КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обозначение на письме твердости - мягкости согласных
Организация орфоэпической работы Первоначально правила произношения усваиваются детьми при переходе от чтения по слогам к чтению целыми словами. Средством обучения орфоэпическому чтению выступает в это время образец, который задает своим чтением взрослый, учитель. Важную роль приобретает на этом этапе сопоставление двух видов чтения: «как говорим» и «как пишем». Далее появляется возможность перейти на новый, системный уровень обучения литературному произношению. Слова с безударными гласными могут послужить материалом для того, чтобы представить в обобщенной форме особенности литературного произношения гласных: «аканье». Памятка, составленная на уроках русского языка, становится опорой в работе по формированию навыков литературного произношения на уроках чтения. Хорошо, если в классе проводятся орфоэпические пятиминутки: один ученик читает, строго соблюдая произносительные нормы, а все остальные выступают его «рецензентами» - отмечают ошибки и объясняют их. С работой по орфоэпии неразрывно связана работа по акцентологии. Учащиеся часто произносят слова с неверным ударением. В первую очередь надо обратить внимание на слова, включенные в словарики учебников. Но нужно учитывать, что просто однажды прочитать или даже повесить в классе таблицу «Произноси слова правильно» мало для того, чтобы научить детей правильно говорить. Слова должны стать предметом действия учащихся. Можно предложить подобрать рифму к слову или разучить загадку, в которой отгадка подскажет верное ударение и т.п. Непарные по твердости – мягкости согласные фонемы обозначаются на письме одной буквой: твердые – буквами ж, ш, ц, мягкие – ч и щ. Остальные буквы согласных обозначают 2 фонемы: твердую и парную ей мягкую. Узнать, как прочитать букву согласного, твердо или мягко, помогает буква последующего гласного. Способ обозначения твердости – мягкости парных по этому признаку фонем зависит от последующей буквы: гласной или мягкого знака. На материале заданных учителем слов банка – банька, полка – полька, галка – галька и т.п. учащиеся сами могут попытаться составить схему, показывающую как передается мягкость – твердость согласных в позиции перед согласным. Слова типа бантик, кость использовать не следует: учитель не должен забывать, что графика регулирует обозначение фонем в сильных позициях, а позиция перед мягким согласным для согласных парных по твердости-мягкости слабая. Необозначение на письме мягкости звуков [н’] и [с’] в этих словах объясняется уже правилом орфографии, а не графики. Нельзя не учитывать и то, что среди букв согласных есть такие, употребление которых связано с рядом особенностей. Это буквы е и э. Для обозначения звука [э] буква э встречается в начале слов (эхо, этот) и после гласных в иноязычных словах (поэт, менуэт). Буква э для обозначение твердости согласного используется в редких иноязычных словах (мэр, мэтр, пэр, сэр, рэп, рэкет, сэндвич, пленэр, фэнтези). В русских словах перед звуком [э] согласный только мягкий (лес, пел, белый). В заимствованных словах может быть и твердый (тест), и мягкий (текст). Слова, которые могут оказаться сложными для младших школьников, не следует включать в упражнения. Изучение способов передачи на письме звука [й] В позиции не перед гласным [й] обозначается своей буквой – й, а перед гласными – [й] обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И, которые в этом случае обозначают два звука: [й]+гласный (я, маяк, объявит). Понимание звукового состава слов, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают сочетание звуков [й]+гласный, развивает фонематический слух школьников, является необходимым условием полноценного разграничения в осознании ребенка звуковой и буквенной форм слова. Труднее всего услышать последовательность звуков [йи] в положении после разделительного мягкого знака (соловьи), так как звуки [й] и [и] акустически близки друг другу. Значит, это сочетание следует рассматривать последним. Методически целесообразно представить материал о способах обозначения звука [й] обобщенно. Для этого учитель может по ходу урока составить с учащимися схемы, показывающие зависимость обозначения [й] от его позиции в слове. При подборе слов для упражнений лучше всего использовать такие, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я находятся в ударных слогах, - в безударных эти буквы могут обозначать звук, близкий к [и], например объ[йи]вление.
Алфавит и звуковой состав русского языка. Для того чтобы углубить представления учащихся об отношении фонемного состава русского языка и алфавита, желательно сравнить известную детям со времен изучения грамоты ленту букв с таблицей, на которой дан весь состав согласных. Повесив рядом с таблицей согласных звуков ленту букв, можно поразмышлять со школьниками над вопросами: почему буквы Л, М, Н, Р, Й выделены на ленте в отдельную группу? Сколько всего звонких согласных звуков не имеет глухих пар? (Ответ: 9.) Какой звук среди непарных звонких не имеет не только глухой, но и твердой пары? Почему на ленте букв Х, Ц, Ч, Щ выделены в отдельную группу? И так далее. Вопросы, которые помогают лучше понять соотношение алфавита и состава фонем: 1. Каких звуков больше в русском языке: звонких или глухих? Сколько всего пар по звонкости – глухости? 2. Сколько звуков, парных по мягкости-твердости? 3. Назовите звонкие звуки, не имеющие глухих пар, и глухие звуки, не имеющие звонких пар. 4. Назовите мягкие звуки, не имеющие твердых пар, и твердые звуки, не имеющие мягких пар. Можно придать работе с таблицей занимательную форму. Предложить разгадать слово по его характеристикам: 1-й звук – глухая пара звука [б], 2-й – гласный звук [у], 3-й – глухая пара звука [ж], 4-й – глухая пара звука [г’], 5-й – гласный звук [и], 6-й – твердая пара звука [н’].
Организация фонетико-графического разбора. Фонетико-графический разбор – один из видов звуко-буквенного анализа. Его цель – выяснить соотношение звуков и букв в слове. Задача фонетико-графического разбора в том, чтобы ученик на конкретных словах наблюдал слоговой принцип русской графики, не отвлекаясь на другие вопросы. При этом следует использовать слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях. Раньше всего ученик слушает и вычленяет звук, затем дает ему характеристику. Для того чтобы младший школьник не записывал качества звуков словами, ему предлагается помещать рядом с транскрипционным значком условный знак – характеристику звука. Напротив каждого звука (или звуков) помещается буква, которой он обозначается. Запись сопровождается устным комментарием, например: В слове [с’эм’] первый звук [с’с’с’эм’] – [с’] – согласный глухой мягкий, второй звук [с’эээм’] – [э] – гласный, следующий звук [с’эм’ м’м’] – [м’] – согласный звонкий мягкий. Первый звук [с] обозначаю буквой «ЭС», второй – гласный [э] – обозначаю буквой Е, так как гласный находится после мягкого согласного, последний звук [м] обозначаю двумя буквами: «эм» и «мягким знаком», так как мягкость согласного на конце слова передается с помощью мягкого знака.
Особенности обозначения на письме гласных после шипящих и Ц. Эти звуки не противопоставлены другим согласным по признаку твердости – мягкости. Поэтому буква гласного после ник утрачивает одну из своих функций: она уже не указывает на твердость или мягкость предыдущего согласного. Опытные учителя правило правописания сочетаний ЖИ – ШИ объясняют по-разному. Первое объяснение – грамматическая сказка, в которой буквы Ж и Ш поссорились с буквой Ы, а Ч и Щ – с буквами Я и Ю. С тех пор эти буквы никогда не соседствуют в слоге СГ» Второе объяснение: «В слове лыжи звук Л твердый, поэтому после буквы Л пишем букву Ы. Звук Ж тоже твердый, но после буквы Ж нужно писать букву И: так договорились между собой люди. Когда-то очень давно звук Ж в нашем языке был мягким, и с тех пор осталось правило: после буквы Ж не пишется буква Ы». Затем учитель прикрепляет на доске карточку, на которой большими буквами написано Ж И - Ш И с подчеркнутой буквой И, и учащиеся приступают к записи слов с этим буквосочетанием, подчеркивают букву И. (Рамзаева Т.Г. «Уроки русского языка в первом классе»). В корнях слов после Ц преимущественно пишется И (а не Ы): цирк, нарцисс, циркуль, цитата. Исключения: цыган, цыкать, на цыпочках, цыпленок, цып-цып (междометие), цыпки и производные от них. После Ц пишется О: цокать, цокот, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |