Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приготовьте ответы на эти вопросы




? 3.1.2. Обучение дошкольников диалогической речи

Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности [ 9].

Через диалог ребёнок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную для себя информацию. В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь. Но диалог – не только форма речи, он ещё и «разновидность человеческого поведения» (Л.П.Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста.

Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения.

В р а н н е м д е т с т в е речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребёнка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим его речь, как указывает Д.Б. Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности [141].

Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий развития ребёнка, и прежде всего в изменении его отношения к взрослым: возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребёнком своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Появляется новая форма речи – сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контроле за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь и возникают новые её формы – указания, оценки, согласование действий [138].

Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А.Г. Рузской [105]. Она отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остаётся незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребёнок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.

А.Г.Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет. Для детей двух – трёх лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор. Дети трёх-четырёх лет начинают беседу не без интереса, но после 2 –3 вопросов начинают отворачиваться, ёрзать на стуле и, наконец, заявляют; «Я не умею так, я не хочу в это играть». У детей четырёх – пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от неё. Она протекает даже оживлённо. Дети пяти–шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения со взрослым. У детей шести – семи лет во время беседы появляются инициативные обращения ко взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребёнок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения со взрослым сложные и сокровенные темы.

Особенности диалога м л а д ш и х д о ш к о л ь н и к о в раскрыла Т.Слама-Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:

– у детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьб ы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»;

– многочисленные обращения принимают повелительную форму «Смотри!», «Слушай!», «Иди!»).Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;

– диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

– у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;

– диалог между ребёнком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчёркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придаёт более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребёнком слушателем;

– структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;

– в диалоге ребёнка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;

– неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнёрами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнёр включается в диалог, другой – выходит);

– непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы [111].

Особенности диалогической речи с т а р ш и х дошкольников выявила Н.В. Виноградова. К ним относятся:

– неумение правильно строить предложение;

– неумение слушать собеседника;

– неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

– неумение давать реплики;

– частое отвлечение от поставленного вопроса;

– невладение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений [15].

В исследовании А.В. Чулковой отмечается, что старшие дошкольники испытывают удовольствие от общения, придумывают диалоги более сложной структуры, включающие несколько микротем. Однако их диалоги малосодержательны, дети пользуются разнообразными типами предложений, прямой речью [138].

Таким образом, основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.

 

Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.

Знание специфики диалогической речи её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

– умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.);

– умение беседовать на различные темы, поддерживат ь разговор на предложенную тему, не отвлекаться от неё, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать своё отношение к предмету разговора;

–умение говорить спокойн о, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

– владение разнообразными формулами речевого эти кета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых);

– умение использовать мимику и жесты;

– умение общаться в паре, груп пе из 3 –5 человек, в коллективе Вышеназванными умениями ребёнок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способа ведения диалога.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы.

1. Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е.И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально.

Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы.

Иногда разговоры возникают по инициативе ребёнка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. При проведении разговоров О.И. Соловьёва рекомендует следующее:

– с самого начала необходимо расположить к себе ребёнка, приласкат ь его, заинтересоват ь его либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным и пр.;

– начинать разговор можно лишь в том случае, если ребёнок не знает чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместен;

– разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;

– внимание к одному ребёнку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;

– говорить надо так, чтобы у ребёнка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;

– необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье [115. – С.70 –75].

Содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей., книги т.д.

2. Чтение литературных произведений. Чтение даёт детямобразцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

3. Словесные поручения. Можно дат ребёнку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребёнку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и её лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения.

4.Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации [138.– С.86 – 88]. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию:

Щенок спешил на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котёнка и налетел на него со всего маху. Щенок и конёк кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось.

В первом случае педагог даёт задание типа речевой логической задачи, завершающиеся вопросом к детям, на который они должны ответить: «Как вы думаете, о чём могли вести беседу щенок и котёнок?» Во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: «Щенок извинился за свою неосторожность и помог котёнку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котёнка с собой. Котёнок согласился». Дети должны придумать реплики.

5. Разнообразные игры ( сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор касса и др.

Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К. Бондаренко, О.С. Ушакова и др.): «Факты», «согласен – не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить «да» и «нет» и др.

Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси-гуси», «Краски» и др.), способствуют приучению детей к очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнёрами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений [7].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.