Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В законодательстве РФ

Права ребенка и формы его правовой защиты

ЛЕКЦИЯ 4.

Учителю — о правах ребенка

В связи с тем, что в настоящее время в системе образования воз­никла и подогревается средствами массовой информации пробле­ма правовых конфликтов между педагогами — с одной стороны и учащимися и их родителями - с другой, мы посчитали необходи­мым внести разъяснения в отношении прав ребенка в Российской Федерации.

24 июля 1998 года Президентом Российской Федерации был подписан и вступил в силу Федеральный закон «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ). В нем установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полно­ценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

В ст. 4 Закона утверждены цели государственной политики в инте­ресах детей:

• осуществление прав детей, предусмотренных Конституци­ей Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

• формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

• содействие физическому, интеллектуальному, психическо­му, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противореча­щими Конституции Российской Федерации и федеральному зако­нодательству традициями народов Российской Федерации, дости­жениями российской и мировой культуры.

Основные принципы государственной политики в интересах детей заключаются в следующем:

» законодательное обеспечение прав ребенка;

• поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноцен­ной жизни в обществе;

• ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

• поддержка общественных объединений и иных организа­ций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 7 главы II данного Закона описывает распределение пол­номочий по содействию ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, дол­жностные лица указанных органов в соответствии со своей компе­тенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах устано­вленного законодательством Российской Федерации объема деес­пособности ребенка посредством принятия соответствующих нор­мативных правовых актов, проведения методической, информа­ционной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодатель­ством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики право­применения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осу­ществлении самостоятельных действий, направленных на реализа­цию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Россий­ской Федерации объема дееспособности ребенка.

Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспи­танию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут уча­ствовать в мероприятиях по обеспечению зашиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

Общественные объединения (организации) и иные некоммерче­ские организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. Закон устанавливает меры по защите прав ребенка при осущест­влении деятельности в области его образования и воспитания (ст. 9). Действие этих мер сводится к следующему:

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, спе­циальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказы­вающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждении не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объе­динений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исклю­чением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций. Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объе­динениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начально­го общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед админи­страцией указанных учреждений о проведении с участием выбор­ных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинар­ного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреж­дений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образова­тельного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образова­тельного учреждения. Такие собрания и митинги не могут прово­диться в нарушение установленных законодательством Россий­ской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяю­щих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распо­рядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указа­нием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Согласно ст. 10, в целях обеспечения прав детей на охрану здоро­вья, в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здра­воохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бес­платной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровитель­ную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хронически­ми заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

В ст. 11 установлено, что в случае приема на работу детей, достигших возраста 15-ти лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18-ти лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, растор­жении трудового договора (контракта) и другие льготы, устано­вленные законодательством Российской Федерации.

 

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

Ст. 13 о защите прав и законных интересов ребенка при формиро­вании социальной инфраструктуры для детей устанавливает, что при­нятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орга­ном местного самоуправления решения о реконструкции, модер­низации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государ­ственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным орга­ном исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятель­ности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экс­пертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Имущество, которое является государственной собственно­стью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-про­филактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

Ст. 14 посвящена защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В ней устанавливается, что:

1. Органы государственной власти Российской Федерации при­нимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и аги­тации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей наси­лие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуаль­ной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавли­ваются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для поль­зования до достижения им возраста 16 лет.

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогиче­ская, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

 

В ст. 15 о защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подчеркивается, что государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общественные объединения (организации) и иные некоммерче­ские организации, в том числе международные объединения (орга­низации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осу­ществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанны­ми принципами и нормами международного права, международ­ными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Россий­ской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нару­шающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

При регулировании внесудебных процедур, связанных с участи­ем детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, дол­жностные лица органов государственной власти, местного сам­оуправления действуют в соответствии с общепризнанными прин­ципами и нормами международного права, нормами, предусмо­тренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законо­дательством Российской Федерации.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации право­применительных процедур (действий) с его участием или в его инте­ресах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудитель­ных мер воспитательного помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым прове­дение мероприятий по социальной реабилитации несовершенно­летнего.

Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуж­дается в педагогической, психологической, медицинской, юриди­ческой помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

 

В соответствии со ст. 23 о судебном порядке разрешения споров при исполнении Федерального закона устанавливается, что родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприя­тия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содей­ствию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в уста­новленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоро­вью, имуществу, а также морального вреда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правописание приставок | Роли игроков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.