КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и структура экологического права
Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню». Современное экологическое право России относится к динамично развивающимся отраслям российского права. Основное назначение экологического права — ü обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, ü получение достоверной информации о ее состоянии; ü возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
Обязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основных, конституционных. Граждане и их общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 142 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях. Экологическое право прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источниках древнероссийского права к санитарному и лесному законодательству Российской империи, затем от советских декретов «О земле», «О лесах», «О недрах» к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдельных природных объектов. Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в: · Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; · Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ, · Федеральных законах: Ø от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.), Ø от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Ø от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.); Ø от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; Ø от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.); Ø от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ « Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 10 января 2003 г.); Ø от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15 апреля 1998 г.). Основные направления экологической политики России определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». и многих других нормативных правовых актах РФ Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы, природопользования и охраны окружающей природной среды регулируются и актами субъектов Российской Федерации. На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, акты органов местного самоуправления об озеленении и благоустройстве населенных пунктов, повышении плодородия земель и т.п. На развитие экологического права оказывают влияние международные акты. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Экологическое право должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды как природоохранительные, природоресурсные, так и иные, тесно с ними связанные отношения, например, общественные отношения по формированию и укреплению экологического правопорядка. Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий). Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством, по охране (защите) и рациональному использованию природных ресурсов. Система экологического контроля включает в себя · государственный и общественный надзор, · экологический мониторинг (включая международный), · проведение экологической экспертизы, · оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания. Государственный экологический мониторинг — это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы. Экологическая экспертиза - это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Экологическая экспертиза выступает организационно-правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов. В числе форм экологической экспертизы — эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертизы, а также такая предварительная мера, как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду. Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: · лицензии на природопользовании; · лимиты; · экологические фонды для восстановления. Одним из принципов экологического законодательства, установленных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Экологическая ответственность представляет собой совокупность неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормы экологического законодательства или экологические права человека и гражданина. Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления — из средств государственных экологических фондов. При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и производственных помещений, оборудования, и, как правило, упущенная выгода. Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и экологического законодательств. Важность борьбы с такими нарушениями обусловила включение в Уголовный кодекс РФ целой главы (глава 26) об экологических преступлениях. Уголовная ответственность предусматривается за 14 видов преступлений, среди которых 1. нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, 2. нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, 3. загрязнение вод, 4. загрязнение атмосферы, 5. порча земли, 6. незаконная охота, 7. нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, 8. нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.
Соответствующая глава содержится также в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 8.1—8.40 КоАП РФ). Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования наступает за · сокрытие или искажение экологической информации, · порчу земель, · нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов, · нарушение правил водопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.
Гражданское законодательство предусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологического вреда. Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природным объектам. При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный природным объектам, возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнением договорных обязательств, он исчисляется в соответствии с гражданским законодательством и условиями договора. Гражданским законодательством охраняется также право собственности на природные ресурсы.
Материальная ответственность за экологические правонарушения по нормам трудового законодательства наступает в отношении должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружающей природной среды или рациональному использованию природных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативно-правовым актом, коллективным или трудовым договором, например, в отношении государственных инспекторов лесной охраны, государственных инспекторов водной охоаны и т.п. За экологические правонарушения могут применяться и такие виды ответственности, как · лишение или приостановление права природопользования, · изъятие нерационально используемого земельного участка, ограничение права природопользования, · возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.
В контексте проблем экологической ответственности целесообразно обратиться к ее позитивной разновидности, адресуемой индивидам. Она обусловлена публичной конституционной обязанностью российских граждан — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Возведение этой меры должного поведения на конституционный уровень обусловлено именно тем, что среда обитания имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает основания говорить о четырех формах механизма реализации конституционной обязанностью российских граждан — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58): 1. консервативной (максимальное невмешательство в природу); 2. рациональной (разумное использование); 3. компенсационной (оздоровление окружающей среды); 4. инициативной (улучшение окружающей среды).
В реализации гражданами РФ обязанности сохранять природу и окружающую среду особое место принадлежит государству.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |