КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система административного права
Способы административно-правового регулирования Характер требования, зафиксированного в правовой норме, позволяет выделить три основных способа (средства) правового регулирования: 1. Предписание (обязывание)состоит в возложении юридической обязанности совершения субъектом определенных действий, предусмотренных нормой права. 2. Запрет — это, по сути, тоже предписание, но заключающееся в возложении обязанности воздерживаться от совершения определенных действий. 3. Дозволение (управомочивание) — это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (на совершение определенных действий или на отказ от их совершения по своему усмотрению). Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты. Таким образом, для регулирования отношений, входящих в предмет административного права, используется метод императивного регулирования, иногда дополняемый элементами диспозитивности. Основными способами административно-правового регулирования предстают предписания и запреты, в меньшей степени используются дозволения.
Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли. Норма права – общеобязательное правило поведения, устанавливаемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой. Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке. Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права. Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений. Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Понятие и виды государственной службы СПРАВКА Принципиальное упорядочение отношений в сфере государственной службы обычно связывают с реформами Петра I, в частности, с принятым им Табелью о рангах, установившим 14 классов для чиновников на государственной службе, - их звания, оплату труда, порядок прохождения службы. Впоследствии были приняты и многие другие законодательные акты, из которых следует назвать Закон о гражданской службе 1896 года, который вобрал в себя многие нормы предшествовавших актов о государственной службе и который действовал вплоть до 1917 года. Советское государство на протяжении всей своей истории правовому регулированию государственной службы уделяло крайне незначительное внимание. Как парадокс в этом деле надо отметить тот факт, что единственным законодательным актом общего характера о государственной службе в РСФСР и СССР было «Временное положение о службе в государственных предприятиях и учреждениях» 1922 года, действовавшее в течение более 70 лет. Отдельные вопросы государственной службы регулировались в актах по отраслям, например, о званиях, чинах и рангах, о прохождении службы, о порядке замещения должностей по конкурсу и т.д. Такое состояние законодательства о службе, в частности, отсутствие на протяжении 70 лет закона о государственной службе, что вообще-то недопустимо для цивилизованного государства, имеет свое объяснение. Дело в том, что кадровая политика, о содержании которой сказано выше, всецело находилась в руках КПСС, которая, как известно, меньше всего строила руководство обществом и государством на основе закона. Все кадровое дело строилось не на законе, а на усмотрении партийных инстанций. Основной же организационной формой кабинетного решения кадровых вопросов была номенклатура, не предусмотренная никаким законодательством. В таких случаях надобности в законе не было, он был бы помехой сложившемуся порядку в кадровой политике. И лишь в 1995 году принят, наконец, общий, так сказать, стартовый. Закон о государственной службе - «Об основах государственной службы Российской Федерации» 31 июля 1995 года. В Законе нашли определение следующие основные категории: · государственная служба, · государственный служащий, · принципы государственной службы, · основы правового статуса государственного служащего, прохождение государственной службы. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2). Все лица, занятые в деятельности государственных органов, закон разделяет по должностям на три: «А», «Б», «В». К категории «А» относит лиц, которые непосредственно (т.е. лично) исполняют полномочия государственных органов - Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие лица, предусмотренные в реестре государственных должностей в Российской Федерации. К категории «Б» Закон относит лиц, которые заняты непосредственно обеспечением исполнения полномочий лиц, входящих в категорию «А», - заместители, помощники, многие другие лица, составляющие, как принято говорить, рабочий аппарат Президента, Правительства, министерств и ведомств и других государственных органов. В категорию «В» входят лица, занятые в государственном органе для исполнения и обеспечения их полномочий - секретари, курьеры и другие (ст. 1). К государственной службе относится, однако, деятельность лиц не всех трех категорий, а только категорий «Б» и «В» (ст. 2). Лица категории «А», как принято считать, - первые лица в государственном аппарате, не несут государственную службу, государственными служащими не являются и на них данный закон не распространяется. Хотя все они занимают государственные должности и выполняют в силу этого важнейшие и определяющие государственные полномочия - руководящего и направляющего значения. Такой подход закона к очерчиванию сферы государственной службы - новый в нашей правотворческой и практической деятельности, свидетельствует о более узкой целенаправленности государственной службы. Основные признаки государственного служащего: · он действует при исполнении своих служебных полномочий по поручению государства и от его имени. · каждый из них занимает государственную должность, учрежденную государством. · оплата труда государственного служащего по нормам и формам, устанавливаемым государством. Классификация государственных служащих: · по роду их деятельности; · по признаку объема должностных полномочий. Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы: 1. служащие в государственном аппарате, 2. военнослужащие. В свою очередь, можно проводить дальнейшую классификацию каждой из групп. Служащие государственного аппарата делятся по органам, в которых они трудятся: · служащие в органах представительной власти, · служащие в органах управления, · судьи, · работники прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются · по видам и роду вооруженных сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т.д.), · в службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и др. структурах). Классификация государственных служащих по объему должностных полномочий: · руководители (относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители); · специалисты (основной состав) - относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учетно-бухгалтерских подразделений и т.д.; · вспомогательный персонал - относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа (организации), но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие. По признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. · служащие, наделенные полномочиями распорядительного свойства, т.е. полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д. · служащие, таковыми полномочиями не наделенные. 6.2. Административные правонарушения и административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП). Признаки административного правонарушения: · антиобщественность - административные правонарушения наносят вред охраняемым общественным отношениям; · противоправность - субъект совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом; · виновность - правонарушение совершено виновно, умышленно или по неосторожности. Деяние совершено сознательно, с присутствием воли. Или лицо не отдает отчета о своих действиях, не руководит ими в момент совершения правонарушения, так как оно находилось в состоянии невменяемости; · наказуемость -только то деяние, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Данные признаки присущи не только административному проступку, но и другим правонарушениям. Их отличает друг от друга степень общественной опасности. Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного введено в оборот понятие «состав правонарушения». Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение, за которое наступает административная ответственность. Этими элементами выступают: 1) объект, 2) объективная сторона, 3) субъект, 4) субъективная сторона административного правонарушения.
1) Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда? где? с помощью каких средств совершено административное правонарушение?
3) Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение. Индивид — это физическое вменяемое лицо, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения. Административную ответственность несет субъект, который достиг 16-летнего возраста (общее правило). Субъектами ответственности по новому Кодексу могут быть не только физические, но и юридические лица.
4) Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина,мотив и цель. Вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины — умысел и неосторожность. Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел). Неосторожность, в свою очередь, может проявляться как: ► небрежность (субъект, совершивший административное правонарушение, не осознавал, не предвидел возможность наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела); ► самонадеянность (субъект, совершивший административное правонарушение осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий). Необходимо отличать неосторожность от казуса, так как в последнем случае ответственность не наступает ввиду отсутствия вины. Казус (случай) - когда лицо не осознавало, не предвидело и по обстоятельствам дела не должно было предвидеть наступления вредных последствий. Мотив - внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение). Цель - конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение). Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения лица, совершившего административное правонарушение к административной ответственности.
Совершенное административное правонарушение является основанием для привлечения к административной ответственности, за которое налагается административное наказание. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности субъекта претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Для привлечения к административной ответственности необходимо: 1) наличие правового (юридического) основания, то есть правовой нормы, устанавливающей правовое поведение; 2) наличие фактического основания: должна быть нарушена норма, то есть совершено административное правонарушение. Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности. 6.З. Виды административных наказаний Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесения вреда деловой репутации юридического лица. Кодекс об административных правонарушениях введен в действие с 1 июля 2002 года !!!По новому КоАП · вместо термина «административное взыскание» употребляется термин «административное наказание» · из перечня административных наказаний исключены исправительные работы. · введен новый вид наказания – дисквалификация. · вводится институт ответственности юридических лиц. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Устанавливается, что в отношении юридического лица могут применяться 1) предупреждение, 2) административный штраф, 3) возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. · снижены штрафы, налагаемые за мелкие хищения; · установлены штрафы за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами; · повышены штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах, поездах местного и дальнего сообщения, автобусах междугороднего сообщения; · Отдельно выделяется глава, посвященная административным правонарушениям в области дорожного движения. · увеличен административный штраф до 10-20 МРОТ (ранее – 8-12) за управление транспортом в нетрезвом состоянии и т. д. · Законодательно изменяется круг лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. В частности, Кодекс закрепляет эти полномочия по определенным делам за мировыми судьями (прежний КоАП положений о подведомственности дел мировым судьям не содержит). · С 2007 года штрафы в КоАП выражаются в рублях, а не в МРОТах!
Виды административных наказаний: 1. предупреждение; 2. административный штраф; 3. обязательные работы 4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6. административный арест; 7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8. дисквалификация; 9. административное приостановление деятельности.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |