Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа учебной дисциплины. Тема № 1.Земельное право Российской Федерации: предмет и система




Раздел I. Общая часть.

Тема № 1. Земельное право Российской Федерации: предмет и система.

Студент должен знать:

- понятие и предмет земельного права;

- методы земельного права;

- систему земельного права;

уметь:

- различать структуру земельного права как отрасли права и как учебной дисциплины;

иметь представление:

- о месте земельного права в системе российского права;

- об основных принципах земельного права;

- об актуальных проблемах использования земли в России.

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Роль земли в жизни общества. Земля как объект земельных отношений. Многоаспектность функций земли. Понятие и содержание термина «земля». Понятие предмета правового регулирования земельного права. Земельное право как наука, отрасль права, учебная дисциплина. Соотношение земельного права с другими отраслями права. Методы правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общественной значимости. Понятие и система принципов земельного права. Общие (конституционные) и отраслевые принципы земельного права. Система земельного права. Институты земельного права. Земельное право и земельное законодательство.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит метод правового регулирования земельного права?

2. В чем состоят принципы земельного права?

3. В чем состоит сущность экологизации земельного права?

4. В чем отличие земельного права от других отраслей права?

5. Как соотносится земельное права с другими отраслями российского права?

6. Назовите общие (конституционные) принципы земельного права.

7. Дайте характеристику отраслевых принципов земельного права.

8. Какие правовые институты изучаются в общей части земельного права?

9. Какие правовые институты изучаются в особенной части земельного права?

Тема № 2. Земельное законодательство. Источники земельного права

Студент должен знать:

- структуру земельного законодательства;

- понятие источника земельного права;

- конституционные основы земельного права;

уметь:

- классифицировать источники земельного права на группы;

иметь представление:

- о роли международных актов в регулировании земельных отношений.

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Понятие, система и особенности источников земельного права. Конституционные основы земельного права. Законодательные и иные нормативные правовые акты как источники земельного права. Закон как источник земельного права, соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации как источники земельного права. Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти как источники земельного права. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. Корпоративные (локальные) нормативные правовые акты как источники земельного права. Нормативные договоры как источники земельного права. Международные договоры как источники земельного права. Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как источники земельного права. Иные виды нормативных договоров как источники земельного права. Государственные стандарты, природоохранные, строительные, санитарные, противопожарные, иные специальные нормы и правила, другие нормативно-технические акты (документы) Их соотношение с источниками земельного права. Классификация источников земельного права. Роль судебно-арбитражной практики в регулировании земельных отношений. Значение договоров и соглашений между органами власти Российской Федерации и её субъектов по вопросам регулирования земельных отношений как источников земельного права.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какой статьей Земельного кодекса РФ установлено, что нормы земельного законодательства могут содержаться в актах органов местного самоуправления?

2. В каком случае применяются правила международного договора, а не нормы Земельного кодекса РФ?

3. Назовите отличие нормативного акта от индивидуального правового акта. Приведите примеры таких актов в сфере регулирования земельных отношений.

4. В чьем ведении в соответствии с Конституцией РФ находится земельное законодательство? Какой статьей Конституции РФ это установлено?

5. Назовите основные законы РФ, регулирующие земельные отношения.

6. Какие отношения регулируются земельным законодательством?

7. Каковы полномочия Российской Федерации в области земельных отношений?

8. Какие полномочия имеют субъекты Российской Федерации в сфере земельных отношений?

9. Какие полномочия в области земельных отношений имеют органы местного самоуправления?

Тема № 3. Земельные правоотношения

Студент должен знать:

- понятие и виды земельных правоотношений,

- основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений;

- субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений;

уметь:

- отличать земельные правоотношения от прочих;

иметь представление:

- о юридических фактах, связанных с изменением земельных правоотношений по субъекту, объекту и содержанию земельных правоотношений.

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях: Понятие и особенности земельных правоотношений, их разновидности. Материально-правовые и процессуальные земельные нормы. Понятие и виды земельных правоотношений. Регулятивные, охранительные, управленческие, хозяйственные, эколого-земельные, процессуальные земельные отношения. Субъекты и объекты земельных отношений. Общая характеристика прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений. Содержание земельных отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений – юридические факты. Правомерные и неправомерные действия, бездействия.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем состоит понятие земельных правоотношений?

2. Охарактеризуйте структурный состав земельных правоотношений.

3. В чем проявляется роль государства как участника земельных правоотношений?

4. Каковы особенности земельно-правовых норм?

5. Какие юридические факты служат основанием возникновения земельных отношений?

6. В чем состоит суть изменений земельных правоотношений?

7. Какие основания прекращения земельных правоотношений?

Тема № 4. Охрана земель: принципы и содержание

Студент должен знать:

- понятие рационального использования земель;

- понятие и основные цели охраны земель;

- содержание охраны земель;

- принципы охраны земель;

уметь:

- отличать содержание охраны земель от мероприятий, обязательных для проведения собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков, с целью охраны земель;

иметь представление:

- о федеральных, региональных и местных программах, разработанных в целях охраны земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;

- о мерах предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Понятие и содержание рационального использования земель. Правовые механизмы обеспечения рационального использования земель. Цели, задачи и содержание охраны земель, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Виды негативного воздействия на землю. Организационно-правовые меры по охране земель. Экономические, экологические и санитарно-гигиенические требования к охране земель. Стимулирование рационального использования и охраны земель. Федеральные, региональные и местные программы охраны земель. Оценка состояния земель. Установление санитарно-гигиенических, экологических и иных норм и требований. Роль государства в обеспечении рационального использования и охраны земель.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы критерии рационального использования земель?

2. Дайте понятие «охрана земель».

2. В чем состоят цели охраны земель?

3. Охарактеризуйте содержание охраны земель.

4. Какие мероприятия обязаны проводить собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков с целью охраны земель?

5. С учетом каких особенностей проводится оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель?

6. Какие виды негативного воздействия на землю вы знаете?

7. В чем состоят такие мероприятия по восстановлению и улучшению земель как мелиорация, рекультивация, консервация?

 

 

Тема № 5. Право собственности на землю

Студент должен знать:

- понятие и формы собственности на землю;

- содержание права собственности на землю;

- порядок разграничения государственной собственности на землю;

уметь:

- различать понятие права собственности на земельный участок от других видов прав на землю;

иметь представление:

- об объектах и субъектах права собственности на землю;

- о способах и основаниях возникновения права собственности на землю Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях: Земельный участок как объект прав на землю. Понятие и основные признаки права собственности на землю. Многообразие форм собственности на землю. Субъекты и объекты права земельной собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю. Ограничения права собственности на землю: объективные и субъективные, постоянные и временные. Государственная собственность на землю. Порядок разграничения государственной собственности на землю. Муниципальная собственность на землю. Частная собственность на землю физических и юридических лиц. Земельный участок как объект прав на землю.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Законодательство о разграничения государственной собственности на землю. Условия, порядок и принципы разграничения государственной собственности на землю. Государственная регистрация права собственности на землю. Документы, удостоверяющие права на земельные участки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой земельный участок как объект прав на землю?

2. В чем состоит право собственности на землю?

4. Назовите субъектов права собственности на землю.

5. Кто выступает в качестве субъекта права государственной собственности на землю?

6. Как разграничивается государственная собственность на землю?

участком?

7. Какой порядок установлен в отношении государственной регистрации прав на земельный участок?

8. Какими документами удостоверяются права на земельные участки?

Тема № 6. Иные виды прав на земельные участки

Студент должен знать:

- виды и содержание иных, кроме права собственности, прав на землю;

- способы защиты иных прав на земельные участки;

уметь:

- различать понятие права собственности на земельный участок от других видов прав на землю;

иметь представление:

- об объектах и субъектах права собственности и иных прав на землю;

- о принципах разграничения государственной собственности на землю;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях: Иные имущественные и обязательственные права на земельные участки. Понятие постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Пожизненное наследуемое владение земельными участками. Право ограниченного пользование чужим земельным участком (земельный сервитут) и его виды. Основания возникновения земельного сервитута и цели его установления. Аренда земельного участка, условия, содержание и особенности договора аренды. Порядок и основания предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование. Служебный надел: понятие и основания возникновения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?

2. Как осуществляется право пожизненного наследуемого владения?

3. В чем различие между правом постоянного (бессрочного) пользования от права пожизненного наследуемого владения?

4. В каком порядке осуществляется аренда земельных участков?

5. Какие существенные условия договора аренды земельного участка должны быть согласованы между сторонами?

6. В каком порядке устанавливается арендная плата за пользование земельным участком, предоставленным их государственных и муниципальных земель?

7. Какие права и обязанности арендодателя и арендатора земельного участка?

8. Что представляет собой безвозмездное срочное пользование земельным участком?

9. Дайте понятие земельного сервитута. В чем состоит различие между частным и публичным земельным сервитутом?

10. В каком порядке устанавливается право ограниченного пользования чужим земельным участком?

Тема № 7. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю.

Студент должен знать:

- об основаниях и порядке возникновения прав на земельные участки;

- об ограничениях оборотоспособности земельных участков;

- правовые основания изменения и прекращения прав на земельные участки;

- в каких случаях наступает принудительное изъятие земельного участка;

- порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

уметь:

- различать особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности для строительства и для целей не связанных со строительством;

- определять судьбу земельного участка при совершении сделки с объектом недвижимости (здание, строение, сооружение) расположенное на данном земельном участке;

- различать основания прекращения прав на земельные участки в принудительном и добровольном порядке;

- различать особенности прекращения права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком;

иметь представление:

- о случаях реквизиции земельного участка;

- о порядке установления предельных норм предоставления земельных участков, приобретаемых гражданами из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства и других целей;

- об особенностях проведения конкурсов и аукционов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Правовые основания возникновения прав на земельные участки. Ограничения оборотоспособности земельных участков. Документы, удостоверяющие права на земельный участок. Порядок признания прав на земельный участок. Порядок предоставления прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности для строительства. Порядок предоставления прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности для целей не связанных со строительством. Нормы предоставления земельных участков. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).

Принципы правового регулирования прекращения прав на земельные участки. Добровольные и принудительные основания прекращения прав на земельные участки. Основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки. Основания и порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения и права безвозмездного срочного пользования на земельные участки. Основания и порядок прекращения права аренды земельного участка. Основания и порядок прекращения частного и публичного земельного сервитута. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Вопросы для самоконтроля:

1. На основании каких норм законодательства возникают права на земельные участки?

2. С какого момента возникают права на земельный участок?

3. Каковы основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?

4. Какие документы подтверждают права граждан на земельные участки?

5. Сохраняется ли право на земельный участок при разрушении здания, строения, сооружения?

6. В чем состоят основные особенности приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности?

7. Может ли быть приобретено право собственности на земельные участки гражданами, которым они были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования?

8. Какие ограничения установлены законодательством по нормам предоставления земельных участков?

9. Какие основания прекращения права собственности на земельный участок?

10. В каких случаях наступает принудительное изъятие земельного участка?

11. В каких случаях может быть осуществлен выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд?

12. В каком порядке осуществляется отказ от земельного участка?

13. В каком порядке осуществляется отчуждение земельного участка по инициативе собственника?

14. В каком порядке возможно изъятие земельного участка у собственника в связи с его ненадлежащим использованием?

15. По каким основаниям наступает прекращение земельного сервитута?

16. В каких случаях арендодатель может потребовать прекращения договора аренды земельного участка?

17. Каковы основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком?

Тема № 8. Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков

Студент должен знать:

- круг прав собственников и иных правообладателей земельных участков;

- круг обязанностей собственников и иных правообладателей земельных участков;

уметь:

- различать понятия прав от обязанностей правообладателей земельных участков;

иметь представление:

- об ограничениях прав на земельные участки, связанных с установлением особых условий для их использования;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Права собственников земельных участков. Права землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Ограничения прав на землю. Ограничения прав на земельные участки, связанные с установлением особых условий для их использования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими правами помимо распорядительных правомочий обладает собственник земельного участка?

2. Какие особые условия связаны с ограничением прав на земельный участок?

3. Каким образом определяются права лиц, использующих земельный участок на правах частного сервитута?

4. В чем состоит отличие прав граждан на земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования от прав на земельные участки, принадлежащие им на праве пожизненного наследуемого владения?

Тема № 9. Управление в сфере охраны и использования земель.

Студент должен знать:

- цели, функции и методы государственного управления в сфере использования и охраны земель;

- систему органов государственного управления в сфере использования и охраны земель;

- функции государственного управления в сфере охраны и использования земель;

- понятие и виды земельного контроля;

- понятие, содержание мониторинга земель;

- понятие и виды землеустройства;

уметь:

- различать общие, специальные, ведомственные и внутрихозяйственные органы управления в сфере использования и охраны земель;

иметь представление:

- об особенностях разграничения полномочий по управлению землями на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

- о полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления в сфере охраны и использования земель;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях: Понятие, цели, функции, методы государственного управления в сфере использования и охраны земель. Система органов управления земельными ресурсами и их полномочия. Общие, специальные, ведомственные и внутрихозяйственные органы управления в сфере использования и охраны земель. Мониторинг земель. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль). Государственный земельный контроль. Муниципальный и общественный земельный контроль. Производственный (внутрихозяйственный) земельный контроль. Землеустройство и его виды.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Система и структура органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный контроль. Полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль. Государственная регистрация прав на земельные участки. Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и ним».

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите функции государственного управления в сфере использования и охраны земель.

2. Какие органы государственной власти входят в систему органов государственного управления в сфере использования и охраны земель?

3. Какие методы управления используют органы государственного управления в сфере использования и охраны земель?

4. Какой существует порядок регистрации прав на земельный участок?

5. Какие виды контроля предусмотрены в сфере использования и охраны земель?

6. Что общего у видов земельного контроля и в чем состоит отличие?

7. Определите место органов местного самоуправления в системе земельного контроля.

8. Какие федеральные органы исполнительной власти уполномочены на осуществление государственного земельного контроля?

Тема № 10. Плата за землю и оценка земель

Студент должен знать:

- законодательные основы платности пользования землей;

- понятие и формы платы за землю;

- виды оценки земель;

уметь:

- определять субъектный состав правоотношений по уплате земельного налога;

иметь представление:

- о порядке исчисления и уплаты земельного налога;

- о порядке установления нормативной цены земли;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Цели и задачи введения платности пользования землей. Плата за пользование землей. Формы платы за землю. Субъектный состав правоотношений по уплате земельного налога и объекты налогообложения. Порядок исчисления земельного налога и освобождение от уплаты земельного налога. Арендная плата и её формы. Понятие нормативной цены земли.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем выражается кадастровая стоимость земли?

2. В чем состоит рыночная стоимость земли?

3. Каким нормативным правовым актом установлены правила проведения кадастровой оценки земель?

4. Для какой цели проводится кадастровая оценка земли?

5. Что является основанием для проведения рыночной оценки земли?

3. Каковы права и обязанности оценщика земельного участка?

Тема № 11. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования земель

Студент должен знать:

- понятие земельного правонарушения;

- виды ответственности за земельные правонарушения;

уметь:

- определять объект, субъект, объективную и субъективную стороны земельного правонарушения;

иметь представление:

- о составах преступлений и административных правонарушений в сфере использования и охраны земель;

- о правовых основах дисциплинарной и материальной ответственности за земельные правонарушения;

- о порядке и способах возмещения вреда, причиненного собственнику земельного участка, землевладельцу или землепользователю.

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Понятие и виды земельных правонарушений. Правонарушения, посягающие на имущественные права на земельные участки. Основания юридической ответственности за земельные правонарушения. Уголовная ответственность в сфере охраны и использования земель. Административная ответственность за земельные правонарушения. Составы административных проступков. Основания привлечения к административной ответственности. Субъекты административной ответственности. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Порядок и формы возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением. Дисциплинарная и материальная ответственность за земельные правонарушения. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности и применения дисциплинарного взыскания. Причины земельных правонарушений и путиих устранения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы виды правонарушений и ответственности в сфере использования и охраны земель?

2. В каком случае наступает административная ответственность за земельные правонарушения?

3. Назовите субъектов административной ответственности?

4.Когда наступает уголовная ответственность за земельные правонарушения?

5. Каковы основания наступления гражданско-правовой ответственности за земельные правонарушения?

6.В каком порядке возмещается вред, причиненный земельным правонарушением?

7. Какие установлены формы возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением?

8. Какие земельные правонарушения предусматриваются в КоАП РФ?

9. В каком порядке привлекаются к дисциплинарной ответственности виновные лица?

Тема № 12. Разрешение земельных споров

Студент должен знать:

- о разнообразии земельных правоотношений и видах земельных споров, связанных со статусом земельных участков, порядком распоряжения земельным участком, неразрешенностью вопроса о разграничении государственной собственности на землю, нарушением прав и законных интересов лиц – правообладателей земельными участками;

- способы и порядок защиты нарушенных прав и интересов лиц – правообладателей земельными участками;

уметь:

- различать виды земельных споров;

иметь представление:

- об особенностях подсудности и подведомственности земельных споров;

- об особенностях исков, в случае возникновения земельных споров;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях: Понятие и классификация земельных споров. Порядок рассмотрения земельных споров. Подведомственность земельных споров. Особенности разрешения земельных споров. Роль и полномочия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и специально уполномоченных органов при разрешении земельных споров. Использование данных государственного кадастра недвижимости и земельного мониторинга при разрешении конфликтов в сфере земельных правоотношений. Споры о признании прав на земельный участок. Процедура признания права собственника, землевладельца, пользователя и арендатора земельного участка. Государственная регистрация права на земельный участок, установленного вступившим в законную силу судебного решения. Восстановление нарушенных прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков. Споры о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка; о признании неправомерным актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении права на земельный участок. Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате издания акта, не соответствующего законодательству. Гарантии прав граждан на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Рассмотрение споров об определении величины причиненных убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников, землевладельцев, пользователей и арендаторов земельных участков. Споры между собственниками смежных земельных участков. Споры между бывшими супругами при разделе садового или дачного земельного участка. Споры между садоводческим товариществом и его членами. Споры об установлении сервитута, о признании права собственности на самовольную постройку, об обращении взыскания на земельный участок. Споры между наследниками при наследовании земельного участка. Споры об отмене государственной регистрации прав на земельный участок. Рассмотрение земельных споров арбитражными судами. Разрешение земельных споров третейскими судами. Материально-правовые последствия возникновение и последующего разрешения земельных споров. Судебная практика применения земельного законодательства.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких случаях суд отказывает о передаче в собственность земельных участков, находящихся у граждан и юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке переоформления?

2. В каких случаях граждане не могут приобрести в собственность земельные участки, находящиеся у них на праве пожизненного наследуемого владения в порядке переоформления?

3. Как решается в суде вопрос перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на недвижимость, расположенную на нем?

4. В каких случаях возникает спор в случае принудительного изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд?

5. В чем состоят особенности споров, возникающих из сделок с земельными участками?

Раздел 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Тема № 13. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Студент должен знать:

- понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения;

- субъектов права собственности на земли сельскохозяйственного назначения;

- особенности правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения;

- основные права и обязанности лиц по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения;

уметь:

- различать особенности правового режима использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

иметь представление:

- о принципах формирования фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения;

- о порядке предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения.

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Особенности правового режима сельскохозяйственных земель. Субъекты и формы использования земель в сельском хозяйстве. Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Основания возникновения и прекращения прав на использование земель сельскохозяйственного назначения. Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта земельного права. Условия и порядок предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства по использованию земель и их охране. Основания прекращения права собственности, владения, пользования, аренды земельного надела крестьянского (фермерского) хозяйства. Наследование прав на землю в крестьянском (фермерском) хозяйстве. Переход права на землю в порядке купли-продажи, залога, дарения имущества крестьянского хозяйства.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Понятие личного подсобного хозяйства. Право граждан на земельные участки для ведения подсобного хозяйства.

Понятие и организационно-правовые формы ведения гражданами садоводческого, огороднического и дачного хозяйства. Порядок приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков. Права и обязанности собственников садовых, огородных и дачных земельных участков. Порядок и условия совершения сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками.

Право граждан на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, для строительства дач, гражданского строительства, ведения предпринимательской деятельности.

Понятие служебного земельного надела. Порядок предоставления и прекращения права пользования служебными земельными наделами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие земли относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения?

2. Каков состав земель сельскохозяйственного назначения?

3. Что такое фонд перераспределения земель?

4. В чем заключается особый режим использования сельскохозяйственных угодий?

5. В каких случаях разрешено изъятие сельскохозяйственных угодий?

6. Что такое земельные доли?

7. Какие требования установлены к размеру земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения?

8. Какие особенности оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения?

9. Как осуществляется оборот земельных долей?

10. В каком порядке предоставляются земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства?

11. В каком порядке предоставляются земли для ведения личного подсобного хозяйства?

12 В каком порядке предоставляются земли для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства?

Тема № 14. Правовой режим земель населенных пунктов

Студент должен знать:

- понятие и состав земель населенных пунктов;

- порядок установления или изменения границ населенных пунктов;

- принципы территориального зонирования земель населенных пунктов;

уметь:

- различать понятия градостроительного регламента, генерального плана и схем территориального планирования муниципальных образований;

иметь представление:

- о правилах землепользования и застройки земель населенных пунктов (на примере Нижегородской области);

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Понятие и состав земель населенных пунктов и их основное целевое назначение. Планирование и территориальное зонирование населенных пунктов. Классификация территориальных зон населенных пунктов. Особенности правового режима земель, отнесенных к той или иной территориальной зоне. Земли общего пользования населенных пунктов. Понятие пригородных зон и особенности их правового режима. Особенности управление землями населенных пунктов. Порядок установления и изменения границ населенных пунктов.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Осуществление градостроительной деятельности. Понятие границ населенных пунктов. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов. Виды градостроительной документации. Содержание градостроительного регламента. Понятие и общая характеристика генерального плана.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие земли входят в состав поселений?

2. Что такое черта городских и сельских поселений?

3. В каком порядке устанавливается черта городских и сельских поселений?

4. Чем отличается порядок утверждения и изменения черты городских поселений от порядка утверждения черты городов федерального значения и городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований?

5. Какие территориальные зоны могут быть установлены на территории поселений в соответствии с градостроительным регламентом?

6. Что такое градостроительный регламент?

Тема № 15. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения

Студент должен знать:

- состав земель промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач;

- общую характеристику земель промышленности и иного специального назначения;

уметь:

- пользоваться нормами Земельного кодекса РФ для разграничения рассматриваемой категории земель на земли промышленности и иного специального назначения по целям, для которых они предоставляются;

иметь представление:

- о правилах определения размеров земельных участков для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта и иной специальной хозяйственной деятельности;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Общая характеристика земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Правовой режим земель промышленности: формы использования, порядок предоставления и изъятия. Правовой режим земель железнодорожного, автомобильного и иного транспорта. Правовое регулирование установления и использования полос отвода и охранных зон на землях железнодорожного, автомобильного и иного транспорта.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Правовой режим земель, занятых средствами связи и электропередачи. Порядок использования и охраны земель, предоставленных для сооружений и линий связи. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие и состав земель специального назначения.

2. Что такое охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особым режимом использования земель?

3. Какие земли рассматриваемой категории могут находиться только в федеральной собственности?

4. Какие земли данной категории могут находиться в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности?

5. Каковы особенности правового режима земель промышленности?

6. Каковы особенности правового режима земель энергетики?

7. Каковы особенности правового режима земель транспорта?

8. Каковы особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности?

9. Каковы особенности правового режима земель обороны и безопасности?

Тема № 16. Земли особо охраняемых территорий и объектов

Студент должен знать:

- понятие и состав земель особоохраняемых территорий;

- виды особо охраняемых природных территорий;

- особенности использования и охраны земель особоохраняемых территорий и объектов;

уметь:

- определять порядок отнесения земель особоохраняемых территорий к землям федерального, регионального и местного значения;

иметь представление:

- о мерах по охране особоохраняемых территорий;

- о правовом режиме государственных природных заповедников и национальных парков.

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Понятие и общая характеристика правового режимаземельприродоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Понятие, состав и особенности правового режима земель особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Понятие, состав и особенности правового режима земель природоохранного назначения. Понятие, состав и особенности правового режима земель рекреационного назначения. Понятие, состав и особенности правового режима земель историко-культурного назначения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое земли особоохраняемых территорий и объектов?

2. Чем характерен правовой режим особоохраняемых природных территорий?

3. Чем характерен правовой режим земель государственных природных заповедников?

4. Какие еще особоохраняемые природные территории вы знаете?

5. Какие земли относятся к рекреационным?

6. Что понимается под землями историко-культурного назначения?

7. Почему возрастает значение земель рекреационного и историко-культурного назначения?

Тема № 17. Правовой режим земель лесного фонда

Студент должен знать:

- понятие и общую характеристику земель лесного фонда;

- виды прав пользования земельными участками лесного фонда;

- понятие леса, деление его на категории;

уметь:

- определять порядок отнесения участков лесного фонда к той или иной категории;

иметь представление:

- о мерах по охране земель лесного фонда;

- о порядке перевода земель лесного фонда в земли иных категорий;

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Понятие леса и земель лесного фонда. Подразделение лесов на категории, их значение для правового режима земель лесного фонда. Особенности правового режима земель защитных лесов, особо защитных участков лесов и участков ценных лесов. Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Принципы государственного управления лесным фондом. Структура и полномочия государственных органов исполнительной власти в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Лесохозяйственный регламент лесничеств и лесопарков.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Принципы разграничения полномочий в области лесных отношений между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Право лесопользования и его виды. Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под землями лесного фонда?

2. Что такое основное и побочное лесопользование?

3. На каких принципах базируется государственное управление лесным фондом?

4. Что понимается под лесным участком?

5. Кто является субъектом права собственности на участки лесного фонда?

6. На какие категории подразделяются леса на землях лесного фонда?

7. Дайте характеристику особо защитных участков лесов.

Тема № 18. Правовой режим земель водного фонда и земель запаса

Студент должен знать:

- понятие земель водного фонда;

- особенности правового регулирования предоставления земельных участков с расположенными на них водными объектами;

- виды водопользования;

уметь:

- дать понятие континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, схематично изобразить их месторасположение;

иметь представление:

- о мерах по охране земель, занятых водными объектами;

- об основаниях возникновения прав на земельные участки, предоставленные в целях водопользования.

Вопросы для рассмотрения и обсуждения на лекционных занятиях:

Понятие и состав водного фонда и земель водного фонда. Право водопользования и его виды. Порядок установления водоохранных зон.

Основания возникновения и прекращения права водопользования. Право пользования земельными участками, занятыми водными объектами.

Права и обязанности водопользователей и пользователей землями водного фонда. Управление в области использования и охраны земель водного фонда. Понятие, общая характеристика и правовой режим земель запаса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под землями водного фонда?

2. Какие установлены виды водопользования?

3. Что понимается под береговой линией?

4. В каких целях устанавливаются водоохранные зоны?

5. Что понимается под водоохраной зоной?

6. Что такое басейновые округа?

7. Сколько создано бассейновых округов на территории Российской Федерации?

8. В чьем ведении находится установление правового режима водоохранных зон?

9. Что понимается под землями запаса?

Планы семинарских (практических) занятий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.