Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание как функционально-смысловой тип связной речи




Описаниеэто тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта [87. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи / О.А.Нечаева. – Улан-Удэ, 1974. – С. 31.].

Постоянные признаки в объекте – это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности, данному человеку, предмету и т. д. Они могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, объём и т.д.), так и внутренние качества предмета или явления (характер, увлечения, повадки и т.д.).

Описание объекта характеризует объект, т.е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки – это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. выразительность описания в значительной мере зависит от того, удаётся ли говорящему, во-первых. вычленить характерные детали предмета, во-вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки и, в-третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?».

Описание обладает рядом особенностей,отличающих его от других типов связной монологической речи.

Прежде всего описание – это характеристика предмета в статике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определённый момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов-описаний.

Чаще всего описание начинается с названия объекта: «Это клоун», «Мне подарили куклу», «На ветках сидит филин» и т.п. В нём передаётся обще е впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение: «Жираф – самое большое и красивое животное». Оценочное суждение требует, чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства.

Затем в определённой последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различна, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление, местоположение (слева – направо, снизу – вверх, вблизи – вдали и т.п.). Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности [87.Нечаева].

Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство, назначение. Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки.

При описании человека внимание обращается на его внешний вид (волосы, лицо, одежду), даётся его характеристика (весёлый, грустный, сердитый и т.п.).

При описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмет, показ признаков: «что, какое?» Например, при описании леса: («…Елочка похожа…а дуб словно…Кустики спрятались… Снег на ветках…). В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов («Вышли мы на опушку и видим: прямо перед нами…слева от…а чуть поодаль). Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках..

После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания. Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.

Описание не допускает смешения времён, поэтому в нём невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.

Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщённо, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.

Описание может быть развёрнутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями.

В зависимости от того что описывается, тексты-описания подразделяются на описания предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.

Описаниями являются и те тексты, в которых говорится о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам-описаниям относят также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.

Особенности описательных рассказов детей дошкольного возраста. Особенностиописательной речи дошкольников были предметом внимания многих педагогов (В.В.Гербова, Н.Ф.Виноградова, О.С.Ушакова,А.А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина, Т.И.Гризик и др.). Анализ их исследований позволил выделить следующие недочёты, характерные для детей разного возраста:

многие высказывания детей непоследовательн ы, одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определённый порядок описания признаков. Например, описывая медвежонка, ребёнок может начать описание с головы, затем отметить особенности костюма и вновь вернуться к голове;

дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «всё». Например: «У зайчика брюки голубые. У него лапки есть и ушки. В корзинке есть ещё цветочки. Всё»; «У меня мишка в красной рубашке и в красной шапочке. У него красные брюки»;

в описаниях детей нет яркого, чёткого образа предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружающей средой, вычленять его существенные признаки. Например: «Петух. Травка и цветочки. Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка. Земля. Небо»;

дети могут составить рассказ, не назвав его объект: «У него красная шляпка. У него балалайка с бантиком. У него кофточка красная с зелёным»;

в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами. Порой необходимое слово заменяется действием (указанием на предмет). Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», «тут», «такой». Например: «Этот зайчик сделан из дерева. У него здесь капельку синее и серое. У него платьице красное, ботиночки тоже. Ручки у него серенькие, бантик у него беленький» [33];

объём детских описаний небольшой, но с возрастом он увеличивается: у детей 4 лет в среднем текст состоит из 17 слов и 5 предложений; у пятилетних – из 28 слов и 7 предложений [51. – С. 44].

Недочёты детских описаний чаще всего связаны с тем, что дошколь-ники не умеют рассматривать то, о чём говорят, и выделять детали и части, из характеристики которых складывается общая картина, не умеют вычленять существенные признаки.

Учитывая специфику описания как типа монологической речи и особенности детских описательных рассказов, исследователи определили круг знаний и умений, которыми должны овладеть дети. К ним относятся:

– умение видеть красоту и неповторимость каждого предмета (явления);

– умение выделять в предметах существенные, характерные признаки соединять, группировать признаки, адекватно обозначая их словами;

– умение соотносить своё описание с рассматриваемым объектом;

– знание структуры описательного рассказа, умение следовать ей, пользуясь разными видами последовательности (слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх, по кругу, по диагонали);

– умение высказываться о признаках предложениями разной синтаксической конструкции;

– умение использовать различные связи между предложениями;

– умение пользоваться разнообразными средствами выразительности;

– умение давать подробное, развёрнутое и сжатое.краткое – описание;

– умение включать описание в другие виды высказываний.

Вышеназванные знания, умения и навыки составляют содержание обучения детей описательным рассказам в детском саду, которое конкретизируется в программе по каждой возрастной группе.

Обучение дошкольников описательным рассказам. Обучение дошкольников описательным рассказам – это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Необходимость и важность обучения детей данному типу рассказывания подчёркивали К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, О.С.Ушакова, А.М. Дементьева, В.В.Гербова, Н.Ф. Виноградова, А. А. Зрожевская, Л.Г. Шадрина и др.

Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия памяти, воображения. В процессе составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами..У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

– В детских садах дошкольников учат следующим видам описательных рассказов:

– описанию игрушек и натуральных предметов;

– описанию картин.

Обучение детей каждому виду описания имеет свои особенности.

Литература.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. – М., 1974.

2.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.

Гальперин. – М., 1981. – С.18.

З.Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1981. – №9. – С.

4. Гризик И.В. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 198.– №5. – С.

5.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Н.И. Жинкин. – М., 1966. – С.50.; С.52.

6. Зрожевская А.А.Обучение монологам описаниям //Дошкольное воспитание. –1986. – С.

7. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста / Э.П. Короткова. – М., 1977. – С.

1.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.А.Стародубова.–2-е изд., испр. –

М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с. – С.64 –74.

 

 

Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.