КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по проведению вводного занятия
Цели вводного, первого занятия со студентами 4 курса по исполнительному праву состоят в том, чтобы: во-первых, познакомиться со студентами группы; во-вторых, ознакомить студентов с требованиями кафедры кстудентам; в-третьих, раскрыть студентам программу подготовки по исполнительному праву; в-четвертых, выявить уровень знаний студентов, усвоенные ими на предыдущих курсах; в-пятых, объяснить студентам те требования, которые предъявляются к ним на семинарских занятиях, и, в-шестых, ознакомить их с порядком проведения зачетов и экзаменов по исполнительному праву. Ознакомление преподавателя с группой должно означать персональное знакомство с каждым студентом группы. Важно провести это знакомство неформально, не ограничиваться перекличкой по списку, а конкретно поговорить с каждым студентом, пытаясь выявить его успеваемость, желание заниматься той или иной областью правоведения, перспективы его будущей работы и т. п. Необходимо внимательно присмотреться к студенту с точки зрения его общего развития. Иначе говоря, это должен быть хороший, человеческий разговор, имеющий целью расположить студента к нормальному общению с преподавателем. Об установлении таких контактов преподаватель обязан заботиться с самого первого занятия. Надо сразу же отказаться от «командования», а вести разговор со студентом как с равным, но обязанным выполнять определенные требования кафедры. Особое внимание необходимо обратить на ознакомление студентов с требованиями кафедры по изучению земельного права. Думается, что главный принцип здесь должен состоять в том, чтобы дать понять студентам, что знания они могут получить только сами, своим трудом, а роль преподавателя — помочь им эти знания получить. При этом наше главное требование — знание предмета. Но это — не простое зазубривание формулировок из учебника. Надо воспитывать творческих людей — будущих профессиональных юристов, которые могут самостоятельно размышлять и находить различные решения трудных жизненных вопросов. Следует твердо заявить, что с бездельниками «возиться» не будут: человек, получивший диплом университета, должен быть высококвалифицированным юристом, а не недоучкой. Очень важно на первом же занятий объяснить студентам учебный план подготовки по исполнительному праву и характер занятий. Необходимо обратить внимание на то, что только в сочетании всех форм занятий по данному предмету можно получить требуемый уровень знаний. Особо необходимо сказать о лекциях, которыми некоторые студенты пренебрегают. При этом необходимо сослаться на недостаток литературы по дисциплине: складывающаяся ситуация позволяет утверждать, что только на лекции они получают систему тех знаний, которые им нужны. Важно подчеркнуть необходимость системного подхода к изучению такого предмета, как исполнительное право. О специализации целесообразно сказать подробнее, и здесь же упомянуть о курсовых и дипломных работах. Особое внимание необходимо обратить на требования, которые будут предъявлены студенту на семинарских занятиях. Основой здесь должен стать примерный план проведения семинарских занятий. Ожидать глубоких ответов здесь не следует: студенты очного отделения не имеют глубоких знаний по исполнительному праву вообще, т.к. только начали изучать данный предмет в 7 семестре. Одна из задач вводного занятия — объяснить порядок проведения зачетов по исполнительному праву и требования преподавателей кафедры. Конечно, как и раньше, возможна «автоматическая» форма получения зачета. Но необходимо объяснить, что это возможно при наличии следующих условий: систематическое посещение занятий; студент, пропустивший занятие, независимо от причин, должен сдать данную тему на консультации; активная работа на занятиях (преподаватель должен вести учет работы студента в семестре). Особо необходимо обращать внимание на доклады студентов на занятиях, их активное участие в коллективных обсуждениях. Говоря об экзаменах, надо подчеркнуть, что программа — главное для студента. Надо предупредить студентов, что вопросы на зачете будут сформулированы экзаменатором в точном соответствии с программой. Теоретические семинары могут быть различными по своему характеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит преподаватель на данном этапе обучения. Можно выделить три основных типа теоретических семинаров. а) теоретический семинар — познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы («блока»). Такая форма семинара может быть использована в самом начале изучения темы («блока») как способ первоначального ознакомления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. б) теоретический семинар — диспут. Семинар данного типа лучше всего проводить тогда, когда уже изучена тема или значительная ее часть по определенному крупному и достаточно дискуссионному вопросу. Его можно проводить в виде «круглого стола», где каждый высказывает свою позицию, с последующим подведением итогов. В этом случае наряду с использованием способов подготовки, указанных в п. «а», можно использовать некоторые элементы «деловой игры», в частности разбить студентов по группам, каждая из которых должна отстаивать определенную позицию с необходимыми доказательствами. Можно выделить также и группу «экспертов», которые должны проанализировать выступления и сделать вывод о том, какую позицию лучше принять во внимание. Роль преподавателя здесь еще больше, особенно в период подготовки такого семинара, где необходимо определить круг спорных проблем, соответственно подобрать литературу, дать определенные задания студентам (группам студентов) и т. п. В конце преподаватель должен подвести итоги и, главным образом, оценить проделанную студентами самостоятельную работу по подготовке к диспуту. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы студенты в период дискуссии ссылались не только на прочитанную литературу, но и на международные договоры. Необходимо обращать внимание на корректность выступающих, прививать им навыки интеллигентности при обсуждении, уважение к другим точкам зрения. в) теоретический семинар — итоговый. Его проведение возможно в конце изучения темы как подведение итогов. Организация такого семинара возможна в виде конференции или в ином виде. Цель семинара — лучше выявить знания студентов и оценить их. Если при подведении итогов студент показал хорошие знания, то эта оценка может быть учтена при проведении курсового экзамена. Необходимо заранее нацелить на это студентов, что будет некоторым стимулом для их самостоятельной работы. Выбор типа теоретического семинара по конкретной теме — дело преподавателя. Это зависит и от темы, и от характера группы. Не следует думать, что по каждой теме надо проводить все три вида теоретического семинара. Это невозможно. Следует выбирать, что важнее для данной темы и для данной группы. При этом необходимо найти правильное сочетание теоретического семинара с иными формами ведения семинарских и практических занятий. Готовясь к проведению теоретического семинара, преподаватель должен иметь в виду, что главная цель теоретических семинаров — повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по возможности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется. При этом было бы неправильным давать задания только успевающим студентам.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |