787 г. была по сути первой и наиболее современной попыткой создания «жесткой» системы разделения властей. В процессе разработки Конституции ее создатели интерпретировали принцип разделения властей в духе Ш. Монтескье, предполагавший, что депутаты не могут прекратить президентское правление вотумом недоверия, а Президент не может распустить парламент.

Поскольку принцип разделения властей по замыслу разработчиков должен был в первую очередь служить «благу свободы» граждан, необходимо было дополнить его механизмом реализации. Им стала система «сдержек и противовесов», при помощи которой каждая ветвь власти могла сдерживать и ограничивать другую.

Эта система покоится на следующих принципах: все три ветви власти имеют различные источники своего формирования; все органы государственной власти имеют разные сроки полномочий; система «сдержек и противовесов» создает механизм, с помощью которого каждая из ветвей власти имеет возможность нейтрализовать узурпаторские намерения другой.

Деятельность Президента и Верховного суда осуществляется на основе законов, принятых Конгрессом, но Президент наделен правом отлагательного вето в их отношении. Сенат двумя третями своих членов может отклонить любую кандидатуру, предложенную Президентом для занятия какой-либо высшей федеральной должности. Конгресс может привлечь Президента к ответственности в порядке импичмента и досрочно отстранить его от должности. Верховный суд может признать законы и акты Президента неконституционными и, следовательно, недействующими.

Предотвращению узурпации власти или злоупотребления ею способствует также федеративное устройство США. Федерализм служит гарантией сохранения определенной самостоятельности штатов. Все вопросы, связанные с предметами ведения штатов и центра, строго распределены. Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей проводится не только по горизонтали, но и по вертикали власти. Изложенное выше позволяет конституционными средствами обеспечивать ограничение самой государственной власти, а государственный механизм работать слаженно и эффективно на протяжении более чем двух веков.

Место Конгресса США в конституционном механизме власти. Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом народного представительства. Бикамеральная структура типична для демократических парламентов, нуждающихся в создании гарантий от возможных ошибок при принятии значимых решений. Каждая палата как бы сдерживает другую и способна ее поправить. Палаты избираются непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании.

Конгресс призван выражать интересы всего американского народа. Депутаты формально являются представителями нации в целом, сенаторы – представителями штатов, призванных отстаивать как общенациональные интересы, так и интересы отдельных членов Союза. Палаты формально равноправны, поэтому определения «верхняя» и «нижняя» палаты применительно к Конгрессу США достаточно условны. Каждая из палат имеет специальную компетенцию.

В соответствии с разд. 1, ст. 1 Конституции «все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов….», который имеет исключительное право издавать законы, исполнение и применение которых обязательно на всей территории США. Однако категоричность этого положения, значительно «смягчается» действием механизма «сдержек и противовесов». За Президентом и многими ведомствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Это право выводится либо из «присущих» Президенту полномочий, либо делегируется самим Конгрессом. По сути законотворческой является деятельность и судебной власти, порождающей в ходе судебных разбирательств конституционные и законодательные нормы в виде судебных прецедентов.

Формально, в системе разделения властей Конгресс занимает ведущее место. Ему посвящена I статья Конституции. Именно Конгресс в доктрине, политической и юридической практике признается органом, олицетворяющим США. Однако фактическое положение Конгресса в конституционном механизме США на разных этапах исторического развития этого государства менялось, будучи зависимым от ряда обстоятельств, складывавшихся в процессе реального осуществления государственного руководства обществом.

Порядок формирования и состав палат. Нижняя палата Конгресса, Палата представителей, состоит из 435 депутатов, избираемых на два года по одномандатным округам. Между штатами депутатские места распределяются пропорционально численности населения. Наибольшее представительство имеет штат Калифорния (45 мест). Ряд штатов имеют по одному представителю (Аляска, Вермонт и др.) – это минимальная норма представительства по Конституции. Помимо полноправных членов в Палату представителей избираются без права решающего голоса по одному депутату от федерального округа Колумбия, острова Гуам, Вирджинских островов, Восточного Самоа и комиссар - резидент от Пуэрто-Рико. Несмотря на рост населения закон запрещает увеличивать число мест в палате в связи с чем каждые 10 лет производится перераспределение мест между штатами.

Депутатом может быть избрано лицо, достигшее 25 лет, являющееся гражданином США не менее 7 лет и проживающие в штате (и, согласно обычаю, в округе), от которого оно избирается. Каких – либо ограничений для переизбрания не установлено.

Сенат – верхняя палата Конгресса – состоит из 100 членов, избираемых на 6 лет. Каждый штат, независимо от численности населения и размера территории, избирает по два сенатора. Выборы проводятся по двухмандатным округам. Сроки полномочий обоих сенаторов от одного и того же штата устанавливаются таким образом, чтобы они истекали в разное время.

Право переизбрания сенаторов не ограничено. Каждые два года переизбирается треть состава Сената. Частичная обновляемость придает Сенату стабильность, особый статус постоянно действующего органа. Общепризнано, что Сенат является более привилегированной частью Конгресса, а престиж сенатора значительно выше чем депутата. Положение сенатора открывает доступ к высшим федеральным должностям. Так, многие президенты и вице-президенты в свое время избирались сенаторами.

Порядок деятельности Конгресса регламентируется Конституцией, отдельными законодательными актами, регламентами палат. В течение двухлетнего срока полномочий Конгресс проводит две сессии, по одной каждый год. Сессия состоит из раздельных заседаний палат. Совместные заседания проводятся лишь в отдельных случаях (заслушивание посланий Президента, определение результатов президентских выборов). При чрезвычайном положении право созыва обеих палат или одной из них принадлежит Президенту. Заседания палат проводятся, как правило, открыто ежедневно (кроме субботы и воскресенья) и считаются правомочными при наличии кворума, который составляет большинство членов палаты.

Должностные лица палат. Работой Палаты представителей руководит Спикер, избираемый от партии большинства в начале первой сессии Конгресса нового созыва. Согласно обычаю эта должность поручается опытному политику, неоднократно избиравшемуся членом палаты. Лицо, избранное Спикером, обычно остается в этой должности, пока его партии принадлежит большинство в палате. Спикер считается третьим лицом государства. Он занимает пост Президента Союза вслед за Вице-президентом в случае вакансии. Спикер наделен достаточно широким кругом полномочий. Спикер представляет палату в отношениях с Президентом, другими институтами власти, всегда находится в курсе внутренней и внешней политики государства. Одну из важных его привилегий составляет так называемое «право признания»: от усмотрения Спикера зависит получит ли депутат слово или будет ли ему предоставлено право внести на рассмотрение палаты то или иное предложение.

Председателем Сената согласно Конституции является Вице-президент, олицетворяя тем самым связь законодательной и исполнительной властей. Однако на практике Вице-президент редко пользуется правами председателя. Фактически его полномочия осуществляет Временный председатель, избираемый Сенатом из числа его наиболее влиятельных лиц, принадлежащих к партии большинства. В целом влияние председателя значительно скромнее, чем у его коллеги из Палаты представителей. Многие его полномочия осуществляются лидером фракции большинства в Сенате.

Комитетская система Конгресса. Создание комитетов и их структурных подразделений – подкомитетов (их более 200) определяется регламентами палат. В комитетах члены палат представлены пропорционально своей численности в парламентских фракциях. С учетом представительства фракций распределяются и должности председателей комитетов, их заместителей, председателей подкомитетов.

Решающую роль в законодательной деятельности Конгресса играют постоянные комитеты палат: их 22 в Палате представителей и 16 - в Сенате. Каждый из комитетов создается по соответствующему направлению работы, имеет свою предметную компетенцию. Постоянные комитеты в значительной мере определяют политику Конгресса. Их основная функция состоит в предварительной проработке законопроектов. Именно их позиция во многом определяет судьбу внесенных в палату проектов: примерно 90% от их общего числа остаются нерассмотренными Конгрессом в связи с отрицательными заключениями комитетов, и такой же процент законопроектов, одобренных комитетами, принимаются палатами без поправок.

Помимо работы с законопроектами, постоянные комитеты оценивают практику применения законов, контролируют деятельность президентской администрации. В последнем случае особое значение имеют проводимые комитетами слушания. Данная процедура проводится в связи с обвинениями министров, других должностных лиц администрации в злоупотреблениях или правонарушениях. Комитеты могут истребовать документы и материалы в области своей компетенции, заслушать под присягой показания должностных лиц, вызвать свидетелей. Эта деятельность постоянных комитетов приобретает все большее значение.

К временным комитетам Палат относятся специальные и расследовательские. Они создаются на определенный срок, формируются руководителями палат. Задача комитетов – изучение или расследование каких-либо вопросов, касающихся преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем, правонарушений в деятельности правительственных органов. При необходимости создаются совместные специальные комитеты палат Конгресса.

В комитетскую систему Конгресса входят также четыре объединенных комитета Конгресса: по налогообложению, по экономике, по деятельности Библиотеки Конгресса и по правительственной печати, согласительные комитеты, комитеты всей палаты. Разнообразие видов комитетов в палатах Конгресса отражает разнообразие его функций и свидетельствует о его активном участии в политической жизни США.

Партийная структура Конгресса. Важным структурным элементом палат Конгресса являются парламентские фракции Республиканской (осн. в 1854 г.) и Демократической (осн. в 1828 г.) партий. Эти партии имеют наиболее широкую поддержку избирателей, в течение десятилетий попеременно сменяя друг друга у власти. Другие партии своих представителей в Конгрессе не имеют.

Фракции большинства и меньшинства возглавляют лидеры, которые избираются тайным голосованием на партийных собраниях. В иерархии Палаты представителей лидер фракции большинства – второе лицо после Спикера, в иерархии Сената – первое лицо.

Связывающим звеном между руководством и рядовыми членами фракции являются выборные партийные функционеры – «кнуты». Главная задача «кнутов» - обеспечить партийную дисциплину в парламенте, явку членов фракции на пленарные заседания палат и солидарное голосование. Высшими партийными органами палаты являются общее собрание (кокус[2]) демократической и конференция республиканской партии. В их задачи входит формирование общей позиции фракции, избрание лидеров, одобрение кандидатур в состав постоянных комитетов.

При Конгрессе действует большое число административно-технических и вспомогательных служб, общий штат которых превышает 30 тысяч человек.

Правовое положение членов Конгресса. Правовой статус депутатов и сенаторов определяют традиционные для демократических стран политико-правовые принципы: независимость, недопустимость совмещения постов и равноправие всех членов Конгресса.

Формально парламентарии не зависят от воли избирателей, партийных органов и органов власти штатов. Однако на практике их юридическая неответственность за свою деятельность сочетается с ответственностью морально-политического характера. Как правило, до 90 % всех парламентариев, участвующих в выборах, пытаются переизбираться и переизбираются вновь.

Члены Конгресса обладают ограниченным парламентским иммунитетом. Они не могут быть подвергнуты аресту во время их присутствия на сессии соответствующей палаты за исключением случаев измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественного порядка.

Будучи избранными, члены Конгресса становятся профессиональными парламентариями и в этом качестве получают за службу вознаграждение. Члены обеих палат имеют штат помощников и референтов. Размер сумм на оплату их работы в каждом конкретном случае колеблется от 140 до 400 тыс. долларов. Парламентариям оплачиваются также командировки (до 15 в течение сессии), канцелярские, почтовые, телефонные и другие расходы.

Весомыми являются и льготы официального характера (государственное страхование жизни и здоровья, бесплатное медицинское обслуживание). В конце парламентской деятельности членам Конгресса устанавливаются пенсии из расчета 2,5% от максимального жалования за каждый год пребывания в Конгрессе. Для избежания злоупотреблений и коррупции парламентариев введена их обязанность ежегодно представлять Клерку палаты подробные финансовые декларации, в которых указываются все источники полученных ими доходов.

Компетенция Конгресса установлена в разд. 8 и 9 статьи I Конституции США, а также поправкой XVI к Конституции. Компетенция Конгресса может быть разделена на общую и специальную. Общая компетенция закрепляется за Конгрессом как за единым целостным органом без разграничения по палатам и реализуется им посредством принятия законов при формально одинаковом (но раздельном) участии палат. Конгресс относится к группе парламентов с абсолютно определенной компетенцией.

В финансовой сфере Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы единообразно по всей территории США; от имени Федерации уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет. Конгресс утверждает бюджет федерального правительства и контролирует его исполнение.

В сфере экономики и торговли Конгресс имеет право регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами, принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве на всей территории США, создавать почтовые службы, содействовать развитию науки и полезных ремесел, регулировать патентное и авторское право, устанавливать единицы мер и весов.

В сфере внешней политики и безопасности Конгресс имеет право объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать военно-морской флот, создавать правила по организации и управлению армией и флотом, создавать милицию для обеспечения правопорядка, подавления мятежей и отражения вторжений.

Иные полномочия Конгресса это – регулировать порядок приобретения гражданства, отрешать от должности федеральных должностных лиц, учреждать федеральные суды, проводить расследования деятельности правительственных органов. Конгресс может большинством в две трети голосов членов каждой из палат вносить поправки в Конституцию.

Конституция устанавливает также специальную компетенцию палат. Палата представителей наделена правом первоначальной законодательной инициативы по внесению финансовых законов, избирает Президента в том случае, если ни один из кандидатов не получит большинства голосов выборщиков, формулирует обвинение против должностных лиц (Президента, судей и др.) по процедуре импичмента.

Специальная компетенция Сената более весома. Сенат обсуждает и ратифицирует двумя третями голосов международные договоры, утверждает двумя третями голосов большинство назначений (около 300), производимых Президентом, осуществляет суд в порядке импичмента, избирает Вице-президента в случае, если ни один из кандидатов не получит большинства голосов выборщиков.

Законодательный процесс. Конгресс реализует свои полномочия путем принятия законов и резолюций. Процедура принятия нормативно-правовых актов регламентируется законами, регламентами палат, сложившимися обычаями. Законодательный процесс распадается на несколько стадий, причем каждая из палат определяет свой порядок прохождения законопроектов.

Прохождение законопроекта в каждой палате начинается с его внесения. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения законопроекта его текст обычно вносят одновременно в обе палаты. Информация о проектах публикуется в официальном вестнике Конгресса. Президент не вправе самостоятельно вносить проекты законов, он делает это через членов своих партийных фракций в Сенате и Палате представителей. Исключение – законопроект о бюджете, который поступает в Конгресс непосредственно от Президента.

Все законопроекты должны пройти три чтения. При первом чтении, как правило, зачитывается только название проекта и определяется соответствующий комитет для его проработки. На этом этапе фактически решается судьба поступившего проекта закона. По результатам обсуждения в комитете законопроект с поправками последнего может быть передан в палату для второго чтения, а может быть заблокирован (чаще так и происходит) комитетским большинством. В ходе второго чтения происходит обсуждение законопроекта в палате и внесение в него поправок. Право внести поправки предоставлено только членам тех комитетов, которые обладают предметной компетенцией по законопроекту. Третье чтение состоит в оглашении окончательного текста проекта закона и проведении голосования по нему. Обыкновенные законы принимаются простым большинством голосов, поправки к Конституции – по усложненной процедуре.

В случае разногласий между палатами по содержанию закона на паритетных началах создается согласительный комитет, призванный найти компромиссное решение. Если удовлетворяющего обе палаты решения не найдено – законопроект отклоняется. Принятый палатами в идентичной форме законопроект направляется Президенту, который вправе или подписать его или отвергнуть, используя право вето. Вето Президента может быть преодолено двумя третями членов каждой из палат. Если Президент в течение десяти дней не высказал своего отношения к закону, последний автоматически считается одобренным. Законы вступают в силу с момента подписания Президентом, либо преодоления его вето, если только в самом тексте не установлен иной срок его вступления в силу. Принятие финансовых законов происходит по особым процедурам.

В среднем в год в Конгресс вносится более 10 тыс. законопроектов и резолюций, а принимается не более 1 тыс. Многие законопроекты вносятся в палаты с подачи лоббистов – частных организаций и отдельных лиц – профессионально и на законных основаниях оказывающих влияние на членов палат с целью принятия определенных законов. Считается, что такая деятельность приближает Конгресс к практическим потребностям заинтересованных общественных организаций.

Законы подразделяются на публичные (общего характера) и частные. Последние- индивидуального действия – связаны с интересами отдельных лиц или корпораций. Что касается резолюций палат, они подразделяются на совместные (носят нормативный характер), совпадающие и простые (выражают позиции Конгресса или одной из его палат по конкретным вопросам внутренней и международной жизни, а также регулируют внутрипалатные вопросы). Совпадающие и простые резолюции не носят обязывающего характера и не нуждаются в подписи Президента.

 

Место Президента в системе государственной власти. Согласно Конституции (разд. I ст. 2) исполнительная власть Федерации представлена Президентом. Создатели Основного закона стремились воплотить в фигуре Президента сильную исполнительную власть, способную обеспечить единство страны, ее суверенитет и управление делами Союза. Уникальность положения Президента состоит в том, что он одновременно и глава исполнительной власти и фактически глава государства. Такой статус, а также объем властных полномочий наделяет Президента беспрецедентной властью, позволяет фактически занять ведущую роль в системе органов государства.

Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету коллегии министров. Совета или кабинета министров, как коллегиального органа общей компетенции, в США нет. Назначенные Президентом министры выполняют роль его советников, образуют, в силу обычая, Кабинет как совещательный орган при главе исполнительной власти. Должность премьер-министра отсутствует, его роль выполняет сам Президент. На заседаниях Кабинета министры могут высказывать свои суждения, оценки по обсуждаемым вопросам, но решения Президент принимает самостоятельно, голосование не проводится.

Под руководством Президента работают различные ведомства, руководителям которых, как и министрам, Президент делегирует ряд своих полномочий. Таким образом, в непосредственном подчинении Президента находится весь федеральный государственный аппарат управления, включающий Кабинет и департаменты, исполнительный аппарат Президента (Совет национальной безопасности, Совет по внутренней политике, Административно-бюджетное управление, Служба Белого дома и др.), многочисленные исполнительные агентства и президентские комиссии. Систему органов федеральной исполнительной власти принято именовать Администрацией Президента.

Президент не подотчетен и не подконтролен Конгрессу и несет ответственность только перед своими избирателями, от которых он получил свой мандат. Вместе с тем, оформляя полномочия главы исполнительной власти, «отцы-основатели» заложили в них такие ограничения, которые препятствуют его превращению в авторитарного правителя. Возможности злоупотребления властью ограничены также наличием мощной оппозиции в лице партийных конкурентов, контролем со стороны общественности и средств массовой информации.

Порядок избрания. Согласно Конституции Президентом может быть избран гражданин США по рождению, старше 35 лет, проживающий на территории страны не менее 14 лет, обладающий избирательным правом. Президент и Вице-президент, избираемые одновременно, должны принадлежать к одной политической партии, но не могут быть жителями одного и того же штата. В политической практике эти формальные требования, предъявляемые к кандидатам, дополняются целым рядом условий и обстоятельств. Как правило, больше шансов на избрание имеют представители крупных штатов, белые, протестанты, мужчины, достигшие известных вершин в политической жизни.

Конституцией определен четырехлетний срок президентства, а XXII поправка установила, что одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков. В том случае, если по причине отставки прежнего Президента президентское кресло занимает Вице-президент, общий срок его полномочий не может превышать 10 лет.

Кампания по выборам Президента начинается в начале выборного года с выдвижения кандидатов от партий в каждом штате. Первичные выборы – праймериз, самостоятельно проводимые каждой партией, позволяют заблаговременно определить кандидатов, пользующихся наибольшей поддержкой партийных избирателей. В июне месяце партии проводят свои национальные партийные съезды, на которых официально оформляют выдвижение кандидатов на пост Президента. В свою очередь, выдвинутый съездом кандидат называет, а съезд утверждает кандидатуру на пост Вице-президента.

Президент и Вице-президент избираются не прямым голосованием граждан, а выборщиками. В настоящее время в коллегию выборщиков входят 538 человек. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько штат имеет депутатов и сенаторов в Конгрессе. Федеральный округ Колумбия представлен тремя выборщиками. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа, где каждый штат выступает как самостоятельный округ. Выборщики избираются единым списком. Каждая партия предлагает свой список. Партия, чей список набрал наибольшее число голосов избирателей получает все голоса выборщиков штата.

Президентские выборы проводятся в високосный год, в первый вторник после первого понедельника ноября месяца. В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за кандидатуры Президента и Вице-президента. Результаты голосования направляются в Сенат США, где суммируются и официально оглашаются. Избранным Президентом признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, то есть 270 голосов и более. Если ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства, то Палата представителей из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов, избирает Президента Союза, а Сенат – Вице-президента. Голосование в Палате представителей в этом случае проводится по штатам, причем, независимо от численности депутатов, каждый из штатов имеет один голос. Побеждает тот претендент, который наберет большинство голосов всех штатов. Избранный Президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года. Процедура инаугурации включает принесение Президентом присяги.

В случае смерти, отставки, неспособности Президента исполнять обязанности по должности его заменяет Вице-президент. Следующими в очереди на замещение вакансии являются: Спикер Палаты представителей, Временный председатель Сената, Государственный секретарь и еще 12 должностных лиц. В случае вакансии поста Вице-президента Президент производит назначение на должность, которая требует утверждения большинством голосов обеих палат Конгресса.

Президент получает за свою службу вознаграждение, пользуется государственной охраной, имеет право на высокую пенсию и другие блага, установленные законом. Официальной резиденцией главы государства является Белый дом.

Полномочия Президента весьма обширны. При этом собственно конституционные полномочия за два столетия были серьезно расширены: Президенту было делегировано несколько сот внеконституционных полномочий. За ним признаются также так называемые «подразумеваемые полномочия», вытекающие из «духа» Конституции. По характеру осуществления все полномочия можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят полномочия, связанные с реализацией представительской функции: Президент – высшее должностное лицо страны. Он представляет государство во всех актах внутриполитической и международной жизни. Президент наделен правом отсрочки исполнения приговоров и правом помилования, он объявляет амнистию, награждает высшими государственными наградами, участвует в церемониях, торжествах и празднествах, наносит государственные визиты и принимает глав иностранных государств и правительств.

Вторую и наиболее важную группу составляют полномочия по управлению страной. Президент возглавляет весь федеральный государственный аппарат, обеспечивает точное соблюдение законов, определяет полномочия всех должностных лиц Федерации, созывает Кабинет и определяет его повестку дня, производит «с совета и согласия Сената» назначение на высшие военные и гражданские должности (более 2500 назначений служащих федеральной администрации).

Третья группа – военные и внешнеполитические полномочия. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны. В этом качестве он может направлять войска за границу для «защиты американских интересов», в миротворческих целях и т.д. Правда, по истечении 60-ти дней Конгресс может потребовать от Президента вывести войска из государства, в которое они были направлены.

Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, имеет право вести переговоры с иностранными государствами и заключать международные договоры, назначает с согласия Конгресса послов и других представителей в зарубежные страны и международные организации.

Во взаимоотношениях с Конгрессом Президент наделен следующими полномочиями: направляет ежегодные послания о положении в стране и обосновывает принятие необходимых законов; направляет для утверждения проект бюджета; созывает Конгресс на чрезвычайные сессии; промульгирует законы, принятые парламентом страны. При этом он наделен правом в течение 10-и дней использовать вето в случае несогласия с законом, что является мощным средством сдерживания Конгресса. Как показывает практика последних десятилетий, вето Президента преодолевается менее чем в двух случаях из десяти.

Среди других полномочий Президента следует выделить назначение (с одобрения Сената) судей Верховного суда и других федеральных судей, объявление чрезвычайного положения.

Что касается Вице-президента, Конституция не наделяет его собственными полномочиями. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной. Президент может также возложить на него выполнение отдельных поручений.

Важнейшими актами Президента, имеющими нормативный характер, являются исполнительные приказы, а также реорганизационные планы, инструкции, положения и др.

Ответственность Президента. Президент США не несет политической ответственности перед Конгрессом: ни он сам, ни должностные лица его Администрации не могут быть отправлены Конгрессом в отставку за проводимый политический курс. Президент пользуется также неприкосновенностью (не может быть подвергнут аресту и уголовному преследованию). Однако он может быть отстранен от должности в соответствии с процедурой импичмента. Основанием лишения полномочий является признание его виновным «в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках» (разд. 4 ст. II Конституции).

Процедуру импичмента возбуждает Палата представителей, она же большинством голосов от общего состава палаты формулирует конкретные пункты обвинения – статьи импичмента. На втором этапе процедуры дело об импичменте слушается в Сенате, который выступает в качестве суда присяжных. В ходе слушаний, проходящих на началах состязательности сторон, могут быть вызваны свидетели, истребованы доказательства и т.д. Разбирательства проходят под председательством Главного судьи Верховного суда США. По их завершении без обсуждения Сенат принимает решение о виновности Президента по каждому пункту обвинения. Решение о виновности принимается большинством в две трети от общего числа сенаторов. В этом случае Президент отстраняется от должности и может быть привлечен к уголовной ответственности.

За всю историю США к суду импичмента привлекались только три президента (в 1868 г. – Э. Джонсон; в 1974 г. – Р. Никсон; в 1999 г. – Б. Клинтон), однако во всех трех случаях смещения с должности не последовало. Но институт импичмента сам по себе очень важен, так как подтверждает принцип равенства всех перед законом. Этот институт поддерживает и другой важный принцип демократического общества – принцип разделения властей, предотвращая своевластие и незаконные действия представителей любой ветви власти.

Верховный суд и судебная система. Разделение властей в США предполагает существование самостоятельной и независимой судебной власти. Согласно ст. III Конституции ее представляет Верховный суд и такие низшие суды, которые учреждаются Конгрессом. Следовательно Верховный суд – единственный федеральный судебный орган, создание которого предусмотрено непосредственно Конституцией. По своему положению в системе органов власти он равнозначен Конгрессу и Президенту.

Согласно разд. 2 ст. II Конституции судьи Верховного суда, как и все федеральные судьи, назначаются Президентом «по совету и с согласия» Сената.

С 1869 г. и по настоящее время в составе Верховного суда – 9 судей, занимающих свою должность пожизненно, нередко в течение 15 – 20 лет. Конституция гласит: «Как судьи Верховного суда, так и судьи низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным». Однако отсутствие обычной судебной ответственности судей не исключает возможности их преследования в порядке особой процедуры импичмента с возможным последующим отстранением от должности (разд. 3 ст. III Конституции). С момента принятия Конституции в соответствии с этой процедурой четверо судей Верховного суда были отрешены от должности.

Возглавляет Верховный суд его председатель, именуемый в текущем законодательстве Главным судьей США. Особый конституционный статус Главного судьи придает ему особый вес в иерархии высших федеральных должностных лиц.

В общей сложности в Верховный суд поступает ежегодно до 4 тыс. дел. Из них 100-150 дел (примерно 7% от общего числа) принимаются к производству в полном объеме. Все судьи участвуют в рассмотрении каждого дела, при этом одному из них поручается подготовить проект решения суда, после чего он проходит процедуру согласования с мнениями других членов Суда. Превалирует так называемая письменная форма рассмотрения дела, когда Суд обходится без вызова сторон, допроса свидетелей и прочих действий, затягивающих процесс. Решения Верховного суда носят окончательный характер и обжалованию не подлежат.

Юрисдикция Верховного суда делится на первоначальную и апелляционную. В качестве суда первой инстанции он рассматривает сравнительно немногочисленные дела: споры между штатами; между США и отдельными штатами; иски, одной стороной в которых является иностранное государство (его дипломатические представители) и некоторые другие.

Однако главная функция Верховного суда, которая не отражена в Конституции, состоит в осуществлении конституционного контроля. Акт, объявленный неконституционным, утрачивает юридическую силу и не подлежит применению администрацией и судами. Именно данное «внеконституционное» полномочие Верховного суда, дающее ему возможность решать судьбу закона на основе дела, ставит его в совершенно исключительное положение в конституционном механизме осуществления власти, предопределяет его особую роль в политической и правовой системе страны.

Верховный суд также властно толкует Конституцию США, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты), осуществляет проверку конституционности нормативных актов исполнительной власти. Совокупность этих правомочий и составляет содержание конституционного контроля в США.

Закон о судоустройстве 1789 г. установил трехзвенную федеральную судебную систему, включающую, помимо Верховного суда, также федеральные апелляционные и окружные (районные) суды.

В настоящее время действует 13 апелляционных судов. Число судей в таком суде составляет от 8 до 25. Дела особой важности рассматриваются в составе всех членов апелляционных судов.

Первоначальной юрисдикцией федеральные апелляционные суды не обладают. Ежегодно через территориальные апелляционные суды проходит до 30 тыс. дел.

Районные (окружные) суды – это основное звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ штатов, на территории которых, в зависимости от численности населения, может функционировать от одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из которых от двух до двадцати семи судей во главе с председателем (главным судьей). Ежегодно окружными судами рассматривается до 250 тыс. гражданских и до 40 тыс. уголовных дел. По большинству категорий дела слушаются с участием присяжных, если на этом настаивает одна из сторон.

Наряду с системой общих судов существует несколько специализированных федеральных судов. Среди них – претензионный суд США (рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США по суммам иска свыше 10 тысяч долларов); суд по делам внешней торговли США (рассматривает споры об импортных торговых операциях и таможенных правил); налоговый суд США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями федеральных налоговых ведомств), суд по делам военнослужащих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.