Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура экологического права




 

Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от эколо­гии ведет к превращению планеты в пустыню».

Современное экологическое право России относится к дина­мично развивающимся отраслям российского права.

Основное назначение экологического права

ü обеспечение конституци­онного права граждан на благоприятную окружающую среду,

ü получение достоверной информации о ее состоянии;

ü возме­щение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу эко­логическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

 

Обязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основ­ных, конституционных.

Граждане и их общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления свое­временной, полной и достоверной информации о состоянии ок­ружающей среды и мерах по ее охране.

Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологическо­го права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобре­тает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиоло­гической службы Минздрава РФ, из 142 млн российских граж­дан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях.

Экологическое право прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источ­никах древнероссийского права к санитарному и лесному зако­нодательству Российской империи, затем от советских декре­тов «О земле», «О лесах», «О недрах» к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдель­ных природных объектов.

Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в:

· Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

· Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ,

· Федеральных законах:

Ø от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.),

Ø от 4 мая 1999 г. 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Ø от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.);

Ø от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности на­селения»;

Ø от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.);

Ø от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ « Осанитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» (ред. от 10 января 2003 г.);

Ø от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15 апреля 1998 г.).

Основные направления экологической политики Рос­сии определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого раз­вития». и многих других нормативных правовых актах РФ

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружаю­щей среды отнесены, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Консти­туции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы, природопользования и охраны окружающей природной среды регулируются и актами субъектов Российской Федерации.

На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, акты органов местного самоуправления об озеленении и благоустрой­стве населенных пунктов, повышении плодородия земель и т.п.

На развитие экологического права оказывают влияние меж­дународные акты.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государ­ственной политики в области охраны окружающей среды.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составля­ющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Зем­ле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Экологическое право должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды как природо­охранительные, природоресурсные, так и иные, тесно с ними связанные отношения, например, общественные отношения по формированию и укреплению экологического правопорядка.

Управление охраной (защитой) окружающей природной сре­ды включает экологический контроль, построенный на мето­дах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуп­равления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством, по охране (защите) и рациональному использованию природных ресурсов.

Система экологического контроля включает в себя

· государственный и общественный надзор,

· экологиче­ский мониторинг (включая международный),

· проведение эко­логической экспертизы,

· оценку воздействия любой планируе­мой деятельности на среду обитания.

Государственный экологический мониторинг — это служ­ба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы.

Экологическая экспертиза - это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия тре­бованиям экологической безопасности. Экологическая экспер­тиза выступает организационно-правовой формой предупреди­тельного контроля всех предплановых (предпроектных) матери­алов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов.

В числе форм экологической экспертизы — эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертизы, а также такая предварительная мера, как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

Экономический механизм охраны природной среды включа­ет следующие части:

· лицензии на природопользовании;

· лимиты;

· экологические фонды для восстановления.

Одним из принципов экологического законодательства, уста­новленных в Федеральном законе «Об охране окружающей сре­ды», является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологическая ответственность представляет собой совокуп­ность неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормы экологического законодательства или экологические права человека и гражданина.

Юридические и физические лица, виновные в экологиче­ском правонарушении, причинившем ущерб здоровью или иму­ществу граждан, возмещают его в полном объеме.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, упол­номоченного на то органа государственного управления, обще­ственного объединения.

Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установле­ния — из средств государственных экологических фондов.

При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитыва­ется прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования, и, как правило, упущен­ная выгода.

Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и эко­логического законодательств.

Важность борьбы с такими нарушениями обусловила вклю­чение в Уголовный кодекс РФ целой главы (глава 26) об эколо­гических преступлениях.

Уголовная ответственность предусмат­ривается за 14 видов преступлений, среди которых

1. нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ,

2. на­рушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов,

3. загрязнение вод,

4. загрязнение атмосферы,

5. порча земли,

6. незаконная охота,

7. нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений,

8. нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

 

Соответствующая глава содержится также в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 8.1—8.40 КоАП РФ). Административная ответственность за правонарушения в облас­ти охраны окружающей природной среды и природопользова­ния наступает за

· сокрытие или искажение экологической ин­формации,

· порчу земель,

· нарушение требований по рациональ­ному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов,

· нарушение правил водопользования и иные наруше­ния природоохранного законодательства.

 

Гражданское законодательство предусматривает возмеще­ние ущерба и крупные штрафы за причинение экологическо­го вреда. Правительством РФ и органами исполнительной влас­ти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления матери­ального ущерба, нанесенного природным объектам.

При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный при­родным объектам, возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природ­ной среды, с учетом понесенных убытков, потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнением дого­ворных обязательств, он исчисляется в соответствии с граждан­ским законодательством и условиями договора. Гражданским законодательством охраняется также право собственности на природные ресурсы.

 

Материальная ответственность за экологические правона­рушения по нормам трудового законодательства наступает в от­ношении должностных лиц и иных работников, по вине кото­рых предприятие, учреждение, организация понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного эколо­гическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненад­лежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружа­ющей природной среды или рациональному использованию при­родных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативно-правовым актом, коллективным или трудо­вым договором, например, в отношении государственных инс­пекторов лесной охраны, государственных инспекторов водной охоаны и т.п.

За экологические правонарушения могут применяться и та­кие виды ответственности, как

· лишение или приостановление права природопользования,

· изъятие нерационально используе­мого земельного участка, ограничение права природопользова­ния,

· возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.

 

В контексте проблем экологической ответственности целесо­образно обратиться к ее позитивной разновидности, адресуемой индивидам. Она обусловлена публичной конституционной обя­занностью российских граждан — сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Возведение этой меры должного поведения на конституционный уровень обусловлено именно тем, что среда обитания имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает основания говорить о четырех фор­мах механизма реализации конституционной обя­занностью российских граждан — сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58):

1. консерватив­ной (максимальное невмешательство в природу);

2. рациональной (разумное использование);

3. компенсационной (оздоровление ок­ружающей среды);

4. инициативной (улучшение окружающей среды).

 

В реализации гражданами РФ обязанности сохранять приро­ду и окружающую среду особое место принадлежит государ­ству.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.