КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы власти и управления
Правовая система. Право и общество древнего Китая.
1)Источники права. Формы выражения права: дао (Путь), ли (ритуал), фа (формальный закон). Все эти виды источников права неотделимы от морали, но легисты отделили мораль от права и создали чистое учение о законе (фа). Прецедент - ссылки на предыдущие решения мудрых правителей древности, произведения Конфуция, других философов, легистов – источник для решений по судебным и адм. делам. Запись правовых текстов на бронзовых сосудах или треножниках для них (употреблялись в культе – попытка подчеркнуть божественный характер происхождения законов). Мин – формальный приказ сюзерена исполнить что-л. определенное, отдаваемый вассалу. Обычай (и фольклор) (легисты с ними боролись) Со временем – иерархическое упорядочивание права – инкорпорация фа. Кодификации не было. Считается, что первая инкорпорация — свод Ли Гуй в эпоху Чжаньго — Фа цзин - «Канон законов». Центральное место занимали законы люй (проверенные веками нормы уголовного права) и законы лин (недавние или современные постановления законодателя, дополнявшие и развивавшие люй, не уголовные законы). Гэ (вместо мин и ши) – указы императоров – правила поведения. Из всех источников права хорошо сохранились только законы люй. Остальные долшли лишь в разрозненных отрывках. Китайская правовая система непривычна для европейца. Отсутствие привычной систематики. Морализующее право, подвергающееся деградации. Один из способов достижения добродетельного правления (в публичном праве), осознания вины, очищения от греха - в уголовном праве), достижения благосостояния, зажиточности - в частном праве. Архаичность форм. Каузальность норм, сложно обобщать и применять аналогию. Понятие государства – не четкое. В основе государственности – понятие жесткой власти. Император. Термин появился в эпоху Чжоу. IVв. до РХ - реформы Шан Ян для централизации и усиления царств Цинь, в результате - создание деспотической Циньской империи (опора власти – тюремные чиновники, карают смертью без проверки, все дела решаются только императором). До Цинь – владыка (ван). Власть вана – большая, но не деспотическая. 1)Следил за с/х и ирригационными работами, распределял землю, заботился о быстрой уборке и сохранности урожая. Распорядитель гос. резерва. – сильная гос. власть. 2) Военное дело (карательные походы, защита). С усложнением жизни общества – более конкретная власть вана. Руководил чиновничеством, правосудием, последнее слово во всех сферах жизни Китая, в т.ч. в сфере религии (в эпоху Чжоу – главный жрец, «Сын неба»). Народное собрание. Народоправства не было - только элементы представительства – феодальные институты съездов магнатов.Но в ирригационных обществах роль свободного труда первична по отношению к зависимому труду, а там, где есть община, есть институт народного собрания. «Люди города» - главные действующие лица народных собраний. Своеобразная форма проведения собрания: чиновник говорит и задает вопросы толпе, она ему отвечает. В ведении собрания: вопросы избрания нового вана в рамках династии, созыв ополчения. Со временем народное собрание созывается на местном уровне в помощь правительственной администрации, контроль чиновников над собранием становится жестче. Административный аппарат. Ван решал сложные дела, поэтому еще в эпоху Инь появился придворный совет. Вплоть до Цинь (легизма) сильные позиции родовой верхушки в управлении страной. Легизм требовал равенство всех перед законом и награждения по заслугам, а не по рождению – удар по аристократии: титулы оставались, но привилегий рождения нет. Империя Цинь: Верхи чиновничества организуются в упорядоченный центральный аппарат: 3 министра и 3 главных советника при ване (министры без портфеля, но с огромной властью). Итого 6 отраслей управления: 1. Центральное ведомство во главе с императором – координация работы остальных. Непосредственное руководство - 2 первых советника - чэнсянь. При каждом – канцелярия из чиновников шичжун и шаншу. 2. Военная отрасль. Военный министр — тай вэем, командовал армией (в основном из народного ополчения) с помощью генералов. 3. Судебное ведомство. Т.к. суд не отделен от администрации, то это ведомство осуществляло судебное производство в административном порядке. 4. Финансовое ведомство. Аппарат местных фискалов и зав.гос.складами продовольствия управлял сбором налогов и гос. запасами. 5. Дворцовое ведомство во главе с министром двора – строгое разграничение интересов казны и императора. Печатники — фуцзэлин, оружничие - э холу, советники — боши, начальник телохранителей вэй-вэй и др. 6. Верховная прокуратура. Следствие по особо важным делам, надзор на местах за правительственными чиновниками. Циньская система управления в дальнейшем только совершенствовалась.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |